Ошибка :

Показать отладочную информацию

Русецкая В.Ю., заместитель директора по учебно-методической работе «Формирование психологической и правовой культуры в образовательном процессе в ГУДО «Кореличский районный центр творчества детей и молодежи»
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
23.02.2022 в 08:46 | Людмила dtdmgrodno@yandex.by Данилина
Вступая в жизнь, молодым людям необходимо быть психологически и практически готовыми к происходящим в обществе изменениям с одной стороны, а с другой – к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах нравственных и правовых норм. В настоящее время у большей части современной молодежи наблюдается уровень психологической и правовой культуры, не соответствующий требованиям времени. Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении уровня психологической и правовой культуры детей и молодежи, что будет способствовать формированию социально-активной личности, способной грамотно строить взаимоотношения с обществом, государством, другими людьми. Актуальность данной темы определяется особой доминирующей ролью правовой культуры в процессе социализации личности. В современном обществе правовая культура выступает важнейшим компонентом общей культуры человека. Важными целями дополнительного образования детей и молодежи должны стать формирование высокого уровня психологической и правовой культуры, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства, умение отстаивать свои права. В процессе формирования правовой культуры речь идет о воспитании личности, характера ребенка. Недостаточно сказать ребенку, что он обязан уважать права человека. Необходима специальная тренировка, закрепляющая эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения. В силу нашего отечественного менталитета и особенностей воспитания, права психологически отчуждены от личности ребенка и существуют для него как некая абстракция. Но уже в школьном возрасте ребёнок в состоянии понять, что, как и всякий человек, он имеет права, хотя пока не может осознать всю их глубину. Правовое образование обучающихся предполагает ознакомление с конкретными и понятными им правами: -права на достойное существование, выживание, включающие право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство и т.д. -права на развитие, образование, отдых и досуг; -права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей-инвалидов и сирот; -права на свободу слова, мысли и деятельности. При формировании у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, при развитии уважения и терпимости к другим людям и их правам было важно не только давать детям знания, но и создавать условия для их практического применения. Правовое воспитание направлено на создание условий для приобщения детей к национальным и общечеловеческим ценностям. Психологическая культура предполагает владение основными психологическими знаниями и умениями, использование их, умение фиксировать и анализировать свои поступки, своё состояние (рефлексия). У человека с развитой психологической культурой сформировано ценностное отношение к человеку, саморазвитию, творчеству и познанию. Важнейшими компонентами психологической культуры являются: -понимание ценности и неповторимости каждого человека; -умение понимать других людей, уважительного отношения к желаниям и интересам других; -умение владеть собой в различных ситуациях, быть сдержанным; -умение творчески подходить к решению тех или иных задач. Для более эффективной работы по формированию психологической и правовой культуры в объединениях по интересам нашего центра творчества детей и молодежи были организованны следующие условия: - использование в комплексе разнообразных средств и методов воспитания, которые позволили детям глубже осознать гуманную сущность прав человека, его обязанностей, норм и правил поведения; - создание атмосферы, стимулирующей проявление гуманных чувств и уважительных отношений к праву. - разработаны и апробированы планы-конспекты разных видов игр, направленных на формирование правой культуры у детей. - обеспечение преемственности воспитательных усилий педагога и родителей. Неизменными помощниками в психологическом и правовом воспитании обучающихся являются родители. Только в сотрудничестве, построенном на взаимопонимании и взаимоуважении с родителями своих воспитанников, можно достичь доверительных отношений и положительных результатов. С целью формирования правосознания родителей проводятся родительские собрания, на которых изучаются права и свободы ребёнка. На занятиях объединений по интересам проводятся беседы, дискуссии, упражнения, способствующие формированию у детей позитивного образа семьи и семейных отношений (создание коллажей «Вместе интересно!», оформление фотовыставки «Моя семья», конкурсы рисунков «Портрет моей семьи», «Мои друзья», «Настроение» и др.). Формируя у детей представление о себе, как о полноправных гражданах, воспитывая уважительное отношение друг к другу, окружающим людям, педагоги дополнительного образования нашего центра используют игровую деятельность (подвижные игры, как «Кто позвал?», «Свободное место», «Слушай свое имя и беги куда скажу», дидактические игры «Я знаю 5 имен мальчиков (девочек)», «Подрастающие имена», «Выбери право», «Назови по имени», сюжетно-ролевые игры «Как тебя зовут?», «Радио», «Путешествие», «Знакомство», «Назови ласково», театрализованные игры «Мы – разные», «Мой портрет», «Кто на кого похож», квесты и др.)