Ошибка :

Показать отладочную информацию

Показатели социально-коммуникативной компетентности учащегося как уровня качества образовательного процесса
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen
14.03.2023 в 11:01 | Галина cdtm@luninec.edu.by Ярмольчик
Ярмольчик Галина Алексеевна, методист ГУДО «Центр детского творчества г.Микашевичи» XXI век – это новый мир – глобальный, мультикультурный, неопределенный, с лавинообразным нарастанием информации. Поэтому учащемуся необходимы умения, максимально адаптирующие его в новом мире, и только тогда он может считаться социально компетентным. В данном случае компетенции учащегося – это инструмент, с помощью которого возможно отследить качество образовательного процесса. Задача учреждений образования – формировать новые умения, навыки, компетенции учащихся. Социально-коммуникативная компетентность – это базисная, интегральная характеристика личности, отражающая ее достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающая полноценное овладение социальной реальностью и дающая возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и ценностями. Социальная компетентность связана с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности. Современный мир динамичен и изменчив. Эти изменения можно сформулировать следующим образом: время перестало быть единым (на смену расписанию приходят индивидуальные графики); штатное расписание уходит из организаций и, возможно, навсегда (сегодня актуальны гибкие структуры, полипрофессионализм); образование не может быть единым (индивидуализация, индивидуальные образовательные траектории – требование времени). Эти изменения моделируют и учащегося, которому нужно обладать следующими умениями и навыками: 1. Умение самоопределения и сознательного выбора из возможной палитры социальных отношений и социальных связей. В этом суть свободы человека: сознательный выбор и ответственность за свой выбор. 2. Навыки самообразования, поскольку новый век требует полипрофессиональных умений. Наши дети будут «обречены» на частую смену профессий – это и есть полипрофессионализм. 3. Умение действовать в мире плотной информации, не поглощать ее всю, а дозировать, сворачивать и сокращать объемы. Краткие формулы даже гуманитарных знаний – вот что требуется современному ученику. 4. Умение принимать решения в условиях неопределенности. 5. Умения действовать в мире, который становится все более управляемым и манипулируемым. Все названные навыки и качества личности и есть социально-коммуникативная компетентность в нашем понимании, в условиях локального образовательного пространства и образовательной политики государственного масштаба. Достижение качественного результата в этом деле невозможно без психологической поддержки. Для формирования социально-коммуникативной компетентности, для построения жизненного сценария большое значение имеет сформированность у подростков мотивации достижения, высокого уровня самоуважения, самопринятия. Выработка жизненной стратегии требует от человека потребности и способности осуществлять личный, самостоятельный и свободный выбор, освоения практически полезных навыков планирования, соотнесения ближних и дальних перспектив. Эти показатели также входят в структуру социальной компетентности. Таким образом, основными показателями социально-коммуникативной компетентности в юношеском возрасте являются осмысленность жизни, построение временной перспективы; наличие жизненных целей; высокий уровень ответственности; сформированность мотивации достижения и социально значимых ценностных ориентаций; высокий уровень самоуважения, самопринятия, рефлексии. Как измерить все требования к модели учащегося образовательного учреждения? Проблема образовательного мониторинга сложна не только для практиков, но и для методологов образования. Объектами мониторинга являются: - обученность, которая легко измеряема; - воспитанность, личностные качества, представляющие трудность для измерения, так как динамику изменения глубинных личностных качеств за достаточно короткий временной период трудно определить, а определение уровня воспитанности требует серьезных внеурочных исследований, использования сложных для обработки диагностических методик; - система управления образовательным учреждением; - эффективность образовательной системы, измеряемая с помощью показателей, отличных от показателей подсистем. Таким образом, чтобы определить качество, эффективность деятельности педагогического коллектива, необходимо разработать и внедрить мониторинг всех вышеназванных объектов, определить цель, осуществить выбор технологий, измерить результат. Все это должно соответствовать принципам образовательной политики государства, миссии образовательного учреждения, современной методологии образования. Сегодня не представляется возможным точное определение перечня ключевых компетенций. Поэтому мы можем говорить о некоторой совокупности особо актуальных социально-коммуникативных компетенций. Изучать: − уметь извлекать пользу из опыта; − организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; − организовать свои собственные приемы обучения; − уметь решать проблемы; − самостоятельно заниматься своим обучением. Искать: − запрашивать различные базы данных; − опрашивать окружение; − консультироваться у эксперта; − получать информацию; − уметь работать с документами и классифицировать их. Думать: − организовать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; − критически относится к тому или иному аспекту развития нашего общества; − уметь противостоять неуверенности и сложности; − занимать позицию в дискуссиях и высказывать свое собственное мнение; − видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; − оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; − уметь оценивать произведения искусства и литературы. Сотрудничать: − уметь сотрудничать и работать в группе; − принимать решения; − улаживать разногласия и конфликты; − уметь договариваться; − уметь разрешать конфликты. Приниматься за дело: − включаться в проект; − нести ответственность; − войти в группу или коллектив и внести свой вклад; − доказать солидарность; − уметь организовывать свою работу; − уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами. Адаптироваться: − уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; − доказать гибкость перед лицом быстрых изменений; − показать стойкость перед трудностями; − уметь находить новые решения. Данный список ключевых компетенций не является ни исчерпывающим, ни окончательным. Он предложен с целью определить совпадения и различия, возможно существующие в наших манерах восприятия ключевых компетенций, которые молодежи в первую очередь нужно развивать. Таким образом, при сущностном определении социально-коммуникативной компетентности стоит говорить об интегративном, относительно стабильном личностном качестве, позволяющем человеку в рамках самоорганизующей способности самостоятельно, творчески действовать, эффективно использовать многозначные речевые возможности, стили поведения и практические действия.