Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи

Изобразительное искусство

        Боровская О.А., педагог дополнительного образования Государственного учреждения образования «Дворец детей и молодёжи «Золак» г. Минска»

 Пояснительная записка

 Искусство является неизменным средством формирования духовного мира человека. Художественные образы воздействуют на сознание и чувства, воспитывают определённые отношения к явлениям и событиям жизни, помогают глубже и полнее понять действительность, содействуют расширению кругозора, обогащают внутренний мир человека.

Важно, чтобы знакомство с искусством начиналось для человека как можно раньше – уже с первых лет жизни. В таком случае под влиянием искусства дети начинают понимать красоту окружающего мира, богатство и разнообразие его красок, форм, движений. На этой основе у них формируется эстетический вкус, способности видеть прекрасное не только в искусстве, но и в природе, действительности, быту. Благодаря контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений, учащийся открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. В результате этого накапливаются впечатления – цветовые, звуковые, осязательные, представляющие собой тот фундамент, на котором в дальнейшем строится отношение к гармонии цветов и звуков, к пластике предметов. На основе интереса появляются простейшая эстетическая избирательность, эстетическое чувство и эстетический вкус.

Рисование, наряду с игрой, является любимым занятием детей. Рисование – это своеобразная игра, которая позволяет учащемуся отразить в работах свой внутренний мир, свои впечатления, наблюдения, чувства, прожить эти чувства и абсолютно открыто и бескорыстно поделиться ими с окружающими.

Реализация программы кружка «Изобразительное искусство» направлена на эстетическое развитие учащихся старшего дошкольного возраста и призвана помочь развить их природную любознательность и наблюдательность, научить систематизировать свои знания и наблюдения, научить понимать богатый язык красок и цвета, простейшие законы композиции. Под влиянием искусства формируется чувство прекрасного, которое является вместе с тем основой развития нравственных качеств личности. Эстетическое чувство, сформировавшееся в детстве, способствует появлению отрицательного чувства ко всему злому и несправедливому в жизни, располагает к доброте и великодушию, гуманности.

Занятия в кружке помогут учащимся научиться чувствовать и понимать себя, переносить свой внутренний мир на бумагу. Занятия изобразительным творчеством помогут детям проявить и раскрыть творческие способности, развить фантазию, образное мышление, оригинальность суждений. За время освоения программы учащиеся смогут обогатить свой эмоциональный мир, развить коммуникативные способности, что в дальнейшем поможет им научаться понимать и ценить искусство, уважать духовные ценности, а также стремиться к саморазвитию и самовыражению.

Цель программы: выявление и развитие творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства.

Достижению цели программы способствует реализация следующих задач:

-            познакомить учащихся с различными видами и жанрами изобразительного искусства, многообразием художественных материалов;

-            познакомить с основными законами композиции, колористического пространства, цветоведения;

-            формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности;

-            развивать наблюдательность, интуицию, творческое воображение, фантазию, художественные способности;

-            стимулировать развитие эстетических чувств, художественного вкуса;

-            воспитывать отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство уверенности в себе в процессе коллективной творческой деятельности;

-            воспитывать чувство национального самосознания и уважения к национальным ценностям.

В процессе освоения программы учащимся даются первоначальные сведения о следующих видах изобразительного искусства: книжной и прикладной графике, скульптуре малых форм, живописи, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре, дизайне. Значительное внимание уделяется знакомству с особенностями названных видов изобразительного искусства у белорусского народа, что способствует воспитанию чувства национального самосознания и любви к таким национальным ценностям как белорусский язык, культура, литература, обычаи, история народа.

Программа кружка является вариативной и предполагает творческий подход педагога к содержанию и тематике занятий.

Содержание программы соответствует принципам:

-            личностно ориентированного подхода;

-            развития инициативы и самостоятельности;

-            опоры на успех;

-            гуманизации;

-            природосообразности и индивидуализации;

-            тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого воспитания;

-            взаимодействия семейного и общественного воспитания.

Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения, общее количество часов – 72 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Возраст учащихся – 5 лет.

Форма проведения кружковых занятий – групповая.

Нормы наполняемости группы – 10 человек.

Занятия кружка проводятся в помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. Кабинет должен быть просторным, с хорошим освещением, вентиляцией и источником водоснабжения.

Ресурсное обеспечение

Кадровое:

Педагог, работающий по данной программе, должен иметь художественное среднее специальное или высшее образование.

Материалы и оборудование:

-       магнитная доска для демонстрации наглядных пособий, зарисовок, эскизов;

-       ножницы;

-       клеёнки для лепки;

-       палитры;

-       стаканчики для воды;

-       органическое стекло;

-       кисти для рисования;

-       простые карандаши для рисования;

-       восковые мелки;

-       альбомы формата А-4, А-3;

-       краски гуашевые, акварельные;

-       цветная бумага формата А-4;

-       цветной картон формата А-4;

-       клей;

-       пластилин для лепки;

-       природный материал: засушенные листья различных форм и размеров, засушенные цветы, горох, фасоль, каштаны и др.;

-       небольшие пластиковые баночки (используются как основа для лепки объёмной скульптуры);

-       уголок техники безопасности;

-       сменные стенды лучших работ.

 

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

 

Вводное занятие

1

1

1.

Разноцветные просторы

19

3

16

2.

Мастерим бумажный мир

11

3

8

3.

Пластилиновая мозаика

10

2

8

4.

Графические фантазии

10

3

7

5.

Калейдоскоп ремёсел

11

3

8

6.

Игрушки делаем сами

6

3

3

7.

Мероприятия познавательно-воспитательного характера

3

3

 

Итоговое занятие

1

1

 

Итого

72

18

54

Содержание программы

 

Вводное занятие (1 ч.)

Экскурс в историю изобразительного искусства. Знакомство с изобразительной студией. Знакомство с различными видами деятельности, техниками. Демонстрация детских работ.

1. Разноцветные просторы (16 ч.)

Теоретическая часть

Виды художественных материалов, приёмы работы с ними. Основы цветоведения: основные цвета, смешение цветов, холодные цвета, тёплые цвета. Художественный язык изобразительного искусства: линия, штрих, мазок, точка. Основы композиции – «симметрия», «асимметрия». Сюжет в художественном произведении.

Практическая часть  

Акварель: «Знакомство с кисточкой» (изобразительные свойства акварели; игра «Волшебные краски»), «Пейзаж-настроение» (игра «Ассоциации»), «Осенний пейзаж» (пальчиковая игра «Весёлый дождик»), «Животные играют с листьями» (игра «Весёлая клякса»), «Натюрморт с фруктами» (игра «Ожившие фрукты»). Диагностические технологии: «Мой дом» (игра «Счастливый клубочек»), «Цветущий куст».

Гуашь: «Зима в лесу» (пейзаж), «Портрет мамы», «Автопортрет» (игра «Как смеётся каждая краска»), «Портрет папы», «Наши дедушки и бабушки» (пропорции человеческого лица, тела), «Новогоднее путешествие» (пальчиковая игра «Ожившие предметы»), «Подарки Деда Мороза».

Комбинированные работы: (с использованием гуаши и акварели): «Чудо радуга-дуга», «Обитатели подводного царства» (композиция с использованием живых листьев в качестве матриц; игра «Морские волны»), «Весёлая маска» (комбинированная работа; пальчиковая игра «Превращения зверушек»). «Это лето ты не позабудь» (конкурсная программа, построенная на основе «Французской мастерской»), «Путешествие в пустыню» (коллаж-аппликация).

2. Мастерим бумажный мир (8 ч.)

Теоретическая часть

Бумага и её виды. Природные свойствабумаги. Техники работы с бумагой: аппликация, объёмные композиции; вырезание, сгибание, склеивание. Работа с простыми геометрическими фигурами – вырезание, составление тематических работ. Трансформация плоской фигуры в объём.

Практическая часть

Аппликация из рваной бумаги: «Собачка» (игра «Весёлая клякса»), «Шёрстка у котика» (использование рваного и разрезного способа аппликации; игра «Котёнок»), «Зима» (коллективная композиция с освоением способа многослойной объёмной аппликации).

Аппликация: «Бабочки» (игра «Счастливый клубочек»), «Петушок» (простые аппликации; игровая разминка «Какая у кого песенка»), «Сирень для мамы» (вырезание абстрактных модулей для создания цветка), «Родные просторы» (использование геометрических фигур; пальчиковая игра «Весёлый дождик»), «Сказочное дерево» (комбинирование различных материалов в аппликации), «Осенний калейдоскоп» (творческое экспериментирование с бумагой различных цветов и фактур).

Оригами: «Рыбка, рыбка, где ты спишь?» (игра «Весёлая клякса»), «Чудо-сказка» (коллективная работа).

3. Пластилиновая мозаика (8 ч.)

Теоретическая часть

Пластические материалы и приёмы работы с ними: пластилин, тесто, пластика. Отличительные свойства пластилина. Особенности формообразования. Средства и способы изображения в пластилине, тесте, пластике. Рельеф и объем: фактура, цвет, декор. Ознакомление со скульптурой малых форм. Особенности работы над скульптурой. Функция скульптуры. Характер художественных образов. Средства художественной выразительности лепного произведения.

Практическая часть

Лепка декоративного панно: «Солнышко смеётся» (изготовление простейших форм с использованием жгутовой техники; игра «Весёлая клякса»); «Фантастическое животное» (пальчиковая игра «Превращения зверушек»), «Моя семья» (панно с использованием различных техник, диагностика), «Домик в деревне» (коллективная работа), «Сказочный пейзаж» (декоративное панно с заглаживанием поверхности; игра «Весёлая клякса»); «Круговорот» (ассоциативное рисование), «Цветы» (композиции в круге с добавлением элементов сложного декора).

Изготовление объёмной скульптуры: «В гостях у сказки» (лепка от целого куска; игра «Счастливый клубочек»), «Весёлые человечки» (изучение приёма «примазывание частей»; игра «Живая скульптура»), «Мой страх» (диагностическая технология; игра «Абра-кадабра»).      

4. Графические фантазии (7 ч.)

Теоретическая часть

Художественные материалы. Свойства графических материалов: простого карандаша, восковых мелков, фломастеров, цветных карандашей, чёрной гуаши и приёмы работы с ними. Рисунок как основа графики. Свет, тень, силуэт. Изучение техники «отпечаток». Прикладная графика: открытка, поздравления. Книжная графика – показ разнообразия передачи предметов и явлений, способы передачи движения, специфики оформления детской книжки.

Практическая часть

Изготовление работ в технике «отпечаток»: «Эти весёлые животные» (игра «Весёлый художник»).

Изготовление работ в технике «старых мастеров»: «Подсолнух» (игра «Шнурок»), «Восточный город» (игра «Веер хорошего настроения»).

Работа с фломастерами: «Волшебная Жар-птица» (ассоциативное рисование; игра «Весёлая клякса»).

Работа с простым карандашом, чёрной гуашью: «Волшебный карандаш» (упражнения по выполнению линий разного характера; ассоциативное рисование; игра «Шнурок»). «Деревья» (коллективная работа, чёрная гуашь, силуэт; пальчиковая игра «Весёлый дождик»), «Конкурсная программа по анималистическому жанру» (силуэт; ассоциативное рисование).

Прикладная и книжная графика: «Чудо-теремок» (книжная графика; игра «Счастливый клубочек»), «Главная буква» (аллитерация имени, акварель; игра «Как смеётся каждая краска»).

5. Калейдоскоп ремёсел (8 ч.)

Теоретическая часть

Декоративно-прикладное искусство – художественно выполненные изделия, имеющие утилитарное назначение. Назначение произведений ДПИ (блюдца, чашки, жбаны, ковши, тарелки, ложки, подносы), соответствие формы и декора произведений их функциональному назначению.

Практическая часть

Аппликация: «Слуцкий пояс» (декоративный орнамент, использование приёма аппликации – мозаика), «Волшебный петушок» (декоративный орнамент, использование приёма аппликации – составление формы из геометрических фигур; игра «Весёлая клякса»).

Вытинанка: «Беларускi ручнiк» (игра «Счастливый клубочек»), «Волшебная снежинка» (коллективная работа).

Работа с гуашевыми красками: «Маляванка» (декоративное панно), «Посудная лавка» (роспись «Жостово» – коллективная работа), «Узорчатая змейка» (кистевая роспись с использованием штампов; игра «Продолжи орнамент»), «В сказочной стране» (белорусская роспись  «Давид-городокская»), «Пасха» (роспись пасхальных яиц; игра «Как смеётся каждая краска»).

Лепка из пластилина: «Диковинная птица» (дымковская игрушка – объёмная скульптура; игра «Ожившие цвета»), «Белорусская керамическая игрушка» (объёмная скульптура; игра «Волшебный горшочек»; пальчиковая игра «Превращения зверушек»).

6. Игрушки делаем сами (3 ч.)

Теоретическая часть

Воспитание художественно-пластического видения окружающего мира. Знакомство с понятиями – форма, фактура, объём, ритмика. Пластические свойства бумаги, формообразование в бумажной пластике. Знакомство с тематическими праздниками, их характерными особенностями: Новый год, Каляды, Масленица, 23 февраля, 8 Марта, Купалле, Гуканне вясны. Знакомство с прикладной графикой (открытка).

Практическая часть

Аппликация: «Калядная маска» (творческое экспериментирование с бумагой и гуашевыми красками), «Рождественская открытка» (декоративная аппликация, комбинирование различных материалов в аппликации; пальчиковая игра «Ожившие предметы»); «Подарок маме» (игра «Счастливый клубочек»), «Подарок папе» (творческое экспериментирование с бумагой различных цветов и фактур – изготовление открытки).

Изготовление сувениров: «Птицы весны» (творческое экспериментирование с бумагой и гуашевыми красками; игра «Как смеётся каждая краска»), «Беларусачка» (создание сувенирной куклы), «Папараць-кветка» (создание объёмного цветка из цветной бумаги с использованием приёмов вытинанки).

7. Мероприятия познавательно-воспитательного характера (3 ч.)

Экскурсии на выставки, конкурсно-развлекательные и познавательные программы.

Итоговое занятие

Занятие-игра «Волшебный калейдоскоп», построенная на основе методики «французская мастерская».

 

Ожидаемые результаты

В результате освоения программы учащиеся должны знать:

-            названия основных и составных цветов;

-             значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент, аппликация, вытинанка, симметрия, асимметрия, силуэт, пятно, рельеф, роспись, лепка, керамика;

-            основные виды художественных материалов;

-            элементарные законы цветоведения и композиции;

-            изобразительные основы декоративных элементов;

-            основные средства художественной выразительности;

-            основные отличительные особенности разных видов белорусского декоративно-прикладного искусства;

уметь:

-            пользоваться разными художественными материалами и инструментами: карандашами, кистью, палитрой, фломастерами, восковыми мелками, красками;

-            полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

-            владеть элементарными навыками использования основных цветов цветового спектра и  их смешением;

-            применять различные способы и приёмы лепки: от целого куска, примазывание частей, заглаживание поверхности;

-            определять характер художественных образов и подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

-             владеть приёмами работы с бумагой и трансформацией плоской фигуры в объём;

-            уметь сопереживать и оказывать действенную помощь при выполнении коллективных работ.

 

Формы и методы реализации программы

Программа кружка предполагает выявление и развитие творческих способностей учащихся. В связи с этим деятельность кружка предусматривает создание среды, способствующей развитию эмоционально-чувственного мира учащегося, где он может ощущать себя защищённым и свободным в своих суждениях. Для достижения этой цели педагогу необходимо создать на занятиях благоприятную психологическую обстановку, атмосферу творчества, свободы самовыражения, сотрудничества, взаимопонимания, в которой может происходить саморазвитие свободной активной личности. Этому способствует применение различных психолого-педагогических методов и приёмов, среди которых:

-    увлекательное, эмоциональное изложение материала;

-    вызов удивления, восхищения, заинтересованности в изучении предмета;

-    эстетическое оформление образовательного пространства;

-    создание ситуации успеха и открытие новых перспектив перед каждым ребенком;

-    развитие в ребенке жажды открытий, уверенности в своих силах и в себе;

-    поощрение и стимулирование в каждом учащемся индивидуальных интересов и способностей и т. д.

В течение учебного года предполагается тесное взаимодействие и сотрудничество с психологом учреждения и родителями по вопросам развития детей дошкольного возраста.

Известно, что детское искусство носит экспрессивный характер – ребенок изображает не то, что он видит, а то, что чувствует. Важнейшей задачей становится обучение ребенка умению наблюдать, а затем передавать увиденное или услышанное в преломлении через свои внутренние чувства, исходя из собственного взгляда на мир.

Занятие состоит из теоретической и практической части.

Теоретический материализлагается в форме бесед или рассказа с просмотром иллюстративного и наглядного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Практическая часть занятия закрепляет полученные теоретические знания и формирует определённые умения и навыки.

Процесс обучения предполагает индивидуальный подход, который помогает выбрать оптимальный образовательный маршрут, темп и манеру работы для каждого учащегося в зависимости от его психофизических возможностей. Большое значение уделяется личному общению с каждым учащимся.

На занятиях широко применяются игровые формы обучения и воспитания, поскольку игровая деятельность играет важную роль в развитии ребёнка: легче усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, повышается способность к выработке нестандартных идей, развиваются эстетические и трудовые качества, а также эмоциональное начало в человеке. Процесс игровой деятельности является основой для развития творческих, художественных и духовных способностей, приобщения учащихся к искусству.

С целью наиболее полного и всестороннего включения учащихся в творческий процесс часть занятий в кружке проводится с музыкальным сопровождением, поскольку музыка играет важную своеобразную роль: она создаёт атмосферу происходящих событий. Свои самые яркие воспоминания ощущений учащиеся оформляют в виде изображения на листе бумаги.

Целесообразным является прослушивание и сочинение на занятиях сказок и историй для того, чтобы подсказать ребёнку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание и стимулировать проявление скрытых способностей учащихся, разбудить фантазию, помочь раскрепощению и самовыражению юных художников.

Важное место в программе работы кружка занимает приобщение учащихся к народному искусству через знакомство с народными традициями, обрядами и праздниками, белорусским фольклором, основами национальной педагогики, особенностями декоративно-прикладного искусства, запечатлёнными в белорусском народном костюме, игрушке, предметах быта с последующим изображением или изготовлением работ, основанных на народных традициях.

Одним из ведущих методов в работе с дошкольниками является активизация их познавательно-практической деятельности. Непосредственное знакомство учащегося с различными художественными материалами, предметами и явлениями окружающей среды много дает для его эмоционального и интеллектуального развития. В процессе такой деятельности, исследуя предметы, экспериментируя с ними, учащиеся проявляют способность отыскивать в них такие свойства, которых мы, взрослые, не видим, а они между тем существуют и могут иметь важное значение в развитии их творческих способностей. В процессе такой работы активно развивается как логическое, так и наглядно-деятельностное и наглядно-образное мышление.

На занятиях уделяется внимание формированию навыков здорового образа жизни. С целью создания здоровьесберегающей среды на занятиях проводятся физкультминутки, пальчиковые игры, зарядка для глаз, а также чередуются различные виды деятельности. Проводятся конкурсные программы, итогом которых является творческая работа по данной тематике: «Уроки здоровья чародейки осени», «Путешествие в страну здоровья».

Неотъемлемой частью организации образовательного процесса являются экскурсии, посещение выставок детского творчества, а также участие в различных выставках и конкурсах изобразительного творчества. Это позволяет оценить владение учащимися определенными техниками в работе с различными материалами и является подтверждением результативности творческой деятельности детей. Дипломы, полученные на выставках, являются для учащихся важным стимулом для дальнейшего творчества.

Занятия могут проводиться в традиционной форме, а также в форме конкурсов, игр, праздников, заочных путешествий, экскурсий, коллективных творческих дел и т. п.

При реализации программы кружка применяются различные методы организации образовательного процесса:

-    словесные (беседа, рассказ, объяснение, пояснение, указание);

-    наглядные (демонстрация, иллюстрация – в процессе занятий используется наглядный и раздаточный материал);

-    практические (игры, упражнения, выполнение практической работы);

-    методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (поощрение, порицание, убеждение, игровые эмоциональные ситуации, общественное мнение и личный пример);

-    методы контроля, оценки деятельности и поведения (наблюдение, тестирование, беседы с учащимися и родителями);

-    метод индивидуализации обучения.

В процессе работы используются следующие образовательные технологии:

-    диагностические технологии: «Фантастическое животное», «Моя семья», «Мой дом», «Цветущий куст», «Автопортрет»;

-    элементы арт-терапии: «Мой страх», «Пейзаж – настроение», «Радость»;

-    технология создания благоприятной атмосферы, установления коммуникации в педагогическом процессе: «Цветные фигуры», «Главная буква» (аллитерация имени);

-    технология свободы и творчества (ассоциативное рисование; занятия на развитие осязания, изготовление отпечатков);

-    игровые технологии (использование техники сказок и сочинения историй, проведение занятий в игровой форме);

-    занятия, построенные на основе методики «французская мастерская» – «Это лето ты не позабудь»;

-    технология коллективной творческой деятельности;

-    технология развивающего обучения;

-    технология мыследеятельности: «Алфавит», «Кораблик».

Система контроля освоения программы:

Текущий контроль

-    проведение конкурсных программ по отдельным разделам программы кружка с элементами викторины;

-    выполнение самостоятельных творческих заданий;

-    участие в выставках и конкурсах детских работ.

Для контроля освоения разделов программы, раскрытия потенциальных творческих способностей учащихся проводятся конкурсные программы:«Конкурс рисованных фильмов», «Конкурсная программа по анималистическому жанру», «Это лето ты не позабудь!», «Осенняя пора – очей очарование», «Зимние забавы», «К нам пришла весна».

При проведении этих программ используются загадки, пословицы и поговорки, которые значительно расширяют кругозор учащихся. К каждой программе подготовлены наглядно-дидактические материалы для введения учащихся в заданную тематику.

Итоговый контроль

-занятие-игра «Волшебный калейдоскоп», построенная на основе методики «французская мастерская».

Диагностика развития личности учащихся осуществляется через беседы с самими детьми, их родителями, а также наблюдение, тестирование, выполнение творческих заданий диагностического характера.

Методические папки:

-            «Выцiнанка»;

-            «Диагностические технологии»;

-            «Пропаганда здорового образа жизни для детей дошкольного и младшего школьного возраста»;

-            «Технологические карты занятий»;

-            «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательной деятельности в кружке изобразительного творчества»;

-            «В мире дизайна»;

-            «Мой родны кут, як ты мне мiлы…» – подборка пейзажей.

Наглядный материал:

-            Подборка фотоматериалов к различным темам, конкурсам.

-            Учебно-наглядные пособия «Дошкольникам об искусстве» – 3 набора; тематические плакаты.

-            Различные дидактические материалы (трафареты, образцы работ и т.д.).

-   Наглядные пособия по темам:

-            «Орнаменты. Техники»;

-            «Лепка»;

-            «Животные»;

-            «Человек. Роль праздников в его жизни»;

-            «Цветная бумага»;

-            «Натюрморт. Пейзаж»;

-            «Вытинанка»;

-            «Обитатели морских глубин»;

-            «Лесные жители»;

-            «Африканские животные».

 

Литература для педагога

  1. Адамчик, М.В. Энциклопедия рисования / М.В. Адамчик. – Минск, 2010.
  2. Арстанова, Л.Г. Занятия и развлечения со старшими дошкольниками / Л.Г.Арстанова. – Волгоград, 2009.
  3. Артеменко, З.В., Азбука форм воспитательной работы / З.В.Артеменко, Ж.Е. Завадская. – Минск, 2001.
  4. Афонькин, С.Ю., Орнаменты народов мира. Практическое пособие / С.Ю.Афонькин, А.С. Афонькина. – Санкт-Петербург, 1998.
  5. Башиева, Т.В. Развитие восприятия у детей – форма, цвет, звук / Т.В. Башиева. – Ярославль, 1998.
  6. Беларускi народны каляндар – Мiнск, 1993.
  7. Берт Додсон. Искусство рисунка / Додсон Берт. – Минск, 2009.
  8. Бёрн Хогарт. Игра света и тени для художников / Хогарт Бёрн. – Москва, 2001.
  9. Богданович, О.Н. Современные формы организации учебно-воспитательного процесса / О.Н. Богданович. – Мозырь, 2009.
  10. Бялик, В. Пейзаж. Энциклопедия живописи для детей / В. Бялик. – Москва, 2001.
  11. Валаханович, С.А. Преображение творчеством / С.А. Валаханович. – Минск, 2003.
  12. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания / И.З. Гликман. – Москва, 2003.
  13. Гранковская, А.В. Первые уроки творчества от великих художников XIII – XVII в.в. / А.В. Гранковская. – Минск, 2010.
  14. Гэри Грин. Карандаш и фломастер. Простое руководство для начинающих / Грин Гэри. – Москва, 2008.
  15. Елатошцева, Е.М. Теоретическое основание изобразительного искусства / Е.М. Елатошцева. –  Минск, 2007.
  16. Жукова, Л.М. Азбука русской живописи (для дошкольного и младшего школьного возраста) / Л.М. Жукова. – Москва, 2007.
  17. Загвоздкина, Т.В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников / Т.В.Загвоздкина. – Минск, 2001.
  18. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников / Ф.И. Иващенко. – Минск, 1996.
  19. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения педагогике / С.С. Кашлев. – Минск, 2004.
  20. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С.Кашлев. – Минск, 2002.
  21. Кныш, В.А., Лагоритмические минутки. Тематические занятия для дошкольников / В.А. Кныш, И.И. Комар, Е.Б. Лобан, Ю.В. Дудик.  – Минск, 2009.
  22. Колякина, В.И. Методика организации уроков коллективного творчества / В.И. Колякина. – Москва, 2002.
  23. Котикова, О.П., Эстетическое воспитание младших школьников / О.П.Котикова, В.Г. Кухаронак. – Минск, 2001.
  24. Криволап, Н.С., Педагогическая мастерская / Н.С. Криволап, О.А. Хаткевич. – Минск, 2003.
  25. Ларченко, Ж.И., Гармония в воспитании / Ж.И. Ларченко, Ю.В. Гончарук. – Минск, 2009.
  26. Лебедева, Л.Д., Энциклопедия признаков и интерпретации в проективном рисовании и АРТ-ТЕРАПИИ / Л.Д. Лебедева, Ю.В. Никонорова, Н.А.Тараканова. – Санкт-Петербург, 2006.
  27. Ли Эймис. Рисуем человека без одежды / Эймис Ли. – Минск, 1997.
  28. Ли Эймис. Рисуем человека в одежде / Эймис Ли. – Минск, 1998.
  29. Лорен Маред, Лиза Ленирд. Рисунок. Реальный самоучитель / Маред Лорен, Ленирд Лиза. – Москва, 2009.
  30. Максимова, Н.Н., Колобова, Т.Г. Аппликация. Учебно-наглядные материалы по обучению детей среднего  дошкольного возраста / Н.Н. Максимова, Т.Г. Колобова. – Москва, 1998
  31. Максимова, Н.Н., Аппликация. Демонстрационные материалы по обучению детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Максимова, Т.Г. Колобова. – Москва, 1998.
  32. Малахова, И.А. Развитие личности (художественно-творческая деятельность)/ И.А. Малахова. – Минск, 2002.
  33. Малахова, И.А. Развитие личности (способность к творчеству, одарённость, талант) / И.А. Малахова. – Минск, 2003.
  34. Маргрет Реттих. Уроки рисования в стихах / Реттих Маргрет. – Минск, 2010.
  35. Материалы журнала «Юный художник» – Минск, 2007.
  36. Миронова, Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. Пособие для учителей / Л.Н. Миронова. – Минск, 2011.
  37. Мурзина, А.С. Большой учебник рисования для детей / А.С. Мурзина. – Ярославль, 2010.
  38. Мурзина, А.С. Учебник рисования для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.С. Мурзина. – Минск, 2011.
  39. Мэри Энн Кол, 110 креативных заданий для детей 4 - 12 лет / Энн Кол Мэри, Сольга Ким. – Минск, 2009.
  40. Нестеров, В.В. ЗОО викторина / В.В. Нестеров – Санкт-Петербург, 1997.
  41. Панько, Е.А. Программа дошкольного образования «Пралеска» / Е.А. Панько. – Минск, 2007.
  42. Пунчик, В.Н., Креативные уроки / В.Н. Пунчик, А.Р. Борисевич. – Минск,2009.
  43. Развiццё асобы дзiцяцi ў дзейнасці – Минск, 2002.
  44. Рудковская, А. Рисование в начальной школе / А. Рудковская. – Москва, 2001.
  45. Сахута, Я.М. Беларуская выцінанка / Я.М. Сахута. – Мінск, 2008.
  46. Силивон, В.А. Когда ребенок рисует / В.А. Силивон. – Минск, 1990.
  47. Скурат, Г.Г. Играем вместе / Г.Г. Скурат.– Минск, 2004.
  48. Смагина, Л.И., Сто уроков по правам ребенка / Л.И. Смагина, А.С.Корнейчик, А.А. Петрикевич, И.А. Царик. – Минск, 1999.
  49. Соколова-Кубай, Н. Узоры из бумаги (белорусская выцинанка) / Н. Соколова-Кубай. – Тверь, 2006.
  50. Сокольникова, Н.М, Изобразительное искусство для детей. Виды и жанры изобразительного искусства / Н.М. Сокольникова, С.Н. Ломов. – Москва, 2009.
  51. Сьюзен Страйкер. Рисовалка для умных детей и родителей / Страйкер Сьюзен.– Минск, 2010.
  52. Титов, С.В. Добро пожаловать, игра! / С.В. Титов. – Москва, 2004.
  53. Шалаева, Г.П. Большая книга рисования для мальчиков / Г.П. Шалаева. – Москва, 2010.
  54. Швайко, Г.С. Занятия по ИЗО деятельности в детском саду / Г.С. Швайко. – Москва, 2001.
  55. Щурикова, Н.Е. Игровые методики / Н.Е. Щурикова. – Москва, 2002.
  56. Эрнест Уотсон. Искусство рисования карандашом / Уотсон Эрнест. – Минск, 2010.

Литература для учащихся

  1. Алексеевская, Н. Озорной карандаш / Н. Алексеевская. – Москва, 1999.
  2. Алексеевская, Н. Волшебные ножницы / Н. Алексеевская. – Москва, 1998.
  3. Арстанова, Л.Г. Занятия и развлечения со старшими дошкольниками / Л.Г.Арстанова. – Волгоград, 2009.
  4. Башиева, Т.В. Развитие восприятия у детей – форма, цвет, звук / Т.В. Башиева. – Ярославль, 1998.
  5. Белая, А.Е. Пальчиковые игры. Пособие / А.Е. Белая. – Москва, 2000.
  6. Времена года для учащихся 1-5-го класса – Минск, 2000.
  7. Гранковская, А.В. Первые уроки творчества от великих художников XIII – XVII в. / А.В. Гранковская. – Минск, 2010.
  8. Гэри Грин. Карандаш и фломастер. Простое руководство для начинающих / Грин  Гэри. – Москва, 2008.
  9. Дебалтовская, В.И., Я за солнышком иду / В.И. Дебалтовская, В.М.Вдовиченко. – Минск, 1985.
  10. Докучаева, Н. Мастерим бумажный мир / Н. Докучаева. – Санкт-Петербург, 1997.
  11. Долженко, Г.И. 100 оригами / Г.И. Долженко. – Ярославль, 2000.
  12. Запаренко, В.  Энциклопедия рисования / В. Запаренко – Москва, 2000.
  13. Кадр, В., Сказки из пластилина / В. Кадр, С. Петров. – Санкт-Петербург, 1997.
  14. Лахута, Л.Д. Как научиться рисовать. Универсальное пособие для детей и взрослых / Л.Д. Лахута. – Москва, 2000.
  15. Лорен Маред, Лиза Ленирд. Рисунок. Реальный самоучитель / Маред Лорен, Ленирд Лиза. – Москва, 2009.
  16. Лункевич, Л.В. Рисование для детей среднего – дошкольного возраста / Л.В.Лункевич. – Москва, 1997.
  17. Лункевич, Л.В. Рисование для детей старшего – дошкольного возраста / Л.В.Лункевич. – Москва, 1997.
  18. Маргрет Реттих. Уроки рисования в стихах / Реттих Маргрет. – Минск, 2010.
  19. Мінц. Цудадзейная палітра 1-2 / Мінц. – Мінск , 1998.
  20. Михейшина, М. Уроки рисования для младших школьников 6-9 лет / М.Михейшина. – Минск, 1998.
  21. Мурзина, А.С. Большой учебник рисования для детей / А.С. Мурзина. – Ярославль, 2010.
  22. Мурзина, А.С. Учебник рисования для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.С. Мурзина. – Минск, 2011.
  23. Мэри Энн Кол, Ким Сольга. 110 креативных заданий для детей 4 - 12 лет / Энн Кол Мэри, Сольга Ким. – Минск, 2009.
  24. Нагибина, М.И. Из простой бумаги мастерим как маги / М.И. Нагибина. – Ярославль, 1998.
  25. Ратковская, А.А. Рисование в начальной школе / А.А. Ратковская. – Санкт-Петербург, 2001.
  26. Соколова-Кубай, Н. Узоры из бумаги (белорусская выцинанка) / Н. Соколова-Кубай. – Тверь, 2006.
  27. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство / Н.М. Сокольникова. – Москва, 1998.
  28. Сокольникова, Н.М, Изобразительное искусство для детей. Виды и жанры изобразительного искусства / Н.М. Сокольникова, С.Н. Ломов. – Москва, 2009.
  29. Синицина, Е. Умные стихи / Е. Синицина – Москва, 1999.
  30. Сьюзен Страйкер. Рисовалка для умных детей и родителей / Страйкер Сьюзен.– Минск, 2010.
  31. Тарабарина, Т.И. Сказки нашего детства / Т.И. Тарабарина. – Ярославль, 1997.
  32. Трофимова, М.В., Тарабарина, Т.И., И учеба, и игра, и изобразительное искусство / М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина. – Ярославль, 1997.
  33. Трусевич, А.Г. Я умею рисовать / А.Г. Трусевич. – Москва, 1996.
  34. Шалаева, Г.П. Большая книга рисования для мальчиков / Г.П. Шалаева. – Москва, 2010.
  35. Ярлыкин, М. Поделки своими руками / М. Ярлыкин. – Москва, 1997.
Яндекс.Метрика