Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи

Программа "Бисерное рукоделие"

 

Пояснительная записка

Бисероплетение – один из старинных видов рукоделия. Изделия из бисера были известны еще в Древнем Египте. Оттуда бисероплетение распространилось по всему миру. Многие народы украшали бисером свои национальные костюмы и предметы домашнего обихода. Белорусский народ не исключение.  «Золотым веком» бисерного рукоделия по праву называют XIX век, когда этот вид рукоделия достиг небывалого расцвета. В ХХ в. он был незаслуженно забыт, и лишь в последнее его десятилетие началось стремительное возрождение этого искусства.

Появились новые материалы, новые формы работы с бисером, издано много литературы по бисероплетению, вырос интерес среди молодежи и подростков к работе с бисером. Но опыт показывает, что овладеть секретами бисерного рукоделия самостоятельно достаточно сложно. Занятия по данной программе под руководством педагога призваны помочь детям познакомиться и овладеть этим видом рукоделия.

Программа кружка рекомендуется в лагерях как «ознакомительный курс», который включает работу по готовым схемам и образцам, изготовление творческих работ.

Следует учесть кратковременность пребывания детей в лагере, и поэтому задания должны быть несложными, быстровыполнимыми.

Программа предполагает по каждой теме несколько изделий на выбор, выполненных в одной технике, но разной степени сложности. Это даст возможность учащимся оценить свои силы и сделать выбор по своему желанию возможностям и способностям, успешно освоить виды работы с бисером. Тем самым реализуется один из педагогических принципов – индивидуальный подход к учащимся.

Цель программы – посредством работы с бисером воспитывать и развивать личность ребенка в коллективной творческой деятельности.

Задачи:

  • познакомить детей с историей и современными направлениями развития бисерного рукоделия;
  • научить владеть различными материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе с бисером;
  • обучить технологии изготовления различных изделий из бисера;
  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
  • развивать мелкую моторику рук, глазомер, образное и логическое мышление, художественный вкус.

 

Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана на обучение детей от 9 лет и старше. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (9 – 10 лет), 2 раза в неделю по 3 часа (от 11 лет и старше). Общее количество часов – 18 (12) часов. Количество детей в группе составляет 12 – 15 человек.

Ресурсное обеспечение программы

Для работы кружка необходимо просторное, хорошо освещенное помещение, которое соответствует санитарно-гигиеническим нормам и нормам пожарной безопасности.

Материалы и инструменты:бисер, бусы, нитки армированные, капроновые, тонкая проволока, материал для вышивки; швейные иглы (0,1), бисерные иглы, ножницы, лоск, пяльцы.

 

Формы и методы работы:

- рассказ- информация, беседа, вызывающая интерес к изучаемому материалу;

- использование наглядных пособий, образцов работ;

- работа с раздаточным материалом в виде схем, рисунков;

- демонстрация трудовых операций, различных приемов работы.

 

Учебно-тематический план

 

Темы. Виды работ. Техника

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1. Вводное занятие

0,5

0.5

1

2. Простые цепочки «в одну нить», «в две нити»

0,5

1,5

2

3. Ажурное плетение

0,5

3

3,5

4. Плотное плетение

0,5

3

3,5

5.Плетение на проволоке

0,5

2

2,5

6. Оплетание предметов

0,5

2

2,5

7. Вышивка бисером

0,5

2,5

3

Итого

3,5

14,5

18

 

Содержание занятий

  1. 1.     Вводное занятие

 Из истории бисероплетения – старинного вида женского рукоделия. Инструменты и материалы. Правила безопасности при работе с бисером.

Практическая работа: цветок на проволоке.

  1. 2.     Простые цепочки «в одну нить»

Разбор и зарисовка схемы. Техника плетения.

Практическая работа: браслет «зигзаг», «цветочек в 8 лепестков».

Простые цепочки «в две нити»

Техника плетения в 2 иголки. Основные виды: «крестик», «колечки», «лодочки». Разбор и зарисовка схем. Цветовые сочетания (2-3 цвета). Способы наращивания и закрепления нити.

Практическая работа: изготовление «фенечки»;браслет в одной из выбранных техник.

  1. 3.     Ажурное плетение

Техника ажурного плетения. Виды: «лесенка», «сетка», «фонарик». Разбор и зарисовка схемы. Цветовые сочетания (2-3 цвета). Подбор материала. Особенности выбранной техники. Способы закрепления и наращивания нити. Прикрепление замка.

Практическая работа: браслет или колье в выбранной технике.

  1. 4.     Плотное плетение

Особенности плотного плетения. Его виды: «мозаика», «полотно», «кирпичный стежок». Выбор техники. Разбор и зарисовка схем. Подбор материала и цветового сочетания (2-3 цвета). Наращивание и закрепление нити.

Практическая работа: браслет, брелок или кулон в любой из выбранной техники.

  1. 5.     Плетение на проволоке

Техника простого параллельного плетения. Плетение цветков: колокольчик, мак, анютины глазки. Фигурки насекомых и животных. Разбор и зарисовка схем. Подбор материалов. Особенности плетения. Способы наращивания и закрепления концов проволоки. Плетение отдельных деталей. Создание композиции. Оформление изделий в рамку.

Практическая работа: создание цветочной композиции или сюжетной картинки.

  1. 6.     Оплетение предметов

Техника ажурного оплетания с элементами усложнения. Оплетание вазочки «сетка с уголком» или «киндер-сюрприза» «сеткой с цепочками». Разбор и зарисовка схем. Цветовое сочетание (2-3 цвета). Особенности плетения. Закрепление нити.

Практическая работа: оплетание вазы или «киндер-сюрприза».

  1. 7.     Вышивка бисером

Счетная вышивка по канве с фоном и без фона. Материалы и инструменты. Выбор рисунка. Основные приемы вышивки. Способы наращивания и закрепления нитки. Оформление в рамку.

Практическая работа: панно размером 10 х 15 см.

Подведение итогов работы кружка.

Прогноз результативности

В результате освоения программы дети должны:

- знать разные виды работы с бисером и несложные приемы бисероплетения;

- выполнять изделия по схеме, описанию рисунков;

- знать правила безопасности труда;

- уметь пользоваться инструментами и приспособлениями.

 

Литература

  1. Азбука бисероплетения. – СПб., 1998.
  2. Алексеева, Н.В. Плетение из бисера / Н.В. Алексеева. – Н/ Новгород, 1998.
  3.  Жукова, О.Г. Бисерное рукоделие / О.Г. Жукова. – М., 1998.
  4. Шорис, М. Техника плетения из бисера / М. Шорис. – М., 1998.
Яндекс.Метрика