Ошибка :

Показать отладочную информацию

Формирование психологической культуры как средства развития личности в условиях дополнительного образования
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen
22.02.2022 в 09:59 | Алена leshka_ychilka Власюк
Власюк Алена Владимировна, методист ГУДО «Дворец детей и молодежи г.Новополоцка». Низкий уровень культуры (в частности психологической) в современном обществе тормозит полноценную реализацию достижений и прогресса во всех областях жизни человека. Определённую ответственность за это несёт современная система образования. Появление понятия «психологическая культура» в образовательном процессе вызвано тем, что в педагогической среде сложилось осознание необходимости актуализации личностных ресурсов участников педагогического процесса. Психология вносит в общее понятие «культуры» понимание уникальности, сложности и ценности человека как такового. В общем виде психологическую культуру можно определить как фактор развития личности, систему психических процессов и свойств человека, благодаря которым осуществляется понимание себя и других людей как личностей, позитивное воздействие на самого себя и других. Психологическая культура – это способ самопознания и саморазвития личности. Это особый вид деятельности, следствием овладения которым являются становление позитивного чувства «Я» учащегося, повышение его эмоционального благополучия, самостоятельности, укрепления доверия к себе и к людям, снижение уровня тревожности, уменьшение агрессивных реакций и т.д. Исходя из этого, формирование психологической культуры можно рассматривать как средство развития личности. В условиях дополнительного образования - это целенаправленная работа педагогов в специально организованных условиях, направленная на усиление позитивных тенденций личности, развитие ее творческого потенциала и ресурсных возможностей психики учащегося. Сюда идут мотивированные на творческую работу дети, здесь сотрудничество педагога с ребенком поддерживается родителями, а значит, оказывается более результативным. В процессе целенаправленного и систематического освоения учащимися психологической культуры открываются новые возможности в развитии у них поведенческой, коммуникативной и личностной рефлексии, становлении их субъектности в деятельности, поведении, общении. Целенаправленность, как качественная характеристика работы педагога, означает применение им системы осознанных педагогических и психоформирующих воздействий в соответствии с определенной целью, задачей и проблемой. Результатом формирования психологической культуры личности является положительная динамика развития личности и «Я-концепции», конструктивность отношений и поведения, гуманизация ценностных ориентаций, актуализация личностных ресурсов. Хочется заметить, что тему психологической культуры нельзя рассматривать отдельно от психологической грамотности. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями, умениями, правилами и нормами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т.д. Причем, речь идет не только о знаниях, но и умении применять их в жизни, в исполнении норм и правил на уровне ролевого поведения, социальных функций. Она может проявляться в эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения жизненного опыта, почерпнутого из средств массовой информации, общения с другими людьми и т. д. Педагог, стремящийся привить психологическую культуру, имеет зачастую перед собой не «чистый лист», а маленького человека, который каким-то образом к психологической культуре уже прикоснулся с помощью интернета, общественного мнения и т.д., а это немного усложняет задачу. Таким образом, психологическая грамотность и представляет собой азы психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных и других особенностей. Необходимость психологического образования с самого раннего возраста вызвана потребностью соответствовать интересам и запросам современного общества. Именно поэтому, при определении перспективных путей развития образовательных структур, необходимо учитывать их соответствие общественным потребностям настоящего времени. Необходимыми условиями формирования психологической культуры обучающегося в условиях дополнительного образования являются: - обучение способам социального подкрепления представлений о собственной ценности; - формирование адекватных представлений об эмоциональных связях с другими людьми в процессе общения; - формирование самостоятельности, ответственное отношение к своим поступкам и принятию решений. Основными показателями сформированности психологической культуры учащихся являются: - эмоционально-ценностное отношение к себе, другим людям, окружающему миру; - положительные стремления, связанные с самоопределением, саморегуляцией, самоактуализацией; - рефлексия своих качеств, поведения, деятельности, общения; - гармоничность ценностно-смысловой сферы. Литература: 1. https://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0b65635b3bc68a5d53a89521216d27_0.html 2. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/10/09/metodicheskie-rekomendatsii-formirovanie 3. https://psylist.net/pedagogika/00174.htm 4. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-formirovanie-psihologicheskoy-kulturi-shkolnika-v-obrazovatelnom-processe-1906606.html