Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи

Программа «Работа с природными и демпинговым материалом»

Пояснительная записка

         Программа кружка «Работа с природным и демпинговым материалом» вводит учащихся в удивительный мир декоративно-прикладного искусства, в котором главным вдохновителем и средством для воплощения художественных замыслов является живая природа с ее уникальными гармоничными цветовыми сочетаниями и многообразием форм и фактур. Занятия данным видом творчества представляют возможность творчески проявить себя, изучить и попробовать на практике интересные и оригинальные направления декоративно-прикладного искусства:

  • коллажирование флористическими материалами с использованием техники «монотипия»;
  • искусство Лэнд-арт;
  • картины в технике «тоннель»;
  • японское искусство «оригами».

Главная задача педагога – научить учащихся видеть и использовать собственную природу растений, выражать свои эмоции и переживания, реализовывать художественные идеи и замыслы, используя неповторимую красоту и уникальность живой природы.

Цель программы: развитие творческих индивидуальных способностей личности ребенка через обучение искусству фитодизайна; воспитание эстетического вкуса.

Задачи:

  • обучить детей технологии фитодизайна при создании творческих работ с использованием природных материалов;
  • помочь детям проявить и реализовать индивидуальные способности – фантазию, наблюдательность и творчество;
  • создать благоприятную атмосферу для общения и взаимодействия детей, увлеченных общим делом.

 

Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана на обучение детей 11 лет и старше. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа. Общее количество часов – 18. Организационная форма образовательного процесса групповая. Количество детей в группе составляет 12 – 15 человек.

 

Ресурсное обеспечение программы

Для работы кружка необходимо просторное, хорошо освещенное помещение, которое соответствует санитарно-гигиеническим нормам и нормам пожарной безопасности.

Материалы и инструменты: бумага белая (цветная), плотная, бумага двухсторонняя для оригами, засушенный под прессом природный материал, клей ПВА (дисперсный), гуашь, толстое стекло или оргстекло для «монотипии»; ножницы, циркуль, макетный нож, коврик для резки, металлическая линейка, кисти одной толщины.

При обучении на каждом занятии особое внимание уделяется соблюдению правил техники безопасности.

Формы и методы работы

Педагоги могут использовать следующие формы и методы: рассказ, беседа, экскурсия, демонстрация наглядных пособий, конкурс, выставка, викторина.

 

Учебно-тематический план

 

 

Темы. Виды работ. Техника

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1. Вводное занятие. Знакомство учащихся

0,5

0,5

1

2. Создание художественных объектов на природе. Проведение конкурса «Лэнд-арт»

0,5

4

4,5

3. Технология коллажирования с использованием природных материалов на фоне, выполненном в технике «монотипия»

0,5

3

3,5

4. Букет из цветов в японском стиле оригами»

0,5

3,5

4

5. Технология изготовления тоннельной картины

0,5

3,5

4

6. Выставка  работ

0,5

0,5

1

Итого

3

15

18

 

Содержание программы

1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися. Беседа «Что такое флористика».

2. Создание художественных объектов на природе. Проведение конкурса «Лэнд-арт»

Вводная беседа. «Лэнд-арт» (в переводе с англ. – земляное искусство, направление в искусстве сравнительно молодое, возникло в 60-ые годы прошлого века, как реакция на экологические проблемы, далее стало развиваться как самостоятельный вид искусства. Творческая работа заключается в том, чтобы на природе создавать картины, скульптурные образы, используя природные материалы (листья, шишки, камушки, песок, ракушки и другое), которые  органично вписываются в ландшафт и экосистему. В данном искусстве пейзаж изначально рассматривается как средство для создания художественных произведений.

Посредством «Лэнд-арта» дети изучают местную экосистему, учатся ценить и беречь ее, соблюдая главное условие конкурса – не срывать и не ломать растительный материал, использовать только то, что лежит под ногами.

Практическая работа: проведение конкурса «Лэнд-арта» на заданную или произвольную тему; защита созданных художественных объектов. Дети могут работать индивидуально либо в небольших группах, обязательно на природе.

3. Технология коллажирования с использованием природных материалов на фоне, выполненном в технике «монотипия»

Монотипия (типия – печать) – это вид печатной графики. Техника заключается в нанесении красок на поверхность стекла с последующим оттиском на листе бумаги.

Практическая работа. Впроизвольном порядке наносится краска на стекло так, чтобы не оставалось свободного места. Краска должна быть не сильно жидкой, но и не самой густой. Затем стекло кладется на лист бумаги и легко прижимается. Сквозь прозрачное стекло, под воздействием натиска, краски приходят в движения и начинают смешиваться между собой, образуя причудливые узоры. Из множества оттисков выбираются лишь те, которые наиболее подходят по цвету и рисунку. После того, как оттиск полностью подсох, в зависимости от замысла и сюжета, композиция дополняется природным материалом.

Работая над композицией, будь то пейзаж или цветочные мотивы, необходимо помнить о композиционных особенностях (глубина, многоплановость, перспектива, группировка материалов).

4. Букет из цветов в японском стиле оригами

Об искусстве оригами. «Оригами» – древнейший вид японского искусства, дословно означат «сложенная бумага». Существует множество направлений в искусстве оригами. Мы выбираем тему «растительный мир», которая включает цветы, всевозможные листья, деревья и другое. Для каждого вида  предлагается подробная схема сгибания бумаги, которую нужно научиться читать.

Практическая работа. Детям предлагаются схемы цветов и листьев и схема емкости, в которой будет составляться букет – «корзинка», «вазочка» и другое.

5. Технология изготовления тоннельной картины (на свободную тему)

Технология изготовления: нарезать плотную цветную бумагу на одинаковые квадраты размером 20 х 20 см. Оптимальное их количество для создания тоннельной картины – 5: 3 разного цвета для внутренней части и 2 одинакового цвета для обложек (передней и задней).

По центру трех квадратов для внутренней части картины и одного квадрата для передней обложки вырезать круги с помощью макетного ножа диаметром 14 см.

Для того чтобы соединить все эти квадраты, понадобится изготовить две боковые детали тоннельной картины («гармошки»): вырезать из белой или цветной бумаги прямоугольники длинной 15 см и шириной 20 см. Со стороны 15 см нанести метки на расстоянии 1,5 см друг от друга.

         С помощью толстой иглы или шила соединить по линейке метки, намечая четкие и ровные линии сгиба. Согнуть лист по прочерченным линиям, чтобы получилась равномерная «гармошка».

Каждый квадрат – это один из планов проектируемой тоннельной картины, в соответствии с выбранной темой.

         Перед тем как собрать детали картины, надо композиционно и в материале проработать каждый квадрат. При работе над композицией надо обратить внимание на следующее:

  • работая над внутренними частями, не забывать, что все основные элементы должны находиться в зоне прорезанного окна;
  • желательно работать над всеми планами одновременно, периодически выстраивая один за другим, чтобы все выступающие элементы не закрывали друг друга;
  • при работе можно использовать краски, вырезки из журналов, флористические материалы.

Сборка картины проводится в следующей последовательности:

- клей наноситься на торцы трех квадратов внутренней части, которые вклеиваются в сгибы «гармошки» и фиксируются, пока клей не схватится. Необходимо следить за последовательностью планов картины;

- по такому же принципу квадраты вклеиваются в сгибы «гармошки» второй боковой стороны тоннельной картины;

- передняя и задняя обложки наклеиваются на крайние элементы «гармошек»: передняя обложка снаружи лицевой стороны картины,

задняя обложка во внутрь последнего сгиба.

По окончании работы детям предлагается презентовать свои тоннельные картины.

6. Выставка работ. Оформление выставки. Подведение итогов работы кружка.

Литература

  1. Выгонов, В.В. Оригами / В.В. Выгонов. – Москва: изд. Дом МСП, 2006.
  2. Солод, Л. Цветочное чудо – коллажи / Л. Солод. –  Библиотека журнала «Цветы». – Москва, 2006.
  3. Журнал ручная работа. Изд. Москва,  издатель ООО «Бонниер Пабликейшенз» № 13, июль 2009.
Яндекс.Метрика