Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи

Методические советы разработчикам конкурсных программ объединений по интересам декоративно-прикладного творчества

Уважаемые коллеги!

1 сентября 2020 года Национальный центр художественного творчества детей и молодежи принимает материалы республиканского конкурса программ объединений по интересам декоративно-прикладного направления.

В связи с вопросами педагогов по представлению конкурсных работ и замечаниями экспертов по предыдущим конкурсам рекомендуем:

1.Обратить внимание на условия проведения конкурса, методические рекомендации НЦХТДМ, список литературы по разработке программы объединения по интересам, методическому сопровождению проектирования программы (разм. на Сайте НЦХТДМ).

2.Особое внимание обратить на создание программ профессиональной ориентации, способствующих развитию уникальных, имеющих давние традиции в регионе производств местной художественной промышленности, или востребованных на рынке труда.  

3.Среди программ, предоставляемых на конкурс, чаще всего «лидируют» традиционные (иногда уже известные!) программы, но и это может быть, если разработчик вносит в изучение традиционного направления народного декоративно-прикладного творчества новые (нестандартные) формы, методы, технологии работы. Это касается исследовательской и проектной деятельности, которые часто фигурируют в программах номинально, без их описания в разделах программы («содержании», «формах и методах», «пояснительной»). Программы данного направления предоставляют педагогам совместно с учащимися широкие возможности продемонстрировать работу по изучению истории и традиций народного декоративно-прикладного творчества, народных ремесел своего района (области, страны) и тем самым участвовать в их сохранении и развитии.  

4.В связи с этим (см п.3) автор программы по-новому представит новизну, актуальность и особенность своей программы, а не опишет их общими словами, повторяющимися в программах разной направленности. Ведь актуальность программы (любой!) заключается в ее социальном заказе, востребованности, направленной на выявление и развитие творческих способностей детей, подготовки их самостоятельной творческой и трудовой деятельности.  Новизна заключается в том, что в процессе ее освоения учащиеся должны получить не узко направленный, а широкий спектр знаний, умений и навыков (должен быть ответ: каких?). 

5.Еще одним важным аспектом конкурсного программного документа является объем и срок реализации программы. У экспертов часто возникают сомнения по оценке программ, рассчитанных на 1 год: у детей нет мотивации продолжать обучение дальше (?), или у педагога -  разрабатывать программу?

6.Зачастую в конкурсных работах очень «бедно» представлен раздел «Формы и методы реализации программы»: простое перечисление, иногда с объяснением, что означает собой тот или иной термин (зачем?,  для этого есть словари). Иногда практическая деятельность и результативность работы педагога широко известны по выставкам, смотрам-конкурсам, печатным изданиям и т.п., а в программном документе это не отражено. Значит, присутствуют затруднения методического характера, таким педагогам, с богатым практическим опытом работы, необходимо оказывать помощь в виде методического сопровождения проектирования программы, такую позитивную услугу может оказать профессиональный рецензент.

7.Следует обратить внимание на воспитательный аспект программы, ведь программы данного направления имеют важный приоритет: воспитание трудолюбия, художественно-эстетического вкуса, уважения к поколениям белорусов, оставившим наследникам удивительные художественные ценности народного быта, ремесел, творчества.


Ждем интересных творческих работ! Желаю успехов участникам конкурса!


Клецова О.А., заведующий методическим кабинетом НЦХТДМ

Яндекс.Метрика