Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи

Республиканский семинар-практикум «Современные подходы в культурно-досуговой деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи»

24–25 марта 2017 года с целью изучения и распространения эффективного педагогического опыта и повышения профессионализма педагогических кадров Национальным центром художественного творчества детей и молодежи на базе государственного учреждения образования «Лидский районный центр творчества детей и молодежи» проведен республиканский семинар-практикум «Современные подходы в культурно-досуговой деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи».

В работе семинара-практикума приняли участие 57 педагогических работников (культорганизаторы, педагоги-организаторы, методисты, заведующие структурными подразделениями, заместители директоров, осуществляющие культурно-досуговую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи) из всех регионов страны,
представители отдела образования, спорта и туризма Лидского райисполкома (Тарасюк О.З., заместитель начальника, Лобан И.Я., заведующий сектором воспитательной и социальной работы),
заместитель директора Национального центра художественного творчества детей и молодежи Исачкина Л.А.,
директор Гродненского государственного областного Дворца творчества детей и молодежи Валентюкевич Л.А.

В рамках программы семинара-практикума обсуждались актуальные тенденции и направления в культурно-досуговой деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

В выступлении Тарасюк Ольги Зигмундовны, заместителя начальника отдела образования, спорта и туризма Лидского райисполкома было подчеркнуто, что учреждения дополнительного образования детей и молодежи, безусловно, являются значимым компонентом культурно-досугового пространства региона.

Они обеспечивают координацию деятельности в районе по профильным направлениям, координацию шестого школьного дня, являются соорганизатором мероприятий межведомственного проекта «Культурная суббота».

На базе учреждений дополнительного образования детей и молодежи работают зональные центры по организации субботнего дня.

Положительно зарекомендовала себя практика проведения дней сельского школьника, позволяющих расширить круг общения, разнообразить формы досуга и стимулировать к развитию творческих способностей учащихся учреждений образования агрогородков и сельских школ.
К примеру, за 2016 год проведено 57 дней сельского школьника, как на базе учреждений дополнительного образования, так и  на базе школ.

В 6-й школьный день реализовываются масштабные проекты «ТЕХНОсуббота» (Лидский РЦТТ), «ЭКОкарусель» (Лидский РЭЦДиМ), «ТОП-суббота» (Лидский РЦТДиМ);
организовываются районные массовые мероприятия, в том числе в рамках реализации мегапроекта гражданско-патриотической направленности «Гимн будущему», проектов РС ОО «БРПО» «Салют миру!», проекта районного Молодежного парламента «Мы молоды, активны, инициативны», волонтерского экологического проекта «Мой город – моя гордость»;
проводятся районные родительские субботы («Своей семье слагаю гимн», «Пусть светятся радостью мамы глаза»).

С учетом предъявляемых требований совершенствуются подходы к организации каникулярного времени в рамках реализации областного межведомственного проекта «Лето: время отдыха, социально значимых дел, личностного самосовершенствования».Учреждения дополнительного образования детей и молодежи Лидского района работают в режиме развития, ищут новые подходы к организации досуга учащихся и своими наработками поделятся в ходе семинара».

Особое внимание было уделено проблеме проектирования культурно-досуговых программ.

«В современных условиях воспитания возрастает значимость педагогики досуга и использования игровых технологий. Для достижения эффективности реализации воспитательного потенциала необходимо профессиональное осмысление культурно-досуговой деятельности, знание универсальных игровых приемов и поиск новых современных подходов.

Создание досуговых игровых программ и их успешная реализация – процесс творческий, который требует выдумки, фантазии, оригинальных идей и активности участников» – отметила в своей лекции-практикуме Козловская Людмила Ивановна, заведующий кафедрой педагогики социокультурной деятельности Белорусского государственного университета культуры и искусств.

Основу содержания семинара-практикума составила трансляция практического опыта педагогического коллектива Лидского районного центра творчества детей и молодежи, который показал, что полноценное культурно-досуговое пространство создается путем включения в активную организационно-творческую деятельность всех специалистов учреждения: культорганизаторов, педагогов-организаторов, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, тесного сотрудничества с заинтересованными учреждениями и организациями, на основе учета интересов и потребностей детей и молодежи в сфере досуга.

Как отметила директор центра Гончар Г.А. «Целенаправленная деятельность педагогического коллектива по организации досуга учащихся позволяет повысить качество образовательного процесса в объединениях по интересам, выйти на новый уровень взаимодействия в системе УДОДиМ – семья – учащийся», формировать социальную жизнеспособность учащихся как умение реализовать свой личностный потенциал, инициативу и самоутвердиться в позитивной деятельности».

Традиции и инновационный опыт, представленные авторским коллективом Лидского центра, продемонстрировали высокую мотивационную готовность к творчеству, инициативу и активность в работе педагогов с детьми и молодежью.

«От современных педагогических подходов и технологических решений – к высокому воспитательному эффекту» – под таким девизом состоялась презентация педагогического опыта:

 

  • Шарлан Алины Юзефовны, педагога дополнительного образования театральной студии «Мастер», победителя областного и дипломанта республиканского конкурса игровых проектов «Играют дети – играем все», победителя республиканского смотра-конкурса на лучший оздоровительный лагерь в номинации «Новые модели организации детского отдыха»,
  • Веретило Сергея Евгеньевича, педагога дополнительного образования, руководителя районного клуба интеллектуальных игр «Стальная крыса», победителя республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Педагог года учреждения дополнительного образования детей и молодежи»,
  • Романович Эммы Афанасьевны, культорганизатора, координатора межшкольного объединения клубов веселых и находчивых.

 

Работа на семинаре-практикуме стала формой сотворчества, диалога, включала участников в поиск собственных решений творческих задач, в активную творческо-игровую деятельность, в проблемное осмысление содержания и получение практико-ориентированных умений.

Этому способствовало проведение практикумов IT-академии «Ступени» (Станисловович П.В., заместитель директора): «Использование информационных технологий в организации работы по формированию нравственно-правовой культуры и профилактики вредных зависимостей.

Создание профилактического мультфильма в программе Video Scribe» (Гоголушко В.Н., педагог социальный),

«Метод проектирования в профессионально-досуговом самоопределении учащихся» (Сидорейко С.Ю., педагог-психолог).

Непосредственное участие в программе вечера актуального общения «От районной школы ди-джеев – к тематической дискотеке: многофункциональная форма организации досуга» (Снегирь Е.Ф., культорганизатор) позволило педагогам включиться в одно из самых ярких мероприятий семинара-практикума – тематическую дискотеку «Джинсовый бум».

Были представлены лучшие фрагменты тематических программ районного конкурса «Дискотека – 2017». Это было содержательно, креативно, искрометно, зажигательно – все участники, дети и взрослые, получили огромный позитивный эмоциональный заряд.

В рамках программы мероприятий двухдневного семинара-практикума участники познакомились с интересными направлениями и опытом работы учреждений дополнительного образования детей и молодежи в шестой школьный день:

  • «Ресурсы культурно-досуговой деятельности в реализации выставочных проектов Национального центра художественного творчества детей и молодежи», Лепешкин А. А., культорганизатор,
  • Познавательно-игровая программа «Друзья познаются в игре», Малышева Е.А., Маринец Е.П., Матукевич Н.А., культорганизаторы Гродненского государственного областного Дворца творчества детей и молодежи (призеры республиканского конкурса игровых проектов «Играют дети – играем мы!»);
  • «ТЕХНОСУББОТА или эффективные подходы к организации шестого школьного дня в учреждении дополнительного образования детей и молодежи», Грабовский В.А., директор Лидского районного центра технического творчества
  • «Мегапроект шестого школьного дня «ЭКОКАРУСЕЛЬ», Теханович Ж.Н., директор Лидского районного экологического центра творчества,

Профессиональные знания и опыт творческо-игровой деятельности участники семинара-практикума получили через непосредственное участие в увлекательной и познавательной квест-игре «У МУРАХ ЛІДСКАГА ЗАМКА» (Прядка Л.Ю., директор Лидского районного центра туризма и краеведения учащейся молодежи).

Вниманию участников мероприятия были представлены методические разработки по проектированию и реализации игровых и досуговых программ Гродненского государственного областного Дворца творчества детей и молодежи, Лидского районного центра творчества детей и молодежи и других учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

Для получения обратной связи и с целью выявления эффективности работы республиканского семинара-практикума, его участникам была предложена анкета, в которой они оценили актуальность и значимость темы и программы мероприятия для своего профессионального развития, определили новые идеи и материалы из опыта работы, которые вызвали наибольший интерес и представляют ценность для практической деятельности, высказали пожелания и предложения организаторам по дальнейшему профессиональному взаимодействию.

Надеемся, что проведение республиканского семинара-практикума «Современные подходы в культурно-досуговой деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи», знакомство с творческим опытом одного из передовых регионов страны будет способствовать профессиональному росту педагогических работников и окажет позитивное влияние на эффективность процесса организации культурно-досуговой деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

Фотоотчет с мероприятия


Т.А. Сидоревич, методист отдела научно-методического и психолого-педагогического сопровождения дополнительного образования

Яндекс.Метрика