Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
  • ул. Кирова 16
  • +37517 327-08-75

Заседание РМО «Поддержка одаренных детей через раскрытие и реализацию творческого потенциала в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве»

Заседание республиканского методического объединения (далее - РМО) педагогических работников изобразительного и декоративно-прикладного творчества (далее - ИЗО и ДПТ) учреждений дополнительного образования детей и молодежи состоялось в Мозыре и Гомеле 15-16 ноября 2018 года в рамках реализации инновационного проекта «Внедрение модели республиканского методического кластера как ресурса развития дополнительного образования детей и молодежи».

Мероприятие проводилось по инициативе учреждения образования «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи» Министерства образования Республики Беларусь (далее - Национальный центр художественного творчества детей и молодежи) совместно с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи «Гомельский государственный областной Дворец творчества детей и молодежи» (далее - Гомельский государственный областной Дворец творчества детей и молодежи) и «Мозырский центр творчества детей и молодежи», при поддержке Главного управления образования Гомельского облисполкома,  отдела образования спорта и туризма Мозырского райисполкома.

Программа РМО имела широкую научно-методическую поддержку ГУО «Академия последипломного образования» и УО  «Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина» .

В составе РМО педагогических работников ИЗО и ДПТ – 50 постоянных представителей учреждений дополнительного образования детей и молодежи всех регионов.

Участниками заседания на базе Гомельской области стало более 100 педагогических и управленческих работников системы дополнительного образования детей и молодежи страны и общего среднего образования города Гомеля, Мозыря и Мозырского района.

 Основные вопросы для обсуждения на заседании:

  • современные требования и подходы к работе с творчески одаренными детьми в УДОДиМ;
  • психолого-педагогическое сопровождение выявления и развития детской одаренности;
  • инновационное обновление содержания и технологий дополнительного образования детей, ориентированного на развитие творческой активности и одаренности учащихся (программное обеспечение, проектная, выставочная, конкурсная деятельность, современные образовательные практики);
  • развитие профессиональной компетентности педагогических работников в области выявления и сопровождения одаренных детей;
  • региональный опыт поддержки и его распространение.

Открытие заседания состоялось на базе Мозырского государственного педагогического университета им. И.П. Шамякина.

Участников приветствовали: ректор университета, кандидат физико-математических наук, доцент Навныко Валерий Николаевич, начальник отдела образования спорта и туризма Мозырского райисполкома, отличник образования Республики Беларусь Клепчукова Любовь Степановна.

В их выступлениях подчеркивалась значимость дополнительного, общего среднего и высшего образования региона в развитии одаренных и талантливых детей и молодежи, в формировании их жизненно важных и профессиональных качеств и навыков.  

Большой интерес вызвали опыт и результаты совместной деятельности всех типов учреждений по организации  работы в данном направлении в сфере изобразительного и декоративно-прикладного творчества в рамках регионального образовательного кластера:

  • объединение ресурсов учреждений в обеспечении непрерывного профессионального образования и саморазвития педагогических кадров;
  • разработка и реализация творческих и креативных дизайнерских проектов; освоение и внедрение в образовательный процесс, в детское творчество современных информационных технологий.

На базе Мозырского центра творчества детей и молодежи действует филиал кафедры педагогики и психологии Мозырского государственного педагогического университета им. И.П. Шамякина, осуществляющий целенаправленную научно-методическую поддержку дополнительного образования детей и молодежи. Одним из приоритетных направлений деятельности является изучение проблем детской одаренности.

В выступлениях акцент был сделан также на положительный опыт использования возможностей, которые представляет Национальный центр художественного творчества детей и молодежи для выявления и развития одаренной и талантливой молодежи через реализацию республиканских социокультурных и художественных проектов и программ; развитии сотрудничества и на международным уровне в сфере народного декоративно-прикладного творчества, в частности провести международную научно-практическую конференцию. 

В работе РМО приняла участие Екименко Светлана Викторовна, директор Гомельского государственного областного Дворца творчества детей и молодежи

В рамках общих встреч заседания были представлены приоритетные направления, новые решения и примеры эффективной организационно-методической и педагогической деятельности по поддержке одаренных детей:

  •  «Создание образовательного пространства для развития детской одаренности и творческой активности учащихся как приоритетное направление деятельности Гомельского государственного областного Дворца творчества детей и молодежи (Белодедова Т.А., заместитель директора по учебно-воспитательной и методической  работе Гомельского государственного областного Дворца творчества детей и молодежи);
  • «Социальное партнерство учреждений образования города Мозыря в работе с одаренными детьми: региональный аспект» (Андриевская Т.Л., заместитель директора по учебно-методической работе Мозырского центра творчества детей и молодежи);
  • «Истоки творчества и мастерства» (Козаченко О.В., директор Мозырского центра творчества детей и молодежи).

Содержание работы РМО включало три блока.

Первый блок был посвящен научному и психолого-педагогическому сопровождению детской одаренности.

Целевые ориентиры педагогической деятельности по поддержке одаренных детей, профессиональные требования и компетенции, необходимые современному педагогу для работы с данной категорией учащихся, психолого-педагогические особенности сопровождения детской одаренности – круг вопросов, которые осветила в своем выступлении «Деонтологическая готовность педагогов к взаимодействию с одаренными учащимися»  Карпович И.А., магистр психологических наук, аспирант УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина», старший преподаватель кафедры психологии и педагогики.

Участники заседания отметили значимость выступления Карпович И. А. для более глубокого понимания природы детской одаренности и ее сопровождения в педагогической деятельности, для своего профессионального развития: доступность изложения теоретического материала, новизна и инновационность содержания, обращенность к примерам из практики, высокая культура подачи материала. 

Тему продолжила в онлайн-режиме Ладысюк С.С., старший преподаватель кафедры психологии Академии последипломного образования, которая сконцентрировала внимание участников РМО вокруг проблемы идентификации ребенка с художественной одаренностью в учреждении дополнительного образования детей и молодежи через научное представление понятия и критериев феномена художественной одаренности, структурных компонентов творческого потенциала ребенка и проявления их на практике, понимание природы «проблем одаренных», подходов к диагностике одаренности.

В качестве одной из главных задач педагога в работе с одаренными детьми рассматривается задача выявления одаренного ребенка.

«Педагог дополнительного образования, в качестве участника идентификационного процесса, имеет свои возможности:

  •  возможность непосредственно включаться в реальное, естественное взаимодействие с обучающимся;
  •  возможность наблюдать и анализировать поведение ребенка в творческой деятельности;
  •  возможность наблюдать и анализировать реальные достижения детей в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.

Идентификация ребенка с художественной одаренностью со стороны педагога дополнительного образования должна быть включена в саму деятельность и быть для ребенка естественной. Этому условию отвечает использование метода наблюдения, метода анализа процесса и продуктов деятельности».

 Для участников заседания РМО ценными в выступлении были как  теоретические знания по обсуждаемой проблеме, так и рекомендации по организации и проведению диагностирования одаренности.

Эффективности восприятия данных материалов способствовала логически выстроенная в программе заседания практическая работа в рамках темы «Диагностический инструментарий выявления и развития художественной одаренности» (Смоляная П.С., педагог-психолог  Национального центра художественного творчества детей и молодежи) и «академии педагогических инноваций»:

  • научно-методический практикум «Эффективные стратегии работы с одаренными учащимися» (Астрейко Е.С.,  заведующий  филиалом кафедры педагогики и психологии Мозырского государственного педагогического университета им. И.П. Шамякина в Мозырском центре творчества детей и молодежи);
  • тренинг «Конструирование педагогического сопровождения детской одаренности в учреждении дополнительного образования»  (Полуянова Е.И., Зелимова Ю.А., Гнедько И.А., Шешко А.М., педагоги-психологи учреждений образования Мозырского района)

Второй блок программы заседания – практический, который был реализован с активным участием специалистов Мозырского государственного педагогического университета им. И.П. Шамякина и включал знакомство с передовым опытом, новыми подходами и эффективными образовательными практиками педагогических коллективов Гомельского государственного областного Дворца творчества детей и молодежи, Мозырского центра творчества детей и молодежи, Жлобинского городского центра творчества детей и молодежи «Эврика», СШ №9 г.Мозыря, СШ №61 г.Гомеля.

Состоялись различные интерактивные формы профессиональной коммуникации и передачи мастерства (мастер-классы):

- педагогическая лаборатория «Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами проектной деятельности» (ведущий: Барсукова Н.Г., заведующий отделом ИЗОиДПТ, руководитель народной студии декоративно-прикладного творчества Гомельского областного Дворца творчества детей и молодежи; участники (авторы опыта) – Покаташкин В.П., заслуженный учитель Республики Беларусь, Гергенсон С.И., Сычева Л.В., Пономарев В.И., Кривенкова Т.Н., Литвинова Е.С. - победители и призеры республиканских конкурсных мероприятий);

- педагогическая студия «Создание творческой среды. Использование инновационных и традиционных технологий на занятиях объединений по интересам» (ведущий: Тихонова Е.В., доцент, кандидат педагогических наук кафедры технологического образования Мозырского государственного педагогического университета им. И.П. Шамякина; участники (авторы опыта) – Борисейко С.Н., Тихонова Е.В., Карась С.И., Шмидт Д.С., Реутская Н.А., Астровская Ю.И., победители и призеры республиканских конкурсных мероприятий);

- площадка эффективного педагогического опыта Национального центра художественного творчества детей и молодежи «Проектная деятельность и одаренная личность ребенка: опыт реализации инновационных педагогических практик» (Кашкуревич О.Н., педагог дополнительного образования, руководитель образцовой студии декоративно-прикладного творчества “Крынічка”, победитель республиканских конкурсов и проектов, участник инновационного проекта “Внедрение модели республиканского методического кластера как ресурса развития дополнительного образования”).             

Отличительной особенностью совместной работы педагогов-презентантов опыта и участников заседания, как было отмечено в ходе рефлексии практических занятий, являлось наряду с демонстрацией опыта, заинтересованное обсуждение и обмен новыми идеями, педагогическими находками и решениями проблемных задач, перспективами деятельности по разработке и внедрению эффективных моделей педагогической деятельности, ориентированных на одаренных детей. Организация продуктивного профессионального взаимодействия и профессионального общения «педагог – педагог», «педагог – методист» является одной из главных задач деятельности РМО.Тематика содержания и эффективность работы РМО были усилены непосредственным участием одаренных детей в мероприятиях программы: открытие и презентация выставок детского творчества, проведение творческих мастерских на интерактивной выставке детского творчества, участие в мастер-классах («Развитие народных художественных ремесел (лозоплетение) средствами дополнительного образования» (Гергенсон С.И., учитель труда, педагог дополнительного образования и учащиеся средней школы №61 г.Гомеля).


Составной частью работы РМО было информационно-презентационное сопровождение программы заседания (третий блок), в ходе которого демонстрировались инновационные подходы и модели методического сопровождения, например, создание педагогических кейсов, использование современных информационных технологий:  

  • выставка научно-методического обеспечения развития одаренных детей (Палиева Т.В., к.п.н., доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии Мозырского государственного педагогического университета им. И.П. Шамякина, Андросова М.С., зав.учебно-методическим кабинетом Мозырского центра творчества детей и молодежи);
  • галерея творчества «Мой родны кут», обзорный экскурс (Сачук Л.Б., заведующий отделом декоративно-прикладного и изобразительного творчества Мозырского центра творчества детей и молодежи);
  • интерактивная выставка-ярмарка достижений учащихся объединений по интересам изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Каларыт Палесся» (Козаченко О.В., директор Мозырского центра творчества детей и молодежи, Сачук Л.Б.);
  • художественная выставка «Праз творчасць у прафесію жыцця» (Чадий А.В., педагог дополнительного образования народной студии изобразительного искусства «Фарбы» Мозырского центра творчества детей и молодежи);
  •  посещение музейной экспозиции Гомельского областного Дворца творчества детей и молодежи (Белодедова Т.А., зам. директора по учебно-воспитательной и методической работе);
  •  презентационная программа: мультипликационный фильм «Дворец – творческий союз сердец», областная выставочная экспозиция «Калядная зорка» (Левченко Е.О., заведующий выставочным кабинетом, педагог дополнительного образования). 

При подготовке к участию в заседании РМО, а также для дальнейшего использования в практической деятельности всем участникам в формате открытой диалоговой интернет-площадки на сайте Национального центра художественного творчества детей и молодежи были рекомендованы актуальные информационные и методические материалы по рассматриваемой теме, обобщение результатов проведенного онлайн исследования «Сотворчество с одаренными учащимися в художественной образовательной деятельности».

В завершение работы РМО каждый участник получил электронный сборник Национального центра художественного творчества детей и молодежи и методическую продукцию из опыта работы коллег Гомельщины по рассматриваемой теме. 

Для педагогов дополнительного образования главным результатом встречи стало пополнение знаний, обогащение педагогическим опытом, совершенствование мастерства в области профиля деятельности, также понимание того, что значит быть профессионально готовым к сопровождению и взаимодействию с одаренным учащимся и при каких условиях будут эффективно работать применяемые методы и технологии, творческие находки в работе с одаренными детьми. 

Участники заседания РМО педагогических работников ИЗО и ДПТ УДОДиМ ««Поддержка одаренных детей через раскрытие и реализацию творческого потенциала в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве» выразили свое желание в дальнейшем сотрудничестве по данной проблеме, готовность совершенствовать и развивать профессиональные компетенции, необходимые для работы с одаренными детьми в рамках работы региональных методических объединений и реализации республиканских методических и выставочных проектов.

Фотоотчет с мероприятия


Сидоревич Тамара Арсентьевна,
методист высшей квалификационной категории Национального центра художественного творчества детей и молодежи,
руководитель РМО педагогических работников ИЗО и ДПТ УДОДиМ