Ошибка :

Показать отладочную информацию

Дополнительное образование детей и молодёжи как действенный механизм развития одарённого ребенка
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
11.10.2021 в 09:10 | Галина imo214@mail.ru Шалтан
Шалтан Г.И., заведующий учебно-методическим кабинетом государственного учреждения дополнительного образования «Дворец детей и молодёжи г.Новополоцка» Интерес к одарённым детям актуален во все времена. В современном обществе высока потребность в людях, мыслящих не стандартно: творческих, активных. Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых учащихся являются основными ориентирами деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей и молодёжи, так как обучение одарённых детей сегодня – это предтеча обучения всех детей завтра. Существуют различные подходы к детской одарённости, есть и абсолютно противоположные: «Все дети – одарённые» и «Одарённость – уникальное явление». В своей работе педагоги Дворца детей и молодёжи г.Новополоцка исходят из того, что все дети являются в большей или меньшей степени одарёнными, – каждый ребёнок по-своему. Задача педагога дополнительного образования – выявить эту одарённость, найти подход к развитию способностей учащихся. По мнению психологов, развитие одарённости – это результат сложного взаимодействия природных задатков, социальной среды и процесса саморазвития личности. Одарённость определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены навыки [1]. Творческая одарённость, которая характерна для учащихся учреждения дополнительного образования детей и молодёжи, характеризуется нестандартным восприятием мира, оригинальным мышлением, насыщенной эмоциональной, творческой жизнью. В объединениях по интересам Дворца ведётся работа по выявлению и поддержке одарённых учащихся – это первая составляющая решения проблемы одарённости. Самые успешные учащиеся могут получить возможность индивидуального обучения. Так, в 2021/2022 учебном году по решению методического совета учреждения 6 учащихся объединений по интересам художественного профиля (образовательные области: «Музыкальное творчество», «Декоративно-прикладное творчество», «Театр») и 1 учащийся объединения по интересам технического профиля будут дополнительно (2 часа в неделю) обучаться по индивидуальным программам. А второй составляющей является профессиональная и личностная подготовка педагогов для работы с одарёнными детьми. И здесь главным, при отсутствии штатного психолога в учреждении, становится самообразование, как необходимое постоянное слагаемое жизни современного педагога. Выявление одарённости проводится посредством психолого-педагогического мониторинга. Ключевое значение приобретают такие критерии одарённости, как:  высокие результаты, который учащийся показывает в образовательном процессе, в конкурсах, соревнованиях и т.д.;  быстрое освоение нового материала, навыков и умений;  проявление заинтересованности образовательным процессом объединения по интересам или видом определённой деятельности в нём;  наличие аргументированного собственного мнения видения ситуации, способов решения поставленной проблемы;  самостоятельное инициирование определённой формы деятельности и её результативность. Сегодня мы обучаем творческое поколение Z, которое стремится улучшить мир вокруг себя и имеет собственное представление, как это можно сделать. Педагоги стремятся понять своих учащихся, направить их усилия на созидательную деятельность, научить справляться с зачастую завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Для этого во Дворце детей и молодёжи г.Новополоцка используются различные формы. Это индивидуальный подход в обучении; деление группы на малые подгруппы; учебная проектная, исследовательская и конструкторская деятельность; индивидуальные консультации и подготовки к конкурсным мероприятиям; применение сетевых форм реализации обучения; система фестивалей, конкурсов, соревнований, олимпиад; тесное сотрудничество с родителями. Всё это позволяет одарённому учащемуся, продолжая обучаться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, углублять свои знания и развивать ресурсы в области, соответствующей его одаренности. Результаты эффективной работы с одарёнными учащимися – на виду, мы гордимся их победами в конкурсах, на соревнованиях, турнирах различного уровня, но победы – не самоцель. Это подтверждение того, что учреждению дополнительного образования детей и молодёжи принадлежит поистине особая роль в развитии способностей учащихся, что дополнительное образование детей и молодежи – действенный механизм развития одарённого ребёнка. ЛИТЕРАТУРА 1. Александрович, Т.В. Организация работы с одарёнными детьми [Текст]: электронный учебно-методический комплекс/ Т.В.Александрович; Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина, кафедра специальных педагогических дисциплин.– Брест: БрГУ, 2018.– 204 с.