Ошибка :

Показать отладочную информацию

Белорусская соломка
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen

Белорусская соломка

Сапего А.Н., педагог дополнительного образования Государственного учреждения дополнительного образования «Центр детей и молодёжи г.Полоцка»

 

Пояснительная записка

 

Каждый народ, каждое государство гордится своей традиционной художественной народной культурой. Ни в одной культуре мира простое ремесло соломоплетения и аппликации не достигло таких вершин, как в Беларуси, ни в одной стране работы из соломки не несут в себе столько внутренних национальных традиций и черт, как в работах белорусских мастеров. Аппликация соломкой и соломоплетение – яркое самобытное явление белорусской культуры.

С давних времён народные мастера Беларуси использовали в качестве поделочного материала соломку злаковых культур. В талантливых руках мастера она превращается в удивительные вещи, украшает их золотистой мозаикой узора. Богатство оттенков цвета соломки, а также фантазия и творчество мастера дают возможность превратить обыкновенную соломку в удивительные образы растительного и животного мира, составлять белорусские орнаменты. Изделия из соломки обладают необыкновенной красотой, необъяснимой притягательной силой и привлекают к себе всё больше желающих постичь накопленный многовековой опыт народных умельцев, раскрыть тайны мастерства.

В наши дни особенно остро встаёт вопрос становления народного самосознания через возрождение национальной культуры и преемственность творческого наследия, духовно-нравственного опыта белорусов. Приобщение детей и молодёжи к народному декоративно-прикладному творчеству возвращает их к многовековым народным истокам и национальным традициям, способствует процессу эстетического воспитания, но и духовного формирования личности, воспитанию высоких патриотических чувств, становлению гражданина Республики Беларусь. Всё это и обуславливает актуальность и необходимость создания данной программы.

Программа студии «Белорусская соломка» разработана на основе многолетнего опыта работы образцовой студии с учётом современных тенденций образовательного процесса и программно-методических документов для учреждений дополнительного образования детей и молодёжи.

Программа построена на основе изучения опыта работы ведущих мастеров национальной школы аппликации соломкой, на изучении традиционных и современных тенденций в их работе. Особенностью программы является то, что она опирается на местные региональные традиции в работе с соломкой, раскрывает национальные черты и особенности белорусской соломки как уникального явления белорусской культуры.

Характерной особенностью программы является постижение искусства аппликации соломкой через раскрытие образа Родины, что нашло своё отражение в названиях изучаемых тем и практических заданий. Тематическое построение программы направлено на восприятие образов родной Беларуси, родного Придвинского края, культурно-национального и этнического наследия белорусского Поозерья через творческо-практическую деятельность сюжетно-тематического характера. Оно объединяет в единую логическую цепочку всю познавательную и практическую деятельность, являясь тем ключевым стержнем, который пронизывает всё содержание программы на протяжении трёх лет обучения.

Программа студии «Белорусская соломка» наполнена актуальными темами: выполнение аппликации соломкой архитектурных памятников, символики Полоцка и городов Беларуси; создание сюжетно-тематических композиций на темы белорусского фольклора, соломенной миниатюры.

Отличие содержания программы – выполнение индивидуальных авторских и коллективных творческих работ на основе использования и исследования местного материала и работ мастеров аппликации соломкой Полоцкого региона.

Программа включает исследование и использование новых, разработанных в результате совместного творческого поиска педагогом и учащимися приёмов и технологий в работе с соломкой:

-                   изготовление элементов криволинейной аппликации без применения шаблонов;

-        использование компоновки отдельных элементов композиции вне основы аппликации;

-        применение приёма черепичного настила при наклеивании деталей для придания объёма элементам композиции;

-        использование  в аппликации элементов, нарезанных из стебля злаковых культур;

-         сочетание соломенных лент в аппликации с плетением из соломки;

-         использование других видов поделочных материалов для создания сложных декоративных композиций в аппликации соломкой.

Программа студии «Белорусская соломка» построена таким образом, что весь процесс обучения протекает на доступном для учащихся уровне познания, создаются условия для развития творческой индивидуальности и пробуждения таланта каждого ребёнка. Образовательный процесс направлен на обеспечение непрерывного роста, становление ученик – мастер, благодаря целенаправленному поэтапному включению учащихся в выполнение более сложных заданий, постижение секретов мастерства, заложенных самой сутью программы.

Программа каждого года обучения является логическим продолжением предыдущей и строится на основе преемственности по принципу «от простого к сложному». Она построена таким образом, чтобы учащиеся постепенно повышали свой уровень знаний и умений, накапливали опыт практической работы.

Цель программы:формирование потребности в творческой самореализации через постижение мастерства аппликации соломкой, развитие духовно-нравственной культуры личности путём приобщения к декоративно- прикладному искусству, народному творчеству, его истории, традициям, заложенным предками.

Задачи программы:

-        научить основным способам и приёмам работы с соломкой как поделочным материалом, технике аппликации соломкой и отдельным видам соломоплетения;

-        сформировать умение самостоятельно создавать художественные образы на основе стилистических и технологических традиций народных мастеров Беларуси;

-        воспитать разносторонне развитую, творческую, нравственно зрелую личность с чувством уважения к своему историческому, художественному наследию Беларуси, к мировой культуре;

-        привить культуру труда и умение работать в коллективе;

-        развивать эстетический и художественный вкус, творческую фантазию и природные способности учащихся, расширять их творческий кругозор.

Организационные условия реализации программы

Программа студии «Белорусская соломка» разработана на 3 года обучения для учащихся в возрасте от 9 до 16 лет. Набор в студию свободный, независимо от способностей учащихся.

         Первый год обучения:

общее количество часов в год – 144;

занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа;

наполнение группы – 12-15 человек;

возраст учащихся – 9-11 лет.

         Второй год обучения:

общее количество часов год – 216;

занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа или (2 раза в неделю по 3 часа);

наполнение группы – 10-12 человек;

возраст учащихся – 11-14 лет.

         Третий год обучения:

общее количество часов – 216 (288);

занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа или (2 раза в неделю по 4 часа);

наполнение группы – 8-10 человек.

возраст учащихся – 14-16 лет.

Все практические работы делятся на учебные и творческие. Учебные работы выполняются по образцу. Это небольшие по объёму работы, направленные на приобретение и закрепление определённых навыков, технологических приёмов работы с соломкой, допускающие элементы творчества и собственного подхода со стороны учащихся к решению поставленных задач. Творческие работы направлены на развитие индивидуальных способностей учащихся. Они предполагают два уровня заданий: выполнение творческих работ по собственному замыслу и творческие работы по предложенной тематике, частично поискового и исследовательского характера.

Приобщение учащихся к народному искусству имеет большие воспитательные возможности на всех возрастных уровнях. Поэтому при планировании работы студии в её содержание включаются мероприятия воспитательно-познавательного характера: экскурсии на предприятия народных промыслов, музеи, выставки декоративно-прикладного творчества, а также встречи с народными мастерами; беседы по истории развития народных промыслов Беларуси; организация и участие в выставках декоративно-прикладного творчества. Все мероприятия воспитательно-познавательного характера протекают в тесной связи с образовательным процессом эстетического центра и входят в общую систему мероприятий по реализации комплексно-целевой программы «Мы – полочане».

Материально-техническое обеспечение

Помещение для занятий студии должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности и техники безопасности.

Необходимо соблюдение санитарно-гигиенических норм, временного режима занятий для различных возрастных категорий учащихся, определение степени нагрузки в работе, использование методики здоровьесберегающих систем.

Занятия проводятся в просторном и уютном помещении, оборудованном лампами дневного света, хорошо проветриваемом. Рабочее место должно быть удобным для работы и соответствовать возрастным особенностям учащихся. Ничто не должно стеснять их рабочие движения, отвлекать, мешать творческому процессу. В кабинете на хорошо видном месте помещаются правила по технике безопасной работы. В помещении студии необходимо иметь аптечку.

Кадровое обеспечение

Педагог студии должен иметь высшее педагогическое образование и владеть традиционными и современными технологиями аппликации соломкой и соломоплетения, постоянно совершенствовать свою квалификацию.

Ресурсное обеспечение

В кабинете находятся необходимые для занятия дидактические и наглядные материалы: пособия, специальная литература; схемы, таблицы, технологические карты; дидактические игры; шаблоны, образцы деталей и готовых изделий; эскизы работ.

Для работы учащимся необходимы следующие инструменты и материалы: различные виды ножниц, нож-косячок, электроутюг с подставкой, приспособления для расщепления и замачивания соломки, резцы, шила, иглы; солома злаковых культур, различные виды ткани, шпагат, льняные нити, бумага, картон, клей ПВА. Всё это хранится в специально оборудованных шкафах.

 

Первый год обучения

Задачи

образовательные:

-          познакомить с историей развития аппликации соломкой как одного из видов народного творчества Беларуси, сформировать устойчивый интерес и стремление к познанию искусства своего народа, занятиям декоративно-прикладным творчеством;

-          изучить свойства соломки как поделочного материала, освоить технологические процессы обработки и подготовки соломки к аппликации;

-          научить пользоваться инструментами, вспомогательными приспособлениями и материалами, применяемыми в аппликации соломкой;

-          обучить классическим технологическим приёмам и навыкам выполнения аппликации соломкой криволинейными и геометрическими элементами;

-          сформировать первоначальные навыки стилизации, создания белорусских узоров и орнаментов;

воспитательные:

-        воспитывать любовь и бережное отношение к национальной белорусской культуре, стремление к сохранению культурных национальных традиций и осмысленному восприятию народного творчества;

-        развивать активность учащихся и стремление к проявлению инициативы, интерес к самостоятельному творчеству;

-        воспитывать трудолюбие, аккуратность и старательность в работе;

развивающие:

-        развивать наблюдательность, воображение и творческую фантазию;

-        развивать природные способности, задатки;

-        развивать познавательную мотивацию;

-        развивать способности к самоконтролю и самооценке творческой деятельности.

 

Учебно-тематический план

1-го года обучения

 

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

1

1

2

2.

Соломка как поделочный материал

2

4

6

3.

«Творческое наследие». Аппликация соломкой как вид декоративно-прикладного творчества

2

4

6

4.

Изготовление основы и подготовка изделия под аппликацию соломкой

4

1

5

5.

Аппликация соломкой криволинейными элементами

2

6

8

6.

«Мир, в котором я живу». Предметная аппликация. Мотивы растительного и животного мира

3

9

12

7.

«Персонажи белорусских народных сказок». Аппликация криволинейными элементами

4

12

16

8.

«Белорусские узоры». Аппликация геометрическими элементами. Орнаментальные композиции

4

10

14

9.

Геометрическая аппликация. Растительные и зооморфные мотивы

3

13

16

10.

«Дары земли белорусской». Индивидуальная творческая работа

2

8

10

11.

«Из глубины народных криниц». Коллективно-творческая работа

3

15

18

12.

«Национальные символы природы Беларуси». Изготовление сувениров

2

10

12

13.

Мероприятия воспитательно- познавательного характера

3

13

16

14.

Итоговые занятия

1

3

4

 

Итого

33

111

144

 

Содержание программы

1-го года обучения

 

1. Вводное занятие (2 ч.)

Понятие декоративно-прикладного творчества, виды и формы, выразительные средства декоративно-прикладного искусства. История развития декоративно-прикладного творчества, его роль в жизни человека. Региональные виды декоративно-прикладного творчества.

Основные направления работы студии. Традиции и особенности организации работы в студии «Белорусская соломка». Цель и задачи студии. План работы на год и перспективы на весь период обучения. Внутренний распорядок и правила поведения в кабинете.

Знакомство с оборудованием кабинета. Инструменты, вспомогательные материалы и принадлежности, применяемые в работе с соломкой. Правила безопасной работы (инструктаж по технике безопасности проводится на всех занятиях, связанных с практическим выполнением заданий). Организация рабочего места. Гигиена труда. Диагностика (тестирование) уровня подготовленности учащихся.

Практическая деятельность: овладение безопасными приёмами работы с инструментом и основными приёмами склеивания и наклеивания деталей аппликации на основу.

2. Соломка как поделочный материал (6 ч.)

Соломка как поделочный материал. Использование соломки белорусскими мастерами: «Путешествие в мастерскую народного умельца». Декоративные и технические свойства соломки. Особенности соломки различных злаковых культур. Правила и сроки заготовки соломки, способы и первичная обработка. Отбор материала для аппликации. Правила хранения растительного материала.

Практическая деятельность: исследование свойств соломки как поделочного материала.

Изготовление несложных изделий в технике аппликации соломкой и соломоплетения.

Первичная обработка соломки: очистка стебля от листьев, вырезание междоузлий. Сортировка по длине, цвету и качеству.

3. «Творческое наследие». Аппликация соломкой как вид декоративно-прикладного творчества (6 ч.)

Понятие аппликации. Виды аппликации: предметная, сюжетная, декоративная. История развития и особенности белорусской школы аппликации соломкой. Виды аппликации соломкой: геометрическая и криволинейная.

Традиционные принципы работы белорусских мастеров аппликации соломкой с цветом. Ведущая роль натурального цвета.

Соломенные ленты – основной материал аппликации соломкой. Технология заготовки соломенных лент холодным и горячим способами.

Тонировка соломенных лент. Технология выполнения соломенного настила, соломенных пластов.

Практическая деятельность: определение видов и техник выполнения аппликации соломкой по предложенным образцам.

Заготовка соломенных лент: заготовка соломенных лент белого цвета холодным способом; заготовка соломенных лент горячим способом из распаренной соломки; тонировка соломенных лент с помощью горячего утюга (в дальнейшем заготовка соломенных лент и тонировка проводится по мере израсходования материала).

Изготовление соломенных настилов – прямого и веерного; изготовление соломенных пластов. Анализ ошибок наиболее часто встречающихся при изготовлении соломенных пластов.

4. Изготовление основы и подготовка изделия под аппликацию соломкой (4 ч.)

Использование аппликации в качестве декора и для создания самостоятельных декоративных композиций. Роль основы и фона в аппликации соломкой. Сочетаемость цвета и структура материала фона с материалом для аппликации.

Подготовка поверхности изделия под аппликацию. Понятие «панно». Изготовление основы панно. Художественное оформление готового изделия. Технология изготовления рамок из бумаги и картона.

Практическая деятельность: подготовка поверхности изделия для аппликации соломкой – покрытие клеевым грунтом, лаком деревянных и картонных поверхностей.

Технология изготовления основы панно. Способы натягивания ткани на основу.

Изготовление рамок из бумаги и картона. Художественное оформление основы панно плетёным жгутом, тесьмой. Техника пришивания жгутов и тесьмы к основе. Исследование сочетаемости различного цвета фона с натуральной цветовой гаммой соломенных лент.

5. Аппликация соломкой криволинейными элементами (8 ч.)

Знакомство с работами ведущих мастеров аппликации Беларуси и работами выпускников студии и их анализ. Особенности выполнения аппликации криволинейными элементами.

Роль эскиза в аппликации. Графический и колористический эскиз. Умение читать эскиз аппликации соломкой.

Технология выполнения элементов аппликации по шаблонам. Технология поэлементного наклеивания. Способы компоновки элементов композиции в аппликации.

Практическая деятельность: выполнение учебной работы – панно «Ромашка» с использованием технологии изготовления элементов по шаблонам:

-          подготовка материала к работе;

-          работа с эскизом: деление эскиза на отдельные детали, определение цвета деталей и направление настила соломенных лент, определение порядка компоновки деталей панно;

-          изготовление элементов аппликации из соломенных пластов по шаблону;

-          изготовление основы из льняной ткани по типу вымпела;

-          выполнение аппликации на основе.

Выполнение учебной работы. Изготовление панно на выбор по предложенным эскизам, приблизительно одинакового уровня сложности:

-          работа с эскизом;

-          изготовление деталей аппликации способом поэлементного наклеивания: перевод элементов на папиросную бумагу, заклеивание каждого элемента аппликации отдельно соломенными лентами с учётом направления настила.[1]

-          изготовление основы панно, обтянутой тканью;

-          компановка деталей и выполнение аппликации на основе;

-          художественное оформление панно тесьмой.

6. «Мир, в котором я живу». Предметная аппликация. Мотивы растительного и животного мира (12 ч.)

Понятие предметной аппликации. Беседа о богатстве и красоте родного Придвинского края. Особенности передачи образов растительного и животного мира аппликацией соломкой. Понятие «стилизации» в декоративно-прикладном творчестве как декоративного обобщения и выделения характерных особенностей объектов с помощью ряда условных приёмов. Стилизация природных форм для криволинейной аппликации. Работа со схемами, показывающими примеры стилизации растений, птиц, животных для криволинейной аппликации. Основные приёмы выполнения аппликации соломкой изображений растений и животных на примере предметной аппликации.

Практическая деятельность: отработка приёмов стилизации растений и животных для криволинейной аппликации:

выполнение различных вариантов изготовления листьев: цельным элементом, из двух элементов с различным направлением настила в каждой половинке, с двух половинок с зубчатым краем и просечками, веерным настилом;

изготовление панно «Ветка рябины», «Жёлуди» и другие варианты с любым способом изготовления деталей листьев. Работа над эскизом. Подбор материала и изготовление элементов панно, изготовление основы и выполнение аппликации на основе. Обрамление панно витым шнуром; изготовление панно «Оленёнок», «Воробышек» или другие варианты на прямоугольной основе, обтянутой тканью.

Использование компоновки элементов панно на бумаге или склеивание деталей между собой. Изготовление рамки из картона и художественное оформление панно.

7. «Персонажи белорусских народных сказок». Аппликация криволинейными элементами (16 ч.)

Устное народное творчество и его влияние на декоративно-прикладное искусство. Беседа «Ваши любимые белорусские народные сказки». Особенности изображения сказочных героев художниками и мастерами декоративно-прикладного творчества в аппликации соломкой.

Практическая деятельность: изготовление панно в технике криволинейной аппликации по предложенному графическому эскизу с изображением животных – любимых героев белорусских народных сказок: «Котик – золотой лобик», «Коза-обманщица», «Лисица-хитрица», «Как курочка петушка спасала» и др.

Выбор темы, внесение творческих изменений и дополнений в эскиз. Подбор материала, заготовка элементов аппликации и компоновка на папиросной бумаге. Изготовление основы панно в любой из техник и из любого материала. Выполнение аппликации на основе, художественное оформление панно.

Коллективное обсуждение выполненных работ.

8. «Белорусские узоры». Аппликация геометрическими элементами. Орнаментальные композиции (14 ч.)

Использование аппликации геометрическими элементами народными мастерами Беларуси. Знакомство с творчеством ведущих мастеров Т. Алексеевой, В. Басалыга, В. Дехтяренко, Р. Романеня. Понятие «декора» и «декорирования». Художественные особенности геометрической аппликации. Орнамент и орнаментальные композиции (цепочки, бордюры, розетки, сетки, кайма) в аппликации соломкой. Основные принципы создания орнаментальных композиций: симметричность, пропорциональность, трёхкомпонентность узоров, ритм, статика и равновесие. Особенности составления белорусского орнамента. Учёт направления волокон соломки при составлении орнамента.

Основные элементы геометрической аппликации. Техника образования геометрических фигур из соломенных лент, инструменты и способы подготовки соломенных лент.

Технология выполнения аппликации геометрическими элементами. Роль эскиза. Создание светотеневых эффектов в композициях.

Практическая деятельность: выполнение тренировочных упражнений:

-          овладение безопасными способами калибровки соломенных лент на одну ширину и нарезки элементов аппликации различной геометрической формы при помощи ножа-косячка;

-          подготовка учебных деревянных дощечек, покрытых клеевым грунтом, и выполнение упражнений по набору орнаментальных композиций по образцу и собственному творческому замыслу;

-          выполнение орнаментальных узоров на тканевой основе, приклеивание элементов композиций на ткань клеем ПВА.

Аппликация геометрическими элементами готовых изделий по образцу: рамка для фотографий, кухонная доска, полочка и др.

Подготовка изделия под аппликацию, нанесение клеевого грунта или лака на деревянные поверхности. Выбор узора декорирования изделия геометрическим орнаментом. Нанесение линий размётки, определение начала выполнения композиции. Заготовка элементов аппликации согласно эскизу. Выполнение аппликации на изделии с внесением творческих изменений в предложенный рисунок.

9. Геометрическая аппликация. Растительные и зооморфные мотивы (16 ч.)

Природа родного края как источник вдохновения и мастерства. Растительные и зооморфные мотивы в творчестве мастеров аппликации. Стилизация образов живой природы в технике аппликации геометрическими элементами. Работа со схемами, отображающими переход стилизации объектов природы от прямолинейных форм к геометрическим. Примеры стилизации растений, построенной на геометрических элементах, наиболее часто встречающихся в работах белорусских мастеров.

Практическая деятельность: создание примеров стилизации растений (дуб, берёза, клён, роза, василёк, колокольчик, рожь и т.д.), выполненных на основе сочетания геометрических элементов, которые, на взгляд учащихся, наиболее полно передадут их особенности:

-          выполнение учебной работы по образцу панно «Диковинная птица». Изготовление основы панно (ДВП, окрашенное в чёрный цвет, покрытое лаком);

-          знакомство с эскизом, разбивка на детали, перевод эскиза на основу. Подбор соломки и нарезка элементов аппликации. Выполнение композиции аппликации в материале. Обрамление панно орнаментом – «простая цепочка» (по собственному замыслу);

-          индивидуальная творческая работа;

-          изготовление открыток, открыток-приглашений, декоративной салфетки или тарелки по собственному замыслу и декорирование изделий геометрической аппликацией по тематике «Цветы белорусских лугов». Выбор темы и изготовление изделий. Отбор материала для аппликации, разработка эскиза аппликации геометрическими элементами. Заготовка элементов аппликации и выполнение аппликации композиции на изделии. Декорирование вспомогательными художественными и графическими элементами;

-          организация мини-выставки творческих работ.

10. «Дары земли белорусской». Индивидуальная творческая работа (10 ч.)

Беседа о богатстве и щедрости земли белорусской, её рек, озёр, лесов и полей. Марафон загадок «Чем богаты, тому и рады». (В отгадках спрятаны темы творческих заданий). Учащиеся выбирают темы аппликации: «Грибы», «Ягоды», «Плоды и овощи» и т.д.

Особенности изготовления крупных деталей округлой и полуокруглой формы - направление настила, толщина соломенных лент, соблюдение однородности цветовой гаммы.

Практическая деятельность: индивидуальная творческая работа по изготовлению комплекта льняных салфеток, декорированных узорами геометрической и криволинейной аппликации по собственному замыслу:

-                   изготовление основы салфеток из льняной ткани произвольной формы и размера, оформление краёв льняным шпагатом, путём приклеивания шпагата по контуру салфетки;

-                   разработка эскиза аппликации салфеток (основного узора и каймы из геометрических элементов);

-                   заготовка элементов аппликации в нужной технике, размещение и наклеивание элементов на основе.

Анализ и оценка творческих работ, организация выставки.

11. «Из глубины народных криниц». Коллективно-творческая работа (18 ч.)

Беседа: «Секреты бабушкиных узоров». Изучение узоров ткачества и вышивки рушников народных мастеров Поозерья по материалам экспозиции краеведческого музея, музея ткачества и специальной литературы. Рушник как символ многих ритуалов и обрядов белорусов. Виды белорусских рушников, их назначение.

Технологические особенности выполнения коллективных творческих работ. Показать роль и значимость каждого участника коллективного проекта. Деление учащихся на мини-группы. Распределение объёма и видов работ между учащимися в группах.

Практическая деятельность: изготовление рушника – коллективная творческая работа:

-        работа над проектами разработки рушников, анализ и отбор наиболее интересных проектов;

-        разработка эскиза (графического и колористического), узоров аппликации соломкой рушников (на основе проектов, предложенных учащимися);

-        изготовление основы рушника из льняной ткани, декорирование бахромой и мережкой;

-        подбор соломки и заготовка элементов аппликации;

-        перенос эскиза аппликации на основу и выполнение аппликации на рушнике.

Организация коллективного обсуждения итогов работы.

12. «Национальные символы природы Беларуси». Изготовление сувениров (12 ч.)

Использование темы символов природы родного края в сувенирных изделиях народных мастеров декоративно-прикладного творчества Беларуси. Развитие производства сувенирной соломки в нашей республике. Знакомство с образцами различных видов сувениров, изготавливаемых  на Полоцкой фабрике художественных изделий. Основные требования, предъявляемые к изготовлению сувениров в технике аппликации соломкой. Выбор темы и техники аппликации соломкой сувенира по собственной задумке.

Практическая деятельность: изготовление сувенирного изделия по собственной задумке (декоративной тарелки, салфетки, открытки, панно) на выбор в технике криволинейной геометрической аппликации или в смешанной технике:

-     изготовление по технологическим картам сувенирного изделия или основы панно под аппликацию;

-     разработка собственного эскиза или внесение творческих изменений в предложенный к работе эскиз аппликации с цветочными узорами (василёк, папоротник, шиповник и др.);

-     подбор соломки и изготовление элементов аппликации в выбранной технике;

-     выполнение аппликации на изделии и художественное оформление сувениров.

Организация мини-выставки сувенирных изделий, отбор сувениров в фонд студии.

13. Мероприятия воспитательно-познавательного характера (16 ч.)

Экскурсии на фабрику художественных изделий, в центр национальных ремёсел и культур г. Полоцка. Посещение выставок декоративно-прикладного творчества народных мастеров Беларуси, краеведческого музея и музея ткачества. Организация мастер-класса с участием мастеров соломоплетения и аппликации соломкой Полотчины и Витебской области. Праздник первой работы и посвящение в учащегося студии. Участие в ярмарках ремёсел, выставках, конкурсах. Участие в создании фотолетописи студии и каталога авторских работ.

14. Итоговые занятия (4 ч.)

Выработка критериев оценки художественных и декоративных качеств работ. Анализ и оценка работы студии за год. Тестирование и самооценка достижений учащихся, подведение итогов и организации выставки лучших творческих работ.

Летнее задание по заготовке соломки. Особенности заготовки с сохранением зелёного натурального цвета. Инструктаж по технике безопасности.

Организация и проведение конкурсов знаний, умений и практических навыков с приглашением родителей.

Ожидаемые результаты

По окончании первого года обучения в студии учащиеся должны знать:

-          историю и основные направления развития белорусского народного творчества;

-          региональные виды и особенности декоративно-прикладного творчества;

-          основы декоративно-прикладного творчества, основные понятия и выразительные средства;

-          историю возникновения аппликации соломкой как одного из видов белорусского народного творчества;

-          понятие аппликации и виды аппликации соломкой;

-          виды соломки, её технические и декоративные свойства как поделочного материала;

-          способы заготовки и обработки соломки, подготовки материала для аппликации;

-          понятие орнамента и особенности белорусского  растительного  орнамента;

-          понятие стилизации и её роль в аппликации соломкой;

-          технологию выполнения аппликации соломкой геометрическими и криволинейными элементами;

-          технологию изготовления основы панно и основные приёмы подготовки поверхности изделия под аппликацию;

-          инструменты и принадлежности, правила работы с ними;

-          технику безопасности труда;

уметь:

-          выбирать материал для аппликации, заготавливать соломенные ленты, тонировать соломку;

-          заготавливать соломку и проводить её первичную обработку;

-          работать с эскизом аппликации;

-          создавать орнаментальные композиции по законам декоративно-прикладного творчества;

-          перерабатывать реальные формы живой природы в декоративные;

-          проявлять инициативу и вносить элементы творчества при выполнении практических занятий;

-          выполнять творческие работы по мотивам народных промыслов;

-          воплощать свои творческие замыслы в коллективных творческих работах;

-          активно участвовать в обсуждении, мотивировать оценку своих работ и работ товарищей, сравнивать и находить ошибки;

-          выполнять аппликацию соломкой из криволинейных и геометрических элементов;

-          пользоваться технологическими картами;

-          изготавливать изделия и выполнять аппликацию по учебному образцу;

-          работать с инструментом, соблюдая технику безопасной работы;

-          подготавливать и убирать после занятий своё рабочее место.

 

Второй год обучения

Задачи

образовательные:

-          использовать в аппликации соломкой лучшие традиции народных мастеров Беларуси;

-          совершенствовать знания, умения и практические навыки в работе соломкой как поделочным материалом;

-          научить приёмам создания объёмных элементов декоративных композиций в аппликации соломкой;

-          обучить технологии изготовления декоративного панно и создания эскизов стилизованных декоративных композиций в традиционном белорусском стиле;

-          освоить технологию простейших видов соломоплетения;

-          научить использовать знания основных закономерностей, особенностей, приёмов и средств композиции для осуществления творческих замыслов;

-          сформировать творческую мотивацию;

-          сформировать умения коллективной творческой деятельности;

воспитательные:

-        воспитать чувство гордости за культурное и историческое наследие своих предков, поддерживать желание творить, создавать прекрасное своими собственными руками;

-        воспитать культуру отношений в детском коллективе, чувство взаимопомощи, инициативность и ответственность за порученное дело;

развивающие:

-          развивать образное и пространственное мышление;

-          развивать творческую активность учащихся;

-          развивать коммуникабельность.

 

Учебно-тематический план

2-го года обучения

 

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

2

1

3

2.

«Соломенная мастерская». Первичная обработка, подготовка соломки для аппликации

3

9

12

3.

Использование соломоплетения в обрамлении декоративного панно

3

9

12

4.

«Народные корни «золотого» искусства». Классические декоративные композиции

4

20

24

5.

«От простого к классическому». Составление эскиза декоративной композиции в традиционном белорусском стиле

4

5

9

6.

«Белорусские мотивы». Индивидуальная творческая работа. Создание композиции с ярковыраженным национальным характером

2

16

18

7.

Создание фронтальных композиций с использованием объёмных и полуобъёмных элементов

2

16

18

8.

«Купальский венок». Использование темы «венка» в декоративных композициях

4

17

21

9.

«Нам засталася спадчына». Коллективная творческая работа. Изготовление декоративного ковра

4

20

24

10.

«Что в имени твоём?». Отображение символики городов Беларуси в аппликации соломкой

3

12

15

11.

Образы родного Придвинья. Создание сюжетно-тематических композиций

2

16

18

12.

«Привет из края голубых озёр». Изготовление сувениров

2

13

15

13.

Мероприятия воспитательно- познавательного характера

6

15

21

14.

Итоговые занятия

2

4

6

Итого

43

173

216

 

Содержание программы

2-го года обучения

 

1. Вводное занятие (3 ч.)

Национальные особенности и традиции декоративно-прикладного творчества Беларуси. Отражение национальных черт быта, труда, отдыха в аппликации соломкой. Единство функционального и декоративного в предметах домашнего обихода белорусов. Развитие народных промыслов на Полотчине, местные традиции и народные умельцы Полоцкого края.

Анализ работы студии за прошедший учебный год. Планы и задачи студии на второй год обучения. Правила поведения и общий инструктаж по правилам безопасной работы.

Практическая деятельность. Работа со специальной литературой, каталогами изделий белорусских мастеров и другими источниками. Мастер-класс «Соломенное чудо» народного мастера соломоплетения Полоцка А.Н. Глейзер и других мастеров.

2. «Соломенная мастерская». Первичная обработка, подготовка соломки для аппликации (12 ч.)

Беседа с учащимися о заготовке соломки в летний период и сдача собранного материала в общий фонд студии. Ознакомление с новыми способами получения различного цвета и оттенков соломки. Применение натуральных природных красителей, отбеливание при помощи бытовых средств.

Повторение приёмов заготовки соломенных лент горячим и холодным способом. Техника безопасной работы.

Практическая деятельность. Сортировка по видам злаков и отбор соломки, заготовленной учащимися в летний период. Первичная обработка, очистка и вырезание междоузлий, сортировка соломенных трубочек по цвету, длине и толщине:

-          исследование действия различных натуральных красителей на окраску соломки: окрашивание луковой шелухой, ольховыми шишками, дубовой корой и свекольным соком;

-          отбеливание соломки при помощи бытовых отбеливателей для х/б тканей «Иней», «Лилия» и др.;

-          заготовка соломенных лент горячим способом, тонировка горячим утюгом.

3. Использование соломоплетения в обрамлении декоративного панно (12 ч.)

Использование соломки как материала для плетения народными умельцами. История возникновения и развития соломоплетения как вида декоративно-прикладного творчества.

Свойства соломки и критерии отбора её для плетения. Виды плетения из соломки: прямое, плоское и объёмное. Плетёнки, которые могут быть использованы для обрамления и художественного оформления панно - «зубатка» и витая плетёнка. Знакомство с образцами различных видов плетений и схемами плетений. Подготовка соломки к плетению, различные способы размягчения соломки. Техника безопасности при расщеплении и запаривании соломки.

Практическая деятельность. Отработка навыков плетения различных видов плетёнок для обрамления панно.

Плетение «зубатка» из 4-х соломин:

-          подготовка материала к плетению, запаривание и расщепление соломки;

-          техника плетения из расщеплённой соломки;

-          приёмы наращивания соломки в процессе плетения.

Плетение витой плетёнки из 5-ти соломин:

-          подготовка материала к плетению, запаривание соломки;

-          техника плетения из нерасщеплённой соломки;

-          приёмы наращивания соломки во время плетения и приёмы завершения плетения.

Техника обрамления (пришивание или приклеивание плетёнок) панно. Выполнение поворотов при обрамлении панно «зубаткой».

4. «Народные корни «золотого» искусства». Классические декоративные композиции (24 ч.)

Понятие декоративной композиции и декоративной аппликации. Использование национальных мотивов в классических декоративных композициях белорусских мастеров аппликации соломкой. Влияние традиционных ремёсел (вышивка, узорное ткачество, роспись) на стилистические и композиционные особенности аппликации соломкой, использование декоративной аппликации для украшения интерьера, предметов быта. Изготовление настенных ковров и декоративных панно. Знакомство с работами народных мастеров Н.Пелюк, Е.Русакович, JI. Малаховой, В. Саматыя, В.Гаврилюк и др.

Практическая деятельность. Выполнение учебных работ. Изготовление декоративного панно по теме «Букет» (по мотивам работ народных мастеров Беларуси) в технике криволинейной аппликации:

-          работа с наглядным материалом, выбор темы;

-          копирование эскиза, работа с эскизом;

-          подготовка материала, подбор соломенных лент;

-        изготовление элементов декоративной композиции в технике криволинейной аппликации, компоновка отдельных элементов композиции на бумаге;

-          изготовление основы, выполнение аппликации на основе;

-          завершение работы над панно, помещение готового изделия в рамку.

Изготовление декоративного панно по теме «Букет» в технике аппликации геометрическими элементами на выбор, по эскизам лучших авторских работ выпускников студии.

5. «От простого к классическому». Составление эскиза декоративной композиции в традиционном белорусском стиле (9 ч.)

Составление эскизов композиций художественных произведений как творческий процесс. Основные закономерности и средства композиции. Декоративная композиция: понятие композиционного центра, симметрии, ритма, равновесия, пропорциональности и целостности восприятия. Особенности композиции в декоративно-прикладном творчестве. Завершённость узора как главное условие выполнения декоративной композиции. Классические темы декоративной композиции, используемые белорусскими мастерами при создании панно и ковров: тема букетов, вазонов, цветочных гирлянд и венков, цветочных композиций.

Изучение технологии составления эскиза декоративной композиции. Знакомство с эскизами, разработанными студийцами. Анализ и составление схем композиции.

Дидактическая игра «Составь узор» по составлению эскизов декоративной композиции. Самостоятельная работа по изучению инструкции игры.

Практическая деятельность. Составление эскиза аппликации декоративного панно «Вазон» с помощью игры «Составь узор»:

-          определение размера композиции, нанесение осей симметрии, определение композиционного центра;

-          построение схемы с указанием положения главных и дополняющих элементов композиции;

-          определение месторасположения вазона в композиции;

-          детальная разработка элементов композиции, заполнение схемы элементами игры «Составь узор»;

-          разработка декора вазона;

-          перенос эскиза на папиросную бумагу, внесение дополнений в композицию;

-          разработка колористической композиции.

Самостоятельная работа: разработка эскизов декоративного панно «Букет» и цветочных композиций.

Анализ и отбор наиболее интересных эскизов, составленных учащимися для дальнейшей работы.

6. «Белорусские мотивы». Индивидуальная творческая работа. Создание композиций с ярковыраженным национальным характером (18 ч.)

Особенности изготовления декоративного панно в традиционном белорусском стиле. Использование национальных мотивов. Тема букетов и цветочных композиций как самостоятельных изображений, так и построенных ковровых орнаментов, дополняемых по замыслу мастера изображениями птиц и животных.

Анализ индивидуальных творческих работ выпускников студии и эскизов декоративного панно, разработанных учащимися во время выполнения конкурсных заданий и проектов.

Практическая деятельность. Индивидуальная творческая работа.

Изготовление декоративного панно по теме «Белорусские мотивы»:

-        выбор темы цветочной композиции и техники выполнения аппликации, составление плана работы над проектом изделия: определение размера панно, разработка схемы и графического эскиза;

-        подбор материала, изготовление основы панно;

-        заготовка элементов композиции и выполнение аппликации на основе;

-        обрамление панно.

Самоанализ творческих работ и организация коллективного обсуждения. Проведение выставки авторских работ.

7. Создание фронтальных композиций с использованием объёмных и полуобъёмных элементов (18 ч.)

Использование в аппликации соломкой объёмных композиций, построенных на сочетании плоских элементов узора с объёмными элементами, т.е. приподнятыми над плоскостью. Применение декорирования изделий объёмными элементами в растительных и сюжетных композициях белорусских мастеров аппликации.

Основные приёмы обработки соломенных лент для объёмной аппликации. Технология и приёмы выполнения объёмных деталей цветов, листьев и других элементов композиций.

Изготовление объёмных цветов из распластанной ленты соломки. Использование деталей, нарезанных из целого стебля, для создания объёмных элементов композиций. Техника нарезки деталей из соломины, безопасные приёмы работы с режущим инструментом.

Приёмы придания объёма отдельным элементам аппликации с изображениями животных (крылья бабочек и птиц, чешуя и плавники рыб и т.д.).

Практическая деятельность. Выполнение упражнений на отработку приёмов изготовления объёмных деталей и различных техник придания объёма готовым деталям аппликацией соломкой:

-    нарезка деталей из целой соломины при помощи лезвия, под разными углами; изучение приёмов наклеивания полученных элементов в «колосок», «солнышко»;

-    изготовление учебной работы: декоративное панно в рамке «Цветы и бабочки», «Васильки во ржи» по предложенному образцу с внесением в работу творческих дополнений;

-   работа с эскизом;

-   изготовление основы с любым способом загрунтовки;

-   изготовление деталей панно в технике криволинейной аппликации, придание объёма отдельным элементам композиции;

-  нарезка объёмных деталей из соломины;

-  выполнение аппликации на основе и закрепление основы в рамке.

Самооценка и анализ деятельности, выражение своего отношения к полученному результату.

8. «Купальский венок». Использование темы «венка» в декоративных композициях (21 ч.)

Отражение атрибутов и символов народных праздников в декоративно- прикладном творчестве. Венок как атрибут народных праздников и гуляний: «Купалье», «Дожинки» и др. Роль венка в обрядах, девичьих гаданиях и как символа проявления симпатии и уважения к человеку.

Использование мотива венка и цветочных гирлянд в сюжетно- художественных декоративных композициях и в изделиях народных мастеров, как выражение этнографических и фольклорных традиций белорусского народа.

Ознакомление с работами мастеров, отображающими в своих узорах атрибуты народных праздников по иллюстративному материалу буклетов и альбомов по народному искусству.

Особенности составления декоративной композиции и выполнение аппликации в круге, составление композиций из цветочных гирлянд.

Практическая деятельность. Изготовление декоративного панно в круге «Купальский венок» по мотивам ковровых узоров Л. Малаховой, Н. Пилюк и Е.Русакович:

-          выбор техники выполнения аппликации;

-          определение размера композиции;

-          работа с эскизом: копирование с необходимым увеличением узора венков, с иллюстраций работ мастеров аппликации, внесение творческих изменений в композицию;

-          подготовка соломенных лент необходимой цветовой гаммы;

-          выбор технологии и изготовление элементов композиции;

-          изготовление основы круглой формы, обтянутой тканью;

-          выполнение аппликации на основе, обрамление панно плетением «зубатка» из расщеплённой соломки. Анализ и оценка выполненных работ.

9. «Нам засталася спадчына». Коллективная творческая работа. Изготовление декоративного ковра (24 ч.)

Изготовление декоративных ковров в технике аппликации соломкой – одно из направлений в работе народных мастеров Беларуси. Понятие проекта художественного изделия. Требования и последовательность работы над проектом.

Разработка проекта ковра, выполненного в технике криволинейной аппликации:

-          создание проектных групп;

-          выбор темы, изучение методической литературы, обзор журналов, каталогов выставочных работ;

-          выполнение форэскизов, графического эскиза ковра в цвете в масштабе 1:4;

-          защита творческого проекта, выбор проекта для изготовления ковра.

Распределение объёма работ между учащимися по изготовлению отдельных фрагментов ковра.

Практическая деятельность. Изготовление ковра в технике криволинейной аппликации по творческим проектам учащихся:

-        выполнение эскиза аппликации в натуральную величину;

-        подбор материала для работы, заготовка соломенных лент;

-        подготовка основы изделия под аппликацию;

-        заготовка элементов аппликации, выполнение компоновки отдельных элементов композиции на бумаге и выполнение аппликации на основе;

-        художественное оформление ковра канвой из бахромы;

-        внесение необходимых дополнений в общую композицию.

         Организация коллективного обсуждения и проведения экспертной оценки выполненной работы.

10. «Что в имени твоём?». Отображение символики городов Беларуси в аппликации соломкой (15 ч.)

Беседа с использованием иллюстраций и фотографий о символах городов Беларуси и смысле, заложенном в их прочтении. Символы родного города Полоцка – прошлые и современные. Особенности выполнения аппликацией соломкой символики и требования, предъявляемые к работе (качество и точность передачи образа). Ознакомление с образцами сувенирной продукции с изображением герба города Полоцка фабрики художественных изделий.

Особенности изображения в аппликации соломкой символики объектов, имеющих формы, близкие к геометрическим – кораблей, фрегатов, зданий и др. Техника выполнения аппликации соломкой надписей и букв.

Практическая деятельность. Выполнение учебной работы. Изготовление сувенирного декоративного панно в рамке с изображением герба Полоцка и надписью «Полоцк»:

- работа над эскизом, подбор и заготовка материала, изготовление основы, заготовка деталей панно, выполнение аппликации на основе;

- изготовление – вырезание из соломенных пластов букв, надписи и размещение её на основе;

- декорирование рамочки по контуру несложным геометрическим орнаментальным узором;

- закрепление панно в рамке. Анализ и оценка выполненных работ.

11. Образы родного Придвинья. Создание сюжетно-тематических композиций (18 ч.)

Беседа с использованием фотографий, иллюстраций, материалов посещения экологического музея об уникальности природы Придвинского края и передаче её различными средствами декоративно-прикладного творчества.

Закрепление навыков стилизации форм живой природы. Понятие сюжетной аппликации. Сюжетно-тематические композиции и особенности работы с эскизом. Основные требования, предъявляемые к изображению на плоскости: учёт размера, формы основных фигур и их значимости в композиции. Локаничность и выразительность элементов, отображающих природу, в аппликации соломкой. Влияние подбора цветовой гаммы на формирование образа композиции, использование нюансировки природного цвета соломки.

Знакомство с лучшими творческими работами выпускников студии по данной тематике.

Практическая деятельность. Работа по образцу. Выполнение серии декоративных панно «Мой родны кут» на выбор, по предложенным эскизам, разработанным по художественно-иллюстративным материалам, отображающим природу родного края в технике криволинейной аппликации:

-  выбор темы, работа с эскизом: деление на элементы и подбор цветовой гаммы, определение настила соломенных лент в элементах сюжетно-тематических композиций. Внесение творческих изменений и дополнений в эскиз;

-  подбор материала, заготовка соломенных лент и изготовление основы заданного размера и формы;

-  изготовление деталей панно и компоновка в отдельные части всей композиции;

-  выполнение аппликации на основе, обрамление панно в зависимости от формы основы.

Организация просмотра выполненных работ с подробным анализом творческого подхода к раскрытию темы.

12. «Привет из края голубых озёр». Изготовление сувениров (15 ч.)

Сувенир – как частичка и средство передачи национальной самобытности белорусского народа. Современные направления изготовления белорусских сувениров. Работа с каталогами. Учебная экскурсия в кружок «Белорусский сувенир» эстетического центра. Знакомство с сувенирами, изготовленными в технике аппликации из натуральной кожи и бересты. Сравнение техник и приёмов выполнения плоскостных композиций.

Практическая деятельность. Изготовление сувениров по предложенной тематике, копирование учебных образцов:

-        выбор темы работы, работа с эскизом, подбор необходимого материала;

-        изготовление сувениров по технологическим картам;

-       художественное оформление сувенира с внесением творческих дополнений в композицию.

Оценка выполненных работ, отбор лучших изделий в сувенирный фонд студии.

13. Мероприятия воспитательно-познавательного характера (21 ч.)

Экскурсии в экологический музей, лесопарк с целью изучения природы Придвинья. Участие в фольклорных праздниках «Купалье», «Калядкi» и др. Встречи с фольклорным коллективом эстетического центра «Звоночки». Проведение заочного путешествия по городам Беларуси.

Встреча с народными мастерами Полоцкого региона. Экскурсии в центр национальных культур и ремёсел, на выставки народных мастеров Беларуси. Участие в работе «Города мастеров» и ярмарках во время проведения городских праздников. Организация мастер-класса по соломоплетению.

Участие в создании фотолетописи студии, каталога лучших авторских работ учащихся. Участие в благотворительных акциях, выставках декоративно- прикладного творчества.

14. Итоговые занятия (6 ч.)

Подведение итогов работы учащихся за год. Оценка и анализ участия в общественно полезном труде и воспитательных мероприятиях. Награждение лучших учащихся. Проведение конкурса знаний, умений и практических навыков с приглашением родителей. Оформление авторских выставок учащихся. Задание на лето. Инструктаж и техника безопасности по заготовке соломки в летний период.

 

Ожидаемые результаты

По окончании второго года обучения в студии учащиеся должны знать:

-          национальные и художественные традиции декоративно-прикладного творчества Беларуси;

-          национальные особенности произведений белорусских мастеров аппликации соломкой;

-          классические темы декоративных композиций в аппликации соломкой;

-          основные закономерности, особенности, приёмы и средства построения композиции;

-          технологию и этапы работы над составлением эскиза декоративного панно и декоративных композиций в традиционном белорусском стиле;

-          этапы работы над проектом художественного изделия;

-          технологию работы мастера над декоративным панно;

-          особенности выполнения сюжетных композиций;

-          функции и особенности декоративной аппликации;

-          традиционные народные способы окрашивания и отбеливания соломки;

-          основные виды соломоплетения и технологию изготовления простейших видов плетёнок;

-          приёмы изготовления объёмных и полуобъёмных элементов аппликации соломкой;

-          требования, предъявляемые к тематике и качеству изготовления белорусских сувениров;

      уметь:

-          составлять эскизы декоративной аппликации в классическом белорусском стиле;

-          свободно применять композиционные средства;

-          использовать принципы и законы композиции при создании художественных образов в аппликации соломкой;

-          составлять народные узоры из отдельных элементов криволинейной аппликации;

-          применять технику создания объёмных и полуобъёмных элементов аппликации соломкой;

-          использовать аппликацию соломкой в качестве декора при изготовлении сувениров и предметов быта;

-          использовать соломоплетение для художественного оформления декоративного панно;

-          использовать символику городов Беларуси при изготовлении сувениров;

-          использовать орнамент при изготовлении сувенирной продукции и художественного оформления декоративных изделий;

-          участвовать в коллективной творческой деятельности;

-          выполнять работы по индивидуальному творческому замыслу;

-          анализировать индивидуальную и коллективную творческую деятельность, оценивать качество и достоинство выполненных работ, сравнивать и находить ошибки.

 

Третий год обучения

Задачи

образовательные:

-          обучить приёмам выполнения аппликации соломкой на основе углубленного изучения современных направлений и тенденций в декоративно-прикладном творчестве и использования в работах белорусских мастеров элементов соломоплетения и неродственных поделочных материалов для создания декоративных композиций;

-          усовершенствовать знания и умения по стилизации фигур людей и животных и выполнении сложных сюжетно-тематических композиций;

-          сформировать умения самостоятельно добывать и использовать на практике полученные теоретические знания при выполнении индивидуальных творческих работ;

-          накопить опыт выполнения коллективных творческих работ;

      воспитательные:

-          формировать стремление к саморазвитию и самоусовершенствованию;

-          формировать национальное самосознание и гражданскую позицию учащихся, воспитать личность с глубоким чувством любви и ответственности за судьбу своей Родины;

-          воспитывать творческий подход к различным видам деятельности;

-        ориентировать на выбор профессии и поступление в учебные заведения по профилю;

развивающие:

-          развивать творческую индивидуальность, собственный художественный и эстетический вкус;

-          развивать чувство гармонии цвета и тонкое эмоциональное восприятие художественных особенностей окружающей действительности.

 

Учебно-тематический план

3-го года обучения

 

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

2

1

3

2.

«Секреты мастерства». Обработка и подготовка соломки к работе

2

7

9

3.

«Краса белорусского края». Цветочные композиции из окрашенной соломки

3

15

18

4.

Использование элементов соломоплетения для создания объёмных композиций в аппликации соломкой

4

14

18

5.

«Белорусская мозаика». Творческая работа

4

17

21

6.

«Свидетели истории Отчизны». Изображение памятников архитектуры и архитектурных сооружений, выполненных в технике аппликации соломкой

3

15

18

7.

«Чудо-узоры». Соломенная миниатюра

2

13

15

8.

Композиции на темы белорусского фольклора. Использование новых декоративных приёмов в аппликации соломкой

3

18

21

9.

«Журавли на Полесье летят». Выполнение сюжетной аппликации сложной композиции

4

20

24

10.

«Я люблю свою землю». Индивидуальная творческая работа

2

16

18

11.

«Соломенные фантазёры». Изготовление сувениров

3

18

21

12.

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

6

18

24

13.

Итоговые занятия

2

4

6

Итого

40

176

216

 

Содержание программы

3-го года обучения

 

1. Вводное занятие (3 ч.)

Современные тенденции и перспективы развития декоративно-прикладного творчества на Беларуси. Соломенное искусство в работах зарубежных мастеров и художников. Путешествие по страницам виртуального музея «Белорусская соломка» в сети Интернет.

Экспресс-опрос по опорным пунктам изученного материала в прошедшем году. Задачи третьего года обучения и планирование работы студии. Ориентация учащихся на творческую направленность, разработку и создание авторских работ.

Практическая деятельность. Работа с изображениями аппликации соломкой в зарубежных изданиях, журналах, знакомство с новинками литературы. Анализ творческих работ выпускников студии.

 

2. «Секреты мастерства». Обработка и подготовка соломки к работе (9 ч.)

Особенности заготовки и обработки соломки злаковых культур с жёсткой соломиной. Техника безопасности при работе с секатором. Приёмы срезания излишка луба скальпелем с внутренней стенки соломенной ленты.

Использование окрашенной соломки для создания декоративной композиции как одна из особенностей традиционной белорусской аппликации. Получение яркой цветовой гаммы. Приёмы окрашивания соломки химическими анилиновыми красителями и получение окрашенных соломенных лент. Безопасные приёмы работы с анилиновыми красителями.

Практическая деятельность. Обработка соломки злаковых культур с жёсткой соломиной: отбор жёстких стеблей, разрезание секатором на междоузлия, запаривание и расщепление жёстких соломин большой толщины, получение соломенных лент и удаление с них (срезание) скальпелем тонкой стружки луба.

Окрашивание соломки анилиновыми красителями: изучение инструкции и таблицы «Влияние на интенсивность цвета количества красителей», окрашивание соломки в горячем растворе красителя, промывание окрашенной соломки в холодной воде и фиксирование окраски уксусной эссенцией.

Получение жёлтого цвета соломки при нагревании в водном растворе питьевой соды.

Заготовка соломенных лент из окрашенной соломки, сортировка по качеству и интенсивности окрашивания.

3. «Краса белорусского края». Цветочные композиции из окрашенной соломки (18 ч.)

Цвет как активное композиционное средство. Использование традиционной  колористической гаммы в работах народных мастеров Беларуси. Роль и влияние цвета фона на яркость, насыщенность цвета элементов аппликации, выполненных из окрашенной соломки, и на эмоциональное качество работы. Учёт негативного влияния ярких красок на композицию. Изучение и анализ колористических творческих работ выпускников студии.

Практическая деятельность. Выполнение индивидуальных авторских творческих работ. Изготовление декоративного панно по теме «Все краски лета» в традиционном белорусском стиле из цветной соломки в любой технике аппликации соломкой:

-          выбор темы и техники аппликации;

-          составление планов работы;

-          разработка графических и колористических эскизов;

-          подбор необходимого материала и изготовление основы панно;

-          заготовка элементов аппликации и выполнение композиции на основе;

-          обрамление панно плетением из соломки.

Анализ и защита авторских работ.

4. Использование элементов соломоплетения для создания объёмных композиций в аппликации соломкой (18 ч.)

Современные тенденции развития соломоплетения на Беларуси. Национальные особенности в творчестве белорусских мастеров соломоплетения. Виды соломоплетения. Соломка как материал для плетения. Подготовка соломки к плетению, техника безопасности.

Знакомство и изучение схем техники плетений из соломки, которые можно применять для создания декоративных композиций. Экскурсия в студию соломоплетения и знакомство с работами юных мастеров соломоплетения эстетического центра.

Практическая деятельность. Изучение различных техник плетения из соломки. Отработка навыков прямого плетения «шахматка», «паркетик» из соломенных лент по технологическим картам.

Закрепление навыков плоского плетения «зубатка» из четырёх соломин и знакомство с плетением «зубатка с поворотом».

Изготовление декоративных элементов из расщеплённой соломки: соломенные «солнышки» и «кисточки».

Учебная работа по образцу. Изготовление декоративного панно «Цветы в корзине»:

-          работа с эскизом, внесение творческих дополнений в эскиз;

-          заготовка соломенных лент и плетение основы корзины «шахматка», закрепление плетения приклеиванием на бумагу, вырезание по трафарету корзины;

-          заготовка элементов аппликации, придание объёма лепесткам цветов;

-          изготовление основы, выполнение аппликации на основе;

-          плетение «зубатка» и обрамление панно плетением.

Анализ выполненной работы, отбор лучших работ в сувенирный фонд студии.

5. «Белорусская мозаика». Творческая работа (21 ч.)

Знакомство и анализ творческих работ выпускников студии. Изучение эскизов декоративного панно и фотографий из каталога работ, разработанных полоцкими мастерами аппликации соломкой Жаворонковой И., Германенко В., Сапего А.

Выбор темы работы и составление плана.

Практическая деятельность. Творческая работа, изготовление декоративного панно по теме «Белорусская мозаика». Выполнение индивидуальных творческих работ, декоративных композиций в технике криволинейной аппликации с использованием элементов соломоплетения:

-          разработка эскизов творческих работ, подготовка материала к работе;

-          заготовка деталей панно в технике криволинейной аппликации, придание объёма отдельным деталям композиции;

-          изготовление декоративных элементов из расщеплённой соломки;

-          заготовка элементов соломоплетния, используемых в композиции;

-          выполнение аппликации на основе, обрамление панно.

Коллективное обсуждение и экспертная оценка выполненных работ, отбор лучших работ на итоговую выставку.

6. «Свидетели истории Отчизны». Аппликация соломкой. Изображение памятников архитектуры и архитектурных сооружений, выполненных в технике аппликации соломкой (18 ч.)

Знакомство с архитектурными памятниками города Полоцка: Софийский собор, Спасо-Евфросиниевская церковь, Богоявленский собор. Экскурсия по памятным местам города. Беседа: «Памятники архитектуры древнего Полоцка».

Изображение памятников архитектуры и культовых сооружений в творчестве белорусских мастеров аппликации соломкой. Особенности выполнения аппликации соломкой памятников архитектуры и архитектурных сооружений. Учёт архитектурного стиля, его влияние на форму элементов аппликации. Соблюдение направления настила соломенных лент и точное определение места декора зданий в композиции. Использование сложного цветового фона с переходом от светлых тонов к насыщенным оттенкам для усиления эмоционального и художественного восприятия композиции.

Практическая деятельность. Выполнение учебной работы по предложенному эскизу. Декоративное панно «Софийский собор» (для работы предлагается несколько вариантов эскизов с различной степенью сложности задания и возможностью внесения в композиции творческих изменений).

Выбор заданий. Работа с эскизом: определение настила соломки, цветовой гаммы, разбивка на отдельные элементы. Подбор  материала  и изготовление основы овальной формы, обтянутой тканью. Изготовление деталей панно. Изготовление шаблона основного фасада строения, перевод его на основу. Наклеивание деталей фасада, окон и дверей на основу, выполнение декора здания и элементов фона композиции. Завершение работы над панно, обрамление плетением из соломки. Анализ работ и отбор в сувенирный фонд студии.

7. «Чудо-узоры». Соломенная миниатюра (15 ч.)

Понятие «миниатюра» в изобразительном искусстве и декоративно- прикладном творчестве. История возникновения и развитие миниатюры как вида искусства. Выполнение миниатюры на различных материалах – металле, кости, дереве, бумаге. Мастера портретной и лаковой миниатюры Палеха, Федоскино и др. Особенности создания соломенной миниатюры в аппликации соломкой. Техника выполнения мелких деталей с применением специальных инструментов - пробойников, маникюрных ножниц. Приёмы наклеивания деталей с использованием иглы для препарирования. Техника безопасности и повышенные требования к аккуратности и точности выполнения аппликационных работ. Анализ эскизов и готовых работ, выполненных в технике соломенной миниатюры.

Практическая деятельность. Упражнения в вырезании и изготовлении мелких деталей в технике криволинейной аппликации.

Выбор темы и изготовление мини-панно по предложенным образцам с различной степенью сложности композиции. Работа с эскизом, внесение творческих дополнений в рисунок композиции. Подготовка материала к работе и изготовление основы. Заготовка деталей аппликации и выполнение аппликации на основе. Закрепление панно в рамке. Самоценка и самоанализ выполненных работ.

8. Композиции на темы белорусского фольклора. Использование новых декоративных приёмов в аппликации соломкой (21 ч.)

Поиск новых композиционных решений, декоративных приёмов и материалов современными мастерами аппликации соломкой. Использование для создания сюжетной композиции сочетания соломенной ленты с другими природными материалами – берестой, кожей, льном, а также с бумагой, стеклом, текстилем. Влияние цветовой гаммы дополняющего соломенные элементы искусственного материала на восприятие композиции. Чувство меры, главенствующая роль соломки в создании композиции.

Тема фольклора в произведениях белорусских мастеров аппликации соломкой. Анализ работ народных мастеров Беларуси Р. Раманени, Т. Алексеевой. Требования, предъявляемые к изображению людей в сюжетной композиции.

Практическая деятельность. Упражнения по технологии изготовления элементов аппликации из бересты, льна, ткани, бархатной бумаги и др.

Выполнение учебных работ. Изготовление панно «Полацкая прыгажуня», «Калядоушчыкi», «Полька белорусская», «Полоцкий строй», «Купалiнка», на выбор по готовым эскизам:

-     выбор темы;

-     работа с эскизом, определение деталей, выполняемых из ткани или бархатной бумаги;

-     подготовка материала к работе, изготовление основы панно;

-     заготовка деталей из соломки в технике криволинейной аппликации и деталей, дополняющих композицию, из других материалов;

-     компоновка элементов композиции (фигуры людей) на папиросной бумаге;

-     выполнение аппликации из скомпонованных и отдельных элементов композиции;

-     завершение работы над панно, обрамление панно плетением из соломки.

9. «Журавли на Полесье летят». Выполнение сюжетной аппликации сложной композиции (24 ч.)

Особенности выполнения сюжетной аппликации с более сложным композиционным рисунком. Отличительные особенности эскиза с более подробной детализацией объектов. Применение в работе различных способов и техник придания объёма элементам композиции. Использование техники черепичного настила, а также подожжённой соломки разной тоновой насыщенности, для создания цвета теневого эффекта и придания объёма композиции. Применение нюансировки природного цвета соломки для более тонкой передачи художественного замысла композиции.

Практическая деятельность. Учебная работа с использованием различных вариантов эскизов. Изготовление декоративного панно «Журавли» в технике криволинейной аппликации:

-          работа с эскизом, разбивка эскиза на отдельные детали, определение деталей с черепичным настилом, мелких соломенных элементов;

-          заготовка и отбор материала для работы, изготовление основы панно;

-          выполнение деталей панно из соломки в технике криволинейной аппликации, придание объёма деталям крыльев и хвоста птиц;

-          аппликация соломкой в технике мелкого черепичного настила деталей грудки и шеи птиц;

-          выполнение аппликации на основе, внесение творческих дополнений в композицию;

-          завершение работы, закрепление панно в рамке.

Демонстрация лучших работ.

10. «Я люблю свою землю». Индивидуальная творческая работа (18 ч.)

Образ Родины в творчестве народных мастеров Беларуси. Беседа «Мая Радзiма – Беларусь», направленная на воспитание патриотических чувств, гордости за своё государство и содействие его дальнейшему развитию и процветанию во благо человека.

Любовь к своей Родине, родному краю как источник вдохновения и творчества белорусских мастеров декоративно-прикладного творчества.

Практическая деятельность. Аппликация соломкой декоративного панно, выполнение индивидуальных творческих работ по собственному замыслу на тему «Я люблю свою Землю!». Оценка художественных и декоративных качеств выполненных работ, организация выставки творческих работ в студии.

11. «Соломенные фантазёры». Изготовление сувениров (21 ч.)

Беседа о ценности подарка, сделанного своими руками. Предназначение сувениров, изготавливаемых учащимися студии, в качестве подарка гостям студии и для ярмарок и т.д. Эмоциональное и художественное влияние сувенира. Требования к качеству, художественному оформлению изготавливаемого подарка и этике дарения сувенира. Этическая беседа: «Как дарить и принимать подарок».

Выбор темы и техники изготовления сувениров, составление плана работы над проектом сувенира.

Практическая деятельность. Изготовление сувенира по собственному замыслу, творческая работа:

-          работа над проектом, сбор необходимой информации, выполнение эскиза сувенира – графического и колористического;

-          заготовка и отбор материала, изготовление сувенира и подготовка его поверхности под аппликацию;

-          заготовка деталей аппликации и выполнение аппликации на основе сувенира;

-          художественное оформление сувенира (обрамление, покрытие лаком и т.д.).

Оценка выполненных работ, отбор в сувенирный фонд эстетического центра.

12. Мероприятия воспитательно-познавательного характера (12 ч.)

Экскурсии на фабрику художественных изделий, краеведческий музей и музей ткачества, центр национальных культур и ремёсел. Экскурсии по памятным местам города Полоцка. Встречи с народными мастерами Полотчины, организация мастер-класса по соломоплетению. Встречи с учащимися кружков и студий, занимающихся в области соломопластики, обмен опытом. Посещение и участие в выставках декоративно-прикладного творчества. Участие в ярмарках ремёсел и работе «Города мастеров». Посвящение в мастера и присвоение звания инструктора по работе с соломкой выпускникам студии. Вечера-встречи с выпускниками студии. Участие в благотворительных акциях, проведение мастер-класса с детьми-инвалидами и детьми социального приюта.

13. Итоговые занятия (6 ч.)

Подведение итогов работы в студии за три года обучения, оценка работы учащихся, награждение. Организация итоговой выставки. Ориентация учащихся на продолжение занятий аппликацией соломкой и соломоплетением.

 

Ожидаемые результаты

По окончании третьего года обучения в студии учащиеся должны знать:

-          истоки национального творчества, народные традиции своей республики и современные тенденции развития декоративно-прикладного творчества, работы ведущих мастеров аппликации соломкой Беларуси;

-          основные законы декоративно-прикладного творчества;

-          основы материаловедения, цветоведения и композиции в аппликации соломкой;

-          технологию получения материала для выполнения аппликации соломкой, приёмы окрашивания и отбеливания соломки;

-          специфику различных техник и технологий, порядок действий, основные приёмы и операции в аппликации соломкой;

-          особенности стилизации изображений реальных форм живой природы;

-          виды соломоплетения, используемые для создания декоративных композиций и технику выполнения отдельных видов плетения;

-          закономерности и особенности создания эскизов сложных сюжетно- тематических композиций;

-          основные критерии оценки и требования, предъявляемые к авторским творческим работам;

уметь:

-          свободно ориентироваться в выборе художественных материалов, техник и технологий изготовления изделий и выполнения аппликации соломкой;

-          мотивировать свой выбор деятельности;

-          осознанно использовать законы, правила, приёмы и средства композиции в решении творческих замыслов;

-          самостоятельно составлять эскизы творческих работ, видеть композицию и её цветовое решение;

-          использовать в одном изделии разнородные природные и искусственные материалы;

-          использовать элементы соломоплетения для создания декоративных композиций;

-          выполнять аппликацию соломкой в любой технике с использованием как традиционных, так и современных новаторских авторских технологий;

-          изготавливать сувениры по собственному замыслу;

-          воплощать свои идеи в индивидуальных творческих работах;

-          владеть безопасными приёмами работы со всеми инструментами и приспособлениями, используемыми в аппликации соломкой;

-          проводить самоанализ творческой деятельности и давать экспертную оценку, отбирать работы для выставочного показа по художественному достоинству и качеству.

Формы и методы реализации программы

Методы организации образовательного процесса, используемые на занятиях в студии, направлены на формирование разносторонне развитой, нравственно-устойчивой личности, владеющей необходимыми теоретическими знаниями, практическими навыками и умениями художественно-прикладной деятельности, имеющей творческий опыт и потенциал.

Реализация целевого предназначения программы предусматривает организацию педагогического воздействия через использование традиционных и инновационных методов и технологий.

Технология педагогической мастерской

-          равноправие, сотрудничество всех участников образовательного процесса;

-          развитие сотрудничества между учащимися;

-          приоритет процесса обучения над его результатами;

-          вариативность, возможность выбора;

-          создание проблемных ситуаций.

Технология активного обучения: создание образовательной среды, которая стимулирует активность и самостоятельность учеников в обучении, воспитывает рефлексивную культуру.

Специфика программы предполагает использование следующих методов обучения: создание «ситуации успеха», наглядные, практические, словесные, мотивации учебно-познавательной деятельности, стимулирование творческих процессов.

С целью формирования у учащихся конкретных личностных качеств используются следующие методы воспитания:

-            метод положительного примера;

-            метод переубеждения;

-            метод поощрения;

-            мотивации поведения;

-            метод контроля и самоконтроля.

Для успешного решения учебно-воспитательных задач используются следующие формы организации учебно-воспитательного процесса: индивидуальные занятия, групповые, а также массовые, которые носят характер творческого и профессионального направления.

Активные формы обучения и воспитания:

-          дискуссии, сообщения, беседы, «круглые столы», мастер-классы;

-          познавательные игры, экскурсии, викторины, презентации, конкурсы, ярмарки ремёсел и др.

Образовательный процесс в студии организуется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

В группах, где занимаются дети младшего школьного возраста, преобладает использование активных форм занятий (игры, викторины, конкурсы), а также занятий познавательного и подражательного характера. В других возрастных группах эффективно обучение с использованием технологий проектного обучения, технологий проблемного обучения, проведения занятий исследовательского характера.

Способы организации педагогического взаимодействия, приёмы включения учащихся в творческий процесс:

-          создание «ситуации успеха»;

-          создание «ситуации сотрудничества»;

-          установление коммуникации в педагогическом процессе;

-          организация коллективных творческих дел;

-          «мозговой штурм»;

-          включение в общественно полезную деятельность;

-          создание комфортного психологического микроклимата, путём использования интерактивных игровых методик;

-          взаимодействие с классным руководителем и родителями для организации более насыщенной работы в студии.

Методы диагностики результативности программы и личностного развития учащихся: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, сравнение и анализ уровня выполненных выставочных работ.

Виды и формы контроля качества усвоения программы

-                     текущий (устные ответы, творческие задания, викторины, мини-опросы);

-                     итоговый (выставки творческих работ, участие в городских, областных и республиканских выставках декоративно-прикладного творчества).

Формы проведения итоговых занятий

Итоговые занятия проводятся в форме конкурсов знаний, умений и практических навыков с элементами игры и участием родителей, итоговых выставок, презентаций.

Для более эффективного усвоения таких тем, как создание эскизов аппликации соломкой, техники выполнения соломенных настилов, разработаны в студии и успешно используются на практике дидактические игры «Составь узор», «Найди ошибку», что также нашло своё отражение в программе. Эти игры – лучший способ вовлечения учащихся в творческий процесс, позволяют учащимся проявить своё творчество, выразить свою индивидуальность, оригинальность мышления.

Практическая деятельность содержит различные по уровню сложности и степени усвоения варианты заданий с использованием  различных технологий аппликации соломкой, задания по каждой теме подбираются индивидуально, исходя из возможностей и способностей ученика. При выполнении учебных работ по образцу предполагается внесение в них творческих изменений.

Содержание практических занятий предусматривает использование самостоятельных заданий, направленных на раскрытие творческого потенциала учащихся. С первых занятий педагог ставит задачу на выстраивание индивидуальной образовательной траектории развития для каждого обучаемого. Учащиеся выбирают с учётом их личностных особенностей, интересов и склонностей приемлемые и актуальные для них направления деятельности и уровни их освоения. В дальнейшем этот процесс находит своё яркое отражение в работе с одаренными детьми по индивидуальным, согласованным с потребностями и интересами самих учащихся планам.

Наглядный и дидактический материал

  1. Образцы творческих работ из соломки.
  2. Образцы соломки и соломенных лент.
  3. Шаблоны основ под аппликацию.
  4. Образцы различных способов соломоплетения.
  5. Образцы хлебных злаков и декоративных растений.
  6. Дидактическая игра «Составь узор».
  7. Технологические карты: «Изготовление декоративной салфетки», «Изготовление декоративной тарелки», «Изготовление декоративной закладки», «Изготовление открытки», «Изготовление основы для панно».
  8. Дидактические карточки, таблицы: «Найди ошибку», «Цветовое решение в композициях из соломки», «Приемы создания объемной композиции», «Использование соломины в объемной аппликации».
  9. Информационный материал «Адреса мастерства».
  10. Фотоматериалы и видеозаписи с республиканских, областных выставок декоративно-прикладного творчества.

 

 

Литература для педагога

  1. Барадулин, В.А. Сельскому учителю о народных промыслах / В.А.Барадулин. – М.: Просвещение, 1979.
  2. Боганева, А.М. Традыцыйная мастацкая культура беларусау / A.M. Боганева и др. – Минск: Беларуская навука, 2004.
  3. Гагарина, С.Ф В стране творчества: Пособие для учителей, воспитателей, руководителей кружков, родителей / С.Ф.Гагарина. – Минск.: Беларусь, 1989.
  4. Гусакова, М.П. Аппликация / М.П.Гусакова. – М.: Просвещение, 1977.
  5. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии / Н.И.Запрудский. – Минск: 2006.
  6. Лобачевская, О. Возьмём простую соломку / О.Лобачевская. – Минск.: Полымя, 1988.
  7. Лобачевская, О. Плетение из соломки / О.Лобачевская. – М.: Культура и традиции, 2000.
  8. Лобачевская, О. Соломенная скульптура / О.Лобачевская. – Минск: Полымя, 1988.
  9. Маленка, М.С. Беларускi арнамент. Ткацтва. Вышыука / М.С.Маленка. – Минск: Беларуская энциклопедия, 1996.
  10. Осипова, Т. Свет и тепло солнечной соломки / Т.Осипова. – Минская школа, 2005.– № 4.
  11. Починова, Н.В. Инкрустация соломкой / Н.В.Починова. – Минск: Полымя, 1988.
  12. Праграма гуртка «Баларуская саломка» / Пазашкольнае выхаванне, 1999.– №3, 1998.– №4.
  13. Программа кружка «Аппликация соломкой» / Сборник программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М.: «Культура быта», 1986.
  14. Репина, Т.А. Художественные изделия из соломки (спецтехнология) / Т.А.Репина. – Минск: Беларусь, 2006.
  15. Саматыя, B.C. Соломка-волшебница / В.С.Саматыя. // Пачатковая школа. – 1994. – № 6.
  16. Сахута, Е.М. Народное декоративно-прикладное искусство / Е.М.Сахута. – Минск.: Полымя, 1982.
  17. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: уч. пособие / Г.К.Селевко. – М.: Народное образование, 1998
  18. Сергеев, В.И. Плетение из соломки / В.И.Сергеев. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  19. Соколова, В.Н. Весеннее-летние обряды русских, украинцев и белорусов / В.Н.Соколова. – М.: Наука, 1979.
  20. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В.Хуторской. – СПб.: Питер, 2001.
  21. Шкут, Н.И. Белорусские народные промыслы / Н.И.Шкут. – Минск, 1985.
  22. Щеблыкин, И.К. Аппликационные работы в начальных классах / И.К.Щеблыкин. – М.: Просвещение, 1983.

Литература для учащихся

  1. Гомозова, Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремёсел / Ю.Б.Гомозова. – Ярославль: Академия, 1998.
  2. Левина, М. 365 весёлых уроков труда / М.Левина. – М.: Просвещение, 1999.
  3. Лобачевская, О. Плетение из соломки / О.Лобачевская. – М.: Культура и традиции, 2000.
  4. Маленькие чудеса: сб. очерков – JL: Детская литература, 1981.
  5. Нагибина, М.И. Природные дары для поделок и игры / М.И.Нагибина. – Ярославль, 1998.
  6. Чадович, JI.B. Разнотравье в руках ребёнка / Л.В.Чадович. – Мозарь: ОООНД Белый ветер, 2003.
  7. Энциклопедический словарь юного художника / сост. Н.И. Платонова, В.Д.Синюков. – М.: Педагогика, 1983.

 



[1] В дальнейшем этапы практических заданий, таких как «Работа с эскизом», «Изготовление элементов аппликации», даются в программе без подробного описания