Ошибка :

Показать отладочную информацию

Выявление одаренных детей и создание условий для максимального личностного развития
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
01.11.2021 в 16:12 | Людмила dtdmgrodno@yandex.by Данилина
Данилина Людмила Ивановна, методист учреждения образования «Гродненский государственный областной Дворец творчества детей и молодежи» Работа с одаренными детьми – процесс, требующий особых знаний и собственных специфических средств. Одним из основных средств может выступить социально-педагогическая поддержка. «Поддержать», «поддерживать», по В. Далю, значит служить опорой для крепости, подставкой всему, что поддерживает тяжесть. Другими словами, это действия, которые не дают прекратиться, нарушиться тому, что движется, изменяется, находится в динамике, развитии. В педагогической поддержке проблема рассматривается как ситуация открытых возможностей: для ребенка – стать успешным настолько, насколько он сможет сам, для педагога – оказать поддержку возможностям ребенка и создать условия для их развития с учетом реальных перспектив. С учетом специфики проблемы можно сказать, что социально- педагогическая поддержка возможна там и тогда, где и когда есть содействие (сопровождение, сотрудничество, сопереживание) процессам, базирующимся на относительной автономии и независимости личности, ее индивидуально-личностных особенностях, ее саморазвитии, самопознании, самоопределении, самоконтроле, самореализации. В качестве целей социально-педагогической поддержки одаренного ребенка можно назвать выявление одаренных детей и создание условий для максимального в данной ситуации личностного развития. Для достижения целей необходимо решить следующие задачи: 1.Знакомство педагогов с научными данными о психофизиологических особенностях детей и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми через: -проведение педсоветов, конференций, круглых столов с приглашения высококвалифицированных специалистов; -обучение на курсах повышения квалификации; -научно-методическую работу по данному направлению с последующим обсуждением и обменом опытом. 2.Проведение целенаправленных наблюдений за внеурочной деятельностью обучающихся для выявления одаренных детей путем: -обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности; -изучения приемов целенаправленного педагогического наблюдения; -выявления мнения родителей об интересах, склонностях, общих и специальных способностях, индивидуально-личностных свойствах их ребенка. 3.Подбор материалов и проведение тестов, позволяющих определить общие и специальные способности обучающегося; 4.Проявление уважения к индивидуальности ученика. Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Первой образовательной ступенькой в развитии ребенка становится дошкольное образовательное учреждение. Создание условий, способствующих развитию одаренности детей еще в дошкольном возрасте, развитию их потенциальных возможностей, является одной из задач современного дошкольного образования. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников, является система внеклассной воспитательной работы в учреждении образования, основой формирования которой выступает «погружение в культуру». Функции системы внеклассной внеурочной деятельности – обучающая, развивающая, и воспитывающая, а организующим началом является игра. Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют: -внеклассная работа по учебным предметам; -выставки творческих работ учащихся, выполненных в учреждениях общего среднего и дополнительного образования по изобразительному искусству, технологии; -районные, городские, областные спортивные соревнования, марафоны. Развитие творческой одаренности детей через систему дополнительного образования предполагает разработку и внедрение программы «Одаренные дети». Цель программы: - определение специфической одаренности и ее возрастное проявление; - выявление специфических способностей детей и их диагностика психолого-педагогической службой; - разработка программ для работы с одаренными детьми в процессе обучения в учреждениях общего среднего и дополнительного образования. Принципы: 1. индивидуализации обучения; 2. свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества; 3. максимального разнообразия предоставляемых возможностей; 4. возрастания роли внеурочной деятельности. Предполагается расширение на базе школ и учреждений дополнительного образования сети кружков, секций, клубов по интересам по социальному запросу родителей и учащихся. Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Работа с родителями: - проведение тематических родительских собраний; - групповые и индивидуальные консультации для родителей; - проведение совместной с родителями научно-практической конференции по теме «Создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье». Направления совершенствования системы работы с одаренными детьми: - создание подсистемы в диагностике одаренных обучающихся; - совершенствование деятельности психологической службы; - включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления в системе научно-методической работы педагогов дополнительного образования; - разработка индивидуального образовательного маршрута как формы работы с одаренными детьми в условиях учреждения дополнительного образования; - методическая работа с педагогическими работниками по оказанию социально-педагогической поддержки одаренным детям; - разработка модели выявления и развития творчески одаренных детей; - изучение и внедрение методик диагностики одаренности для педагогов; - нормативная база документов для работы с одаренными детьми; - разработка программы «Одаренные дети». Литература: 1. Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка: В 4т./Под редакцией И.А. Бодуэна де Куртенэ. – М., 1994. 889 с. 2. Психология одаренности детей и подростков /Под редакцией Н.С.Лейтеса. – М.,1996. – с.7 3. Щербинина О.С. Социально-педагогическая поддержка одаренных детей в ДОУ / О.С.Щербинина, Л.Ф.Макарова. – Текст: непосредственный //Актуальные вопросы современной педагогики.