Ошибка :

Показать отладочную информацию

Народная студия изобразительного искусства, Шатило Т.С.
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen

Народная студия изобразительного искусства, Шатило Т.С.

повышенный уровень изучения предметной области “изобразительное искусство”

Пояснительная записка

Мир вокруг нас велик и многообразен. Много в нём интересного. Всё побуждает к творчеству. Начинающему художнику требуется решить целый комплекс сложных изобразительных задач. Что для этого нужно? В первую очередь нужны знания и умения, широкое мировозрение, нужна способность остро видеть и тонко чувствовать. Всё это приобретается в процессе учебных занятий в народной студии изобразительного искусства. Учащихся студии объединяет чувство любви к изобразительному искусству, стремление реализовать себя в творчестве, которое идёт от сердца. Таких людей отличает огромная потребность рисовать всё, что их окружает. Общение с искусством помогает им по-иному видеть и оценивать окружающий мир, обрести радость творчества.

Работы, выполненные учащимися, плод большого и упорного труда, редкого терпения, таланта их создателей. Это источник большой внутренней энергии, силы и глубины. Здесь сказывается отношение автора к тому, что он делает, какую цель хочет достичь, как понимает живописные средства, материал. В свою работу автор вкладывает определённое настроение, характер и состояние духа, свое личное отношение к жизни.

Цель программы: создать условия для приобщения детей и молодёжи к творческому процессу, для творческой активности и самореализации личности учащихся, для нравственного и духовного обогащения.

Процесс обучения по данной программе строится на основе следующих педагогических принципов:

  • любовь и уважение к каждому учащемуся как активному субъекту воспитания, учет его интеллектуального и эмоционального развития, природных склонностей и интересов;
  • целостность в восприятии учащимися родной культуры;
  • системность и последовательность;
  • связь теории с практикой;
  • доступность;
  • многообразие форм и методов образовательного процесса;
  • создание ситуации успеха. Каждое занятие должно быть для учащегося в чем-то новым, познавательным и всегда интересным. В рамках любой темы учащийся может импровизировать, фантазировать, проявлять свою индивидуальность, свой опыт.

Программа изостудии включает в себя три этапа, соответствующих трём годам обучения. На первом этапе – базовом уровне освоения программы – учащиеся осваивают основы изобразительной грамоты. Второй этап предполагает углубление знаний, совершенствование технологических приёмов, выполнение набросков и зарисовок, что предусматривает повышенный уровень изучения изобразительного искусства. Увеличивается количество времени на выполнение учебных постановок. Результатом работы являются умения и навыки работать, мыслить творчески, свободно. Третий этап обучения – это занятия в творческой мастерской, содержание которых составляет практическая работа над изображением человеческой фигуры, портрета, пейзажа. По окончанию третьего года обучения учащиеся должны самостоятельно создавать художественные произведения (натюрморт, пейзаж, портрет, сюжетные композиции), получить профессиональную подготовку, совершенствовать мастерство художника.

В целях более глубокого изучения истории развития изобразительного искусства в программу вводится раздел “Искусствознание”, который включает многообразие форм организации образовательного процесса, знакомство с условиями и процессами будущей профессиональной деятельности в области изобразительного искусства.

Участие в республиканских, международных выставках и конкурсах представляет собой форму контроля, направленную на повышение уровня мотивации, активизации познавательной и творческой активности учащихся, проявление индивидуальных способностей и личных возможностей в изобразительной деятельности.

 

Организационные условия реализации программы

Занятия в студии проводятся с учащимися в возрасте от 14 лет и старше.

Первый год обучения:

общее количество часов – 324;

занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа;

наполнение группы – 12 человек.

Второй год обучения:

общее количество часов – 324;

занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа;

наполнение группы – 8-10 человек.

Третий год обучения:

общее количество часов – 324;

занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа;

наполнение группы – 8-10 человек.

 

Материально-техническое обеспечение

Эффективность учебного процесса зависит от наличия учебных пособий, оборудования кабинета, инструментов.

Занятия проводятся в соответствии с требованиями к организации труда, с учётом правил безопасного труда, соблюдением санитарных норм и правил. Целесообразно естественное освещение дополнять искусственным (верхним и боковым). Помещение должно регулярно проветриваться.

Оборудование. Занятия проводятся в специально оборудованном помещении (в расчёте на одновременное занятие группы учащихся 12-15 человек).

Технические средства обучения: мультимедийная аппаратура, видеофильмы, посвящённые искусству разных эпох (по отдельным видам и жанрам) и творчеству выдающихся художников.

Для подсветки натуральных постановок используются софиты. Для работы с натуры используются деревянные подставки, подиумы. Вдоль внутренних стен кабинета укрепляются деревянные рейки для демонстрации наглядных пособий. Рисуют учащиеся на мольбертах, планшетах, за столом.

Материалы и инструменты. Простые карандаши различной твёрдости или мягкости, с маркировкой (Т, ТМ, М, 2М), “Кохинор” (Н, НВ, В, 2В); уголь, сангина, пастель, соус, ластик, кнопки, скотч. Для живописных работ необходимы гуашевые, акварельные, акриловые и масляные краски, также палитра, кисти, растворитель.

Для длительных учебных рисунков необходима плотная белая бумага. Для краткосрочных эскизов и набросков – разнообразная по качеству бумага. Для рисунка кистью и пером необходимы листы бумаги на планшете. Бумага хранится в специальной папке.

1-й год обучения

Задачи:

  • помочь учащимся овладеть изобразительной грамотой – языком линий и форм, цветовых пятен и цветовых отношений, композиции, т.е. дать определённые знания и умения в практической деятельности;
  • помочь учащимся приобрести практические навыки рисования графическими материалами;
  • познакомить с живописными материалами и принадлежностями;
  • научить выполнять начальные упражнения в различных техниках;
  • познакомить с видами и жанрами изобразительного искусства, с творчеством выдающихся художников;
  • познакомить с основами композиции: контраст – нюанс, симметрия – ассиметрия, статика – динамика, цельность и равновесие, ритм;
  • развить наблюдательность, зрительную память, чувство формы, линии и цвета;
  • научить учащихся образному восприятию мира и окружающей жизни;
  • формировать духовность, эстетическую культуру;
  • знакомить с национальной культурой, с произведениями белорусских художников и мировым искусством;
  • воспитать упорство и трудолюбие, внимательность, сосредоточенность, позитивное отношение к своим работам, ответственность и серьёзность.

 

Учебно-тематический план 1-го года обучения

 

п/п

Наименование разделов

Количество часов

Теория

Практика

Всего

 

Вводное занятие

2

-

2

1.

Рисунок

15

93

108

2.

Композиция

9

27

36

3.

Живопись

12

69

81

4.

Основы декоративного оформления, графика

9

48

57

5.

Искусствознание

15

-

15

6.

Выставочная деятельность, участие в конкурсах, выставках изобразительного творчества

9

12

21

 

Итоговое занятие

2

2

4

 

ИТОГО

73

251

324

 

Содержание программы 1-го года обучения

Вводное занятие (2 ч.)

Знакомство с учащимися, традициями студии и  программой на учебный год. Материалы и оборудование. Инструктаж по правилам безопасной работы, правилам поведения в Центре, студии.

1. Рисунок (108 ч.)

Вводная беседа о рисунке. Линейный рисунок. Линия, штрих, пятно. Перспектива, линия горизонта, точка зрения. Формат, компоновка. Пропорции, форма, конструкция. Объём, светотень.

Практическая работа. Зарисовки несложных натюрмортов и предметов различных форм – общее композиционное решение и построение рисунка (каждая зарисовка от 30 минут до 1,5 часов). Рисунки несложных натюрмортов (продолжительностью от 3 до 6 часов каждый). Быстрые зарисовки и многосеансные рисунки натюрмортов различными материалами – углём, чёрной акварелью, мягким карандашом, пером и тушью.

Наброски и кратковременные зарисовки интерьеров различными материалами. Рисунок натюрморта в интерьере.

Зарисовки пейзажа (не более 3 часов).

 

2. Композиция (36 ч.)

Композиция как творческая основа художественного изображения. Умение размещать в картине главное. Пропорции и равновесие. Выполнение учебных композиций.

Практическая работа. Композиционные эскизы натюрмортов и интерьеров. Зарисовки сюжетных сценок и различных мотивов из окружающей жизни (с натуры и по памяти).

Темы композиций: “В музее”, “На этюдах”, “Царевна-лебедь”, “Осенний букет”, “Балет”, “Сказочный дворец”, “Деревья в снегу”, “Истории и легенды моей страны”, “Любимая книга”.

 

3. Живопись (81 ч.)

Вводная беседа о живописи. Виды и жанры живописи. Цвет, тон в живописи, смешение цветов. Колорит. Знакомство с гуашевыми, акварельными, акриловыми, масляными красками. Особенности красок.

Практическая работа. Кратковременные этюды простого натюрморта (по 1-2 часа каждый этюд). Упражнения по смешиванию красок на палитре. Этюды несложных натюрмортов (не более 4-х часов каждый):

из предметов близких по цвету (в тёплой или холодной гамме);

из предметов, контрастных по цвету;

в разных условиях освещения;

в интерьере.

Непродолжительные этюды головы и фигуры человека (от 1 до 4-х часов каждый).

Кратковременные и длительные этюды пейзажей (с натуры и по памяти).

 

4. Основы декоративного оформления, графика (57 ч.)

Вводная беседа о декоративно-прикладном творчестве. Оформительское искусство. Знакомство со шрифтом, орнаментом.

Вводная беседа о графике. Материалы и инструменты для графических работ. Основные законы графики – свет и тень, контраст белого и чёрного. Свойства акварели, туши и приёмы работы с этими материалами.

Практическая работа. Выполнение образцов различных шрифтов. Композиционные эскизы плоскостных объектов оформления с применением шрифта и орнамента.

Наброски пером, кистью, тушью или гуашью. Рисунки на тонированной бумаге – тушью и белилами, двумя красками и белилами.

 

5. Искусствознание (15 ч.)

Беседы о творчестве знаменитых художников мира, видах и жанрах изобразительного искусства.

Творческие встречи с художниками, народными мастерами. Экскурсии в музеи, выставочные залы, художественные галереи, выставки декоративно-прикладного и изобразительного творчества.

 

6. Выставочная деятельность, участие в конкурсах, выставках изобразительного творчества (21 ч.)

Организация выставочной деятельности. Участие в городских, республиканских и международных выставках, конкурсах, мастер-классах, в массовых мероприятиях.

 

Итоговое занятие (4 ч.)

Обзор достижений и успехов учащихся, коллектива студии за год. Просмотр и обсуждение работ итоговой выставки.

 

Ожидаемые результаты

К концу первого года обучения учащиеся должны

знать:

-         виды и жанры изобразительного искусства;

-         понятия тон и цвет в живописи, тональные и цветовые отношения;

-         основы построения композиции с учётом законов изображения;

-         основные составляющие рисунка: пропорции, основы перспективы, форма, объём, конструкция, законы света и тени, композиция;

         уметь:

-         выполнять рисунки различными графическими материалами, с учётом законов линейной перспективы, используя линию, штрих, пятно;

-         работать акварельными, гуашевыми и масляными красками;

-         смешивать цвета, работать с палитрой;

-         выполнять начальные упражнения в различных техниках рисунка и живописи.

 

2-ой год обучения

Задачи:

  • развивать творческие возможности учащихся для свободного выражения в материале собственного мировосприятия;
  • развивать наблюдательность, внимание к деталям и подробностям видимого мира через накапливание зрительной информации;
  • познакомить с понятиями: свет, тень, полутень, блик, рефлекс;
  • обучить последовательности построения учебного натюрморта;
  • обучить последовательности изображения головы человека;
  • выработать практические навыки этюдных зарисовок натюрмортов, портретов, предметов в интерьере, предметов на тёмном и светлом фоне;
  • обучить правильно компоновать предметы на изобразительной плоскости, выбирать соответствующий формат и его размер;
  • углубить и расширить знания о искусстве Беларуси;
  • формировать художественно-эстетический вкус;
  • развить умение видеть гармонию в мире (соразмерность, пластику, красоту) и способность отображать в рисунке, используя законы композиции;
  • сформировать умение использовать увиденное в своих работах, развивать творческое воображение, наблюдательность, память.

 

Учебно-тематический план 2-го года обучения

 

п/п

Наименование разделов

Количество часов

Теория

Практика

Всего

 

Вводное занятие

2

-

2

1.

Рисунок

15

93

108

2.

Композиция

9

27

36

3.

Живопись

12

69

81

4.

Основы декоративного оформления, графика

9

48

57

5.

Искусствознание

15

-

15

6.

Выставочная деятельность, участие в конкурсах, выставках изобразительного творчества

9

12

21

 

Итоговое занятие

2

2

4

 

ИТОГО

73

251

324

 

Содержание программы 2-го года обучения

Вводное занятие (2 ч.)

Знакомство с программой учебного года. Инструктаж по правилам безопасной работы, соблюдение санитарных норм и правил.

 

1. Рисунок (108 ч.)

Изображение пейзажа. Законы перспективы (линейная и световоздушная). Линия горизонта.

Портрет. Анатомические закономерности строения костей и мышц. Конструктивное построение головы и её деталей.

Практическая работа. Рисунки пейзажа (материал по выбору учащегося) с предварительными композиционными зарисовками.

Односеансные рисунки головы человека в различных положениях и с разных сторон.Рисунки головы разных людей (каждая зарисовка 6-8 часов).Зарисовки черепа (по 1-1,5 часа каждый).Рисунки головы человека в разных условиях освещения (в технике гризайль по 6-8 часов).

Быстрые наброски и часовые зарисовки головы и фигуры человека.

 

2. Композиция (36 ч.)

Композиция в портретах, пейзажах, сюжетно-бытовых сценах. Правильный выбор размера предметов и компоновка их на плоскости листа. Выбор формата. Геометрический и оптический центр.

Практическая работа. Композиционные эскизы портретов.Композиционный эскиз пейзажа.

Зарисовки сюжетных сценок из окружающей жизни с использованием композиции.

Выполнение композиции на любую бытовую тематику: “Во дворе”, “Сон”, “Новый год”, “Дома и в школе”, “Моя семья”, “Лыжник”, “Поющие дети”.

 

3. Живопись (81 ч.)

Этапы практического выполнения учебного натюрморта. Использование различного фона, разных условий освещения. Интерьер. Натюрморт в интерьере. Пейзаж. Зарисовки с натуры. Портрет (работа в цвете).

Практическая работа. Односеансный этюд натюрморта. Этюд натюрморта против света. Этюды пейзажей (работа в разное время года). Этюды головы на разных по цвету фонах (по 3-4 часа каждый). Этюды головы в разных условиях освещения (при рассеянном и контрастном свете). Этюды фигуры человека с натюрмортом (предварительные быстрые варианты в цвете и основной этюд продолжительностью 10-12 часов), в интерьере (по 4-6 часов каждый), на открытом воздухе с предварительными быстрыми зарисовками (3-4 часа).

 

4. Основы декоративного оформления, графика (57 ч.)

Основные законы оформительской деятельности. Знакомство с резцами и печатанием гравюр. Графическое выполнение различных фактурных особенностей предметов. Направление штриховки. Законы изображения предметов на светлом и темном фоне. Влияние освещения на вид постановки.

Практическая работа. Эскиз праздничного оформления фасада здания. Эскиз оформления интерьера комнаты (библиотеки, музея, выставочного зала и др.). Пробы резца на доске. Эскизы композиций для лепки. Простые линии, накатанные краски, печатные. Навыки формовки.

Изображение натюрморта. Наброски карандашом светлых предметов на темном фоне и темных предметов на светлом фоне. Подготовка графического решения (определение основных пятен, фактурных особенностей предметов, направления штрихов).

Изображение (в произвольно выбранной технике) одной из постановок.

 

5. Искусствознание (15 ч.)

Расширение знаний о мировом изобразительном искусстве и искусстве Беларуси.

Творческие встречи с художниками, народными мастерами. Экскурсии в музеи, выставочные залы, художественные галереи, выставки декоративно-прикладного и изобразительного творчества.

 

6. Выставочная деятельность, участие в конкурсах, выставках изобразительного творчества (21 ч.)

Организация выставочной деятельности. Формирование выставочного фонда. Участие в городских, республиканских и международных выставках, конкурсах, мастер-классах, в мероприятиях Центра.

Итоговое занятие (4 ч.)

Обзор достижений и успехов учащихся, коллектива студии за год. Просмотр и обсуждение работ итоговой выставки.

 

Ожидаемые результаты

К концу второго года обучения учащиеся должны

знать:

-       понятия света, тени, полутени, оттенков, нюансов;

-       анатомическое строение костей и мышц головы, конструктивное построение головы и её деталей на плоскости;

-       последовательность построения учебного натюрморта;

-       правильную компоновку предметов на плоскости, выбор соответствующего формата работы;

уметь:

-       изображать голову человека;

-       нарисовать натюрморт в определённой последовательности;

-       выполнять зарисовки натюрмортов, портретов, пейзажей, интерьера.

 

3-ий год обучения

Задачи:

  • познакомить с основными пропорциями фигуры человека;
  • изучить анатомию фигуры человека;
  • приступить к рисованию фигуры человека;
  • познакомить с основными направлениями современного изобразительного искусства, традициями их развития в Беларуси;
  • выполнять задания по композиции в соответствии с законами композиции;
  • развивать и укреплять изобразительные возможности и способности учащихся, их творческий потенциал;
  • формировать умения самостоятельно познавать, исследовать, притворять свою творческую идею в жизнь;
  • научить самостоятельно создавать художественные произведения, укрепить уверенность в своих творческих силах;
  • помочь в профессиональном самоопределении, сохраняя самобытность художника, его одарённость и реальные художественные возможности.

 

Учебно-тематический план 3-го года обучения

 

п/п

Наименование разделов

Количество часов

Теория

Практика

Всего

 

Вводное занятие

2

-

2

1.

Рисунок

7

110

117

2.

Композиция

12

42

54

3.

Живопись

10

63

73

4.

Основы декоративного оформления, графика

12

37

49

5.

Искусствознание

10

-

10

6.

Выставочная деятельность, участие в конкурсах

6

9

15

 

Итоговое занятие

2

2

4

 

ИТОГО

61

263

324

 

Содержание программы 3-го года обучения

Вводное занятие (2 ч.)

Введение в программу нового учебного года. Инструктаж по безопасной работе. Основные требования к оборудованию и организации рабочего места.

 

1. Рисунок (117 ч.)

Фигура человека. Пропорции фигуры человека. Этапы рисования фигуры человека.

Практическая работа. Односеансные рисунки фигуры в разных положениях и с различных точек зрения (по 2-3 часа). Рисунок фигуры человека при разных условиях освещения (по 4-6 часов каждый). Рисунок фигур людей, различных по возрастным и характерным особенностям. Наброски головы и фигуры человека. Рисунок фигуры человека в интерьере. Рисунок человека в пейзаже.

 

2. Композиция (54 ч.)

Законы композиции. Равновесие, контраст, ритм, доминанта, симметрия. Виды композиции: глубинно-пространственная, фронтальная, объёмная, закрытая, открытая.

Практическая работа. Эскизы сюжетной картины на свободную тему.

Эскиз композиции на свободную тему в любом жанре, по выбору учащегося. Композиции на тему: “Мои мечты”, “События в городе, семье”.

 

3. Живопись (73 ч.)

Изображениефигуры человека в цвете.

Практическая работа. Непродолжительные этюды по изображению различных людей в разных условиях освещения (по 4-6 часов). Многосеансные этюды женских и мужских фигур различных по возрасту и характерным особенностям (от 8 до 12 часов каждый). Этюды фигуры человека в интерьере (1,5 часа). Быстрые и продолжительные этюды фигуры на открытом воздухе. Этюды пейзажей (1,5-2 часа).

 

4. Основы декоративного оформления, графика (49 ч.)

Книжная графика. Плакаты, афиши. Декоративное изображение натюрморта, пейзажа, портрета.

Практическая работа. Эскиз плаката, афиши. Эскиз декорации к спектаклю, новогоднему представлению, праздничному мероприятию и т.д. Декоративный натюрморт. Постановка из ровно окрашенных предметов на клетчатой ткани. Зарисовки, наброски. Зарисовки пейзажа. Поиски графического решения (тушь, кисть). Портрет. Самостоятельный выбор изображения.

 

5. Искусствознание (10 ч.)

Знакомство с направлениями и развитием современного изобразительного искусства. Творческие встречи с художниками, народными мастерами. Экскурсии в музеи, выставочные залы, художественные галереи, выставки декоративно-прикладного и изобразительного творчества.

 

6. Выставочная деятельность, участие в конкурсах, выставках изобразительного творчества (15 ч.)

Организация выставочной деятельности. Формирование выставочного фонда. Участие в городских, республиканских и международных выставках, конкурсах, мастер-классах, в мероприятиях Центра.

 

Итоговое занятие (4 ч.)

Обзор личных достижений учащихся в теоретических знаниях и в их практическом применении. Просмотр и обсуждение работ итоговой выставки.

 

Ожидаемые результаты

К концу третьего года обучения учащиеся должны

знать:

-       этапы выполнения рисунка фигуры человека с учётом законов перспективы и светотени;

-       анатомическое строение фигуры человека;

-       основные законы и виды композиции: равновесие, контраст, симметрия, доминанта; глубинно-пространственная, фронтальная, объёмная, закрытая, открытая;

-       основные направления развития современного изобразительного искусства;

уметь:

-                   выполнять рисунок фигуры человека с учётом знаний анатомического строения, конструктивного построения, пропорции фигуры;

-                   использовать законы композиции при выполнении художественных работ;

-                   анализировать художественные произведения;

-                   самостоятельно создавать грамотные художественные произведения.

В результате успешного прохождения и освоения всех этапов (на протяжении 3-х лет) обучения учащиеся приобретают знания и умения, которые в дальнейшем помогут их самореализации в изобразительном искусстве и продолжению обучения на более профессиональном уровне:

  • у учащихся активизируется оценочное и аналитическое отношение к эстетической стороне явлений, развивается самосознание, художественно-образное мышление;
  • развивается умение видеть, анализировать, сопоставлять;
  • умение в окружающем мире находить идеи будущей работы;
  • проявляется желание философски осмысливать предложенные задания с позиции людей, размышляющих о мироустройстве, знающих о связях человека, природы, искусства и, кроме того, обладающих навыками изобразительного языка;
  • способность в любом задании охватить сразу несколько аспектов: композицию, цветовой настрой, способ исполнения, грамотность исполнения, смысловую и эмоциональную наполненность работы.

 

Формы и методы реализации программы

Творчество в студии начинается с эмоциональных переживаний и особого состояния, которые испытывают учащиеся, оказавшись в пространстве, наполненном запахом красок, мольбертами и множеством рисунков, учебными постановками, красоту которых нельзя не увидеть и не почувствовать.

Главная задача педагога-художника – “настроить” восприятие учащегося на творческое, образное мироощущение, дать возможность почувствовать свою непохожесть на других, постепенно развивая индивидуальность учащегося.

Для начинающих художников важно показать последовательность решения творческой задачи в изобразительной деятельности:

  • композиционное решение на листе в соответствии с замыслом (набросках, рисунках и этюдах натюрморта, пейзажа, интерьера, фигуры человека, сюжетных сценах);
  • решение формы в тоне и цвете, анализ конструкции, связь выражения характера и состояния натуры с пропорциями, освещением, движением в пространстве;
  • композиционное решение на листе как целостный гармоничный ансамбль, организация ведущего ритмического строя, соотношение больших масс тона и цвета, отбор наиболее характерных признаков формы и органичных для данного замысла пластических элементов;
  • работа над решением формы в рисунке и живописи, обращая внимание на связь объёмной формы с глубиной пространства и характером освещения;
  • цветовая композиция и её роль в решении гармонического ансамбля живописной работы, в создании выразительного образа, опыт трансформации цвета и разных вариантов количественных соотношений цветовых пятен в поисках наиболее убедительного воплощения замысла;
  • поиски выразительной передачи характера натуры через решение пластических задач в работах разной длительности;
  • поиски решений самостоятельных творческих замыслов в соответствии с выявляющимися индивидуальными стремлениями и понятиями каждого учащегося.

Свою важнейшую функцию педагог также видит в том, чтобы помочь учащемуся разобраться в различных, иногда противоречивых сторонах его жизни, помочь понять и принять эстетические ценности жизни и искусства.

В студии учащийся имеет возможность неформального творческого общения со сверстниками, с учащимися другого возраста, дружеского общения с педагогом.

Основной формой организации образовательного процесса в студии является занятие, построенное на свободном профессиональном общении. Методика проведения занятия предполагает создание отличной от урока психологической обстановки, способствующей развитию ассоциативного, интуитивного, образного мышления каждого учащегося. Занятия в студии призваны помочь ему раскрыться, почувствовать, осознать и развить свои способности, самоутвердиться.

Обучение в студии происходит в неразрывной связи с познанием окружающей действительности, в том числе и природы (форма занятия – пленэр). Происходит расширение кругозора учащегося, проявление интереса к визуальной информации. Все элементы природы (камень, растение, цветы, деревья, насекомые, птицы, животные и человек) рассматриваются и анализируются как произведения, созданные самой природой и гармонично сосуществующие в ней. Познание красоты и совершенства природных форм даёт сильный эмоциональный толчок для творчества, для создания художественных образов.

Немаловажной является задача научить ребят творческому общению. Учащиеся обмениваются между собой мнениями, знаниями, идеями, чувствами, фантазиями, относительно работ друг друга. Творческому общению способствуют также совместные просмотры выполненных работ, посещение музеев и выставок, встречи с художниками и неформальные встречи во время праздников и каникул.

Особое значение имеет выставочная деятельность, что значительно повышает самооценку учащихся. За период занятий в изостудии учащийся, при творческом содружестве с педагогом, выполняет большое количество учебных и творческих работ, в которых воплощаются его авторские идеи и творческая фантазия. Из работ, выполненных в различных художественных техниках и материалах, на студийных просмотрах отбираются наиболее интересные, которые пополняют выставочный фонд изостудии. Они также представляются и номинируются на выставках и конкурсах республиканского и международного уровней.

Основными слагаемыми успешной работы студии являются:

-       изучение, понимание и оценка индивидуальных особенностей характера каждого учащегося, его потребностей и интересов;

-       поддержка у учащихся интереса к искусству;

-       поощрение самостоятельной творческой активности;

-       продуктивное использование времени, отведённого на выполнение задания;

-       большой педагогический такт, сочетающий требовательность с глубоким уважением к личности;

-       постоянный контакт с родителями своих учеников, информирование их об успехах, динамике развития детей.

Педагог студии постоянно совершенствуется, творит вместе с учащимися, находится в творческом движении чувств и мыслей, учит и в свою очередь учится у учащихся.

 

Литература для педагога

  1. Виппер, В.В. Живописная грамота / В.В. Виппер. – СПб.: Питер, 2006.
  2. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выгоцкий. – М.: Педагогика, 1987.
  3. Журналы “Мастацкая адукацыя i культура”.
  4. Журналы “Мастацтва”.
  5. Журналы “Художник”.
  6. Журналы “Юный художник”.
  7. Кандинский, В. Точка и линия на плоскости / В. Кандинский. – СПб.: Азбука, 2003.
  8. Ли, Н.Г. Основы учебного академического рисунка: учебник / Н.Г. Ли. – М.:изд. ЭКСМО, 2005 – 480 с., ил.
  9. Миронова, Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве /
    Л.Н. Миронова. – Минск: Беларусь, 2002.
  10. Миронова, Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: пособие для учителей. – 3-е изд. / Л.Н. Миронова. – Минск: Беларусь, 2005.
  11. Мурзина, А.С. Большой учебник рисования для детей /
    А.С. Мурзина. – Ярославль, 2010.
  12. Неменский, Б.М. Искусство. Культура. Образование: цикл бесед / Б.М. Неменский. – М., 1993.
  13. Ростовцев, Н.Н. Рисунок, живопись, композиция / Н.Н.Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов. – М.: Просвещение, 1989.
  14. Ростовцев, Н.Н. Учебный рисунок / Н.Н. Ростовцев. – М., 1976.
  15. Сенько, Д.С. Основы композиции и цветоведения / Д.С. Сенько. – Минск: Беларусь, 2010.
  16. Фаворский, В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре /
    В.А. Фаворский. – М., 1986.

 

Литература для учащихся

  1. Большой самоучитель для рисования / пер. с англ.
    О. Солодовникова, Н. Веденеева, А. Евсеева. – М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2010.
  2. Голубева О.Л. Основы композиции / О.Л. Голубева. – М., Изобразительное искусство, 2001.
  3. Журнал “Юный художник”.
  4. Уатт, Ф. Как научиться рисовать: универсальное пособие для детей и взрослых / пер. с англ. М.Д. Лахутин. – М.: ООО “РОСМЭН-ИЗДАТ”, 2000.
  5. Харт, К. Анатомия для художника: совсем просто / пер. с англ. В.И. Кашкан. – Минск: ООО “Попурри”, 2002.
  6. Школа изобразительного искусства. 1-10 выпуск / Иогансон Б.В.[и др.]. – М. Изобразительное искусство, 1988.
  7. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.
  8. Энциклопедия для детей / под. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2001.