Ошибка :

Показать отладочную информацию

Cоциально-эмоциональное обучение: модное слово или новая концепция в образовании?
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
24.02.2022 в 15:47 | Марина Androsova Андросова
Я предвижу время, когда обычной практикой в системе образования станет развитие наиважнейших человеческих способностей – самопознания, самоконтроля и эмпатии. Когда людей будут обучать умению слушать, улаживать конфликты, поддерживать сотрудничество. Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект» О важности эмоционального воспитания говорили еще древние философы, и в нашу эпоху оно тоже вышло на передний план. По мнению некоторых специалистов, ребенок до двенадцатилетнего возраста должен научиться трем базовым вещам: умению приспосабливаться, умению работать с информацией, находить точки соприкосновения с любым человеком. За эту функцию и отвечает эмоциональный интеллект, который нужно тренировать. Понятие «эмоциональный интеллект» – одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. В 2020 году он внесен экспертами Всемирного экономического форума в топ-10 наиболее важных навыков. Активность в изучении эмоционального интеллекта вызвана также процессами, что происходят в настоящее время в сфере образования: в современный образовательный процесс все чаще вводятся такие понятия как эмоционально-интеллектуальная образовательная среда, эмоционально-инклюзивная школа, социально-эмоциональное обучение, эмоциональная компетенция, эмоциональная креативность и эмоциональная одаренность [1]. Социально-эмоциональным обучением (SEL) принято называть приобретение учениками навыков распознавания и управления эмоциями, развития сопереживания и заботы о других, принятия ответственных решений, установления позитивных отношений и эффективного решения возникающих сложных жизненных ситуаций [3]. SEL – не учебная дисциплина, а технология обучения. Ее не стоит выделять в качестве отдельного предмета, как, например, психологию или обществознание. Социально-эмоциональное обучение внедряют в целый учебный план, задача педагога в этом случае – установить крепкую связь с учащимися и спроектировать занятия так, чтобы они стали более личными. Главная миссия SEL – создание благоприятной социально-эмоциональной обстановки для учащегося и обучение его грамотной работе со своими эмоциями и взаимодействию с другими людьми. Образовательная технология SEL более продуктивна в контексте безопасной комфортной обучающей среды, поскольку ключевым фактором такой среды являются доверительные и позитивные отношения между учащимися и педагогом, которые способствуют качеству обучения, социальному и эмоциональному развитию и поведенческой компетентности. Поэтому необходимо обучение эмоциональной грамотности. Одним из важных понятий технологии является эмоциональная компетентность. Российские практики по эмоциональному интеллекту С. Шабанов, А. Алешина дают следующее определение «Эмоциональная компетентность – это набор следующих навыков: умение осознавать свои эмоции, умение осознавать эмоции других людей и умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей» [4]. Выделяется пять основных компетенций, которые учащийся должен развить в процессе социально-эмоционального обучения: Самосознание. Способность понимать и анализировать собственные эмоции, мысли и ценности, а также то, как они влияют на поведение в различных контекстах. Самоконтроль. Способность контролировать эмоции и мысли в разных ситуациях, а также умение управлять ими, чтобы достичь поставленных целей. Социальная осведомленность. Способность понять другого человека и проявлять к нему эмпатию, даже если ваши взгляды, культура и воспитание совершенно отличаются друг от друга. Отношения с другими людьми. Способность установить и сохранять тесный, здоровый контакт с людьми. Ответственное принятие решений. Способность принимать конструктивные решения и вести себя соответствующим образом в разных ситуациях. Одна из главных причин, по которым критикуют SEL, – отсутствие конкретики и четко проработанной методики преподавания, конечные результаты которой очень сложно объективно оценить. В интернете можно найти немало советов, как сделать классный SEL-урок, и статей о том, как сама методика позволяет педагогам раскрыть свой креативный потенциал. В контексте занятия при формировании социально-эмоциональных компетенций хорошо зарекомендовали себя следующие методы: 1. Метод вопросов, направленных на осознание собственных эмоций, понимание их причин и последствий. Здесь же обсуждаются мысли, намерения и чувства другого человека. 2. Метод аффективной индукции, заключающийся в описании героя, попавшего в трудную ситуацию. Он побуждает проявлять сочувствие. 3. Метод моделирования, когда герои получают положительную оценку за просоциальное поведение. Через идентификацию с ними усваиваются образцы поведения. Учащиеся также могут формировать просоциальное поведение через благодарность и уважительное отношение. Например, написав письма родителям, бабушкам и дедушкам со словами признательности за уроки игры в шашки, за поездку на море, за добрые слова или вкусные завтраки. Эмпирические исследования показывают, что более активную социальную позицию занимают именно благодарные дети. 4. Метод социальных проблемных ситуаций предполагает, что с детьми сначала обсуждаются эмоциональные переживания героя, потом находится способ решения проблемы. 5. Визуальные методы формируют способность распознавать эмоциональные состояния других людей. При этом можно обсуждать репродукции, кадры кинофильмов не только в стенах учреждения образования, но и на выставках. 6. Ролевые игры, позволяющие детям «прожить» переживания другого человека, отработать навыки эмоциональной поддержки. При этом обучать эмоциональному интеллекту должны педагоги, которые сами владеют развитым эмоциональным интеллектом. Практика показывает, что для образования педагогов наиболее эффективны форматы сессий, онлайн-обучения, выездов для обмена международным опытом. Говоря о важности эмоционального интеллекта, нельзя не отметить, что педагоги с развитым эмоциональным интеллектом лучше справляются со стрессами и менее подвержены профессиональному выгоранию. В идеале в процессе создания эмоционально-интеллектуальной образовательной среды должны участвовать три стороны: дети, родители и учреждения образования. Вовлечение родителей в этом случае – залог эффективности. Список использованных источников: 1. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с. 2. Гоулман, Д. Г. Эмоциональный интеллект \ Д. Г. Гоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой. – 2018. – 544 с. 3. Наймушина, Л. М. Социально-эмоциональное обучение как новое направление развития педагогической науки и практики / Л. М. Наймушина. – М., 2019. – С.41-48. 4. Шабанов, С. Эмоциональный интеллект: российская практика / С. Шабанов, А. Алешина. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 426 с.