Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи

Республиканский конкурс программ объединений по интересам декоративно-прикладного творчества

Уважаемые коллеги! 

С января 2020 года стартует республиканский конкурс программ объединений по интересам декоративно-прикладного творчества.

У всех народов мира декоративно-прикладное творчество имеет свои особенности, но его связывают одни и те же истоки – древняя культура предков.

Педагоги дополнительного образования, умело соединяя традиции и интерес современных детей и молодежи к народному творчеству, ремеслам и промыслам, используют занятия в объединениях по интересам данного профиля как инструмент исследования ценностей национальной культуры, духовно-нравственного воспитания, творческого развития и самореализации учащихся.

Объединения по интересам декоративно-прикладного творчества являются самым востребованным направлением в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи.

Занятия в кружках и студиях незримой нитью связывают учащихся с духовно-материальными ценностями народа и мотивируют к созданию собственного творческого продукта.

В современном обществе механизм передачи народной культуры (народного творчества, народных художественных промыслов и ремесел Беларуси) на уровне семьи практически потерян, тем важнее создать в учреждении дополнительного образования детей и молодежи такую образовательную среду, которая даст возможность учащимся восполнить этот пробел.

Ведущая роль в решении данной задачи принадлежит педагогу дополнительного образования, его профессионализму, творческому потенциалу, организационной и исследовательской деятельности.

Особое значение в связи с этим имеет программа объединения по интересам как основной документ педагога, который должен отразить эти компетенции.

Организаторы (Министерство образования Республики Беларусь, Национальный центр художественного творчества детей и молодежи) хотели бы, помимо программ одного вида декоративно- прикладного творчества, видеть на заключительном этапе конкурса программы комплексного характера, когда в одном документе объединены по определенному принципу различные виды декоративно-прикладных работ, направленные на решение общей задачи.

В пояснительной записке программы должно быть описание основы, на которой произошло их объединение в единый комплекс.

Актуальность республиканского конкурса образовательных программ декоративно-прикладного творчества обусловлена также тем, что 2018-2020 годы объявлены в стране Годами малой родины.

При проектировании программы для участия в конкурсе рекомендуем особое внимание обратить на изучение и сохранение духовно-культурного наследия своего региона через поисково-исследовательскую деятельность; воспитание любви к народному творчеству; уважения к труду и носителям народных ценностей; исследование традиционных техник и разработку инновационных технологий; формирование умений и навыков в работе с различными материалами.

Такая программа может быть разработана как традиционная (разделы по изучению различных видов народного декоративно-прикладного творчества, разбитых на конкретные темы), так и по модульному принципу, т.е.  учебно-тематический план может состоять из отдельных целостных образовательных модулей.

При этом следует учесть, что содержание конкретного модуля имеет свое теоретическое и практическое наполнение, а изучение каждого модуля заканчивается с подведением итогов его освоения.

Интересным является опыт изучения региональных, самобытных ремесел; исследовательская работа в объединениях по сохранению традиций и использованию современных технологий сохранения ценного наследия белорусского народа, представленный в программе объединения.

Ждем интересных работ, желаем творческих успехов!

Условия проведения республиканского конкурса программ объединений по интересам художественного профиля (декоративно – прикладное направление) 

Список литературы по программно-методическому обеспечению образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей и молодежи.

Проектирование программы объединения по интересам

1. Тишкова, А.А. Методический конструкт разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности// Методист. - 2018. №9 
2. Спевак, М.В. Методические рекомендации по составлению общеобразовательной общеразвивающей программы кружкового объединения/ М.В. Спевак// Дополнительное образование и воспитание. – 2019. - №2. 
3. Клецова, О.А., Протасеня, Н.А., Дорожкина, М.П. Индивидуальная программа для одаренного учащегося. Актуальный опыт разработки и реализации в учреждении дополнительного образования/О.А. Клецова//Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2019. - №2.
4. Радионова, Ф.Л. Дебаты. Программа объединения по интересам культурно-досугового профиля/ Ф.Л.Радионова// Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2019. - №8.
5. Полиенко, А.Г. Индивидуальный образовательный маршрут к программе «Рукоделие»/ А.Г.Полиенко// Дополнительное образование и воспитание. – 2019. - №1
6. Львова, Л.С., Художественная направленность программ дополнительного образования детей и молодежи/ Л.С. Львова// Методист. - 2018. -  №9 
7. Клецова, О.А., Программы объединений по интересам культурно-досугового профиля/сост. О.А. Клецова – Минск: НЦХТДМ, 2019
8. Клецова, О.А. Индивидуальные программы для одаренных учащихся и учащихся из числа лиц с особенностями психофизического развития/ сост. О.А. Клецова – Минск: НЦХТДМ, 2018

Методическое сопровождение проектирования программы объединения по интересам

 

1.  Мухина, С.А. Методическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов педагогов дополнительного образования/ С.А. Мухина// Дополнительное образование и воспитание. – 2019. - №7. 
2.  Ушакова, Е.В., Столбченко Т.Н. Организация предпрофильной и предпрофессиональной подготовки учащихся как условие повышения качества образования/ Е.В.Ушакова. Т.Н. Столбченко// Дополнительное образование и воспитание. – 2019. - №4.
3.  Борисова. Т.Ю., Полякова Е.Ю. Проектный подход к обновлению содержания и обеспечению нового качества дополнительного образования детей/ Т.Ю.Борисова, Е.Ю.Полякова// Методист. - 2019. №7 
4.  Малько, И.А., Подугольникова, Э.А., Воржева, Л.С. Модель регионального нормативно-методического кейса по обновлению и сопровождению программ художественной направленности (из опыта работы центра дополнительного образования Липецкой области)/ И.А. Малько и др.//Методист. – 2018. - №9.
5.  Грецкова, С.А., Долгова, А.В. Методический кейс дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Теремок»/ С.А. Грецкова // Методист. – 2018. - №9.
6.  Романовская, Л.А. Проектирование в деятельности классного руководителя. Методический инструментарий/ Л.А. Романовская// Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2019. - №3

 

Образовательный процесс


1. Баженова, Д.В., Цыпина, Н.В. Педагогическая копилка. Мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству/Д.В. Баженова, Н.В. Цыпина// Дополнительное образование и воспитание. – 2019. - №7.
2. Князева, А.А. Методические основы построения учебного занятия. Типология занятий// Дополнительное образование и воспитание. – 2019. - №3.
3. Деревцова, Т.И., Ермакова, С.А., Халяпина, Л.И. Инновационные педагогические технологии в работе с одаренными обучающимися детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья/Т.И. Деревцова и др.// Дополнительное образование и воспитание. – 2019. - №3.
4. Турыгина, С.В. Сохранность контингента обучающихся в дополнительном образовании/ С.В. Турыгина// Дополнительное образование и воспитание. – 2019. - №8.
5. Ширяева, Г.Н. Учебное занятие в системе дополнительного образования (для методистов и педагогов дополнительного образования/Г.Н. Ширяева // Дополнительное образование и воспитание. – 2019. - №9.
6. Мартынова, М.И. Конспект открытого занятия на тему «Введение в образовательную программу»/ М.И. Мартынова// Дополнительное образование и воспитание. – 2019. - №9.
7. Медведева, Н.А. Проектная деятельность как ведущая технология в дополнительном образовании/ Н.А. Мартынова// Методист. – 2018. - №8.
8. Сидоревич, Т.С. Проектная деятельность в объединениях по интересам декоративно-прикладного творчества: технологии, опыт, качество/авт.-сост. Т.А. Сидоревич. – Минск: НЦХТДМ, 2019.
9. Крыўко, Т.М., Сідарэвіч, Т.А. Выхаванне на аснове традыцый беларускага народа. Беларуская народная цацка/ скл. Т.М. Крыўко, Т.А, Сідарэвіч - Мінск: НЦМТДМ, 2017.
10. Сидоревич, Т.А. Открытые межрегиональные мастер-классы «Учимся у мастеров». Вып.1/сост. Т.А. Сидоревич – Минск: НЦХТДМ, 2016.
11. Крыўко, Т.М., Сідарэвіч, Т.А. Адкрытыя міжрэгіянальныя майстар-класы. Абрадавая атрыбутыка і народная лялька ў святочнай культуры беларусаў. Вып.3/ скл. Т.М. Крыўко, Т.А, Сідарэвіч - Мінск: НЦМТДМ, 2019.
12. Сидоревич, Т.А. Детский художественный проект: методическое и педагогическое сопровождение/ Т.А. Сидоревич// Выхаванне і дадатковая адукацыя.- 2018. - №6.
13. Попова, Е.Н., Боровская, Н.И. Рефлексия как этап современного занятия в системе дополнительного образования :подводим итоги учебных занятий, учебного года/ Е.Н. Попова, Н.И. Боровская // Дополнительное образование и воспитание. – 2018. - №12.
14. Леонтович, А.В. Обновление подходов к организации исследовательской деятельности по направлениям дополнительного образования/ А.В. Леонтович// Дополнительное образование и воспитание. – 2018. - №4.





Яндекс.Метрика