Пояснительная записка
Занятие ручным трудом имеет особое значение в процессе художественного развития ребёнка. Одним из самых полезных и интересных занятий является лепка. Занятия лепкой способствуют развитию моторики рук, глазомера, развитию чувства пропорции, пластики.
Искусство лепки из соленого теста, называемое ещё тестопластикой или биокерамикой, является видом декоративно-прикладного искусства, берущим своё начало в глубокой древности.
Солёное тесто – это экологически чистый и удобный материал для лепки. Оно пластичнее, чем пластилин, и не требует специальной обработки и условий хранения материала, как глина.
Занимаясь в кружке «Лепка», дети не только овладевают практическими навыками, но приобщаются к различным видам искусства, связанного с ручной работой.
Цель программы: создание условий для раскрытия и развития творческих способностей детей посредством освоения лепки из солёного теста.
Задачи программы:
- дать представление детям об основных технологических этапах и приёмах изготовления изделий в технике лепки из солёного теста;
- прививать навыки грамотного творческого подхода при создании работ из солёного теста;
- содействоватьформированию у детей художественного вкуса, гармонии в отношении друг с другом, с природой.
Организационные условия реализации программы
Программа кружка рассчитана на 12 часов. В кружок принимаются дети в возрасте от 7 лет и старше без предварительного отбора. Количество детей в группе составляет 12 - 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Организационная форма образовательного процесса – групповая.
Ресурсное обеспечение программы
Для занятий тестопластикой необходимо просторное, хорошо освещённое помещение, которое coотвeтcтвуeт caнитapно-гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности и техники безопаcнoсти.
Кадровое обеспечение
Педагог должен иметь среднее специальное или высшее художественное образование.
Материалы и оборудование
Для реализации программы необходимы следующее оборудование, инструменты и материалы:
- · соль, мука пшеничная или ржаная, вода для приготовления теста;
- · картон, цветная бумага;
- · краски гуашь;
- · кисточки с грубой и мягкой щетиной;
- · стаканчики для воды;
- · линейка;
- · клей ПВА;
- · ножницы;
- · миска для замешивания теста;
- · маленькая скалка или специальный валик на ручке – для раскатывания теста;
- · стеки, кухонный или малый нож;
- · чесноковыжималка, кофейное ситечко;
- · рамочки для оформления работ;
- · фигурные формочки, крышечки, баночки;
- · лак – для закрепления красок и защиты изделия от попадания влаги;
- · объяснительно-иллюстративный материал.
Методы и формы работы:
- · беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание детей;
- · демонстрация наглядных пособий;
- · практическая работа с раздаточным материалом в виде готовых шаблонов, формочек, деталей;
- · организация итоговой выставки детских работ и проведение мастер-класса для родителей.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего часов |
||
1. |
Вводное занятие |
0,5 |
- |
0,5 |
2. |
Изготовление простейших поделок из солёного теста |
0,5 |
2 |
2,5 |
3. |
Выполнение поделок на плоскости |
0,5 |
3,5 |
4 |
4. |
Поделки для украшения интерьера |
0,5 |
3,5 |
4 |
5. |
Итоговое занятие. Выставка работ |
- |
1 |
1 |
|
ИТОГО |
2 |
10 |
12 |
Содержание программы
- 1. Вводное занятие (0,5 ч.)
Изучение правил техники безопасности и правил поведения во время занятий. Знакомство с рецептами приготовления теста.
- 2. Изготовление простейших поделок из теста (2,5 ч.)
Изучение способов и приёмов лепки: скатывание, раскатывание жгутиков, колбасок, шариков, сплющивание пальцами, вытягивание, сгибание, приглаживание, отщипывание. Приёмы соединения деталей. Использование инструментов и оборудования. Изготовление простых поделок: змейка, грибы, колобок.
- 3. Выполнение поделок на плоскости (4 ч.)
Демонстрация различных видов поделок. Приёмы выполнения поделок: формование, раскатка, надрезание. Лепка панно «Корзина с фруктами» с использованием шаблона. Изучение последовательности выполнения настенного панно на твёрдом фоне. Оформление работы.
- 4. Поделки для украшения интерьера (4 ч.)
Понятие «интерьер». Выполнение композиционной работы: сувенирная рамочка различной формы на выбор. Оформление работы.
- 5. Итоговое занятие (1 ч.)
Совместное оформление итоговой выставки работ детей. Проведение мастер-класса для родителей. Награждение самых активных детей.
Прогноз результативности
В результате освоения программы дети должны:
- владеть простейшими способами приготовления теста;
- обладать техническими умениями и навыками изготовления поделок различными способами;
- владеть простейшими техниками оформления поделок;
- проявлять самостоятельность и творческую инициативу;
- владеть простейшими приёмами лепки: скатывание, раскатывание, катание, приглаживание, отщипывание.
Литература
- Давыдова, Т.И. Лепим из пластилина и солёного теста / Т.И. Давыдова. – М: «Стрекоза - Пресс», 2005.
- Кузнецова, А.Г. Изготовление поделок из солёного теста / А.Г Кузнецова // Пазашкольнае выхаванне. – 2003. – №3 – С.58 – 61.
- Рубцова, Е.С. Красивые фигурки из солёного теста / Е.С. Рубцова. – Ростов н/Д: Владис, 2010.
- Силаева, К.В. Солёное тесто: украшения, сувениры, поделки / К.В.Силаева. – М.: Издательство ЭКСМО, 2002.
- Синеглазова, М.О. Удивительное солёное тесто / М.О. Синеглазова. – М.: Издательский дом МСП, 2005.
- Скребцова, Т.О. Солёное тесто: идеи для интерьера. Панно, фоторамки, миниатюры / Т.О. Скребцова. – Ростов н. / Д.: Феникс, 2006.