Ошибка :

Показать отладочную информацию

Формирование коммуникативной компетентности для успешной социализации.
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen
13.03.2023 в 12:30 | Татьяна Орлова Киташёва
Развитие коммуникативной компетентности у учащихся является одной из ключевых составляющих, которыми должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни. Коммуникативный подход предполагает создание такого пространства взаимодействия субъектов деятельности, в котором каждый активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свои мысли, уважительно отстаивает свои позиции в диалоге, формирует взаимоприемлемую точку зрения. Коммуникативные технологии предполагают такую организацию учебно-воспитательного процесса, когда за счет активного включения учащихся в процесс поиска истины повышаются интенсивность и эффективность учебного процесса. Становление коммуникативной компетентности – один из ключевых моментов развития личности. Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность. Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к учреждению образования, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучения), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает большой психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущение неприятия, одиночества в учебном классе, может провоцировать асоциальные формы поведения. В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. Способствуя становлению коммуникативной компетентности учащихся, необходимо развивать их мыслительные процессы, творческие способности, организовывать учебный процесс, как учебное исследование. Задача педагога – создать на занятии ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Для формирования умения работать в сотрудничестве лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. Во время работы учащиеся самостоятельно обсуждают между собой порядок выполнения задания с последующим его выполнением. Учащимся, которые не вникли в суть задания, дается право еще раз попытаться его объяснить, проанализировать, сделать выводы. Этот вид работы является творческо-поисковым процессом, где педагог является наблюдателем, соучастником. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Начинать работу в группах следует с планировки учебного кабинета. Чтобы группы не мешали работать друг другу во время обсуждения необходимо рассаживать учеников «нос к носу». Расположение столов такое, чтобы дети могли общаться в процессе совместной деятельности (видеть лица друг друга). Учебный кабинет можно разделить на группы разными способами: - «Соседи» (парные группы); - «Друзья» (четверки); - Творческое объединение «Тезки» (кабинет делится на группы по начальной букве алфавита или имени). Для продуктивной работы в группе каждый учащийся должен четко знать и придерживаться правил работы в группе. Необходимо соблюдать следующие принципы построения групповой работы: - сообщение цели сотрудничества перед любой работой; - каждый учащейся внесет собственный вклад в общее дело, выскажет свои идеи, будет внимательно выслушивать партнеров, четко следуя за тем, чтобы у всех были равные возможности на участие в работе; - каждый член группы должен понимать, что он делает и как следует выполнять задание. Каждый педагог должен знать интересы, желания, потребности, нужды детей, и тогда ему удастся создать мотивацию к их деятельности. Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Учащиеся, работающие вместе, становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на занятиях, но и их доброжелательное отношение друг к другу переходит на их жизнь и вне учебы, становится качеством их личности.