Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи

«ЧАРОЎНЫЯ ЛЯЛЬКІ»

 

Кныш О. И., педагог дополнительного образования Государственного учреждения дополнительного образования «Клецкий центр детского творчества»

 

Пояснительная записка

 

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное для детей произведение искусства.

Появившись многие тысячелетия назад, кукла не только не утратила своей актуальности, но, пережив несколько этапов своего развития, превратилась в предмет глубокого научного исследования. Всё это свидетельствует о высоком интересе к теме кукол со стороны современного человека. Характер, самобытность, национальные черты, традиции – все воплотила в своем образе эта красавица, которую по праву можно назвать образом нации.

Изготовление кукол – увлекательное и полезное занятие, которое нравится детям. Выполненные своими руками куклы можно дарить своим друзьям, родным, знакомым, украшать интерьер дома, кабинета.

Ведущей идеей создания программы «Чароўныя лялькі» стал интерес к изучению истории возникновения и применения кукол в быту и при проведении семейных и обрядовых праздников.

Свобода творчества – основной принцип реализации программы, в ходе которой предоставляется огромная возможность самостоятельной разработки учащимися творческих эскизов одежды для кукол и составления целостных сюжетных и тематических композиций.

Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения для детей младшего и среднего школьного возраста.

На освоение программы отводится 144 часа.

Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 2 часа.

Численность учебной группы – 12-15 чел.

В программу включен содержательный материал по изготовлению кукол из ниток, обрядовых кукол, кукол-оберегов, сувенирных текстильных кукол, кукол в белорусском костюме с использованием вышивки. Учащиеся знакомятся с историей народной куклы, с разновидностями обрядовых и обереговых кукол, с белорусским народным костюмом и вышивкой, разнообразием современных текстильных кукол.

В течение учебного года, по мере углубления специальных знаний и навыков, практическая деятельность по изготовлению кукол усложняется, повышается самостоятельность учащихся.

Процесс обучения в кружке предполагает индивидуальный подход, который дает возможность учащимся выбрать оптимальную траекторию освоения программы, исходя из собственных психофизических и возрастных особенностей.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития у учащихся художественно-эстетического вкуса посредством приобщения их к занятиям в кружках художественного профиля.

Задачи

образовательные:

  • познакомить учащихся с различными видами кукол, с особенностями и разновидностями белорусского национального костюма, с традиционной для Беларуси вышивкой орнамента для украшения одежды, народными традициями;
  • обучить основным приемам работы с текстильными материалами, навыкам вышивки белорусского орнамента;
  • обучить умениям и навыкам изготовления кукол разных видов;

развивающие:

  • развивать творческие способности, эстетический вкус учащихся;
  • развивать образную и зрительную память, мелкую моторику рук, пространственное мышление;

воспитательные:

  • воспитывать интерес к изучению белорусских народных, культурных, бытовых традиций и обрядов, любовь к родной культуре, родному краю;
  • формировать культуру труда и общения;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Материально-техническое обеспечение

Для занятий кружка требуется помещение с хорошим дневным и вечерним освещением, что способствует удачному подбору цветов при изготовления изделия. Необходимыми требованиями к оснащению кабинета является наличие источника водоснабжения, настенной доски.

Рабочие места должны быть организованы так, чтобы учащиеся сидели, не стесняя друг друга.

В процессе деятельности целесообразно познакомить учащихся с правилами безопасной работы с ножницами, иглой, клеем и другими инструментами, приучить их к аккуратности, соблюдению порядка на рабочем месте, экономии материалов. Педагог дополнительного образования проводит инструктаж по технике безопасности с записью в журнале.

Гигиена органов зрения – важный фактор сохранения здоровья учащихся. Каждые 15-20 минут работы нужно делать перерывы для выполнения упражнения для глаз.

Материалы, инструменты и приспособления

Для работы понадобятся: набивочный материал (вата, синтепон, поролон; различные виды тканей (хлопчатобумажная, трикотажное полотно, мешковина); тесьма, кружева для отделки; проволока для каркаса; пуговицы; бисер, бусинки; набор игл разной величины; нитки катушечные разных цветов; нитки: суровые, шерстяные, мулине; напёрсток; ножницы; пассатижи; пинцет и палочки для набивки игрушки; карандаши; линейка; ластик; картон; альбом для рисования; копировальная бумага; шариковые ручки; портновские булавки; клей ПВА, "Момент".

Учебно-тематический план

 

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие «Мы рады нашей встрече»

4

4

2.

Куклы-мартенички из ниток

1

5

6

3.

Славянские куклы

3.1 Куклы-обереги

3.2 Обрядовые куклы

3

2

1

17

10

7

20

12

8

4.

Кукла в белорусском национальном костюме

4.1 Особенности белорусского национального костюма

4.2 Ручная вышивка на Беларуси

4.3 Изготовление куклы «Белорусочка»

4

1

 

1

2

26

1

 

3

22

30

2

 

4

24

5.

Современные сувенирные текстильные куклы

5.1 Разнообразие современных кукол

5.2 Кукла-подарок «Милашка»

3

1

2

23

1

22

26

2

24

6.

Индивидуальные и творческие занятия

4

22

26

7.

Организация выставок

8

8

8.

Общественно полезный труд

1

7

8

9.

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

8

6

14

10.

Итоговое занятие «Все, чему мы научились»

2

2

 

Итого

38

106

144

 

Содержание программы

 

1. Вводное занятие «Мы рады нашей встрече» (4 ч.)

Знакомство с учащимися. Цели и задачи кружка. Содержание программы. Внутренний распорядок, общие правила безопасного поведения. Рабочее место и его организация.

Материалы и инструменты, необходимые для работы. Техника безопасности на занятиях. Распределение обязанностей и поручений среди учащихся. Экскурсия по Центру детского творчества.

Изготовление кукол – один из самых древнейших видов декоративно-прикладного творчества. История возникновения и разнообразие видов кукол: игровые, обрядовые и обережные куклы наших прабабушек, современные куклы, ростовые, тростяные, перчаточные, куклы-марионетки для кукольных театров. Одежда и украшения для кукол. Материалы, используемые для изготовления кукол: соломка, нитки, ткани, глина и т.д.

Знакомство с выставкой «Чароўныя лялькі».

2. Куклы - мартенички из ниток (6 ч.)

Куклы и народные праздники. История появления болгарских кукол-мартеничек. Правила выполнения кукол из ниток способом наматывания. Виды ниток, используемых для изготовления мартенички.

Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования. Правила работы с ножницами.

Практическая работа. Зарисовка эскиза куклы. Подготовка ниток для работы и основы из картона для наматывания. Изготовление куклы и ее художественное оформление.

3. Славянские куклы (20 ч)

3.1 Куклы-обереги

Из истории славянских народных куколКукла как оберег и забава для ребенка и взрослого человека. Лоскутная кукла-закрутка — традиционная игрушка. Узелковые куклы. Разнообразие способов выполнения, ткани и отделка (тесьма, пуговицы, бисер и т.д.), материалы для изготовления кукол. Приемы работы: скручивание, присборивание, отделка. Виды ручных швов. Знакомство с видами швов (“вперед иголка”, “через край”). Знакомство с наперстком. Общие правила работы с ножницами, иголкой, пуговицами и бисером.

Практическая работа. Зарисовка эскизов различных кукол. Подбор необходимых тканей, ниток, тесьмы, дополнительного материала для декора кукол. Изготовление кукол-оберегов по образцу, схемам и описанию. Куклы-обереги «Пеленашка», «Закрутка», «Куватка», «Веснушка», «Желанница», «Десятиручка», «Отдарок на подарок», «День и ночь», «Зерновушка», «Кубышка-травница», «Берегиня».

3.2 Обрядовые куклы

Обряды древних славян и народные традиции Беларуси. Роль и значение кукол в народных гуляниях и праздниках. Использование природного материала (лыко, солома, сухая трава) в изготовлении кукол. Способы оформления куклы для украшения интерьера.

Практическая работа. Зарисовка эскизов обрядовых кукол. Подбор необходимых тканей, ниток, тесьмы, дополнительного материала, природного материала для изготовления и  декора кукол. Изготовление рамки-круга из картона  и композиционное оформление. Изготовление обрядовых  кукол «Плодородие», «Коза», «Купавка», «Кукла-Пасха», «Неразлучники», «Спиридон-Солнцеворот».

4. Кукла в белорусском национальном костюме (30 ч.)

4.1 Особенности белорусского национального костюма

Белорусский национальный костюм: детали костюма, покрой, отделка. Особенности белорусского костюма в разных регионах республики (Копыльско-Клецкий строй, Кобринский строй, Краснопольский строй, Слуцкий строй и др.).

4.2 Ручная вышивка на Беларуси

Ручная вышивка как наиболее популярный и распространённый вид народного творчества Беларуси. Использование вышитого орнамента  в национальном костюме, культовых и обрядовых предметах. Особенности белорусского вышитого орнамента, семантика цвета и орнаментальных мотивов. Композиция в полосе. Мотивы геометрического орнамента – ромб, крест, треугольник, прямые и зигзагообразные линии. Розетка-цветок, птицы, животные, человек – знаки-символы реального мира. Значение символов.

Правила подбора полотна и нитей, требования, предъявляемые к ним. Разнообразие видов ниток по назначению (швейные, вышивальные, вязальные, штопальные). Требования к качеству лицевой и изнаночной стороны вышивки.

Материалы, инструменты и приспособления, применяемые для вышивки в технике «крест».

Практическая работа. Изучение и анализ народной вышивки, белорусских орнаментов по иллюстрациям, альбомам, образцам изделий. Выбор схем, подбор материалов, подготовка ткани для вышивки. Вышивка белорусского орнамента на заготовках для одежды будущей куклы.

Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования. Правила техники безопасности при работе с ножницами и иглами.Выполнение ручной вышивки с  белорусским орнаментом.

4.3 Изготовление куклы «Белорусочка»

Последовательность и технология изготовления каркасных кукол. Разметка ткани по лекалам. Необходимые материалы и инструменты для работы.

Практическая работа. Зарисовка эскиза куклы в белорусском национальном костюме. Подбор и подготовка ткани. Изготовление каркаса из проволоки для куклы.

Изготовление головы и рук из ткани квадратной формы, раскрой деталей костюма по готовым лекалам. Пошив и отделка элементов одежды куклы вышивкой. Декорирование головы, деталей одежды. Оформление куклы «Белорусочка», создание образа.

5. Современные сувенирные текстильные куклы (26 ч.)

5.1 Разнообразие современных кукол

Многообразие современных сувенирных кукол. Материалы и инструменты для их изготовления.

Практическая работа. Зарисовка эскиза сувенирной куклы. Подбор и подготовка ткани, отделочного материала (нитки, тесьма, кружева, пуговицы, бусинки и др.).

5.2 Кукла-подарок «Милашка»

Конструкция и последовательность изготовления куклы. Правила пошива и набивки. Украшения и аксессуары для куклы. Знакомство с видами швов «петельный», «потайной».

Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования. Правила техники безопасности при работе с ножницами и иглами.

Практическая работа. Проработка швов, необходимых для пошива, соединения деталей и оформления игрушки («вперед иголку», «назад иголку», «через край», «петельный», «потайной»). Раскрой деталей куклы и одежды по готовым лекалам. Пошив и соединение деталей. Декорирование головы, деталей одежды. Изготовление украшений и аксессуаров (по выбору).

Оформление сувенирной куклы «Милашка», создание образа.

6. Индивидуальные и творческие занятия (26 ч.)

Просмотр иллюстрированных материалов для выбора темы творческой работы.

Организация рабочего места. Санитарные нормы и правила. Правила безопасности в работе с ножницами и иглами.

Практическая работа. Самостоятельная разработка эскизов для изготовления кукол, коллективных панно, сувениров на свободную тему. Изготовление изделий. Творческие индивидуальные и коллективные работы (куклы, панно).

7. Организация выставок (8 ч.)

Подготовка и оформление выставочных работ. Организация и проведение выставок детских работ к праздникам в Центре детского творчества. Итоговая выставка. Участие в творческих выставках различных уровней.

8. Общественно полезный труд (8 ч.)

Изготовление сувениров для участников коллективных творческих дел Центра детского творчества, мероприятий районного, областного и республиканского уровней. Проведение акции «Наш Центр – наш дом, и ты – хозяин в нем».

9. Мероприятия воспитательно-познавательного характера (14 ч.)

Учебные и тематические экскурсии в музеи, выставки изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

Организация и проведение воспитательных мероприятий:

  • Игра-путешествие «Вандруем па Беларусі»;
  • Викторина «Из сундучка моей прабабушки»;
  • Беседа «Обряды и традиции Клетчины»;

Участие в коллективно-творческих делах Центра детского творчества:

  • Ярмарка-продажа «Купляйце беларускае!»;
  • Праздничная программа «Мама, бабушка и я – творческая семья!».

10. Итоговое занятие «Все, чему мы научились» (2 ч.)

Подведение итогов работы кружка за прошедший год: анализ и оценка проделанной работы, анализ выполнения поставленных задач, определение перспектив на новый учебный год. Определение летних заданий и планирование летнего отдыха учащихся. Выставка-презентация работы кружка. Час поощрения творческого поиска «Спасибо вам!» (награждение учащихся, показавших высокие творческие достижения).

Ожидаемые результаты

По окончании учебного года учащиеся должны

знать:

-        общие сведения об истории развития и разнообразии видов кукол;

-        различные материалы, инструменты и приспособления, применяемые для изготовления кукол;

-        особенности  белорусского национального костюма, белорусского вышитого орнамента, варианты их выполнения;

-        технологию выполнения ручных работ для соединения деталей;

-        правила техники безопасности;

-        технологию изготовления кукол;

-        правила работы с технологическими картами;

уметь:

-        подготавливать материалы для работы;

-        подбирать ткани и отделку по цвету, рисунку, фактуре;

-        изготавливать разные виды кукол по данным лекалам, выкройкам и образцам;

-        пользоваться инструментами и  приспособлениями;

-        соединять детали кукол, одежды между собой, выполнять ручное, клеевое соединение материалов;

-        экономно расходовать материалы;

-        эстетично оформлять изделия;

-        оформлять выставочные работы;

-        работать индивидуально и коллективно.

 

Формы и методы реализации программы

В процессе обучения используется личностно ориентированный подход: обучение с учетом возрастных особенностей и предпочтений, использование творческой самостоятельности и инициативы. Важно видеть в каждом учащемся творческую личность, уважать её, понимать, верить в то, что все дети талантливы, создавать «ситуацию успеха», одобрения, поддержки, чтобы работа приносила учащимся радость и удовлетворение.

Теоретический курс предполагает детальное изучение технологии изготовления кукол из ниток, различных тканей, а также знакомство с белорусской вышивкой (орнаментом), с историей возникновения и развития славянских обрядовых кукол, особенностями белорусских кукол, национального костюма в разных регионах Беларуси, изучение лучших работ народных мастеров и педагогов дополнительного образования. Практический курс предполагает обучение правилам изготовления различных обрядовых кукол, техники выполнения вышивки на их одежде. Учащиеся учатся работать с лекалами, выполнять ручные швы, шить и украшать одежду для кукол, разрабатывать эскизы.

Программа включает много самостоятельных заданий для раскрытия творческого потенциала каждого учащегося. Она построена таким образом, чтобы учащиеся постепенно повышали уровень знаний и умений, накапливали опыт практической работы. Сложность заданий распределяется с учетом возраста и способностей каждого.

На занятиях сочетаются фронтальная, групповая и индивидуальная формы обучения. Индивидуальная форма обучения особенно важна, так как уровень подготовки учащихся значительно различается.

Самореализации обучающихся способствует создаваемая на занятиях положительная эмоционально-психологическая атмосфера, взаимопомощь, сотрудничество, использование методов поощрения. Обсуждение изготовленных изделий, конкурсы стимулируют проявление инициативы и творчества обучающихся.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:

-                   объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация);

-                   практические (упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера);

-                   методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый и ситуационный методы.

Определенное количество часов отводится на экскурсии, походы, посещение музеев. Они помогают закрепить знания и умения, расширить кругозор.

Педагог может творчески подойти к построению занятий и самостоятельно решить, какую информацию еще включить в программу. Программа и планы работы в процессе обучения могут корректироваться, варьироваться и дополняться. В зависимости от уровня подготовки детей и проявленного ими интереса к той или иной теме часы данной темы увеличиваются либо сокращаются.

С целью выявления уровней обучения предлагаются следующие подходы: репродуктивный, продуктивный, творческий.

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

1. Промежуточный контроль

  • Фронтальная и индивидуальная беседа.
  • Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам программы.
  • Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
  • Решение ситуационных задач, направленных на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.
  • Решение кроссвордов.
  • Игровые формы контроля.
  • Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.

2. Итоговый контроль

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в объединении по интересам, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой, предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.

Конечным результатом выполнения программы предполагается участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней, организация мини-выставок кружка, персональных выставок учащихся.

Формы организации проводимых занятий: фронтальные, групповые, индивидуальные, мастер-классы.

Итоговое занятие кружка проводится в форме выставки-презентации лучших творческих работ учащихся, логическим продолжением которой является час поощрения творческого поиска.

С целью повышения эффективности учебного занятия используются приёмы и способы, обеспечивающие доступность и последовательность объяснения учебного материала, организация «обратной связи», возможность для самообразования, творческого развития учащихся.

 

Литература для педагога

  1. В методическую копилку лета: проекты-победители республиканского смотра-конкурса на лучший оздоровительный лагерь в номинациях «Лучшая творческая идея смены» и «Лучшее оформление проекта смены» / сост. Ю.А.Выхристов; УО «Нац. детский образоват.-оздоровит. центр «Зубренок». – Минск, 2011. – 364 с.
  2. Гильман, Р.А. Иголка и нитка в умелых руках / Р.А. Гильман.– М.: Легпромбытиздат,1993 – 192 с.
  3. Кристиани, С. Вышивка крестом. Полотенца, скатерти, салфетки / Пер. с итал. Е.В. Широниной. – М.:ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»,2005. – 96 с.
  4. Молотобарова, О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: пособие для руководителей кружков / О.С. Молотобарова -2-е изд., дораб. – М: Просвещение, 1990. – 176 с.
  5. Остроглазова, И.В. Панно «Зямля пад белымі крыламі» / И.В.Остроглазова Ксюша: для любителей рукоделия. – Республиканское унитарное предприятие «Издательство «Белорусский Дом печати», - 5 / 2008. – С.12-13.
  6. Перевертень, Г.И. Самоделки из текстильных материалов: книга для учителя по внеклассной работе / Г.И.Перевертень. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с.
  7. Сокол, И.А. Рукоделие / И.А. Сокол. - Харьков, 1999. – 480с.
  8. Терешкович, Т.А. Уроки вышивания (на все руки мастерица) / Т.А.Терешкович. – Минск: ООО «Хэлтон», - 2001. – 192с.
  9.  Техника рукоделия. Часть 1 / Пер. с нем. Т.Н. Дорожкиной. – Минск: Полымя, 1994. – 312с.
  10.  Техника рукоделия. Часть 2 / Пер. с нем. Т.Н. Дорожкиной. – Минск: Полымя, 1986. – 319с.

Литература для учащихся

  1. Делаем куклы / пер. с итал. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2006. – 128 с.
  2. Моисеенко, Ю.Е. Юной вышивальщице: кн. для учащихся / Ю.Е.Моисеенко, Е.В.Бичукова, Т.В.Бичукова. – Минск.: Народная Асвета, 1993. - 136 с.
  3. Народная культура Беларусі. Энцыклапедычны даведнік – Мінск., 2002.
Яндекс.Метрика