Ошибка :

Показать отладочную информацию

Структура психологической культуры
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
24.02.2022 в 15:37 | Полина polina-smolyanaya Смоляная
Психологическая культура, как особый «срез» общей культуры, имеет свою структуру. В ней сконцентрирован общественно выработанный опыт постижения человека как субъекта, личности. В структуре психологической культуры личности можно выделить следующие компоненты: 1. знания и умения; 2. психологическая компетентность; 3. ценностно-смысловой компонент; 4. рефлексивно-оценочный компонент; 5. культуротворческий компонент. Данные компоненты целостно характеризуют культуру человека, в них отражены и в субъективной форме представлены все элементы объективно существующей психологической культуры общества. Первый компонент культуры человека, включающий психологические знания и умения, представляет собой освоенный язык культуры. Этот компонент можно условно назвать «психологическая грамотность», что означает овладение необходимым минимумом знаний, средств, приемов, способов деятельности, которые определяют осведомленность человека. Психологические знания и умения входят в более сложный компонент – психологическую компетентность, под которой понимается такой тип организации психологических знаний и умений, который позволяет принимать эффективные решения, адекватно применять полученные знания, использовать прошлый опыт. Компетентность позволяет на основе знаний и умений эффективно решать проблемы, включать знания и умения в жизненную практику. Ценностно-смысловой компонент психологической культуры представляет собой систему личностно ценных ориентации, стремлений, убеждений, идеалов, позиций, составляющих основу внутреннего мира человека. Ценности психологически культурного человека характеризуются, прежде всего, ценностным отношением, интересом к внутреннему миру человека, психологическому опыту. Рефлексивно-оценочный компонент представляет собой осмысление и оценку себя, своей деятельности как субъекта психологической культуры. Благодаря рефлексивному механизму человек переходит на новые уровни своего развития, культуры. Рефлексия является обязательным компонентом процессов саморегуляции, самоопределения, самоактуализации, самовоспитания и т.д. Следующий компонент культуры человека – творческий, который означает, что человек является «творением и творцом культуры». Психологическое культуротворчество имеет множество граней: от нахождения нестандартных решений задач до проектирования собственного жизненного пути. Литература Романов, К.М. Психологическая культура личности: учебное пособие / К.М. Романов. – Москва: Когито-Центр, 2015. – 313 с.