Ошибка :

Показать отладочную информацию

Кружок «МОДЕЛИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ»
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen

Кружок «МОДЕЛИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ»

Левитина Светлана Анатольевна, педагог дополнительного образования

 

Пояснительная записка 

Программа «Моделирование и конструирование одежды» имеет художественно-эстетическую направленность, призвана способствовать эстетическому и трудовому воспитанию подростков и молодёжи посредством освоения технологии создания одежды, формированию их творческой мотивации и профессионального самоопределения.

Чтобы одеваться красиво и нестандартно необходимо иметь художественный вкус и уметь шить красивую, модную и удобную вещь своими руками. В современной молодёжной среде моду не принято рассматривать как произведение искусства. Сегодняшняя мода – это STREET FASHION, т.е. «уличная мода». По всему миру через интернет создаются блоги, где молодёжь делится своим представлением о том, как надо одеваться и как выглядеть стильно. Единственным критерием стильности становится не наличие в гардеробе определенного набора марок или хитов сезона, а вкус. Вкус помноженный на фантазию и творчество. А это и есть индивидуальность.

В связи с этим актуальной становится организация кружка «Моделирование и конструирование одежды» в рамках дополнительного образования детей и молодёжи. В процессе освоения программы кружка учащиеся получают базовые и современные знания, которые необходимы при подборе тканей, раскрое и пошиве одежды, приобретают навыки и опыт изготовления простых, а затем и сложных изделий. На основе ясных и чётких эталонов действий по разработке моделей одежды, знакомства с брендами современной моды, развития своей фантазии и креативности у учащихся формируется нестандартный взгляд на одежду, вырабатывается свой индивидуальный стиль. И как конечный результат – появляется умение создавать собственные авторские работы.

Цель программы:

- создание условий для удовлетворения образовательных потребностей и творческой самореализации подростков и молодёжи в области моделирования, конструирования и дизайна одежды;

- воспитание художественного вкуса.

Задачи программы:

- расширить, углубить теоретические знания и развить их в практической работе;

- побуждать учащихся к творческому самовыражению, активному поиску творческих подходов к моделированию и конструированию одежды;

- способствовать развитию профессиональных качеств, необходимых специальностям дизайнера, модельера и конструктора;

- воспитывать художественную фантазию и творческое воображение, аккуратность, культуру труда и умение работать в коллективе.

Как показывает практика, содержание программы постигается учащимися более эффективно, если обучение строится по принципам систематичности, последовательности и доступности. Педагог организует работу так, чтобы создавалась творческая обстановка и учащиеся имели возможность усваивать последовательную логику выполнения заданий на основе ранее приобретенных знаний и умений, при этом анализировать и оценивать свою работу, увидеть её недостатки, посоветоваться друг с другом и с педагогом.

В процессе обучения учащиеся знакомятся с основами кройки и шитья и дизайна креативного костюма, что даёт в будущем наибольшее раскрепощение в создании одежды. Ребята учатся конструировать модели, знакомятся со свойствами разнообразных тканей и других различных материалов, с техникой моделирования на манекене путем накалывания, осваивают нетрадиционные способы выполнения эскизов. В целях расширения кругозора, своего профессионального роста подростки и молодёжь принимают участие в выставках, конкурсах, мастер-классах, показах моды.

Обучение носит теоретический, познавательный и практический характер наряду с индивидуальным подходом к способностям и возрастным особенностям каждого обучающегося.

Программа служит выработке необходимых навыков для профессиональной деятельности, социальной адаптации, помогает раскрыться творческим способностям учащихся.

Организационные условия реализации программы

Программа «Конструирование и моделирование одежды» составлена для учащихся в возрасте от 16 до 28 лет и рассчитана на один год.

Общее количество часов – 324.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа.

Наполняемость группы – 12-15 человек.

Материально-техническое обеспечение

Занятия должны проводится при хорошем освещении в светлом, хорошо проветриваемом просторном помещении. У каждого учащегося должно быть своё рабочее место, оборудованное необходимыми инструментами и материалами.

Техническое оснащение кабинета:

- швейные универсальные машины для выполнения стачивающих и других операций: обработки петель, настрачивания отделочных строчек, вышивания аппликаций;

- трёхниточный оверлок для обмётывания срезов изделия;

- электрический утюг с терморегулятором;

- гладильная доска;

- столы, на которых изготавливаются чертежи выкроек, кроят изделия и выполняют ручные работы: смётывание деталей изделия, подшивание низа и т.д.;

- манекены (42-48 р-р).

В учебном кабинете должно быть достаточное количество подсобного материала: сантиметровая лента, линейки, портновский мелок, булавки, ножницы, машинные и ручные иглы, швейные нитки разных цветов, напёрстки.

Ткани, инструменты и дополнительные материалы должны находиться в специально отведённом месте.

 

Учебно-тематический план

 

п/п

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

 

Вводное занятие. «Я хочу научиться шить»

2

-

2

1.

Основные принципы шитья

2

-

2

2.

Материаловедение

4

4

8

3.

Ручные швы и их применение

-

3

3

4.

Общие сведения о швейном оборудовании

3

3

6

5.

Основные машинные швы

2

8

10

6.

Строение фигуры человека

2

8

10

7.

Размерная характеристика фигуры человека

4

9

13

8.

Основные понятия моделирования и конструирования одежды

7

15

22

9.

Моделирование на манекене

3

3

6

10.

Моделирование одежды с помощью макета

4

15

19

11.

Декорирование одежды

4

6

10

12.

Изготовление юбки прямого силуэта

4

12

16

13.

Изготовление блузы, рубашки

7

15

22

14.

Конструирование платья

10

12

22

15.

Конструирование изделий из трикотажных полотен

10

30

40

16.

Корректировка выкроек на индивидуальную фигуру

10

12

22

17.

Стилистические направления в моде

3

3

6

18.

Дизайн в моде

4

6

10

19.

Изделия для дома и интерьера

2

18

20

20.

Разработка творческих проектов, просмотр и обсуждение

3

14

17

21.

Организация и участие в выставках, конкурсах, показах моделей одежды

7

12

19

22.

Посещение выставок, музеев, художественных галерей, показов моделей одежды

-

13

13

 

Итоговое занятие

-

6

6

 

Итого

96

228

324

 

Содержание программы

 

Вводное занятие. «Я хочу научиться шить» (2 ч.)

Знакомство с целями и задачами объединения, планом проведения занятий. Диагностика интересов, ожиданий и уровня подготовки учащихся. Организация рабочего места. Правила безопасности труда. Организационные вопросы.

Тема 1. Основные принципы шитья (2 ч.)

Десять основных принципов шитья. Знакомство с материалами, приспособлениями для шитья.

Тема 2. Материаловедение (8 ч.)

Виды волокон и свойства материалов (натуральные, искусственные и синтетические). Определение волокнистого состава тканей. Лицевая и изнаночная сторона. Определение долевой и уточной нити.

Практическая работа

Работа с образцами тканей, определение волокнистого состава тканей и их описание. Область применения этих тканей.

Тема 3. Ручные швы и их применение (3 ч.)

Знакомство с основными ручными швами, их применением. Терминология ручных работ. Правила выполнения ручных швов.

Практическая работа

Выполнение ручных швов на образцах тканей.

Тема 4. Общие сведения о швейном оборудовании (6 ч.)

Правила работы на швейном оборудовании (швейная машина, краеобмёточная). Правила техники безопасности при работе на швейном оборудовании.

Практическая работа

Подготовка швейной машины к работе: наматывание нити на шпульку, заправка нижней и верхней нитей. Регулировка величины стежка. Правила окончания работы (отключить, почистить, убрать).

Тема 5. Основные машинные швы (10 ч.)

Терминология машинных работ. Машинные швы: соединительные, краевые, декоративно-отделочные. Их применение и назначение.

Практическая работа

Выполнение машинных швов на образцах тканей.

Тема 6. Строение фигуры человека (10 ч.)

Основные анатомические особенности фигуры человека. Типы телосложения. Изображение фигуры человека на листе формата А4 (способ складывания листа для наглядного изображения пропорций). Создание эскизов в технике коллаж, используя вырезки из старых журналов, газет, упаковочной бумаги, фольги.

Практическая работа

Коллективная работа над созданием коллекции в технике коллаж.

Тема 7. Размерная характеристика фигуры человека (13 ч.)

Правила снятия измерений с фигуры. Таблица измерений. Таблица прибавок на свободное облегание. Контроль измерений.

Практическая работа

Индивидуальное измерение фигуры учащегося.

Тема 8. Основные понятия моделирования и конструирования одежды (22 ч.)

Основы моделирования. Названия и терминология. Влияние тканей, их свойств на формообразование силуэта при моделировании.

Практическая работа

Коллективная работа с зарисовкой эскизов моделей.

Тема 9. Моделирование на манекене (6 ч.)

Моделирование на манекена из цельного куска ткани методом накалывания. Влияние свойств и характеристик материалов на модели.

Практическая работа

Изготовление 2-3 моделей из цельного куска методом наколки с последующей зарисовкой (на каждую модель 10-15 минут).

Тема 10. Моделирование одежды с помощью макета (19 ч.)

Моделирование основных конструкций одежды с помощью макетов на листе формата А4. Моделирование юбок: со складками, кокетками, подрезами, карманами, шлицами и т.д. Моделирование лифа, воротников, рукавов.

Практическая работа

Работа над комплексным моделированием с макетами.

Тема 11. Декорирование одежды (10 ч.)

Новая жизнь старых изделий. Демонстрация образцов, эскизов, фотоматериалов. Необходимые материалы для декора одежды. Знакомство с нетрадиционными техниками и материалами.

Практическая работа

Выполнение эскизов, набросков. Декорирование 1-2 предметов одежды.

Тема 12. Изготовление юбки прямого силуэта (16 ч.)

Выбор прибавок. Расчёт конструкций. Построение выкройки. Раскрой выкройки на ткани. Подготовка к примерке, её проведение. Внесение изменений. Пошив изделия.

Практическая работа

Построение выкройки, раскрой выкройки на ткани, пошив блузы.

Тема 13. Изготовление блузы, рубашки (22 ч.)

Расчёт и построение конструкции. Раскрой выкройки на ткани. Подготовка к примерке. Проведение примерки. Внесение изменений. Пошив блузы или рубашки.

Практическая работа

Построение, раскрой выкройки на ткани, пошив блузы.

Тема 14. Конструирование платья (22 ч.)

Стилистические направления и модные силуэты. Обсуждение, выбор модели. Выбор прибавок, расчёт конструкций.

Практическая работа

Конструирование платья на основе базовой модели. Пошив простого платья на выбор учащихся.

Тема 15. Конструирование изделий из трикотажного полотна (40 ч.) Особенности работы с трикотажным полотном. Конструктивные особенности при разработке выкройки для трикотажных изделий.

Практическая работа

Изготовление простой модели на выбор (майки, туники, леггинсы).

Тема 16. Корректировка выкроек на индивидуальную фигуру (22 ч.) Изменение длины выкройки. Увеличение или уменьшение выкроек в ширину. Перенос вытачки. Учёт физиологических особенностей фигуры человека: узкие или широкие плечи, сутулая спина, выступающий живот и т.д.

Практическая работа

Выполнение корректировки выкроек.

Тема 17. Стилистические направления в моде (6 ч.)

Понятия стиля, силуэта, формы, объёма. Рекомендации по подбору стильной одежды. Базовый гардероб.

Практическая работа

Коллективная работа над созданием коллекции в технике коллаж.

Тема 18. Дизайн в моде (10 ч.)

История возникновения понятия дизайн. Архитектура и мода. Источники вдохновения в выборе идеи для коллекции.

Практическая работа

Выполнение эскизов по выбранной теме.

Тема 19. Изделия для дома и интерьера (20 ч.)

Демонстрация образцов и фотоматериалов. Обсуждение и выбор предметов быта и одежды для дома и интерьера: декоративные салфетки, подушки; декоративные сумочки, чехлы для телефона; кухонная одежда, рукавицы для горячего и т.д.

Практическая работа

Изготовление предметов интерьера учащимися на выбор.

Тема 20. Разработка проектов творческих проектов, просмотр и обсуждение (17 ч.)

Выбор проекта и подбор материала для его выполнения.

Практическая работа

Разработка выбранного проекта. Изготовление эскиза в цвете, в материале. Конструирование моделей. Просмотр и обсуждение творческих результатов.

Тема 21. Организация и участие в выставках, конкурсах, показах моделей одежды (19 ч.)

Подготовка работ учащихся к выставкам, конкурсам, показам. Оформление выставок. Проведение творческих мастерских.

Тема 22. Посещение выставок, музеев, художественных галерей, показов моделей одежды (13 ч.)

Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства, с современными тенденциями и образцами молодёжной моды.

Итоговое занятие (6 ч.)

Проведение выставки работ учащихся, демонстрация готовых, самостоятельно выполненных изделий. Коллективное обсуждение.

 

Ожидаемые результаты

К концу учебного года учащиеся должны знать:

  • швейное оборудование, технику безопасности работы на нём;
  • основы материаловедения;
  • технологию обработки изделия;
  • особенности построения и изготовления прямой юбки, брюк, платья без рукавов, блузы-рубашки, жилета;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;

уметь:

  • выполнять ручные  и машинные швы, знать их применение;
  • работать на швейной машине;
  • измерять фигуру, снимать мерки;
  • моделировать и декорировать на манекене;
  • устранять дефекты изделия;
  • конструировать поясные изделия.

Результат освоения программы предполагает удовлетворение познавательного интереса учащегося, расширение кругозора, пробуждение фантазии, развитие умения совместной деятельности.

 

Формы и методы реализации программы

К первому уровню обучения по программе относится воспроизводящая творческая деятельность, ко второму – интерпретирующая,  характеризующаяся стремлением познать новые возможности и технические приемы, что в свою очередь развивает волевые усилия и стремление к самостоятельному поиску. Третья ступень предполагает стремление учащихся совершенствовать полученные знания и навыки в создании одежды, новых образов, способность преобразовывать. Дальнейшее обучение построено на овладении учащимися всевозможных технических приёмов с использованием различных технологий. На этом этапе учащийся старается найти себя в определённых возможностях художественного творчества.

Занятия в кружке проходят по принципам наглядности, активности и сознательности обучения, по принципу системности и последовательности обучения, с использованием различных методов: смыслового, образного и символического видения, сравнения, эвристического наблюдения, придумывания. Такой подход к деятельности позволяет педагогу вместе с учащимися выполнять оригинальные проекты по совмещению техник и материалов, расширяя границы их возможностей.

Программа рассчитана на последовательное освоение материала через сочетание теоретических и практических занятий, учитывающих разнообразные интересы учащихся. Целесообразно строить каждое занятие таким образом, чтобы теоретическое освоение темы предшествовало практической деятельности. Необходимо поощрять индивидуальность манеры, независимость суждений, разнообразие техник  выполнения изделий.

Каждый учащийся ведёт конспект и дизайн-папку. В конспект заносится теоретический материал занятия, в нём выполняются расчёты и построения чертежей конструкций различных изделий. В дизайн-папки учащиеся собирают собственные эскизы одежды, выполненные на занятиях, которые впоследствии могут использоваться для изготовления коллекций моделей.

На всех этапах освоения программы используется индивидуальная и групповая формы организации образовательного процесса.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, её анализ и оценка. Наиболее эффективной формой оценки является организованный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. При проведении занятий необходимо определить возможности творческого применения учащимися усвоенных умений в создании изделия.

Развитию творческой и познавательной активности учащихся способствует их участие в международных и республиканских выставках по дизайну одежды.

Воспитательная работа в кружке направлена на социализацию личностного образовательно-воспитательного процесса, на формирование творческого отношения к труду, на создание условий для развития гармоничной личности, способной к творческой самоактуализации и самореализации во всех сферах деятельности.

 

Литература для педагога 

  1. Захаржевская, Р.В. История костюма: от античности до современности / Р.В.Захаржевская. – М.: РИПОЛ классик, 2007.
  2. Тэтхем, К. Дизайн в моде. Моделирование одежды / К. Тэтхем. – М.: РИПОЛ классик, 2006.
  3. Фарр, К. Ваш персональный стилист: секреты профессионального стилиста. Как создать свою неповторимую внешность / К.Фарр. – М.: Астрель АСТ, 2010.
  4. Я сама делаю выкройки. – М.: Астрель АСТ, 2005.

 

Литература для учащихся 

  1. Уиллс, Л. Шитьё / Л.Уиллс. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.
  2. Шрейдер, В. Декоративная отделка одежды: практическое руководство / В.Шрейдер. – М.: «Ниола-Пресс», 2008.
    1. Журналы: «Ателье», «Burda», «ELLE», «Collezioni» и др.
    2. Фотоматериалы.
    3. Видеоматериалы.