Ошибка :

Показать отладочную информацию

Программа «Живопись и графика»
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen

Программа «Живопись и графика»

Пояснительная записка

Рисование является одним из важнейших средств познания мира, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Изобразительная деятельность в рамках кружка «Живопись и графика» в оздоровительном лагере направлена на формирование интереса к многообразному миру искусства графики и живописи, привитие посильных графических навыков. Педагог, используя нетрадиционные изобразительные технологии, многообразие техник и приемов, создает наиболее благоприятные условия для креативного развития личности ребенка.

В творческой деятельности в области изобразительного творчества заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся.

Само короткое время лагерной смены располагает к занятиям в графических и нетрадиционных техниках изображения. Это составляет систему коротких заданий с быстрой сменой материалов, техник. Таким образом, за 18 часов работы кружка детей можно познакомить с несколькими техниками и видами работы.

Цель программы: развитие творческих способностей детей в области графики, живописи через использование графических и нетрадиционных способов рисования.

Задачи:

  • Познакомить с различными приемами и техниками живописи, в том числе и нетрадиционными.
  • Научить: смешивать краски на палитре; изображать предметы и объекты разных форм; использовать трафареты и печати в работе; самостоятельно изготавливать трафареты и штампы; экспериментировать с изобразительными материалами; штриховать, наносить различные линии графическими материалами.
  • Познакомить с основными законами композиции.
  • Развивать художественный вкус, воображение.
  • Способствовать реализации творческих способностей.
  • Создавать ситуацию успеха.

 

 Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана на учащихся от 10 лет, проявляющих интерес к изобразительному искусству.

Общее количество часов – 18.

Количество человек в группе – 12-15.

Материально-техническое обеспечение

Помещение для занятий должно быть оборудовано в соответствии с требованиями санитарной гигиены и техники безопасности: удобные для работы столы, стулья, естественное освещение.

Материалы и инструменты

Бумага для акварели и черчения, картон, ватман, кисти, пластмассовые палитры, ёмкости для воды, карандаши, краски (акварельные, гуашевые), фломастеры, маркеры, тушь, пастель, уголь, сангина, итальянский карандаш, сепия; вспомогательные материалы: нитки, восковые свечи, трубочки для коктейля, зубочистки или  заостренные палочки, соль, ватные палочки, старые зубные щетки, клей ПВА.

 

Учебно-тематический план

п\п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

 

Вводное занятие

1

 

1

1.

Графика

2

8

10

 

Линия и пятно.

Пятно и штрих (работа мягкими материалами).

Граттаж

1

0,5

 

0,5

2

3,5

 

2,5

3

      4

 

      3

2.

Живопись

1

6

7

 

Нетрадиционные техники живописи

(монотипия, ниткография, трафареты и штампы, рисование полосками бумаги и ватными палочками)

 

 

 

 

ИТОГО

4

14

18

 

Содержание программы

 

Вводное занятие (1 ч.)

Обзор учебной программы. Санитарные нормы и меры безопасности. Знакомство с детьми, проведение игры на снятие психологического напряжения. Знакомство с понятиями живописи и графики, многообразием техник изображения, материалами, которыми работает художник.

Практическая работа. Рисунок на свободную тему с целью выявления уровня изобразительных способностей детей.

 

Тема 1. Графика (10 ч.)

Графика – вид изобразительного искусства.

Линия и пятно (3 ч.)

Понятия «контур» и «силуэт». Просмотр репродукций станковой графики, иллюстраций в книгах.

Материалы: фломастеры, маркеры, кисть, палочка, уголь, мел.

Практическая работа

1)    Упражнения с линией:

Плавная волнистая – ручей, волны, водоросли.

Жесткая, кривая – ветви деревьев, корни и коряги.

Стремительная тонкая – паутина, колосья.

Фроттаж – метод для создания узорчатых или текстурированных областей в рисунке.

1)    Упражнение:

Подбор текстурированных материалов и создание с их помощью композиции пейзажа, натюрморта.

2)    Упражнения с пятном: рисование пятном тушью или черной акварелью на тонированной бумаге.

3)    Совмещение изученных техник в работе над композицией.

Примерные темы: «У леса на опушке», «Сенокос», «Цветы и травы», «Облака», «Птицы на деревьях».

Пятно и штрих (4 ч.)

Работа мягкими, сухими графическими материалами (уголь, мел, сангина, сепия, итальянский карандаш, пастель). Понятие «изображение» и «выражение». Язык и выразительные средства мягких графических материалов.

Практическая работа

1)    Знакомство с техникой работы мелом и углем, сангиной и сепией по тонированной бумаге, пастелью по цветной бумаге. Сочетание в одной работе нескольких мягких графических материалов.

Упражнения с натуры и по воображению: облака, камни, кора, листья,  деревья и травы, насекомые, архитектурные элементы.

2)    Работа над композицией в выбранной технике мягкими материалами.

Примерные темы: «Домашние животные», «Цветы на клумбе», «Мельницы»,«Горный пейзаж», «Морской пейзаж».

Граттаж(3 ч.)

Просмотр репродукций гравюр высокой печати (ксилографий, линогравюры). Язык и выразительные средства. Техника граттажа по белой и цветной бумаге и картону.

Практическая работа: Работа над эскизом в карандаше. Выбор сюжета, выразительных средств; выбор основания (белая бумага, проработанная пятнами акварели, цветной картон, серебряная или золотая фольга). Вощение основания. Нанесения верхнего слоя (тушь, гуашь черного либо другого темного цвета). Процарапывание изображение с учетом эскиза и цветовых пятен основания.

Примерные темы: «Ночной лес», «Морское дно», «Космическое пространство».

 

 

Тема 2. Живопись (7 ч.)

Живопись – вид изобразительного искусства. Восприятие цвета и его природа.

Основные, составные и дополнительные цвета. Смешение цветов. Колорит. Язык и выразительные средства живописи. Отличительные черты работы акварелью и гуашью.

Практическая работа

1)    Упражнения на смешение цветов, сочетание цветов.

2)    Изготовление штампов и трафаретов, выполнение небольших композиций, подготовка к созданию орнаментальной композиции.

3)    Выполнение учебных и творческих заданий с использованием  различных техник и приёмов: монотипия, ниткография и кляксография (в т.ч. с трубочкой), воскография, ладошковая и пальчиковая живопись, рисование по мокрому слою бумаги,  витражная техника, оттиски бросовым материалом, трафареты, штампы, наложение целлофана на мокрый слой краски, рисование полосками бумаги, ватными палочками).

Примерные темы: «Натюрморт», «Рыбы», «Птицы», «Животные» (дикие, домашние), «Цветы», «Цирк», «Карнавал», «Путешествия».

 

Методические условия реализации программы

Основой образовательного процесса является личностно ориентированный процесс. Основными принципами личностно ориентированного подхода являются принципы:

  • самоактуализации;
  • индивидуальности;
  • субъективности;
  • творчества и успеха;
  • доверия и поддержки.

Педагогическое взаимодействие организуется на основе как традиционных, так и инновационных технологий и форм обучения и воспитания.

Основной формой организации образовательного процесса является практическое занятие. Закрепление полученных знаний и умений, отработка навыков их применения на практике производится в ходе самостоятельной и групповой творческой работы. Дети вовлекаются в творческий процесс через использование технологий коллективного творческого дела, организации интерактивного взаимодействия. Занятия могут проводится в форме учебной игры, занятий-фантазий, сказки, приключения.

 

Литература

  1. Гаррисон, Х. Рисунок и живопись / Х. Гаррисон. – М.: Эксмо, 2007.
  2. Знигер, Л.С. Живопись / Л.С. Знигер. – М.: Изобразительное искусство, 1982.
  3. Миронова, Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве / Л.Н. Миронова. – Мн.: Беларусь, 2002.
    1. Рисунок, живопись, композиция. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов худож.-графич. фак. пед. институтов / сост. Н. Н. Ростовцев и др. – М.: Просвещение, 1989.-206с.
    2. Сенько, Д.С. Основы композиции и цветоведения / Д.С.Сенько. – Минск: Беларусь, 2010.
    3. Сокольников, Н.М. Основы живописи (5-8 классы) / Н. М. Сокольников. – М.: Просвещение, 1996. – 112 с.
    4. Уатт, Ф. Как научиться рисовать: универсальное пособие для детей и взрослых / пер. с англ. М.Д.Лахутин. – М.: ООО «РОСМЭН-ИЗДАТ», 2000.
    5. Интернет ресурсы: www.luntiki.ru

www.detskiysad.ru

www.pochemu4ka.ru

www.razumniki.ru

www.solnet.ee

www.umka.by