Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи

Ансамбль танца “Белая Русь”, Карпович А.Л.

базовый и повышенный уровень изучения предметной области “хореография”

  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, но и способствует раскрытию физического и духовного начала, создаёт тот гармоничный синтез души и тела, к которому изначально стремится человек. Единство слухового (музыка, песня) и зрительного (движение человеческого тела, композиция в пространстве), эмоционального (чувства, вызванные восприятием красоты) и рационального (содержание) в танце определяют широкие возможности хореографии как средства эстетического воздействия и выражения.

В наше время современных технологий и технического прогресса очень важно воспитывать в детях и молодёжи любовь ко всему прекрасному. Путем приобщения учащихся к хореографическому искусству педагоги дополнительного образования помогают приобрести веру в себя, уделяя огромное внимание физическому развитию учащихся, воспитывая силу воли и способствуя формированию гармонично развитой личности.

Ансамбль танца – это коллектив, где весь образовательный процесс видится не как “натаскивание”, “вкладывание”, а как самораскрытие, встреча с прекрасным, взаимное обучение.

Занятия различными стилями и направлениями современной хореографии в ансамбле танца переплетаются с изучением основных элементов актерского мастерства. Этот синтез позволяет развиваться творческой личности и помогает учащимся преодолевать барьеры общения в социуме.

Программа разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль), а также на основе богатого опыта педагогов коллектива.

Цель программы: воспитание гармонично развитой личности средствами народного хореографического творчества.

Задачи:

  • развивать танцевальные, музыкально-двигательные и художественно-творческие, а также психофизические (внимание, память, сила воли, ассоциативное и образное мышление, внутренняя свобода) способности учащихся;
  • обучать основным элементам народных и сценических танцев, а также особенностям национального стиля, манеры исполнения;
  • развивать музыкальность и выразительность, эмоциональную сферу личности учащегося через освоение красоты движений, гармонию музыки и пластики;
  • формировать навыки самостоятельной работы, умение на практике претворять свои собственные творческие идеи и замыслы;
  • воспитывать силу воли, дисциплинированность, ответственность, умение работать в коллективе, эстетический вкус и стремление к познанию мира искусства;
  • создавать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности учащегося посредством современной хореографии, ее интеграции в системе мировой и отечественной культуры, укреплять психическое, духовное и физическое здоровье.

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Настоящая программа предполагает обучение участников коллектива по разным направлениям танцевального искусства: народному танцу, элементам классического танца, спортивного, эстрадного, танцевальной импровизации, постановочно-репетиционной работе, а также изучение танцев народов мира на пятом и шестом годах обучения.

Программа рассчитана на 4 года обучения (базовый уровень) и 2 года обучения (повышенный уровень). В обучении используются следующие формы работы: групповые занятия, мелкогрупповые, индивидуальные, сводные репетиции. Основной формой обучения являются групповые формы занятия. Мелкогрупповая форма работы используется педагогом для оттачивания качества выполнения упражнений. Для постановки сольного номера, работы над образом, отработки отдельных партий, элементов используются индивидуальные занятия. Сводные репетиции проводятся со всем концертным составом для постановки хореографических композиций.

В подготовительную группу (1-й год обучения) ансамбля танца “Белая Русь” осуществляется набор учащихся 15-16 лет, имеющих определённые способности для занятий хореографией. Количество учащихся в подготовительной группе – 15 человек. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа (324 часа).

Младший концертный состав (2-й год обучения) составляют учащиеся 17-18 лет со сформированными навыками и умениями в области хореографии. Наполняемость группы – 15 человек. В течение года ведется работа по постановке танцевальных номеров, требующих хорошей физической подготовки и осознанного подхода к обучению различным стилям хореографии. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа (324 часа).

Средний концертный состав (3-й год обучения) формируют учащиеся 19-20 лет с хорошей хореографической подготовкой для проведения активной концертной деятельности и участия в различных конкурсах и фестивалях. Формируется группа из 15 человек для постановки танцевальных номеров на более высоком профессиональном уровне. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа (324 часа).

Старший концертный состав (4-й год обучения) совершенствует свое исполнительское мастерство, принимая активное участие в концертных программах коллектива, республиканских, международных конкурсах и фестивалях. Участники группы сами являются постановщиками самостоятельных танцевальных миниатюр и полноценных хореографических номеров. Наполняемость группы составляет 15 человек. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа (324 часа).

Программа пятого и шестого года обучения предусматривает глубокое изучение народно-сценического танца и освоение сложных по технике и художественной выразительности композиций и является по своему содержанию программой допрофессиональной подготовки. Особое внимание уделяется изучению образцов наследия характерного танца. В программу включены фрагменты и отдельные танцы из репертуара академических театров. Углубленное обучение народно-сценическому танцу даёт возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, сложностью их темпов и ритмов. Народно-сценический танец, расширяя и обогащая исполнительские возможности учащихся, является одним из основных предметов в системе допрофессиональной подготовки учащихся в области хореографического образования. На пятом и шестом году обучениязанятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа (324 часа). Количество учащихся в группах пятого и шестого года обучения – 15 человек.

 

Кадровое обеспечение

Занятия проводит педагог дополнительного образования, имеющий среднее-специальное или высшее хореографическое образование, владеющий основами методики обучения хореографическому искусству, широким спектром профессиональных компетенций и аккомпаниатор, имеющий среднее специальное или высшее музыкальное образование.

Педагог, работающий по данной программе, должен проявлять знание сценического мастерства, умение подбирать материал для занятий и комбинировать его, последовательно вводя в танцевальные эпизоды элементы актерской подачи и стилистической отделки, а также обладает личностно-профессиональными качествами, позволяющими успешно работать с данной возрастной категорией.

 

Материально-техническое обеспечение

Для проведения полноценных и плодотворных занятий требуется просторный, регулярно проветриваемый зал для занятий хореографией с паркетом, зеркальной стеной и специальными станками. Помещение предполагает оснащение музыкальными инструментами, техническими средствами.

Учебный кабинет должен соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, предъявляемым к хореографическим залам, с систематическими проветриваниями между групповыми занятиями и ежедневной влажной уборкой, с достаточным электрическим освещением.

 

 

Программа изучения предметной области “Народно-сценический танец” (базовый уровень)

 

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи:

  • выявлять способности учащихся, их творческие возможности;
  • способствовать приобретению элементарных умений по хореографии;
  • развивать индивидуальные физические данные;
  • обучить основным стилям и направлениям народного, спортивного, эстрадного танцев;
  • развивать музыкальность, формировать творческую активность учащихся путем приобщения к искусству танца и актерскому мастерству;
  • формировать коллектив единомышленников;
  • формировать позитивные личностные качества.

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов
Всего Теория Практика
 

Вводное занятие

2 2 -
1

Классический экзерсис

90 6 84

2

Народный танец

80 4 68
3 Элементы спортивного танца и акробатики 40  38 
4 Элементы эстрадного танца 40 2 38
5

Постановочная работа

60 8 52
6

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

10 - 10
 

Итоговое занятие

2 - 2
 

ИТОГО

324 24 300

 

Содержание программы

Вводное занятие: беседа о планах коллектива на новый учебный год, обучающее занятие по технике безопасности и противопожарной безопасности.

 

1. Классический экзерсис

Теория.Основные понятия классического танца. Литература о классическом танце.

Практика.Основные позиции рук и ног. Постановка корпуса и головы. Понятие устойчивости. Специфика танцевального шага и бега.

Основные элементы классического экзерсиса. Комплексы упражнений, направленные на развитие танцевального шага, выворотности стопы, бедра, формирование осанки и стопы, выработку эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Поклоны для девочек, наклоны для мальчиков.

2. Народно-сценический танец

Теория.Основные термины современного народно-сценического танца. Основные стили и направления народной хореографии. Литература о народном танце.

Практика.Основные позиции рук и ног народного танца. Подскоки, прыжки, основные ходы. Отработка основных движений и композиций. Синхронность исполнения. Элементы игры в хореографических номерах.

Простые элементы белорусского танца (“ковырялочка”, “присюд”, “моталочка”). Положение рук в белорусском танце.

 

3. Элементы спортивного танца

Теория.Основные стили спортивного танца (“хип-хоп”, “флэш”). Основные термины и понятия спортивного танца. Литература о спортивном танце.

Практика.Пластический тренинг. Основной шаг стилей “хип-хоп” и “флэш”. Акробатические элементы в спортивном танце: “колесо”, “переворот”, “мостик”, “березка”, “лодочка”, “шпагат”. Упражнения на гибкость спины, на растяжку. Высота прыжка.

 

4. Элементы эстрадного танца

Теория.Основные понятия и термины эстрадного танца. Разновидность эстрадного танца. Литература о специфике преподавания эстрадного танца.

Практика.Композиции современного эстрадного танца.

Элементы бытового, джазового, бального танца, степа в эстрадных номерах. Композиции в стиле “джаз-модерн”. Синхронность исполнения.

 

5. Постановочная работа

Теория.Специальная литература об искусстве композиции танца. Разработка сюжетной линии танцевальных номеров. Работа над образом и костюмом для определённого танца.

Практика.Отработка ранее выученных номеров “Белая Русь”, “Гусачок”. Основные фигуры номеров – отработка синхронности. Постановка отдельных фрагментов и составление их в цельный номер. Постановка сольных танцевальных миниатюр. Постановка новых концертных номеров.

 

6. Мероприятия воспитательно-познавательного характера

Теория.Беседы о современных танцевальных направлениях. Просмотр видеоматериала о творчестве великих хореографов (М. Бежар, Б. Эйфман,
М. Барышников и т.д.).

Практика.Посещение концертных программ, театров, различных творческих мероприятий. Проведение родительских собраний. Знакомство с творчеством хореографических коллективов Национального центра и других учреждений образования и культуры города.

Итоговое занятие

Занятие проводится в форме конкурса, итогового либо открытого занятия для родителей и администрации.

 

Прогноз результативности

По окончании 1-го года обучения учащиеся должны:

  • знать положения и позиции рук, ног в различных танцах;
  • уметь использовать движения и комбинации, точно и соответственно музыки;
  • уметь правильно исполнять упражнения, связанные с гибкостью, выворотностью;
  • сознательно и целесообразно управлять движениями своего тела;
  • передавать в движении характер музыки, используя эмоциональную память, внимание и воображение;
  • взаимодействовать с партнером, ориентироваться в пространстве;
  • соблюдать рисунок танца (линия, круг, интервалы), владеть набором несложных танцевальных комбинаций составленных из пройденного материала;
  • участвовать в постановке двух-трёх разноплановых номеров;
  • обладать навыками коммуникативной культуры, умением работать в коллективе.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(младший концертный состав)

Задачи:

  • закрепить знания и навыки, полученные на 1-ом году обучения;
  • обучать элементам актёрского мастерства;
  • развивать музыкально-ритмические способности учащихся;
  • совершенствоватьисполнение элементов классического экзерсиса ,народного танца, спортивного танца и акробатики;
  • воспитывать силу воли, выносливость;
  • воспитывать и развивать навыки работы в коллективе.

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п Наименование разделов Количество часов
Всего Теория Практика
 

Вводное занятие

2 2 -
1

Классический экзерсис

70 4 66
2

Народный танец

92 4 68
3

Элементы спортивного танца и акробатики

30 38 
4 Элементы эстрадного танца 30 2 38
5

Постановочная работа

68 4 64
6

Концертная деятельность

20 - 18
7

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

10 4 6
 

Итоговое занятие

2 - 2
 

ИТОГО

324 22 302

 

Содержание программы

Вводное занятие: беседа о планах коллектива на новый учебный год, обучающее занятие по технике безопасности и противопожарной безопасности.

 

1. Классический экзерсис

Теория.Основные термины классического танца. Новые понятия классического танца. Литература о классическом танце.

Практика.Основные упражнения классического экзерсиса у станка и на середине зала. Работы над выворотностью ног, постановкой спины, растяжкой. Классические вращения на середине зала и по диагонали.

 

2. Народный танец

Теория.Основные и новые понятия и термины народного танца.

Различные названия народного танца (русского, белорусского, болгарского), их особенности.

Практика.Разновидности белорусской польки (“крутуха”, “веселуха” и т.д.). Элементы белорусского народного танца: ход в полуприседании; шаг “Крыжачка”, шаг “Лявонихи”, белорусская полька. Вращения в народном танце. Хлопки, полная присядка, “ключ”, “молоточки”, “верёвочка”. Ходы, притопы, дроби.

 

3. Элементы спортивного танца и акробатики

Теория.Основные и новые понятия разных стилей спортивного танца (“хип-хоп”, “флэш”, “джаз-стрит”, “брейк”). Литература о спортивном танце.

Практика.Усложненный пластический тренинг.

Основной шаг и основные положения корпуса в композициях “хип-хоп”, “флэш”, “брейка”. Увеличение физической нагрузки. Новый комплекс упражнений для укрепления мышц живота, спины, ног, рук, шеи и плечевого пояса. Основные элементы акробатики (“колесо”, “переворот”, “мостик”, “березка”, “шпагат”). Высота прыжка.

 

4. Элементы эстрадного танца

Теория.Новые понятия эстрадного танца. Терминология основных стилей и направлений современной хореографии (“джаз”, “джаз-модерн” и др.). Литература об эстрадном танце.

Практика.Выученные движения, композиции, номера. Новые композиции и связки. Отработка синхронности исполнения движений. Работа над разными образами в современных танцевальных номерах. Усложнение разминки, добавление комбинаций в разных стилях современной хореографии.

 

5. Постановочная работа

Теория.Специальная литература об искусстве композиции танца. Разработка сюжетной линии танцевального номера. Работа над образом и костюмом для определённого танцевального номера.

Практика.Постановка новых номеров. Синхронность переходов из одного рисунка в другой. Постановка отдельных танцевальных фрагментов и соединение их в цельный номер. Четкое выполнение всех фигур танца. Равнение в линиях. Оригинальные образы в номерах (элементы актерского тренинга).

 

6. Концертная деятельность

Участие в мероприятиях Национального центра художественного творчества детей и молодежи, города и республики.

 

7. Мероприятия воспитательно-познавательного характера

Теория.Специальная методическая литература о современных танцевальных направлениях. Подготовка видеоматериала о творчестве великих хореографов (М. Бежар, Б. Эйфман, М. Барышников и т.д.).

Практика.Посещение коллективом различных концертных программ, театров, творческих мероприятий. Познавательные беседы с показом фото и видеоматериалов.

 

Итоговое занятие

Занятие проводится в форме конкурса, открытого либо итогового занятия для родителей, администрации.

 

Прогноз результативности

 

По окончании 2-го года обучения учащиеся должны:

  • знать различные понятия классического танца;
  • свободно владеть движениями классического и эстрадного экзерсиса;
  • уметь правильно исполнять упражнения на координацию и владеть моторной памятью;
  • владеть точностью и законченностью позировок, исполнять движения осознанно и выразительно;
  • владеть техникой вращений;
  • владеть умениями и навыками организационно-творческой деятельности;
  • участвовать в двух-трех разноплановых народных номерах (для новой программы коллектива);
  • владеть навыками работы в коллективе.

Репертуар: “Белая Русь”, “Арэлi”, “Гусачок”, “Каразель”.

 ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(средний концертный состав)

Задачи:

  • формировать в коллективе благоприятную творческую атмосферу для улучшения и повышения качества исполнения танца;
  • обучать новым элементам народного танца, а так же новым спортивным композициям и элементам акробатики;
  • обучать более сложным элементам классического экзерсиса;
  • совершенствовать навыки современного танца;
  • развивать музыкальность и актерскую выразительность;
  • развивать физическую подготовку участников коллектива;
  • развивать творческую активность учащихся путем приобщения к искусству танца и актерскому мастерству;
  • воспитывать силу воли и умение работать в коллективе;
  • формировать эстетический вкус учащихся.

 

Учебно-тематический план 

№ п/п Наименование разделов Количество часов
Всего Теория Практика
 

Вводное занятие

2 2 -
1

Классический экзерсис

50 4 46
2

Народный танец

76 4 72
3

Элементы спортивного танца и акробатики

30 2 28
4

Элементы эстрадного танца

30 2 28
5

Постановочная работа

96 4 92
6

Концертная деятельность

28 - 28
7

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

10 4 6
 

Итоговое занятие

2 - 2
 

ИТОГО

324 22 302

 

Содержание программы

Вводное занятие: беседа о планах коллектива на новый учебный год, обучающее занятие по технике безопасности и противопожарной безопасности.

 

1. Классический экзерсис

Теория.Терминология классического танца. Специальная литература о специфике обучения классическому танцу.

Практика.Обучение более сложным элементам классического экзерсиса у станка и на середине зала (jouette, qbissade, relue lent, simple и др.). Усложненные вращения классического танца (chanes, soutenus) на середине зала и по диагонали.

 

2. Народный танец

Теория.Новые понятия и термины народного танца. Новые названия движений народного танца (русского, белорусского, украинского, арабского). Литература о специфике преподавания народного танца.

Практика.Танцевальные шаги в русском, белорусском, украинском танце. Разнообразные движения и комбинации белорусского, русского, украинского танца. Стилизация движений народного танца. Основные хороводные шаги белорусского, украинского и русского танца. Элементы восточного танца (элементы танца живота). Элементы египетского танца.

 

3. Элементы спортивного танца и акробатики

Теория.Новые термины в изучении разных стилей спортивного танца (“хип-хоп”, “флэш”, “джаз-стрит”, “брейк”, “стрит-дэнс”). Литература о спортивном танце. Специальный видеоматериал.

Практика.Увеличение физической нагрузки учащихся. Новый комплекс упражнений для укрепления мышц живота, спины, плечевого пояса, рук, ног. Прыжки на середине зала, по диагонали с использованием различных движений спортивного танца.

 

4. Элементы эстрадного танца

Теория.Новые понятия эстрадного танца. Новые стили и направления современной хореографии. Терминология современного эстрадного танца. Современный музыкальный материал.

Практика.Новые композиции современного эстрадного танца. Ранее выученные движения, композиции, цельные номера. Синхронность исполнения. Элементы бытового, джазового, бального танца, степа в эстрадных номерах. Композиции в стиле “джаз-модерн”.

 

5. Постановочная работа

Теория.Изучение специальной литературы об искусстве композиции танца. Разработка сюжетной линии танцевальных номеров. Работа над образами и костюмами для определённого танца.

Практика.Постановка новых номеров. Соединение танцевальных фрагментов в единое целое. Переходы из одного рисунка в другой. Исполнение всех фигур танца.

 

6. Концертная деятельность

Участие в мероприятиях Центра, республики, в республиканских и международных конкурсах и фестивалях.

 

7. Мероприятия воспитательно-познавательного характера

Теория.Беседы о современных танцевальных направлениях. Подготовка видеоматериала о творчестве великих хореографов (М. Бежар, Б. Эйфман, М Барышников и т.д.).

Практика.Посещение концертных программ, театров, кинотеатров, а также различных творческих конкурсов и фестивалей с целью повышения профессионального мастерства и развития эстетического вкуса участников коллектива. Просмотр видеоматериала (концертных программ, мюзиклов) и совместное обсуждение увиденного.

 

Итоговое занятие

Занятие проводится в форме итоговой программы или отчётного концерта.

 

Прогноз результативности

По окончании 3-го года обучения учащиеся должны:

  • знать терминологию современного танца, основные принципы составления танцевальных композиций;
  • свободно ориентироваться в танцевальных стилях и уметь импровизировать;
  • уметь самостоятельно оценивать хореографические произведения;
  • владеть выразительными средствами танца, методикой исполнения различных видов танцевальной техники;
  • участвовать в трех-четырех разноплановых номерах;
  • владеть навыками работы в коллективе.

Репертуар:“Круцель”, “Валошкавы палетак”, “Полька через ножку”.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(старший концертный состав)

Задачи:

  • обучать новым элементам народного танца, а так же новым спортивным композициям и элементам акробатики;
  • обучать более сложным элементам классического экзерсиса;
  • совершенствовать навыки современного танца;
  • развивать музыкальность и актерскую выразительность;
  • развивать физическую подготовку участников коллектива;
  • развивать творческую активность учащихся путем приобщения к искусству танца и актерскому мастерству;
  • воспитывать силу воли и умение работать в коллективе;
  • формировать эстетический вкус учащихся.

Учебно-тематический план

 

№ п/п Наименование разделов Количество часов
Всего Теория Практика
 

Вводное занятие

3 3 -
1

Классический экзерсис

49 6 33
2

Народный танец

60 6 42
3

Элементы спортивного танца и акробатики

30 3 27
4

Элементы эстрадного танца

30 3 27
5

Постановочная работа

96 9 10
6

Концертная деятельность

43 - 43
7

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

10 2 8
 

Итоговое занятие

3 - 3
 

ИТОГО

324 32 292

 

Содержание программы

Вводное занятие: беседа о планах коллектива на новый учебный год, обучающее занятие по технике безопасности и противопожарной безопасности.

 

1. Классический экзерсис

Теория.Терминология классического танца. Специальная литература по специфике преподавания классического танца.

Практика.Усложненные элементы классического экзерсиса у станка и на середине зала (jouette, qbissade, relue lent, simple и др.). Вращения классического танца (chanes, soutenus, toure picce, toure pas degaje) на середине зала и по диагонали.

 

2. Народный танец

Теория.Терминология народного танца. Разновидности народного танца, основные понятия.

Практика.Танцевальные композиции и номера стилизованного народного танца. Синтез движений народного и современного танца. Основные хороводные шаги белорусского и русского танца. Закрепляются навыки и знания предыдущих годов и добавляются новые движения. Элементы испанского танца.

3. Элементы спортивного танца и акробатики

Теория.Литература о новых направлениях современного спортивного танца. Специальный видеоматериал.

Практика.Увеличение физической нагрузки. Новый комплекс упражнений для укрепления мышц живота, спины, плечевого пояса, рук, ног с использованием техники “джаз-танца”. Прыжки на середине зала и по диагонали с использованием техники “джаз-танца” и “модерн-танца”.

 

4. Элементы эстрадного танца

Теория.Новые понятия эстрадного танца. Новые стили и направления современной хореографии. Терминология “джаз-танца” и “модерн-танца”.

Современный музыкальный материал.

Практика.Новые композиции современного эстрадного танца. Синхронность исполнения. Элементы бытового, джазового, бального танца, степа в танцевальных номерах.

 

5. Постановочная работа

Теория.Специальная литература об искусстве композиции танца. Разработка сюжетной линии танцевальных номеров. Связь сценического образа и костюма при создании определённого танца.

Практика.Постановка новых номеров. Соединение танцевальных фрагментов в единое целое. Переходы из одного рисунка в другой. Четкое выполнение всех фигур танца.

 

6. Концертная деятельность

Участие в мероприятиях Центра, в республиканских и международных конкурсах и фестивалях.

 

7. Мероприятия воспитательно-познавательного характера

Теория.Литература о современных танцевальных направлениях. Проведение тематических бесед с учащимися.

Практика.Посещение концертных программ, театров, кинотеатров, а также различных творческих конкурсов и фестивалей с целью повышения профессионального мастерства и развития эстетического вкуса участников коллектива. Просмотр видеоматериала (концертных программ, мюзиклов) и совместное обсуждение увиденного.

 

Итоговое занятие

Занятие проводится в форме итогового занятия или отчётного концерта.

 

Прогноз результативности

По окончании 4-го года обучения учащиеся должны:

  • знать терминологию современного танца, основные принципы составления танцевальных композиций;
  • свободно ориентироваться в танцевальных стилях и хорошо импровизировать;
  • уметь самостоятельно оценивать хореографические произведения;
  • владеть танцевальной техникой на высоком уровне;
  • самостоятельно подбирать музыкальный и хореографический материал для танцевальных композиций;
  • проявлять творческую активность, самостоятельность.

Репертуар: “Гусачок”, “Арэлi”, “Каразель”, “Путанка-распутанка”, “Пробуждение”, “Саламяныя хлапчукі”, “Круцель”, “Подсеван”.

 

Программа изучения предметной области “Народно-сценический танец”(повышенный уровень)

 

ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Основным предметом освоения программы с повышенным уровнем изучения в области “хореография” на пятом и шестом годах обучения является народно-сценический танец, как неотъемлемая и исторически установившаяся часть хореографического образования. Народный танец – это многовековое искусство, которое содержит в себе опыт народов и их духовное наследие, передающееся из поколения в поколение посредством движений и жестов. Как и всякое искусство, народный танец способен приносить глубокое эстетическое удовольствие, формировать внутреннюю культуру человека, развивать его творческое начало.

Экзерсису у станка на пятом году обучения уделяется примерно 1/4 занятия. Построение комбинаций осуществляются с учетом характера и манеры исполнения различных народных танцев. Комбинации, решая тренировочные задачи, становятся более выразительными и ярче отражают манеру и стиль различных характерных танцев. На шестом году обучения экзерсису у палки уделяется 1/5 занятия. Он состоит из пройденных элементов, но исполняется в более трудных ритмах и темпах. Комбинации технически усложняются. Постепенно добавляются следующие элементы народных танцев.

На середине зала, прежде чем приступить к показу фрагментов из репертуара, материал прорабатывается в этюдах. Ансамблевые этюды строятся с расчетом на то, чтобы их правильное исполнение воспитывало навыки общности и единства рисунка, не игнорируя в то же время и правильного техничного исполнения каждого танцевального движения, входящего в его состав.

Цель: создание условий для творческого развития и допрофессиональной подготовки учащихся средствами народно-сценической хореографии.

Задачи:

  • обучить выполнению сложных танцевальных композиций;
  • научить исполнять танцы народов мира (на выбор);
  • развивать творческую активность учащихся и способность к самовыражению в танце;
  • формировать коллектив единомышленников;
  • воспитывать выносливость, ответственность, самостоятельность.

 

Учебно-тематический план

 

№п/п Наименование разделов Количество часов
Всего Теория Практика
  Вводное занятие 2 2 -
1 Танцевально-тренировочные упражнения с элементами классического танца 20 2 18
2 Русский танец 30 2 28
3 Украинский танец 30 2 28
4 Польский танец 30 2 28
5 Итальянский танец 30 2 28
6 Испанский танец 30 2 28
7 Молдавский танец 30 2 28
8 Постановочная работа 120 4 116
  Итоговое занятие в форме зачёта 2 - 2
  ИТОГО 324 24 300

 

Содержание программы

 

Вводное занятие

Ознакомление учащихся с планом работы на новый учебный год. Проведение инструктажа по технике безопасности и пожарной безопасности.

 

1. Танцевально-тренировочные упражнения с элементами классического танца

Позиции ног, рук. Танцевальный шаг, бег.

Упражнения у станка. Постановка корпуса. Комплексы упражнений, направленные на развитие танцевального шага, выворотности стопы, бедра, формирование осанки и стопы, выработку эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.

 

2. Русский танец

Особенности русского танца (музыки, хореографической лексики, характера исполнения). Различия в женской и мужской пляске. Разнообразие и характерные черты русских хороводов, кадрилей, перепляса. Положения рук и головы в русском танце. Поклоны на месте и с продвижением вперед и назад. Ходы (простой, переменный, шаркающий, основной, дробный). Pas de basque. Притоп. Припадание (с одним и двумя ударами п/п). “Ёлочка” и “Змейка”. Pas de bourrée (из стороны в сторону с выносом ноги на каблук). “Веревочка” (на demi- plié и целой стопе). Полуприсядки (для мальчиков) с выбросом ноги в сторону и вперед на каблук. Дроби.

“Дорожка” (продвижение в сторону с поочередными ударами п/п сзади и спереди). Широкий русский ход с открытыми руками. “Ковырялочка” (с подскоком и без подскока). Прыжки с двух ног (с ударом по подошве; со сгибанием двух ног назад и ударом по голенищам; с согнутыми ногами вперед). “Веревочка” (двойная; простая и двойная с переступанием). “Ключ” (дробный простой). “Моталочка”. Вращения (дробный ключ в повороте, “молоточки” с поворотом (для девочек), одинарный поворот в прыжке с поджатой ногой сзади и одновременным ударом по голенищу (для мальчиков). Хлопушки (для мальчиков): фиксирующие и скользящие (в ладоши, по бедру, по голенищу, по подошве). Ключ (сложный, хлопушечный). Полная присядка: “ползунок” (открывание ног на ребро каблука).

 

3. Украинский танец

Отличия в исполнении женских и мужских танцев. Женские – лиричны, наполнены поэзией. Мужские отличаются динамикой исполнения, широтой движений, большими прыжками и вращениями.

Ход “Бигунец” (с различными положениями рук и корпуса). “Тынок” и ход на прыжке “Тынок”. “Голубец” и притоп. Боковой ход с отбрасыванием ноги в сторону. “Упадание”. “Угинание”. “Вихилясник”. “Вихилясник” с поворотом. Ход по диагонали с выносом ноги на каблук. “Веревочка” Большой “тынок” с поворотом (для мальчиков). Большой pas de basque (для мальчиков) “Ползунец” – метелка (для мальчиков). Большой “тынок” с поворотом (для мальчиков). Большой pas de basque (для мальчиков). “Ползунец” – метелка (для мальчиков).

 

4. Польский танец

Чёткая и точная передача манеры и характера исполнения, предельная легкость, стремительность в движениях, законченность положений и позиций рук. Этюды для выработки манеры исполнения. Открывание руки без “восьмерки”. “Отбиянэ” и “ходовэ”. Pas de basque. Balancé. Pas de bourrée по III и VI позициям (акцентированное). Pas couru (легкий бег). Pas gala (мазур). Простейшее заключение. Подготовка к вращению в паре (хлопок и остановка).

Ключ (одинарный и двойной). “Голубец” с продвижением в сторону и удар всей стопой. Горизонтальная “восьмерка” одной рукой и двумя. Хлопок в ладоши. “Голубец” с продвижением в сторону и удар всей стопой. “Голубец” с шагом (одинарный и двойной). “Голубец” в повороте при вращении в паре (при закрытом повороте; при открытом повороте). Dos-á-dos (с “голубцами”; с pas de basque). “Голубец” с продвижением по кругу. Опускание на колено с шага и обвод партнерши вокруг себя. Проскальзывание на plié в I arabesque с открытой рукой из стороны в сторону.

 

5. Итальянский танец

Характер танца жизнерадостный и темпераментный, однако, при исполнении следует избегать резких и грубых ударов ногами в пол в переступаниях и подскоках. Мужской танец от женского отличается более резким и подчеркнутым исполнением. Два вида хода вперед (ballonné; emboîté). Выбрасывание ноги с носка на каблук. Тройная дробь. Скачки по III позиции.

Проскальзывание на опорной ноге с выносом ноги на носок. Навыки владения тамбурином. Glissade-jeté. Проскальзывание в позе I arabesque. Pas échappé с вращением в attitude вперед и назад. Dos-á-dos c sissonne в позе
II arabesque. Вращение в паре (все виды).

 

6. Испанский танец

Женскому танцу свойственны мягкие и гибкие движения рук (port de bras), перегибания корпуса, широкие шаги, подчеркивающие движения длинной юбкой. Женщины могут танцевать с веером. Мужской танец более резкий по характеру движений, с жесткими позами и четкими переводами рук. Выстукивания в стиле (zapateado), основанные на чередовании ударов в пол каблуками и п/п, исполняющиеся очень четко в самых различных ритмических рисунках.Port de bras в характере (с различными положениями рук, корпуса и бедер). Port de bras с переходом на опорную ногу в IV позицию и на одном колене. Balancé с различными положениями корпуса, рук и с перегибом. Pas de basque (сценический 1-й и 2-й вид). Glissade (сценический вид) Sissonne pas de bourrée. Battement tendu. Навыки владения веером.

 

7. Молдавский танец

Молдавские народные танцы известны своим жизнерадостным характером и темпераментом. Медленная “Хора”, широкая “Молдовеняска”, огневая “Сырба” отражают труд, быт и характер людей. Основные движения танца “Молдовеняска”. Основной ход.Прыжки с согнутой ногой вперед. Боковой ход с ударом каблука. “Подсекач”. Выпады вперед и перемена местами. Ход с выносом ноги на носок. Боковой ход. Бег с отбрасыванием ног назад. Основные движения из танца “Хора”. Ходы с подъемом ноги вперед: с переменой ног, с поворотом корпуса. Мелкие переступания по I и III позициям. Прыжки с подогнутыми ногами. Вращения в паре.

 

8. Постановочная работа

Разработка сюжетной линии танцевального номера. Работа над образом и костюмом для определённого танцевального номера. Постановка новых номеров. Синхронность переходов из одного рисунка в другой. Постановка отдельных танцевальных фрагментов и соединение их в цельный номер. Четкое выполнение всех фигур танца. Оригинальные образы в номерах (элементы актерского тренинга).

 

Итоговое занятие

Занятие проводится в форме зачёта. Учащиеся демонстрируют технику, манеру и характер исполнения танцев той или иной национальности, выразительно и артистично исполняют танцевальные этюды, владеют чувством ансамбля и умением распределять сценическую площадку.

 

Прогноз результативности

По окончании 5-го года обучения учащиеся должны:

  • знать основные положения и позиции рук, ног и головы в различных танцах;
  • знать основные элементы русского, украинского, польского, итальянского, испанского, молдавского характерного танца;
  • владеть техникой характерного танца, манерой исполнения;
  • передавать в движении характер музыки, используя эмоциональную память, внимание и воображение;
  • взаимодействовать с партнером, ориентироваться в пространстве;
  • соблюдать рисунок танца (линия, круг, интервалы), владеть набором танцевальных комбинаций составленных из пройденного материала.

 

ШЕСТОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи:

  • закрепить знания и навыки, полученные на 5-м году обучения;
  • совершенствоватьисполнение элементов народного танца;
  • обучить создавать учебные хореографические композиции;
  • развивать творческую и познавательную активность, интерес и уважение к культуре других народов.

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п Наименование разделов Количество часов
Всего Теория Практика
  Вводное занятие 2 2 -
1 Танцевально-тренировочные упражнения с элементами классического танца 20 2 18
2 Русский танец 30 2 28
3 Польский танец 30 2 28
4 Испанский танец 30 2 28
5 Грузинский танец 30 2 28
6 Венгерский танец 30 2 28
7 Цыганский танец 30 2 28
8 Постановочная работа 120 4 116
  Практический экзамен 2 - 2
  ИТОГО 324 18 306

 

Содержание программы

 

Вводное занятие

Ознакомление учащихся с планом работы на новый учебный год. Обучающее занятие по технике безопасности, пожарной безопасности.

 

1. Танцевально-тренировочные упражнения с элементами классического танца

Позиции ног, рук. Танцевальный шаг, бег.

Упражнения у станка. Постановка корпуса. Комплексы упражнений, направленные на развитие танцевального шага, выворотности стопы, бедра, формирование осанки и стопы, выработку эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.

 

2. Русский танец

Ходы (“девичья проходка”; мужская проходка с вывертом). Полная присядка (“ползунок” – открывание ног на воздух). Вращение: бег с откидыванием согнутых ног назад (по диагонали, по кругу) – для девочек; одинарный поворот в прыжке, ноги согнуты спереди (для мальчиков). Большие прыжки (для мальчиков): “Щучка”; “Разножка”. “Голубец” (скользящий удар внутренними сторонами стоп по I невыворотной позиции на подскоке): подряд; с последующими двумя переступаниями на полупальцах.

 

3. Польский танец

Изучение элементов польского танца “Краковяк”.

Краковяк – танец радостный, темпераментный. Для него характерен приподнятый корпус, напоминающий военную выправку, но в то же время свободный и ненапряженный. При исполнении краковяка очень важна точность в положениях рук и головы, придающих законченность каждой позе. Одна из обязательных черт исполнения краковяка – сочетание простых и сложных, мелких и широких движений в координации с движениями рук. “Голубец” как основной сценический ход. Pas de basque (типа “Тынок”). “Легáвэ”. Удары всей стопой в пол и соскоки во II позицию с последующим заключением. Pas galá с поворотом. Опускание на колено с проскальзывания и с прыжка. “Голубец-подсекач”.

Два вида “обертас” (в паре): опускание вниз с вытянутой ногой; опускание на колено.

 

4. Испанский танец

Изучение основных элементов испанского народного танца “Арагонская хота”. Основной ход: pas de basque. Assemblé-pas dе bourrée-emboîté. Ballonné- поворот. Мелкие шаги вперед по III позиции и отход назад с переменой корпуса при каждом шаге. Sissonne pas de bourrée en tournant. Сhassé pas de bourrée с последующим ударом стопой. Подготовка к renversé. Renversé с шага в сторону на demi-plié. Широкий ход на присогнутых ногах (“кошачий” ход). Pas de chat.

Rond de jambe en ľair на plié с последующим tombé pas de bourrée. Выстукивание в манере “Zapateado”.

 

5. Грузинский танец

Мужской ход горской лезгинки (без прыжка и с прыжком). “Чаквра” (усложненный вид). “Сванури”. “Шиперхили” (ножницы).

Основные движения из танца “Картули”: Сада сриала – скользящий ход (женский). Ртула – усложненный мужской ход. Женский боковой ход в “Три удара”.

“Гасма” – 3 вида. “Чаквра” – 1-й вид (Лезгинка). Вращения в мужском танце. Переход с колена на колено (с поворотом).

 

6. Венгерский танец

Работа над манерой исполнения. Этюды для рук, корпуса и головы. Открывание руки “восьмеркой”. “Голубец” с продвижением в сторону. Подготовка к вращению в паре (хлопок и остановка). Ход с двойным ударом всей стопой на croisée. Народный ход для танца “Чардаш”. Заключение одинарное и двойное. Soutenu en tournant (en dehors и en dedans).

 

7. Цыганский танец

Основной ход вперед. Ход с продвижением назад. Чечетка. Ход с чечеткой. Повороты. Женский боковой ход. Чечетка с откидыванием ноги назад и поворотом корпуса. “Голубец” с пристукиванием (два вида). Хлопки (для мальчиков). “Дрожь” плечами (для девочек). Опускание на колени (на одно; на два; с прыжка с поджатыми ногами). Перегибы корпуса (на выпаде в IV позиции; круговое port de bras на одном и двух коленях).

 

8. Постановочная работа

Разработка сюжетной линии танцевального номера. Работа над образом и костюмом для определённого танцевального номера. Постановка новых номеров.

Синхронность переходов из одного рисунка в другой. Постановка отдельных танцевальных фрагментов и соединение их в цельный номер. Четкое выполнение всех фигур танца. Оригинальные образы в номерах (элементы актерского тренинга).

 

Практический экзамен

Демонстрация всех разделов занятия: упражнения у станка и на середине, танцевальные этюды в национальных характерах, изучаемых в соответствии с образовательной программой, а также фрагментов и отдельных танцев из репертуара академических театров.

 

Прогноз результативности

По окончании 6-го года обучения проводится практический экзамен. Учащиеся должны:

  • знать основные элементы русского, польского, испанского, грузинского, венгерского, цыганского характерного танца;
  • владеть танцевальной техникой на высоком уровне;
  • уметь исполнять фрагмент любого из выученных танцев;
  • творчески реализовывать задания импровизационного характера, владеть умениями и навыками организационно-творческой деятельности.

 

Методические условия реализации программы

Методика обучения танцевальному искусству основывается на комплексном подходе к формированию танцевальных навыков с учетом индивидуальных особенностей (танцевальной подготовки, характерности, общей физической подготовки).

Программа является вариативной, т.е. при необходимости возможны изменения в содержании занятий, времени прохождения материала и т.д. Репетиции начинаются с эстрадного разогрева на середине зала, затем идет классический либо эстрадный экзерсис у станка, растяжка на полу с использованием элементов гимнастического тренинга, вращения на середине зала и по диагонали, а только потом начинается разучивание новых движений, танцев и повторение уже знакомых.

На занятиях главный акцент педагога делается на создание среды, в которой учащийся проявляет свои индивидуальные способности, раскрывается миру для восприятия и общения, развивает эстетическую сторону своей личности.

Программа способствует раскрепощению учащихся, свободному самовыражению в танце, раскрытию их способностей. При изучении каждого из разделов настоящей программы необходимо знакомить учащихся с национальными особенностями изучаемой народности, рассказывать о народных обрядах, традициях, жизни и истории народа. Все это поможет более глубокому пониманию национального характера, усилит выразительность исполнения. При этом не следует преждевременно навязывать учащимся манеру исполнения, заставлять их “наигрывать” темперамент и утрировать мимическую игру. Исполнение должно быть естественным, а предлагаемый материал – не только соответствовать техническим возможностям учащихся, но и учитывать их возрастную психологию.

В процессе работы педагог должен строго соблюдать принцип “от простого к сложному”. Для более быстрого понимания нового учебного материала мышечное и зрительное запоминание сопровождать речевыми комментариями. Дальнейшее увеличение мышечной нагрузки в течение всего периода обучения производится постепенно и планомерно; усложнение лексики, композиции танцевальных этюдов, введение новых технических приемов должны быть подготовлены всем предыдущим ходом обучения.

Программа основывается на таких важнейших принципах, как последовательность и доступность обучения, опора на интерес, учет индивидуальных особенностей учащихся, а также культуросообразности, то есть максимального учета национальной культуры и её региональных особенностей. Соблюдение этих принципов позволяет определить перспективы развития не только каждого учащегося, но и танцевального коллектива в целом. На занятиях главный акцент педагога делается на создание среды, в которой учащийся проявляет свои индивидуальные способности, раскрывается миру для восприятия и общения, развивает эстетическую сторону своей личности.

 

Основные формы занятий:

  • тренировочная;
  • постановочная;
  • итоговое занятие;
  • открытое занятие;
  • генеральная репетиция.

 

Формы подведения итогов. В конце учебного года проводится итоговое занятие. Оно может проходить в форме открытого занятия, в отчетной форме или итогового занятия коллектива. Результатом работы всех групп коллектива является постановка танцевальных номеров, которые тематически могут быть объединены в концертную программу, а также могут существовать как отдельные номера, входящие в программу сборного концерта.

По итогам освоения программы учащиеся проходят аттестацию в конце пятого года обучения в форме зачёта и в конце шестого года обучения в форме практического экзамена, по результатам которого учащимся выдается свидетельство. В процессе зачёта или практического экзамена учащиеся должны показать все разделы занятия: упражнения у станка и на середине, танцевальные этюды в национальных характерах, изучаемых в соответствии с образовательной программой. Учащиеся должны показать технику, манеру и характер исполнения танцев той или иной национальности, выразительно и артистично исполнять танцевальные этюды, владеть чувством ансамбля и уметь распределять сценическую площадку.

 

В организации учебного процесса будут использованы следующие методы и приемы обучения:

- рассказ (информация об увиденном, прочитанном материале);

- беседа (сообщение новых знаний);

- упражнение (повторное выполнение действий педагога);

- практическая демонстрация (применение полученных знаний на практике);

- иллюстрация (просмотр видеоматериала, наглядных пособий);

- обучающий контроль (открытые, итоговые занятия);

- ситуационный метод (актерский тренинг, импровизация).

 

Система контроля: совместный просмотр видео- и фотоматериала отчётных концертов, выступлений на конкурсах и фестивалях с целью выявления недочетов и ошибок, их обсуждение; определение степени готовности учащихся к исполнению определенного танцевального номера путем мелкогрупповой и индивидуальной работы.

 

Методы диагностики освоения программы и личностного развития учащихся:

  • наблюдение в процессе обучения за учащимися;
  • беседа о различных стилях и направлениях хореографии;
  • самоанализ;
  • анализ результатов деятельности учащихся;
  • опрос и проверка домашнего задания.

 

Литература

  1. Васильева, Е. Танец / Е. Васильева. – М., 1968.
  2. Волошин, М. Лики творчества / М. Волошин. – Л., 1989.
  3. Гребенщиков, С. Белорусская народно-сценическая хореография / С. Гребенщиков. – Мн., 1978.
  4. Григорович, Ю.Н. Энциклопедия “Балет” / Ю.Н. Григорович. – М., 1981.
  5. Добровольская, Г. Танец. Пантомима. Балет / Г. Добровольская. – Л., 1975.
  6. Компус, Э. О мюзикле. / Э.О. Компус. – Л., 1983.
  7. Королёва, Э. Ранние формы танца / Э. Королёва. – Кишинев. 1977.
  8. Кудинова, Т. От водевиля до мюзикла / Т. Кудинова. – М., 1982.
  9. Левин, М.В. Гимнастика в хореографической школе / М.В. Левин. – М., 2001.
  10. Нашхоев, Р. Махмуд Эсамбаев – чародей танца / Р. Нашхоев. – М., 2001.
  11. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец. История. Методика. Практика / В.Ю. Никитин. – М., 2000.
  12. Новерр, Ж.-Ж. Письма о танце / Ж.-Ж. Новерр. – М., 1965.
  13. Пасютинская, В.М. Волшебный мир танца / В.М. Пасютинская. – М., 1985.
  14. Рубштейн, Н. Что нужно знать, чтобы стать первым / Н. Рубштейн. – М ., 2001.
  15. Суриц, Е.Я. Хореографическое искусство 20 годов / Е.Я. Суриц. – М., 1979.
  16. Черноярова, Г.А. Белоруссий народный танец: Программа по специальности “Артист ансамбля народного танца” / Г.А. Черноярова. – Мн., 1984.
  17. Чурко, Ю.М. Белорусский балет / Ю.М. Чурко. – Мн., 1968.
  18. Чурко, Ю.М. Белорусский балет в лицах / Ю.М. Чурко. – Мн., 1987.
  19. Чурко, Ю.М. Белорусский сценический танец / Ю.М. Чурко. – Мн., 1968.
  20. Чурко, Ю.М. Многоликая хореография / Ю.М.Чурко. – Мн., 2001.
  21. Шереметьевская, Н.Е. Прогулка в ритме степа /
    Н.Е. Шереметьевская. – М., 1998.
  22. Шереметьевская, Н.Е. Танец на эстраде / Н.Е. Шереметьевская. – М., 1985.
  23. Эндюр, Т. Магия танца / Т. Эндюр. – М., 1996.

 

Литература для учащихся

  1. Барышникова, Т. Азбука хореографии / Т.Барышникова. – М., 1999.
  2. Васильева, Т. Секрет танца / Т. Васильева. – С. -П., 1997.
  3. Пичуричкин, С.А. Имидж танцевального коллектива /
    С.А. Пичуричкин. – М., 2002.
  4. Чурко, Ю.М. Линия, уходящая в бесконечность / Ю.М. Чурко. – Мн., 1999.

 

Перечень видеопродукции

  1. “Вечное движение” – фильм о Государственном академическом ансамбле народного танца СССР под руководством Игоря Моисеева. “Свердловская киностудия”, 1967г., “Студия СВТ” 2002г.
  2. “Сокровища русского балета. Лебединое озеро”. Киностудия “Ленфильм”, 1968г., “Студия 48 часов”, 1996г.
  3. «Сокровища русского балета. Мастера русского балета”. Киностудия “Ленфильм”, 1953 г., “Студия 48 часов”, 1996г.
  4. Daniel Ezralow Mandala “Путешествие танцевальщика”.
  5. Michael Flatley’s “Gold”.
  6. Аудиозаписи музыкальных произведений, музыкальных фрагментов из балетов, используемых для музыкального сопровождения урока характерного танца.
  7. Балет “Тодес”. Юбилейная программа – 10 лет.
  8. Балет “Тодес”. Юбилейная программа – 15 лет.
  9. Верена Вайс – режиссер и хореограф.
  10. Видеозаписи балетных спектаклей классического и современного репертуара Академических театров.
  11. Видеозаписи уроков и экзаменов характерного танца Академии Русского Балета им. А.Я. Вагановой и Московской Государственной Академии Хореографии (Евгений Манько).
  12. Ирландское танцевальное шоу “Riverdance”.
  13. Клавиры балетов классического репертуара.
  14. М. Флетли. Танцевальное шоу. “Lord of the Dance”, “Feet of Flames” (Мария Фетисова).
  15. Международная академия танцевального искусства. I Всемирный конгресс “Данс форум”, 2001г. Москва (октябрь 2001г.).
  16. Международный семинар по современным танцам, г.Евпатория (июль-август 2001г.). Мастер-классы.
  17. Международный фестиваль современной хореографии в г. Витебске (ноябрь 2002г.).
  18. Мили данс шоу – 2000г.
  19. Официальный батл (2000г.). International Breakdance Contest
    (14 октября 2000г.).
  20. Ошеломляющий балет “Фламенко”. Хоссе Леон: “Ballet flamenco”, “Sevilla imperial”.
  21. Ролан Пети “Собор Парижской Богоматери” (Сергей Циркун).
  22. Театр “Резома” г.Киев, худ. рук. А. Залевский.
  23. Фильм-балет “Каменный цветок”. ВПТО “Видеофильм”, 1990г.
  24. Фильм-балет “Лебединое озеро”. ВПТО “Видеофильм”, 1989г.
  25. Фильм-балет “Раймонда”. ВПТО “Видеофильм”, 1989г.
  26. Фильм-балет “Ромео и Джульетта”. Киностудия “Мосфильм”, 1954г.

Хрестоматии для сопровождения уроков характерного танца.

Яндекс.Метрика