Ошибка :

Показать отладочную информацию

Программа «Интеллектуальные игры»
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen

Программа «Интеллектуальные игры»

1. Краткая пояснительная записка

В условиях летнего детского оздоровительного лагеря (далее – ДОЛ) любой педагог (вожатый) с высшим образованием, используя данную программу с приложениями к ней, способен организовать работу кружка интеллектуальных игр среди участников ДОЛ в целях формирования гармоничной, разносторонне развитой личности обучающихся, развития их интеллектуальных способностей.

Педагог должен понимать, что за короткий период обучения (12 часов) нет возможности подготовить полноценную команду для игры «Что? Где? Когда?» или дать основательную подготовку обучающимся для участия в интеллектуальных играх. Потому данная программа предусматривает лишь ознакомление с некоторыми элементами интеллектуальных игр, направленных на тестирование знаний, индивидуальное развитие системности, скорости и гибкости мышления ребенка, получения им навыков работы в коллективе.

Учебно-тематический план работы кружка ориентирован на обучающихся учреждений общего среднего образования возраста от 14 до 17 лет (8-11 классы), которые ранее не занимались в кружках (клубах) интеллектуальных игр учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Если среди участников ДОЛ есть дети с опытом занятий в профильных кружках, то рекомендуем привлекать их к занятиям в качестве помощников педагога – ассистентов, секундантов, соведущих.

Занятия требуют минимума технического обеспечения и могут проводиться как в закрытом помещении – отдельной комнате или «отрядной планерке» на этаже жилого корпуса, так и на свежем воздухе при хорошей погоде.

Работа кружка будет целесообразна и эффективна при количестве обучающихся от 5 до 15 детей (оптимально 10-12). При большем количестве рекомендуем разделять кружок на группы (классы), например, по возрасту.

Итогом работы может стать проведение турнира по одной из интеллектуальных игр среди отрядов ДОЛ, где члены кружка могут выступить либо как капитаны команд своих отрядов, либо как помощники педагога в подготовке и организации мероприятия.

Рекомендуемые к использованию материалы можно взять в «Методическое обеспечение», в рекомендуемой литературе, на специализированных сайтах в Интернете или подготовить самостоятельно.

 

2. Учебно-тематический план работы кружка интеллектуальных игр

в летнем оздоровительном лагере

Тема занятия

Теория/

практика

(кол-во часов)

1

Организационное занятие.

Интеллектуально-разминочные задания на общительность обучающихся и креативность мышления: «Контакт», «Аукцион», «Персонажи».

Познавательная игра «Своя игра»

2 часа

2

Информационно-разминочные игры.

Интеллектуально-разминочные задания на общительность обучающихся и креативность мышления: «Контакт», «Аукцион», «Персонажи».

Интуитивно-познавательные задания: «Эрудит-лото», «Верю не верю», «Устами младенца» и др.

2 часа

3

Интеллектуально-разминочное задание на аналитическое мышление: «Общее слово», «Он и она», «Фразеологизмы».

Аналитическая игра (на микрогруппы) «Реалии»

2 часа

4

Интеллектуально-разминочное задание на системное мышление «Перевертыши», «Обманка».

Эрудиционная игры (на микрогруппы) «Интеллект-азбука»

2 часа

5

Интеллектуально-разминочное задание на скорость мышления «Интеллект-покер».

Интеллектуальная (микрогрупповая) игра «Тройка»

2 часа

6

Итоговое занятие.

Турнир по некоторым пройденным интеллектуальным играм: командная «Своя игра» или «Тройка»

2 часа

 

Итого

12 часов

 

3. Содержание работы кружка интеллектуальных игр

в летнем оздоровительном лагере

 

Занятие 1. Организационное.

 

Цель педагога – познакомить детей друг с другом и с собой, дать информацию по целям, задачам работы кружка и по графику проведения занятий (время, место).

В группу пришли новички, и тренеру необходимо познакомиться с каждым из них, оценить уровень его подготовки, коммуникабельность, лидерские способности, раскованность, быстроту реакции и т.п. Кроме того, в тренировочную группу обычно приходят дети незнакомые друг с другом. Поэтому на первых занятиях надо снять с детей напряженность, «разговорить» каждого.

Для более быстрого знакомства педагога с детьми и детей между собой очень полезно на первых занятиях использовать карточки с именами, прикрепленными к груди детей. Обычно хватает 1-2 занятий, чтобы дети запомнили имена своих партнеров.

Игра «Контакт» одна из самых простых игр, отлично подходит для знакомства детей друг с другом.

Правила игры: ведущий (педагог) загадывает слово и называет первую букву, например «П»; дети должны задавать ему вопросы, в которых описывается какое-либо имя существительное – нарицательное, в единственном числе, в именительном падеже. Ведущий должен его назвать в течение 5-10 секунд. Если он не может это сделать, то сообщает играющим очередную букву загаданного слова.

Вопрос:       это насекомое?                                Ответ:        это не ПЧЕЛА.

В:        это снегопад с сильным ветром?             О:      это не ПУРГА.

В:        это термин, который использовали американцы по отношению к первопроходцам? Ответа нет (правильный ответ – «ПИОНЕР», ведущий сообщает вторую букву загаданного слова, например «ПА»).

В:        это млекопитающее?                                О:      это не ПАНДА...

Игра заканчивается тогда, когда кто-то из играющих сформулирует свой вопрос так, что ответом однозначно является загаданное слово. После этого отгадавший становится ведущим и игра продолжается.

Эта игра стимулирует детей давать правильные формулировки, касающихся толкования множества понятий. В процессе игры тренер ненавязчиво исправляет грамматические и стилистические ошибки.

Игру надо проводить в достаточно быстром темпе и на первом этапе загадывать самому и предлагать детям загадывать простые, широко известные понятия. После этого без всякого перерыва надо перейти к другой массовой игре.

Суть игры «Аукцион» также проста: игроки должны называть некие понятия до тех пор, пока никто из присутствующих не сможет привести понятие из заданного ряда до момента, пока ведущий досчитает до 3-х. Побеждает тот, кто называет последнее понятие, как и в настоящем аукционе.

Здесь можно использовать практически любую тему:

• столицы любого континента или всего мира,

• города или имена на одну букву,

• названия цветов,

• названия кинофильмов, в которых встречаются числа и др.

На первом занятии надо как можно интенсивнее задействовать детей во всевозможных – максимально простых – конкурсах.

Следующая игра «Персонажи» – ведущий, загадав персонажа литературного произведения, песни, мультфильма и т.п., отвечает на наводящие вопросы играющих только двумя словами: «да» и «нет».

Например, ведущий загадал персонаж мультфильма крокодила Гену и отвечает на вопросы с позиции своего героя. Тогда игра может пойти так.

Вопрос: это человек?                                          Ответ: нет.

В: животное?                                                       О: да.

В: млекопитающее?                                            О: нет.

В: живет на Земле?                                              О: да.

В: это птица?                                                       О: нет.

В: рептилия?                                                       О: да.

В: крокодил?                                                       О: да.

В: у него есть имя?                                              О: да.

В: он может говорить?                                       О: да.

В: у него есть друзья?                                        О: да.

В: он с Чебурашкой знаком?                              О: да.

В: это крокодил Гена?                                        О: да.

Игра закончена. Следует предложить тому, кто отгадал, самому загадать какого-либо персонажа. Очень часто многие дети отнекиваются и кивают на более активных детей. В этом случае необходимо мягко настоять на своем и попросить ребенка стать ведущим. Если же отказ выражен в категорической форме и при дальнейшем давлении может привести к тому, что такой ребенок может окончательно замкнуться, следует выбрать другого ведущего, а «отказника» попросить к следующему разу продумать, какого персонажа он загадает. Как и в предыдущих конкурсах на первых порах стоит выбирать общеизвестных персонажей. В дальнейшем задания можно усложнять. Например, «персонажами» могут считаться даже предметы или понятия, играющие роль в произведении.

Основная ценность этой игры состоит в том, чтобы приучить детей идти кратчайшим путем к цели – отгадать загаданное.

Метод последовательных приближений приучает игроков продумывать задаваемые ведущему вопросы, минимизировать их количество и время, затрачиваемое на разгадку. Во время игры ведущий не должен допускать «хоровых» вопросов, должен отслеживать повторы, каждый раз призывая играющих не только обдумывать свой вопрос, но и следить за ходом обсуждения.

Теперь, после длительной интеллектуальной разминки (более часа), можно переходить к «серьёзным», «телевизионным» играм – «Своя игра» (далее – СИ). Сначала «письменный» вариант и завершить «устным». Для письменной СИ каждому игроку нужны авторучка и бланк для записи ответов – достаточно листа формата А4.

Правила письменной игры «Своя игра» – детям предлагается ответить на вопросы 12 тем. В каждой теме – 5 вопросов, расставленных по уровню сложности – 10, 20, 30, 40 и 50 очков. Ведущий зачитывает вопросы каждой темы с промежутком от 5 до 10 секунд. Выслушав вопрос, игрок имеет право записать ответ, который считает верным или оставить поле для ответа пустым. При верном/ошибочном ответе начисляется/вычитывается от 10 до 50 очков, в зависимости от вопроса. По итогам игроки ранжируются по большему количеству очков.

Правила устной игры «Своя игра» отличаются от письменной тем, что ответы не записываются, а принимаются устно после хлопка игрока. Хлопок означает готовность дать ответ и хлопнуть игрок может в процессе зачтения ведущим вопроса. В устной СИ педагог выполняет роль ведущего (чтеца вопросов). Роль ассистента, фиксирующего первого отвечающего, рекомендуем поручать одному из детей (со сменой через какое-то количество тем). Вести подсчет результатов не стоит – элемента состязания пока достаточно в самом процессе игры. Педагогу важно поощрять сам факт ответа со стороны детей, положительно выделяя как «правильные», так и близкие по смыслу или неординарные ответы. Если верного ответа нет, то педагог должен быть готов не только озвучить его, но и кратко пояснить, где можно было получить информацию о том или ином факте из текста вопроса.

Занятие необходимо закончить на максимально высокой ноте, когда аудитория «завелась» и активно участвует в игре. Можно предложить закончить занятие – как правило, следуют громкие протесты – «еще»! Тогда следует задать еще одну-две темы и перейти к резюме: похвалить наиболее отличившихся на занятии, сказать добрые слова в адрес практически каждого ребенка, напомнить, когда состоится следующее занятие.

 

Занятие 2. Информационно-разминочные игры

 

Цель педагога – закрепить у детей полученные навыки в играх первого занятия, познакомить с новыми играми, ориентированными на развитие интуиции.

Занятие начинается с «разминки» (40-45 минут): в быстром темпе проводятся игры, описанные выше, – «контакт», «аукцион», «персонажи».

После «разминки» можно перейти к игре «Эрудит-лото» (эту идею используют создатели телепрограмм «О, счастливчик» и «Кто хочет стать миллионером»). Суть игры в том, что к заданному вопросу даются 4 варианта ответа, причем только один из них правильный. Игроки и должны его выбрать. А чтобы всех расшевелить, тренер делает участникам игры такое предложение: тот кто согласен с ответом «а», проходит, например, в северную часть помещения; те, кто согласны с ответом «б» – в восточную часть и т.п. Выбравшие неправильный ответ возвращаются на место. Активный бег приводит всех в возбужденное состояние, которое и требуется для удачного проведения занятия.

Попутно педагог легко выделяет потенциальных лидеров, за которыми идут, не зная правильного ответа, а только потому, что те уже несколько раз сделали правильный выбор.

Следующая игра «Верю – не верю» (эту идею использовали создатели телепрограммы «Блеф-клуб»). Ведущий оглашает утверждение с которым игрок либо соглашается, либо нет. Если его решение неверно, он выбывает из игры (до следующего раунда). Оставшиеся продолжают играть, пока не останется один победитель. Если остались двое-трое, то их стоит повернуть спиной друг к другу, чтобы не повторяли решение соперника.

Педагог сможет выделить не только лидеров в игре, но и в «харизме» - кому больше сопереживают временно проигравшие.

Завершить можно игрой «Устами младенца» (взято у создателей одноименной телепрограммы). Ведущий оглашает утверждение младенца о каком-либо объекте. Игроки на опережение должны дать верный ответ. Если верного ответа нет, даются ещё одно или два утверждения о том же объекте.

После окончания занятия педагог подводит итоги, хвалит наиболее отличившихся. Чтобы расстаться с хорошим настроением можно немного поиронизировать на тему звучавших неправильных ответов, но без персональной привязки к их авторам.

 

Занятие 3. Интеллектуально-разминочные игры на аналитическое мышление.

 

Цель педагога – развить у детей полученные умения в играх предыдущих занятий, познакомить с новыми играми, ориентированными на системное получение знаний.

Это занятие, как и любое другое, начинается с «разминки». Например, с игры «Общее слово». Ведущий говорит ряды существительных. Игроки на опережение должны назвать общее для каждого ряда прилагательное. Либо ведущий говорит ряды прилагательных, а игроки называют общее существительное.

Продолжить занятие можно игрой «Он и она». «Он и она» – это пары существительных, чаще женского и мужского рода, которые формально, согласно только нормам русского языка, могут обозначать мужа и жену. Например: «ОН – одно из агрегатных состояний воды, а ОНА – две единицы чего-либо» (ОН – пар, ОНА – пара).

Завершить «разминку» можно более сложной игрой – «Фразеологизмы». Суть игры в том, что известные поговорки многословно объяснены сложными конструкциями. Задача игрока расшифровать эти громоздкие предложения, сократив обратно их до ёмких поговорок.

После такой разминки дети уже достаточно разогреты, чтобы можно было перейти к игре «Реалии». Здесь следует предложить желающим составить команды из двух, трех, максимум четырех человек. Эта игра идеально отражает метод последовательных приближений, который уже использовался в конкурсе «Персонажи». Суть его состоит в том, что ведущий, предварительно сообщив о чем или о ком пойдет речь, начинает постепенно – за 4-5 попыток – давать играющим информацию. Команда, ответившая раньше, получит большее количество условных очков, причем на одну «реалию» можно отвечать только один раз.

Рассмотрим пример: ведущий сообщает тему – литературное произведение, 4 попытки, каждая команда о своей готовности сообщает поднятием руки. Ведущий подходит к ним и фиксирует их письменный ответ и номер попытки, с которой они дали ответ.

  1. О герое однозначно сказано, что он хороший.
  2. Однако его судьба незавидна – она приносит ему целый ряд испытаний, в том числе физическое увечье.
  3. А в самом начале произведения сообщается о каком-то событии, после чего героя роняют, причем на пол.
  4. Но автор заверяет, что не оставит героя никогда.

Это стихотворение Агнии Барто «Уронили мишку на пол, / оторвали мишке лапу...» Команда 1 угадала с третьей попытки – 2 очка, команда 2 с четвертой – 1 очко, команда 3 с первой же попытки! Целых четыре очка.

Далее зачитываются еще 5-7 «реалий» и определяется победитель в этом конкурсе, второе и третье места. Это делать совершенно необходимо, так как равнение только на победителя убивает интерес у остальных команд. Надо подвести итоги, похвалив тех, кто рискнул ответить с меньшего числа попыток и оказался прав, подшутить над неудачными попытками других команд ответить раньше, чтобы заработать больше очков, а в результате не получивших за эту «реалию» вообще ни одного очка. И обязательно подбодрить всех фразой типа: «Я совершенно не ожидал, что вы так сообразительны и столько знаете. Молодцы!».

 

Занятие 4. Интеллектуально-разминочные игры на системное мышление

 

Цель педагога – закрепить у детей полученные умения в играх предыдущих занятий, познакомить с новыми играми, ориентированными на критическое осмысление получаемой информации.

Занятие можно начинать с одной из предыдущих игр-«разминок» прошлых занятий (если она вызвала активный интерес детей), либо с одной из популярных среди детей игр с фразами – «Перевертыши». При их составлении каждое слово какой-либо известной фразы заменяется на противоположное («день» – на «ночь», «белый» – на «черный» и т.д.), а задача игроков – определить исходный вариант.

Завершаем «разминку» игрой «Обманка» – хорошей тренировкой на выбор правильной версии. Суть ее в следующем: берется малоизвестное слово, скажем «Сагарматха», и предлагается участникам для написания правдоподобного объяснения, чем же это может быть на самом деле.

Все варианты собираются, к ним добавляется правильное определение «высочайшая вершина мира» и все они зачитываются ведущим. Задача игроков – выбрать из нескольких правдоподобных определений (ведь они сами предлагали правдоподобные варианты) правильный. Те, кому это удалось, получают 2 балла. Но поощряются и успехи в выдумывании определений – за каждого участника, который выбрал как правильную чью-то версию, ее автор получает по одному баллу. Поэтому, кроме умения делать правильный выбор, эта игра развивает воображение, ассоциативное мышление и учит искать решения при недостатке информации.

Здесь, как и в игре «Реалии», допустимо объединение игроков в команды. Для игры каждой команде нужны авторучка и лист формата А4 для записи ответов.

Все эти конкурсы не являются исключительно филологическими задачами. В определениях слов или подборе антонимов часто используются знания точных и естественных наук – физики, химии, биологии. И хорошо, когда задание требует знаний сразу из нескольких областей. Это заставляет мобилизоваться и быть готовым к любым неожиданностям.

Ведь идя на обычный урок, контрольную или экзамен, они достаточно спокойны, потому что знают, что сейчас их будут спрашивать только по математике, истории или литературе, а физику и английский можно выучить когда-нибудь потом. На интеллектуальной тренировке у них такой уверенности нет.

Завершает занятие игра «Интеллект-азбука». Задание тестового характера для командной игры (2-4 игрока в команде). Педагог раздает бланки с напечатанными вопросами каждой команде, и в течение 20 минут дети на них отвечают.

После сбора ответов команд, оглашения верных ответов необходимо подвести итоги. Педагог проверяет сданные бланки и ранжирует команды согласно количеству верных ответов. В это время дети самостоятельно играют в «Контакт».

По окончании занятия педагог хвалит (желательно – награждает) отличившихся. Наиболее парадоксальные и смешные определения из игры «Обманки» также стоит похвалить, подчеркнуть и поприветствовать фантазию авторов.

 

Занятие 5. Интеллектуальные игры на скорость мышления

 

Цель педагога – развить у детей полученные умения в играх предыдущих занятий, познакомить с новыми играми, ориентированными на безошибочное мышление в условиях временного ограничения.

Занятие можно начинать с одной из предыдущих игр-«разминок» прошлых занятий (если она вызвала активный интерес детей), а продолжить индивидуальной игрой «Интеллект-покер».

Суть этой игры состоит в том, чтобы ответить на большее количество вопросов подряд, набирая за каждый правильный ответ по 1 очку. Особенность игры состоит в том, что каждый раз ведущий предлагает играть дальше, но при неправильном ответе все очки «сгорают». Играющий должен вовремя остановиться и отказаться от игры, сохранив тем самым все набранные очки. Победителем становится тот, кто к концу игры наберет больше всех очков. Если одинаковый показатель у 2 и более игроков, то побеждает тот, кто первым набрал победную сумму.

В этой игре очень важно и вовремя остановиться, и вовремя рискнуть. Если уже у кого-то есть 3 очка, то, чтобы победить, надо ответить уже на 4 вопроса подряд. Игрок должен понимать, что без риска невозможно бороться за 1 место, но одновременно и нельзя рисковать просто так. Игрок, который уже набрал некое количество очков, принимает участие в игре на общих основаниях.

Первый вопрос задают всем, отвечает тот, кто раньше поднял руку, и при правильном ответе следующие вопросы (до первого неправильного ответа) задают только ему. При неправильном ответе ведущий снова обращается ко всем.

Лучшие 3-4 игрока по итогам «Интеллект-покера» становятся капитанами команд на игру «Тройка» (автор Л.В.Климович, Гомель). По очереди они добирают себе из остальных детей ещё по два игрока в команду.

Схема игры «Тройка»: три тура, в каждом туре три темы, в каждой теме по три вопроса. В первом туре цена верного ответа – 1 очко, во втором – 2, а в третьем – 3.

В «Тройку» играют команды из трех человек. В каждой команде один из игроков – «коренник», и он решает, когда его команде отвечать («хлопок»), два других – «пристяжные».

Обсуждение и даже подача сигналов друг другу («знаю!» или иначе) запрещены. В случае любого действия, похожего на подачу такого сигнала, команда лишается права отвечать. Игроки молчат до тех пор, пока к ним не обратится ведущий.

Игровой эпизод строится так. Ведущий читает вопрос, а «коренник» в любой момент может подать сигнал. Тогда ведущий обращается за ответом сначала к «пристяжным» (по очереди, ожидание ответа – три секунды), а потом и к «кореннику». Каждый из «упряжки» может ответить правильно; таким образом, команда может за один вопрос получить максимум три очка в первом туре, шесть во втором (когда ставки удвоены) и девять – в третьем (при утроении ставок). Правда, могут быть даны и три неправильных ответа – тогда ведущий (иногда дочитав вопрос до конца) обращается за ответом (за тремя ответами, по той же схеме) к сопернику.

Побеждает, разумеется, тот, у кого в конце игры больше очков.

 

Занятие 6. Итоговое занятие.

 

Цель педагога – проверить у детей полученные знания, умения и навыки в течение занятий, дать навыки организации и проведения массовых мероприятий.

Уже в конце первого занятия (и напоминает после каждого следующего) педагог дает домашнее задание обучающимся подготовить не менее трех тем для игры «Своя игра». Составленные детьми темы педагог редактирует, вносит правки и дополнения, отбирает лучшие.

Полученный игровой материал – это могут быть 12-15 тем для игры «Своя игра» и 9-18 тем для игры «Тройка» – педагог использует при проведении массового турнира по интеллектуальным играм среди отрядов. Члены кружка участвуют в мероприятии в качестве игрового жюри, счетной комиссии и секундантов.

 

 

Методическое обеспечение

 

Своя игра

Тема 1. -ОДИН-

10. Она бывает красной, черной, золотистой и в целом насчитывает около 150 видов.                         Смородина.

20. Возле этого села произошло 26 августа (по старому стилю) 1812 года сражение между              Бородино.

      русскими и наполеоновскими войсками.

30. Он стал победителем первой игры телепроекта «Последний герой».                                                     Сергей Одинцов.

40. Этот раздел физики возник в 1-й пол. XIX века в связи с развитием теории тепловых машин        Термодинамика.

      и установлением закона сохранения энергии.

50. Это название в скандинавской мифологии носит дворец верховного бога Одина, куда                  Валгалла.

      попадают павшие в битве воины.

Тема 2. Главное - хвост!

10. Отличительным признаком этой птицы является вильчатый хвост.                                                       Ласточка.

20. Эти космические объекты тоже имеют хвост.                                                                                                Кометы.

30. Этот персонаж в известном мультфильме сказал фразу: «Крылья, ноги… Главное – хвост!»       Ящерица.

40. Именно для этой цели используют свой хвост кенгуру и тушканчики.                                                  Для опоры.

50. Этот художник, основоположник супрематизма, входил в группировку молодых русских           К. С. Малевич.

      художников начала XX века под названием «Ослиный хвост».

Тема 3. Космос

10. Этот космонавт был первым человеком, вышедшим в открытый космос.                                             Алексей Леонов.

20. Самые яркие звезды этого созвездия носят названия Кастор и Поллукс.                                              Близнецы.

30. Такую лекцию читал бы товарищ Никадилов в новогоднюю ночь, если бы не «5 звездочек».      Есть ли жизнь на Марсе?

40. Первым гражданином этой страны, совершившим полет в космос, был Жугдэржэмидийн            Монголия.

      Гуррагча, получивший впоследствии звание героя Советского Союза.

50. Такое название получило состояние Вселенной около 13 млрд. лет назад, когда ее средняя       Большой взрыв.

      плотность в огромное число раз превышала современную.

Тема 4. Гости

10. Так звали гостью, прибывшую в Москву по воле Кира Булычева из 2084 года.                                Алиса Селезнева.

20. Народная мудрость гласит, что гостей встречают по одежке. А провожают?                                    По уму.

30. В крестьянских избах в этом месте висели иконы, там же усаживали за стол наиболее                  Красный угол.

      почетных гостей.

40. Згодна песне “Госці-госці”, скрадзеныя з музею кулямёты будуць гасцям карысныя           У змаганнi з глабалiзмам.

      для гэтай мэты.

50. Это произведение из «Маленьких трагедий» Пушкина весьма подходит к данной теме.                «Каменный гость».

Тема 5. Серая

10. С прилагательным «серый» в русских народных сказках связан этот персонаж.                               Волк.

20. Один из мультфильмов-сказок кинорежиссера-аниматора Амальрика носит такое название.       Серая шейка.

30. Снег имел белый цвет, лед стал серым, земля покрылась трещинами. Здесь же раскинулся           В. Цой.

      старый город. А поведал нам об этом именно он.

40. Серый попугай носит также такое название.                                                                                                  Жако.

50. В «Слове о полку Игореве» он «серым волком по полю кружил, как орел под облаком парил»     Боян.

Тема 6. Лунная

10. Так называется 14-я соната Бетховена.                                                                                              "Лунная соната".

20. Он автор книги "Незнайка на Луне"                                                                                                     Носов.

30. Их научное название – сомнамбулы, а в народе их зовут именно так.                                      Лунатики.

40. Олдрин и он были первыми космонавтами, ступившими на Луну.                                             Армстронг.

50. Среди первых названий этого квартета было и "Moon dogs".                                                      "Beatls".

Тема 7. Буква А

10. К ЭТОЙ БУКВЕ кириллицы восходит буква «А».                                                                                        Аз.

20. ЭТА ГОРА располагается на востоке Турции вблизи от Армении и Ирана.                                        Арарат.

30. Именно ТАКОЕ ИМЯ, если верить Библии носил при жизни первый покойник планеты Земля.   Авель.

40. Именно ТАК звали героя фильма "Белое солнце пустыни", с которым боролся Сухов.                   Абдулла.

50. Изобретение именно ЭТОГО РОДА СТИХОТВОРЕНИЯ приписывается древнегреческому          Акростих.

      драматургу Эпихарму.

Тема 8. Сказки

10. Именно ОН совершил наибольшее количество подвигов, что и дало ему право                                Илья Муромец.

      представительствовать за все богатырство перед Владимиром Красно Солнышком.
20. Именно ЭТА СКАЗКА Пушкина заканчивается словами: "Сказка - ложь, да в ней намек,             Сказка о золотом

      добрым молодцам урок".                                                                                                                                      петушке.
30. Свой первый балет Родион Щедрин написал в 1960 году на сюжет ЭТОЙ СКАЗКИ Ершова.      Конек-горбунок.
40. ЭТИ СКАЗКИ известны на русском языке в переводе Салье под редакцией Крачковского.          Тысяча и одна ночь.
50. Несмотря на то, что ЭТОТ НЕМЕЦ прожил всего 25 лет, он выпустил три сборника сказок.       В. Гауф (Хауф).

Тема 9. Организации

10. ЕЁ главой считают Усаму бен Ладена.                                                                                                           Аль-Каида.

20. Устав этой организации был разработан на конференции в Думбартон-Оксе в 1944 году            ООН.

      представителями СССР, США, Великобритании и Китая.

30. Долгое время гимном ЭТОЙ ОРГАНИЗАЦИИ была песня Островского "Взвейтесь кострами".    Пионерская
40. В марте 1919 года ЭТОТ ИТАЛЬЯНЕЦ основал "Союз борьбы", или                                                   Муссолини.

      "Фашио ди Компаттименте".
50. ТАК сокращенно называют Международное агентство по атомной энергии.                                    МАГАТЭ.

Тема 10. О тех кто, летает

10. Именно ЭТИ ПТИЦЫ считаются не только самыми красивыми, но и самыми маленькими.           Колибри.

20. ОН пел: «А мне  летать охота».                                                                                                                          Водяной.

30. ОНИ "поют" крыльями, а "слышат" ногами.                                                                                   Кузнечики (сверчки)

40. ТАК называют специалиста, управляющего летательным аппаратом или                                         Пилот.

      гоночным автомобилем.

50. Именно ЭТОТ ВИД ПТИЦ на земле самый многочисленный.                                                                   Домашние куры.

Тема 11. Гарри Поттер

10. ЕЁ отпечаток позволял сразу узнать Гарри Поттера.                                                                                  Молния.

20. ОНИ заменяли Гарри Поттеру почтальонов.                                                                                                  Совы.

30. С платформы под ЭТИМ НОМЕРОМ шли поезда в Хогвартц.                                                                 9 и три четверти.

40. ЭТО находилось внутри волшебной палочки Гарри Поттера.                                                                 Перо Феникса.

50. Несмотря на поимку золотого проныры, команда ЭТОЙ СТРАНЫ проиграла матч по квиддичу. Болгария

Тема 12. Советские мультфильмы

10. ЭТИ ДВОЕ ГЕРОЕВ двое героев стали советским ответом на "Тома и Джерри".                                Волк и Заяц.

20. Слова "желтый земляной червяк" были для НЕГО оскорблением.                                                           Удав Каа.

30. Деревня с ЭТИМ молочным НАЗВАНИЕМ действительно есть под Москвой.                                   Простаквашино.

40. ЭТОТ уникальный и странный ЗВЕРЕК жил в телефонной будке.                                                          Чебурашка.

50. Из веток ЭТОГО РАСТЕНИЯ готовили чай в тумане ёжик с медвежонком.                                          Можжевельник.

Тема 13. Маленькая

10. К НИМ обращается Чуковский, призывая ни за что на свете не ходить в Африку.                            Маленьким детям.

30. ТАК называется восточная и южная часть архипелага Антильские острова.                                    Малые Антильские.

20. К ним относятся Церера, Паллада, Веста, Юнона, Эрот и множество других.                                   Малые планеты.

50. ОН вот уже много лет руководит в Москве Малым театром.                                                                   Юрий Соломин.

40. ИМЕННО ТАК называлось основанное в 1963 году советское издательство,

      в котором печатали книги, альбомы и игры для детей дошкольного возраста.                                   Малыш.

Тема 14. Сказка ложь

10. ОНА предпочитает летать в ступе и править метлой.                                                             Баба Яга.

20. Белоснежка и 7 гномов, мёртвая царевна и ОНИ.                                                                     7 богатырей.

30. С помощью ЭТОГО злая мачеха убеждалась в отсутствии конкуренции её красоте.  Зеркальца.

40. В ЭТОЙ СТРАНЕ можно было увеличить капитал в 10 раз.                                                 В Стране Дураков.

50. Согласно Пушкину, именно ОН поведал поэту сказку “Руслан и Людмила”.                 Кот ученый.

Тема 15. Вокруг цифры три

10. ОН составил компанию трем мушкетерам.                                                                                д'Артаньян.

20. У греческих трирем было три ряда ЭТОГО.                                                                               Весел.

30. На ЭТОЙ ПЛАНЕТЕ обитал чудовище Громозека.                                                                 На 3-ей.

40. В состав триатлона входят кросс, велогонка и ЭТО.                                                              Плавание.

50. ТАК можно назвать и флаг России, и флаг Франции.                                                              Триколор.

Тема 16. Колумб Америку открыл

10. Листья ЭТОГО РАСТЕНИЯ приносили индейцы Колумбу наряду с золотом.                Табак.

20. Только ЭТОТ “ПЕСОК”  в кавычках по мысли Кортеса мог излечить его и его             Золото.

      спутников от тяжкой болезни.   

30. В XV веке предлагали заменить ЭТО НАЗВАНИЕ народа словом “америнд”.              Индейцы.

40. ЭТИ два ИМЕНИ символизировали буквы «F» [эф] и «Y» [и] на знамени                         Изабелла, Фердинанд.

      водружаемом Колумбом на открытых им островах.

50. ОН первым из европейцев ступил на берега Северной Америки в Новое время            Джон Кабот.               

Тема 17. Птички

10. ЭТА ПТИЧКА птичка встречается не только в лесу, но и в часах.                                      Кукушка.

20. Для скворцов – скворечники, а для синиц ОНИ.                                                                        Синичники.

30. ЭТИ ПТИЦЫ изображены на самой известной картине Саврасова.                                  Грачи.

40. Именно такова ТЕМПЕРАТУРА тела птиц.                                                                                40º.

50. ЭТИМ ПТИЦАМ руководство Китая объявило настоящую войну.                                    Воробьям.

Тема  18. Голоса за кадром

10. ИМЕННО ЕГО голосом говорит волк из «Ну, погоди».                                                                              Анатолий Папанов.

20. ЕЁ голосом проникновенно исполняла романсы героиня Барабары Брыльской.                              Алла Пугачева.

30. ОН в отместку пригласил других актеров озвучивать персонажей Евгении Добровольской и      Сергей Жигунов.

      Дмитрия Харатьяна в российской экранизации «Королевы Марго».

40. ЕГО голос звучит за кадром на протяжении всех долгих 17 мгновений.                                                               Ефим Копелян.

50. Гасконца д'Артаньяна в фильме сыграл Михаил Боярский, а его коллегу в мультфильме             Н. Караченцев.

      «Пёс в сапогах» озвучивал ИМЕННО ОН,

Тема 19. Начинается на у

10. ЭТА ГРУППА исполнила песню «Ночной дозор».                                                                                       Уматурман.

20. Песню Геннадия Гладкова «О рыбаке из Неаполя» называют ещё и ТАК.                                          Уно моменто.

30. ИМЕННО так первоначально назывался самолет «По-2».                                                                        «У-2».

40. К ТАКИМ ГОСУДАРСТВАМ можно отнести Беларусь и Чили, но нельзя Бельгию и Канаду.     Унитарные.

50. ЭТОТ РИМСКИЙ ПАПА возглавил 1 крестовый поход в 1095 году.                                                      Урбан II.

Тема 20. Тот самый Мюнхгаузен

10. ОН в 1786 году опубликовал книгу о приключениях барона.                                                                  Р. Э. Распе.

20. ОН сыграл барона в фильме Марка Захарова.                                                                                             Олег Янковский.

40. ЭТУ ДАТУ поставил барон Мюнхгаузен под разводным письмом.                                                       32 мая (1776 года).

30. ИМЕННО ТАК называлась комическая фантазия в двух частях о жизни и смерти                           «Тот самый

      знаменитого барона.                                                                                                                                              Мюнхгаузен».

50. ЭТО призывал делать барон в финале фильма Марка Захарова.                                                           Улыбаться.

Тема 21. Все цвета радуги

10. Именно такого цвета был дуб у Лукоморья.                                                                                      Зелёный.

20. Лебедь в сказках белая, цветочек – аленький, а волк именно такой.                                          Серый.

30. Стихи без рифмы принято обозначать этим цветом.                                                                       Белый.

40. Из этих двух цветов составлен украинский флаг.                                                                             Голубой и желтый.

50. Своим синим цветом этот цветок хорошо выделяется в пшеничном поле.                               Василёк.

Тема 22. Наполеон

10. Это родовая фамилия Наполеона.                                                                                                        Бонапарт.

20. Именно такой титул носил Наполеон с 1804 года.                                                                          Император.

30. Наполеон считал, что выиграл это “сражение под Москвой”.                                                    Бородино.

40. В эту страну Наполеон совершил свой первый поход.                                                                  Италия.

50. Она была первой женой Наполеона.                                                                                                    Жозефина (Богарне).

Тема 23. От двух до шести

10. Именно столько стволов у стандартного охотничьего ружья.                                                     2.

20. Именно так звали знаменитых трёх мушкетёров.                                                                             Атос, Портос и Арамис.

30. Такая система школьных оценок  была в Беларуси до 10-тибалльной                                     5-балльная.

40. Столько областей входит в состав Беларуси.                                                                                   6.

50. Это составляет Божественную Троицу в представлении христиан.                                           Бог Отец, Сын и Св. Дух.

Тема 24. Будьте здоровы

10. Этот доктор, придуманный Чуковским, приходил на помощь животным.                                Айболит.

20. В честь этого древнего ученого названа врачебная клятва.                                                         Гиппократ.

30. Именно так называют врачей, лечащих детей.                                                                                 Педиатры.

40. Согласно русской поговорке, эта медицинская процедура не сможет помочь мёртвому.    Припарка.

50. Вирусы этой болезни носили названия "Сингапур", "Сидней" и "Гонконг"                             Гриппа.

 

Эрудит-лото

 

1. Словосочетание «атомная бомба» впервые употребил:

А) физик Эрнест Резерфорд; Б) лирик Андрей Белый; В) романтик Александр Грин; Г) прагматик Уинстон Черчилль.

2. У многих из вас есть дома источник звука частотой 29,5 герца. Характерно, что его звучание не постоянно, а требует определенных условий. Итак, это:

А) водопроводная труба; Б) кот или кошка; В)вентилятор; Г) скандалящие соседи за стеной.

3. «Болезнью красных глаз» китайцы называют:

А) зависть; Б) бессонницу; В) культурную революцию; Г) ОРЗ.

4. В романе «Война и мир» есть такая фраза: «Денщик рубил огонь...». «Рубить огонь» значит:

А) тушить пламя костра; Б) высекать искры о кремень; В) играть на барабане марш; Г) ворошить саблей костер.

5. Точка Лагранжа расположена:

А) между Землей и Луной; Б) между правым глазом и левым ухом; В) между Танганьикой и Занзибаром;

Г) между Сциллой и Харибдой.

6. Один из районов Сантьяго называется:

А) Мучили; Б) Пытали; В) Кончали; Г) Добивали.

7. Том Сойер и Гекльбери Финн, уходя из дому, захватили с собой среди прочего и недавно выдуманную штуковину:

А) компас; Б) рогатку; В) спички; Г) малогабаритную палатку.

8. Слова: «Убивать таких знатоков надо» принадлежат:

А) ведущему «Что? Где? Когда?» Ворошилову; Б) комиссару Мегрэ; В) Остапу Бендеру; Г) Л.П. Берия.

Ответы: 1 - Б: 2 - Б; 3 - А; 4- Б; 5-А: 6- В; 7- В: 8-В

 

Можно играть в «эрудит-лото» и при помощи карточек:

Вариант ответа / вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

а

 

 

 

 

 

 

 

 

б

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верю – не верю

 

1. В России некоторое время имели хождение деньги с надписью "Подделка не преследуется, потому что и на хорошие деньги ничего не купишь". -Да (их выпустили колчаковцы в Красноярске).

2. Чаевые в Румынии называются "бакшиш". - Да

3. Церковники, которые шли впереди патриарха, прокладывая ему дорогу, назывались "депутаты". - Да

4. Первые джинсы были коричневого цвета. - Да

5. Если корову кормить незабудками, то она даст молоко голубого цвета. - Да

6. Современными оккультистами признается существование не только черной и белой, но также красной и зеленой магий. - Да

7.У негров Бог и святые изображаются чернокожими. - Да

8. Золотая рыбка - аквариумная форма бронзовой. - Нет, серебряного карася.

9. Каракуль - это шкурки, снятые с ягнят только каракулевой породы. - Да.

10. Каракал - это паук. - Нет, кошка.

11. Древние римляне делали колбасу из дельфинов. - Да.

12. В России существовала административно-территориальная единица, называвшаяся "дорога". - Да.

13. Слово "палка" по-французски "батон". - Да.

14. Энцелад - это спутник Урана. - Нет, Сатурна.

15. Энциклопедистами называли французских просветителей, участвовавших во главе с Дидро в создании "Толкового словаря наук, искусств и ремесел". - Да.

16. До 1917 года в Киеве было левостороннее движение. -  Нет

17. Шпроты, это особо приготовленная килька. - Да

18. В Канаде спички обычно продаются отдельно от коробка.  Нет

19. Александр Македонский не пользовался стременами. - Да

20. До XVII века скрипка считалась плебейским инструментом. Да

21. Большинство индийцев - мусульмане. - Нет

22. Большинство эскимосов не умеет плавать. - Да

23. Первые квадратные уравнения записаны Пифагором. -  Нет

24. Слово "нет" произошло от голландского "нуль". - Да

25. Вспышка молнии длится одну сотую долю секунды. -  Нет 0,001 секунды

 

Устами младенца

1.

1. Месяц таким может быть

 

Серп

2. Колосья срезает

3. Вместе с молотом

2.

1. В офисе сидят

 

Сотрудники

2. Люди с папиной работы

3. Трудятся вместе

3.

1. Несколько конских упряжек на свадьбе

 

Поезд

2. Раньше ему нужен был уголь

3. Бывает пассажирский и товарный

4.

1. Коты её любят

 

Масленица

2. На неё блины едят

3. И масла не жалеют

5.

1. Наш далеко от дома

 

Гараж

2. У поездов это депо

3. Там машины стоят

6.

1. Мой дедушка

 

Ветеран

2. У него есть медали

3. Он был на войне

7.

1. У меня две

 

Ручка

2. И у двери есть

3. А ещё ею пишут

8.

1. Он один, но знать можно несколько

 

Язык

2. Нехорошо его показывать

3. Он во рту помогает говорить

9.

1. У меня в портфеле

 

Книга

2. Без картинок неинтересная

3. Её читают

10.

1. У нас на даче

 

Картошка

2. Её закапывают, а потом раскапывают

3. Её можно жарить, варить или тушить

11.

1.  Мама никогда не говорит

 

  Мат

2.  Это говорят нехорошие дяди

3.  Если в шахматах, значит проиграл

12.

1.  Это не Луна

 

 Фонарь

2.  На нашей улице все разбитые

3.  Лампочка на столбе

13.

1.  У танка нет

 

 Колёса

2.  Они круглые

3.  У машины четыре

14.

1.  У клоунов он есть

 

Парик

2.  Приклеивают, чтобы не отваливался

3.  Это ненастоящие волосы

15.

1.  Это толстая ровная тряпка

 

 Ковёр

2.  На стене и на полу

3.  Его пылесосят или выбивают

16.

1. У нас часто бывают

 

Гости

2. Их обычно ждут

3. Они приходят с цветами или подарками

17.

1. Они в больших городах

 

Троллейбус

2. Много людей помещается

3. Автобус с рогами

18.

1. Кусок материи

 

Галстук

2. Папа носит

3. Вокруг шеи завязывается

20.

1. Очень лёгкие

 

Перья

2. Ими раньше писали

3. У птиц вместо волос

21.

1. На заводе много

 

Дым

2. Мешает дышать

3. Где огонь, там и он

22.

1. Это верёвочки такие

 

Шнурки

2. Часто развязываются

3. У туфлей вместо пуговиц или липучки

 

Общее слово

1. Шапочка, крест, уголок, площадь - КРАСНЫЙ

2. Иней, чулок, птица, ночи - СИНИЙ

3. Пресса, майка, дом, море - ЖЕЛТЫЙ

4. Дело, нос, курица, снег - МОКРЫЙ

5. Вино, лёд, паёк, закон - СУХОЙ

6. Дождь, Пью, кишка, любовь - СЛЕПОЙ

7. Вода, характер, время, рок - ТЯЖЕЛЫЙ

8. Плоть, взгляды, север, случай – КРАЙНИЙ

9. Каторжник, чтение, взгляд, огонь - БЕГЛЫЙ

10. Поступок, голос, поклон, цены - НИЗКИЙ

11. Перо, жид, огонь, мерзлота - ВЕЧНЫЙ

12. Язык, час, петля, хватка - МЕРТВЫЙ

13. Век, баба, уголь, сердце - КАМЕННЫЙ

14. Занавес, леди, дорога, логика - ЖЕЛЕЗНЫЙ

15. Объятия, источник, головы, желание - ГОРЯЧИЙ

16. Провинция, звук, крапива, тетеря - ГЛУХОЙ

17. Кожа, дюжина, перечница, колесо – ЧЕРТОВ

18. Запас, руки, молодежь, теленок - ЗОЛОТОЙ

19. Кусок хлеба, друзья, пес, смерть - ВЕРНЫЙ

20. Ребята, вдова, человечки, Роджер - ВЕСЕЛЫЙ

 

1. Гербовая, фабричная, почтовая.                            Марка

2. Дверная, дорожная, мертвая.                                  Петля

3. Железная, проселочная, шоссейная.                     Дорога

4. Церковный, пожарный, водолазный.                    Колокол

5. Красивый, решительный, благородный.                             Жест

6. Поднятая, умная, горячая.                                        Голова

7. Двадцатый, бронзовый, золотой.                           Век

8. Жизненный, химический, горький.                         Опыт

9. Шелковая, орденская, пулеметная.                       Лента

10. Низкий, тонкий, совещательный.                         Голос

11. Новый, ветхий, отцовский.                                     Завет

12. Шахтный, смотровой, высохший.                        Колодец

13. Беззаботная, кипучая, семейная.                         Жизнь

14. Сильный, легкий, противный.                                               Ветер

15. Острый, горбатый, римский.                                 Нос

16. Струнный, симфонический.                                   Оркестр

17. Детский, благой, трехэтажный.                            Мат

18. Мраморная, веревочная, пожарная.                   Лестница

19. Высший, первый, международный.                     Класс.

20. Боевая, штатная, хозяйственная.                         Единица

 

Он и Она

 

ОН – воспоминание о дереве                             ОНА –сырье для каната                                                                    Пень - пенька

ОН – поперечные нити ткани                             ОНА – залетает на страницы 1-го апреля                                   Уток – утка

ОН – защита розы от чужих рук                       ОНА – неприступный для турецких войск перевал                  Шип – Шипка

ОН – удавка для лошади                                     ОНА – врата для триумфаторов                                                     Аркан – арка

ОН – Рассел или Кобейн                                     ОНА – одежда комиссаров                                                               Курт – куртка

ОН – маленький сказочный гонец                    ОНА – будущая булка                                                                       Мук – мука

ОН – грозовой месяц поэта                                 ОНА – желтая, когда на лидере                                                      Май – майка

ОН – азиатский кулак                                          ОНА – пушистая детская ткань                                                      Бай – байка

ОН – сумма шести геймов                                   ОНА – авоська                                                                                     Сет – сетка

ОН – потогонный напиток                                  ОНА – кричит над морем                                                                  Чай – чайка

ОН – персидский полководец                            ОНА – «ледоруб» для рудокопов                                                   Кир – кирка

ОН – голландский африканец                            ОНА – плащ-палатка горца                                                             Бур – бурка

ОН – остыл к этой жизни                                     ОНА – театральная артель                                                              Труп – труппа

ОН – 62,21 миллиграмм                                       ОНА – была на замке                                                                         Гран - граница

 

Фразеологизмы

 

1. Необходимость отдачи денег приобретает цвет высокочастотной области спектра только в случае полностью выполненных обязательств. / Долг платежом красен.

2. Не все члены неформального объединения, в котором все люди - родственники, могут участвовать в конкурсах красоты. / В семье не без урода.

3. Нельзя сделать русскую национальную еду несъедобной при помощи продукта переработки суспензии жира в воде. / Каши маслом не испортишь.

4. В тару, чаще всего употребляемую для хранения вина, наполненную продуктом, состоящим в основном из воды и сахарозы, иногда добавляют немного колесной смазки. / Ложка дегтя в бочке меда.

5. Несмотря на то, что 4.26 грамма - достаточно маленький вес, иногда может не хватить денег для его приобретения. / Мал золотник, да дорог.

6. Лаконичное высказывание о том, что КПД сельскохозяйственных работ в точности равно единице. / что посеешь, то и пожнешь

7. Повествование о том, что неспособность разобраться в окружающих обстоятельствах обыкновенно искупается стечением обстоятельств. / дуракам везет

8. Потребительная стоимость индивидуума, имеющего телесные повреждения, равна стоимости двух, не имеющих оных. / за одного битого двух не битых дают

9. Соединение, состоящее из минимально возможного числа бойцов, в полевых условиях теряет свою боеспособность. / один в поле не воин

10. Звуковые колебания характерного опознавательного сигнала и ответа на него имеют одинаковую амплитуду и частоту. / как аукнется, так и откликнется.

 

Реалии

 

Рыба (Пираньи)

1. Вблизи устья самой полноводной реки они не живут, но их много по малым притокам, текущим по сельве;

2. Даже крокодилы боятся их, хотя крокодила и спасает спинная кольчуга;

3. Индейцы их челюстями перерезали горло своим врагам;

4. Их челюсти смыкаются со скоростью 1/5000 секунды - быстрее, чем затворы современных фотоаппаратов.

 

Литературный персонаж (Икар)

1. Он знаменит благодаря своему падению;

2. Его отцом был выдающийся инженер и ученый, ставший жертвой своего творчества;

3. Непослушание отцу его и погубило;

4. Он хотел подлететь слишком близко к Солнцу.

 

Праздник (Пасха)

1. На этот христианский праздник также можно колядовать, только называется это иначе - “волочебничать”;

2. В дохристианские времена так назывался еврейский праздник в память избавления иудеев от египетского плена;

3. В христианском представлении это “праздник праздников и торжество из торжеств”;

4. На этот радостный для христианина праздник принято печь хлебные изделия и красить яйца.

 

Животное (Хамелеон)

1. У них выпуклые грушевидные глаза, способные двигаться независимо друг от друга;

2. Их «столица» - Мадагаскар, живут же они по всей Африке и в Юго-Западной Азии (один вид проник и в Европу);

3.Они питаются насекомыми, и сотню мух могут словить своим длинным языком за считанные минуты;

4. Главный их окрас – зеленый, но из зеленого они могут стать розовыми, желтыми, красными, белыми и др.

 

Влюбленная пара (Ромео и Джульета)

1. На месте их гибели установлен памятник;

2. Оба они погибли; от яда – мужчина, от кинжала – женщина;

3. Их любовь могла бы послужить примирению их враждующих семей;

4. А принадлежали они к семействам Монтекки и Капулетти.

 

Перевертыши (телевизионные)

 

1. Да умри уродливой.                                                                   "Не родись счастливой"

2. Пустынный континент.                                                             "Обитаемый остров"

3. Звери Игрек: Рысь.                                                                      "Люди Икс: Росомаха"

4. «Носилки»                                                                                     «Тачки»

5. Планетный тупик.                                                                       "Звездный путь"

6. Джонни или соляная шахта                                                    "Чарли и шоколадная фабрика"

7. Отпускная повесть.                                                                    "Служебный роман"

8. «Северная пустошь»                                                                  «Южный парк»

9. Свой за травоядного                                                                  "Чужой против хищника"

10. «Песчаный миг»                                                                        «Ледниковый период»

11. Холестерина половина: низкое сопротивление.                             "Адреналин 2: Высокое напряжение"

12. Черти или серафимы.                                                              "Ангелы и демоны"

13. «Тюлени Сахалина»                                                                               «Пингвины Мадагаскара»

14. Киборги: благодарность вознесшихся.                             "Трансформеры: месть падших".

15. «Артель милашек»                                                                   «Корпорация монстров»

16. «Грусферики»                                                                            «Смешарики»

17. «Бурного дня, верзилы»                                                            «Спокойной ночи, малыши»

18. Что может быть нищим?                                                          «Кто хочет стать миллионером?»

 

Обманка

 

Картезианство – философское учение Декарта

Кенкеты – масляные лампы во Франции

Конхоида – сложная кривая в алгебре

Синель – шнурок с бархатистым ворсом

Штундизм – еретическая секта в православии

Экосез – шотландский народный танец

 

Интеллект-Азбука

 

А__________ – сцепление двух военных или пиратских судов для рукопашного боя.                                          Абордаж

Б__________ – рабочие на реках, передвигавшие суда с помощью бечевы или гребли.                                       Бурлаки

В__________– деревня в Молодечненском районе, родина Янки Купалы.                                                                               Вязынка

Г__________– легендарный слепой древнегреческий поэт.                                                                                                           Гомер

Д__________– уровень мастерства в восточных единоборствах.                                                                                Дан

Е__________– Столица кавказской республики, один из старейших городов мира.                                                              Ереван

Ё__________– «… в тумане»                                                                                                                                                    Ёжик

Ж_________– Листовая сталь толщиной 0,2 – 0,5 миллиметра.                                                                                   Жесть

З__________– передняя часть рыцарского шлема, предназначенная для защиты лица.                                      Забрало

И_________– полуостров, на котором расположены Вьетнам, Лаос, Таиланд, Камбоджа и Мьянма.                        Индокитай

Й_________– снежный человек                                                                                                                                               Йети

К_________– сборник законов права.                                                                                                                                   Кодекс

Л_________– русская игра с мячом и битой.                                                                                                                       Лапта

М_________– титул хозяина Кота в сапогах.                                                                                                                     Маркиз

Н_________– народное название цветка календулы.                                                                                                       Ноготки

О_________– слова, одинаково звучащие, но имеющие разное значение.                                                              Омонимы

П_________– спортивная игра в мяч на лошадях.                                                                                                                             Поло

Р_________– пирожок с открытой начинкой.                                                                                                                      Расстегай

С_________– канун Рождества Христова, последний день предрождественского поста.                                 Сочельник

Т_________– коллектив артистов театра или цирка.                                                                                                        Труппа

У_________– единица измерения скорости судов.                                                                                                                            Узел

Ф_________– мифическая птица, умеющая возрождаться из пепла.                                                                           Феникс

Х_________– фараон, при котором была построена самая большая пирамида.                                                     Хеопс

Ц_________– (устаревшее) Парикмахер.                                                                                                                                         Цирюльник

Ч_________– денежный оброк, который платили крестьяне ВКЛ и Польши.                                                           Чинш

Ш_________– особо популярная песня или инструментальная композиция.                                                                           Шлягер

Щ_________– Приспособление, надеваемое футболистами на голень для защиты от травм.                                            Щиток

Э_________– образное определение, дающее яркую характеристику предмета.                                                   Эпитет

Ю_________– Жилище переносного типа у тюркских и монгольских народов.                                                      Юрта

Я_________– тридцатая буква старого русского алфавита.                                                                                                          Ять

 

Интеллект-покер

 

  1. Русская загадка: жидко, а не вода, бело, а не снег.  (Молоко)
  2. Назовите прозвище дяди Стёпы.  (Каланча)
  3. Именно так называется изображение человека на картине.  (Портрет)
  4. Этот термин происходит от итальянского вопроса – “Ква либра?” – сколько весит.  (Калибр)
  5. Именно из этого индийского города происходит бумажная ткань каленкор.  (Калькутта)
  6. “Кара” – черный, “таш” – камень, а вместе?  (Карандаш)
  7. Во что превратилось латинское “экви позита” – подставные кони?  (Почта)
  8. Назовите напиток, дающий вечную молодость, по-арабски “философский камень”.   (Эликсир)
  9. Неделя, предшествующая великому посту, называется…   (Масленица)

10. Этот любимец Аполлона превратился в дерево, впав в тоску по убитому случайно оленю.   (Кипарис)

11. Первоначально говорили: “Как кур в … попал”.   ( ощип)

12. Кто стал “королем французской моды”  после Кристиана Диора?   (П.Карден)

13. Что называют “фабрикой грёз”?  (Голливуд)

14. Чью историю и культуру изучают ученые-гебраисты?  (Евреев)

15. Какой фрукт испанцы называют albaricoque (албарикокэ)?  (Абрикос)

16. Из-за чего т. н. квебраховое дерево лесорубы называют “смерть топоров”?  (Очень твердое)

17. Что означает на языке эскимосов слово “иглу”?  (Дом)

18. Её подарили под названием “Свобода, освещающая мир”. Как же её теперь называют?   (Статуя Свободы)

19. Летчики называют их ласково “сушки”. Что это?   (Самолёты СУ)

20. По мысли Ф.М. Достоевского, Россия это не игра ума, а игра… Чего же?   (Природы)

21. Именно для этого холодными зимами лоси совершают пробежки. Для чего же?  (Чтобы согреться)

22. С 1339 по 1453 г. прошло 114 лет, а сколько согласно исторической традиции?  (100 лет)

23. Название тюльпанов происходит от этого головного убора. Какого?  (Тюрбана)

24. Как ни странно в Библии нигде не упоминается этот фрукт. Какой?  (Яблоко)

25. Назовите самого известного математика-сказочника.   (Доджсон)

26. Сколько человек должно быть в семье, согласно этимологии этого слова?  (7)

27. Именно так назывался индейский пояс, сплетенный из цилиндрических бусин, выточенных из раковин. (Вампум)

28. К началу 18 в. на просторах Америки было 60 млн. этих животных, а сейчас они почти исчезли. (Бизоны)

29. Эти “дополнения” говорят вежливые мужчины женщинам.   (Комплементы)

30. Если вес без упаковки – НЕТТО, то с упаковкой?   (БРУТТО)

 

Из какого кинофильма фраза? (вопрос)                                             Кинофильм (ответ)                                                    

Мертвые с косами стоят! И тишина…                                             «Неуловимые мстители»

Не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите                            «Пластилиновая ворона»

Не говори никому, не надо…                                                             «Белое солнце пустыни»

Донна белла маре…                                                                             «Формула любви»

Фикс! Это проделки Фикса!                                                                «Вокруг света в 80 дней»

Я же просил 400 капель, а здесь 402.                                               «Тайна третьей планеты»

Не учите меня жить, лучше помогите материально.                   «Москва слезам не верит»

Моментально, в море.                                                                           «Кавказская пленница»

Шакал я паршивый, все ворую и ворую…                                     «Джентльмены удачи»

Надо, Федя, надо…                                                                               «Операция Ы и другие приключения Шурика»

У меня двое детей: мальчик и… мальчик.                                      «Служебный роман»

Тебя посодют, а ты не воруй!                                                             «Берегись автомобиля»

Где у него кнопка?                                                                                 «Приключения Электроника»

Ты почто боярыню обидел?                                                               «Иван Васильевич меняет профессию»

Информация к размышлению.                                                            «Семнадцать мгновений весны»

А не то я скажу мужу, и он превратит вас в крысу.                     «Обыкновенное чудо»

Как говорил один мой знакомый – ныне покойник…                 «Бриллиантовая рука»

А где командующий? – Командует…                                              «Тот самый Мюнхгаузен»

Главное, чтобы костюмчик сидел!                                                   «Чародеи»

Какая гадость эта Ваша заливная рыба!                                       «Ирония судьбы, или С легким паром»

Куда ты, тропинка, меня привела?                                                   «Бременские музыканты»

 

Тройка

 

СИНЕЕ МОРЕ

1. Именно это животное сумело потушить синее море, подожженное спичками (бабочка).

2. Именно это море в одной из песен советских времен объявлялось самым синим в мире (Черное).

3. Именно эти рыбы действуют в голливудском "ужастике" "Глубокое синее море" (акулы).

 

В НЕБЕСАХ

1. Именно это явление характеризуется просветлением небес перед  восходом Солнца (заря).

2. Именно он плавал на золотой лодке в египетских небесах (Ра).

3. Именно так называют ночную молнию без грома (зарница).

 

ВСЕ КРАСНОЕ

1. Именно это обнаружил на Красной планете Скиапарелли (каналы).

2. Именно в его повести героев пугают красной свиткой (Гоголь).

3. Именно это у красного света больше, чем у синего (длина волны).

 

ПРОЛИВЫ

1. Первым им прошел казак, а назвали в честь немца (Берингов пролив).

2. Об эти проливах мечтали славяне-патриоты великой  Российской  империи (Босфор и Дарданеллы).

3. Сначала - узкий Магелланов пролив, а южнее и шире Магелланова -  он (пролив Дрейка).

 

Небо зовет

1. Этот человек первым полетел в космос. (Юрий Гагарин)

2. Чтобы разведать расположение войск противника, он совершил полет на пушечном ядре (Мюнгхаузен)

3. Этот сын мифического греческого мастера Дедала смог взлететь, но история закончилась печально (Икар)

 

Титулы и звания

1. Первый правитель этого города носил титул Великий и Ужасный, а второй – Мудрый. (Изумрудный город)

2. С 1721 по 1917 год правители России носили этот титул. (Император)

3. Этого бразильца называют Король футбола (Пеле)

 

География

1. Эта пустыня является самой большой по площади в мире (Сахара)

2. Этот город является столицей Латвии (Рига)

3. Именно в этом озере якобы обитает знаменитая “Несси” (Лох-Несс)

 

Всего три буквы

1. Такое имя носит кавалер куклы Барби (Кен)

2. В греческой мифологии он был богом подземного мира и царства мертвых. (Аид)

3. Старший помощник капитана Врунгеля известен нам под этим именем (Лом)

 

Числа

1. Столько чудес света сохранилось до сегодняшнего дня из семи, известных нам (Одно)

2. Именно столько тараканов составляли компанию сверчку в известной песенке. (Четыре)

3. Столько получится, если возвести число три в четвертую степень. (Восемьдесят один)

 

Спорт

1. Футболист Диего Марадонна представлял именно эту страну (Аргентина)

2. Майкл Джордан прославился в этом виде спорта. (Баскетбол)

3. В России эта игра раньше называлась леток, во Франции – волан, а как в Англии? (Бадминтон)

 

ИХ ЗНАЮТ ВСЕ

1. Он родился 26 мая (по старому стилю) 1799 года в Москве. (А. С. Пушкин)

2. В 1893 г. Этот русский химик был назначен управляющим "Главной Палаты мер и весов" (Д. И. Менделеев)

3. Этот создатель неевклидовой геометрии с 1827 года был ректором Казанского университета. (Лобачевский)

 

ОТ А ДО Я

1. Этот египетский город основан около 332 – 331 г. до н.э. (Александрия)

2. На латыни это – действие или выступление, на голландском – особая бумага (Акция)

3. Декоративное растение мимоза – это серебристая ОНА (Акация)

 

РУССКИЙ РОК

1. Мир с таким порядковым номером упоминается в заглавии одного из альбомов группы ДДТ (Ноль)

2. Лидером этой группы является Алексей Кортнев (Несчастный случай)

3. Так назвал свой сольный альбом лидер группы Сплин А. Васильев (Черновики)

 

АВТОРЫ И ТВОРЕНИЯ

1. Перу этого художника принадлежит картина “Грачи прилетели” (Саврасов)

2. Этот роман – самое известное произведение Рафаэлло Джованьолли. (Спартак)

3. Он – автор сказки о старике Хоттабыче (Лазарь Лагин)

 

ЕВРОПЕЙСКИЕ СТОЛИЦЫ

1. Именно эту столицу мадам де Сталь назвала "единственным местом, где можно обойтись без счастья". (Париж)

2. В этой столице находилась академия Сан-Фернандо, в которой в 1924-1926 гг. учился Сальвадор Дали. (Мадрид)

3. В этой столице в 1912 г. проходили V летние Олимпийские игры. (Стокгольм)

 

РАСТЕНИЯ

10. Это растение древние греки называли плодом ДиОниса. (Виноград)

20. Именно такое имя носит принцесса из диснеевских мультфильмов об Аладдине. (Жасмин)

30. Именно так звали сына греческого речного бога Кефисса. (Нарцисс)

 

БАБОЧКИ

10. ЭТА знаменитая опера была создана в 1903 году (Чио-Чио-Сан)

20. О НЕМ часто говорили: "порхает как бабочка, жалит как оса" (Мохаммед Али)

30. ЭТИ стили международная федерация разделила лишь в 1952 году (Брасс и баттерфляй)

 

ПОЛЬША.

1. Именно этим морем омывается на севере Польша. (Балтийское море)

2. Польша разделена на 16 их. (Воеводства)

3. Среди высших заведений Варшавы есть и музыкальная академия ЕГО имени. (Фредерик Шопен)

 

Литература

1.   Андросов, А. Играем в «Что? Где? Когда?» / А.Андросов, А.Клейн. – Одесса: НВО ХПА, 1998.

2.   Баландин, Б.Б. 1001 вопрос для очень умных (с подсказками для остальных) / Москва: РИПОЛ КЛАССИК, 2001.

3.   Белкин, В.А. Клуб интеллектуальных игр: методика тренировок / Москва, 2002.

4.   Ворошилов, В.Я. Феномен игры / Москва, ЭКСМО, 2002.

5.   Главная книга умных и веселых / Сост. Ю.Д.Хайчин. – Донецк: Сталкер, 1998.

6.   Кто хочет стать миллионером? / Ред. А.Кочаров. – Москва: Эгмонт Россия Лтд., 2000.

7.   Климович, Л.В. Играем в «знатоков»! / Минск: Беларускi верасень, 2005.

8.   Климович, Л.В. Нам нужны сообразительные / Минск: Зорны верасень, 2007.

9.   Левин, Б.Е. «Что? Где? Когда?» для «чайников» / Донецк: Сталкер, 1999.

10. Настольная книга умных и веселых / Сост. Ю.Д.Хайчин. – Донецк: Сталкер, 1997.

11. О, счастливчик! / Ред. А.Кочаров. – Москва: Эгмонт Россия Лтд., 1999.

12. О, счастливчик. Книга вторая. / Ред. А.Кочаров. – Москва: Эгмонт Россия Лтд., 1999.

13. О, счастливчик. Книга третья. / Ред. А.Кочаров. – Москва: Эгмонт Россия Лтд., 2000.

14. Своя игра / Сост. И.К.Тюрикова. – Москва: ТЕРРА, тт. 1-10.

15. Хайчин, Ю.Д. ТВоя игра / – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2000.