Ошибка :

Показать отладочную информацию

Галина Шалтан "Реализация правового воспитания учащихся учреждения дополнительного образования детей и молодежи"
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen
18.02.2022 в 19:04 | Галина imo214@mail.ru Шалтан
Шалтан Галина Ивановна, заведующий учебно-методическим кабинетом ГУДО «Дворец детей и молодежи г Новополоцка» Дополнительное образование детей и молодежи относится к сферам наибольшего способствования развитию ребенка, так как оно является мощным средством формирования мотивации развития личности и социализации. В образовательном процессе высока вероятность создания ситуации успеха для каждого учащегося, что позитивно сказывается на укреплении его личностного достоинства. Ребенок посещает творческие объединения учреждения дополнительного образования детей и молодежи по собственному выбору в соответствии с индивидуальными склонностями и образовательными потребностями, что способствует его открытости руководителю объединения и учебной группе детей. На основе общности интересов учащихся и педагога продуктивно идут процессы формирования гуманистических ценностных ориентаций и воспитания развитой и социально ответственной личности. Обучение в объединениях по интересам государственного учреждения дополнительного образования «Дворец детей и молодежи г.Новополоцка» (далее ГУДО ДДМ) позволяет учащимся проявить себя в различных ситуациях; способствует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизации, навыков полезного досуга, умения противостоять негативным воздействиям окружающей среды. Учреждение играет важную роль и в решении задач правового воспитания подрастающего поколения. Правовое воспитание учащихся – это организованное, систематическое воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки. Правовые знания должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия [1]. В качестве основных направлений реализации правового воспитания учащихся учреждения определены – образовательное, гражданско-правовое, патриотическое, профессионально-трудовое, культурно-нравственное. Эти направления отражены в планах воспитательной работы ГУДО ДДМ на всех уровнях: учреждения, отделов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов комнат школьника, культорганизатора, ученического самоуправления. Учреждение реализует 73 программы объединений по интересам, 17 индивидуальных программ дополнительного образования (на 01.02.2022), что позволяет удовлетворять меняющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей, подростков и учащейся молодежи города. Обучающиеся на занятиях объединений по интересам, воспитательных мероприятиях, массовых мероприятиях, акциях знакомятся и закрепляют знания о Конвенции о правах ребенка, Конституции Республики Беларусь, нормативных правовых актах; учатся отстаивать свои и уважать чужие права и свободы, права других на самовыражение. Методы и формы реализации правового воспитания выбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, возможностей педагогического коллектива, популярности их среди каждой возрастной группы. Реализации правового воспитания способствует использование не только традиционных форм, но и разработка новых, современных, активных. Так членами городского Парламента детей и учащейся молодежи г.Новополоцка, куратором которого является заместитель директора учреждения, в 2020 году инициирован социальный проект, получивший грант Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь. Средства пошли на закупку необходимого оборудования, продукции с символикой и призов. Продуктом проекта стала обучающая, развивающая настольная игра «В движении», с помощью которой участники знакомятся с основными статьями Конвенции о правах ребенка и учатся пользоваться своими правами в жизни. Парламентарии-менторы проводят игры для учащихся: объединений по интересам, комнат школьника ГУДО ДДМ, учреждений образования г.Новополоцка. Следует подчеркнуть особую важность правового просвещения и воспитания в отделе по работе с детьми и подростками по месту жительства ГУДО ДДМ, где ведется активная работа по профилактике безнадзорности и правонарушений. В числе посетителей комнат школьника – дети и подростки, с которыми проводится профилактическая работа педагогами (в учреждениях среднего и профессионально-технического образования) и сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних города, поведение которых зачастую выходит за пределы моральных и правовых норм. Для этих молодых людей характерно неблагоприятное бытовое окружение, тяжелое материальное положение семей, непростые внутрисемейные отношения. Им недостает правовых знаний и положительного опыта правовых отношений. Педагоги-организаторы комнат школьника помогают учащимся усваивать правовые законы, которые регулируют их жизнь и деятельность, уделяют внимание изучению обязанностей, личной ответственности за свое поведение, проводят мероприятия для родителей по поддержке их правовой компетентности, ориентируясь на официальные источники правовой информации. Правовое просвещение посетителей комнат школьника формирует правовую компетентность и правовое самосознание, а приобщение к правовой культуре обогащает духовную жизнь детей, подростков и законных представителей несовершеннолетних. Таким образом, учреждение дополнительного образования детей и молодежи может многое сделать для преодоления распространения в молодежной среде негативных социальных явлений, для того, чтобы общечеловеческие ценности определяли поведение: формировали у учащихся чувство собственного достоинства и высокую правовую культуру. ЛИТЕРАТУРА 1. Атагимова, Э.И., Горбачева, Е.И. Право знать право: методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса/ Э.И. Атагимова, Е.В. Горбачева. – Москва: ФБУ НЦПИ, 2016. – 76 с.: Серия «Правовое просвещение населения».