Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи

Театр моды «Эпицентр»

 

Андреюк Н. Д., педагог дополнительного образования Государственного учреждения образования «Речицкий районный центр творчества детей и молодёжи»

Пояснительная записка

 

«Наряд – предисловие к человеку, а иногда и вся книга» – писал Николя́ де Шамфо́р, французский писатель, мыслитель ХVIII века. Выглядеть достойно и современно помогает нам мода. Мода – система различных символов, которые предоставляют информацию о людях и по которой можно прочитать истинное положение вещей, а также, благодаря ей выразить нашу индивидуальность. Моду, как известно, создают дизайнеры. Постепенно и в нашей стране профессия дизайнера становится все более популярной и востребованной. Детям и молодёжи, интересующимся модой во всех её проявлениях и желающим впоследствии связать свою дальнейшую жизнь с модной индустрией, занятия в театре моды «Эпицентр» дают возможность приобрести определенный опыт, знания и умения в этой сфере деятельности.

Программа театра моды «Эпицентр» имеет художественно-эстетическую направленность. В её основе – учебный курс, помогающий освоить учащимся социально-культурные ценности посредством знакомства с культурой белорусского народа (народным костюмом, декоративно-прикладным искусством, народным фольклором, обрядами и традиционными праздниками), со стилями и направлениями в дизайн-искусстве, историей костюма.

Полученные знания активно используются в создании авторских коллекций одежды и в их театрализованном показе.

Одним из ведущих направлений деятельности кружка является дизайнерское творчество — создание креативных моделей одежды с использованием нетрадиционных материалов. Такой подход способствует творческому развитию личности учащихся, предоставляя широкие возможности для поиска новых форм и новых образов в моде.

Рождение новых дизайнерских арт-объектов одежды являет собой не только эстетическую, но и экономическую задачу, так как в современных условиях может привлечь внимание изделие только красивое и оригинальное, не повторяющееся по форме.

Отличительной особенностью данной программы является её интегрированный характер — синтез двух направлений деятельности: учащиеся театра моды «Эпицентр» занимаются моделированием и конструированием коллекций одежды и сами же их демонстрируют. Создавая коллекции, выполняя своими руками элементы их оформления, учащиеся проникаются образом создаваемого костюма, духом времени, а затем многогранно и художественно раскрывают этот образ на сцене. Обучаясь сценическому движению и дефиле, учащиеся осваивают красоту движения, составляют композиции и мизансцены, которые входят в театрализованный показ коллекций.

Занятия в театре моды «Эпицентр» — это особо организованный процесс, носящий практико ориентированный характер и предусматривающий изучение теоретических сведений по конструированию и моделированию одежды. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе.

На занятиях создаются комфортные условия для инициативы, творчества, поиска. В процессе обучения учащиеся учатся находить стилевые решения в одежде, воплощать собственные идеи, приобретают навыки делового общения, используют различные источники информации: энциклопедии, словари, журналы, интернет-ресурсы. Создавая и демонстрируя коллекции, они развивают свои познавательные интересы, интеллектуальные, творческие, коммуникативные и организаторские способности, презентационные умения и навыки. Как результат, у них формируются такие личностные качества, как трудолюбие, аккуратность, предприимчивость, целеустремленность, ответственность за результаты своей деятельности.

Цель программы: эстетическое воспитание учащихся, формирование качеств творчески думающей и активно действующей личности.

В основе образовательного процесса театра моды «Эпицентр» лежат следующие педагогические принципы:

  • уважение личности;
  • приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья учащегося;
  • свобода выбора творческой деятельности с учётом интересов и возможностей обучающихся;
  • дифференцированный подход в обучении (по годам обучения, по возрастным признакам, уровню подготовленности).

Построение образовательного процесса

Обучение в театре моды в течение года ведётся по двум направлениям (блокам), в которых сочетается теоретическая и практическая работа. Блоки органично взаимосвязаны, объединены единой целью.

 

I блок «Студия» (школа дизайна)

Теоретическая часть. Первый год обучения: учащиеся получают знания об основных понятиях в области моды, развивают свои творческие способности, художественное воображение и творческое мышление; второй год обучения – знакомятся с этапами моделирования и конструирования одежды, развивают проективное воображение, дизайнерское мышление.

Практическая часть. Первый год обучения: учащиеся занимаются коллективным творчеством по изготовлению коллекции одежды, применяя доступный, нетрадиционный материал (бумага, обрезки ткани, полиэтилен, паралон и т.д.); второй год обучения – рассматривая сложные художественно-дизайнерские и конструктивно-технологические проблемы в процессе коллективного обсуждения; реализуют их на практике, учатся работать над созданием коллекции одежды, воплощать креативные идеи с применением знаний народных традиций, техник, приемов декоративно-прикладного творчества.

II блок «Салон» (школа демонстрации одежды)

Теоретическая часть. Первый год обучения: учащиеся получают первоначальные знания об истории и развитие моды, знакомятся с основными понятиями, специальной терминологией. Второй год обучения – получают знания о специфике сценической практики, об основах танцевальной культуры, хореографического искусства.

Практическая часть. Первый год обучения: учащиеся обучаются сценическому движению и дефиле, вырабатывают правильную походку и осанку и развивают красоту движения. Второй год обучения – овладевают навыками актерского мастерства, приобретают умение ориентироваться на сценической площадке, составляют композиции и мизансцены, которые входят в театрализованное представление коллекций одежды, осваивают основные приёмы демонстрации одежды.

В ходе реализации программы большое значение придается воплощению коллекций в материале и их демонстрации, планируется создание фонда коллекций.

После двух лет обучения в театре моды, в целях совершенствования мастерства и развития профессиональных качеств модельера-дизайнера, каждому учащемуся представляется возможность самостоятельно работать над созданием авторской коллекции одежды в творческой мастерской под руководством педагога-мастера.

Интегрированный характер программы театра моды «Эпицентр» предоставляет возможность пройти все этапы создания внешнего и внутреннего облика человека путём работы от эскизов и обучения первоначальным навыкам пошива одежды до демонстрации изделий на подиуме и рефлексии собственной творческой деятельности.

Организационные условия реализации программы

Сроки реализации программы: 2 года.

Общий объём часов в год – 144 (2 раза в неделю по 2 часа);

Наполняемость групп: 12 – 15 человек.

Программа разработана для учащихся 11 лет и старше с учетом возрастных особенностей, а также национально-культурных особенностей и самобытных традиций Гомельского края.

Реализация данной программы требует наличия соответствующей материально-технической и производственной базы. Для занятий с учащимися необходимо:

  • просторное, хорошо освещенное помещение, которое должно быть соответственно оформлено, что создает теплую атмосферу, уют и творческое настроение;
  • швейное оборудование;
  • малый зал с подиумом, оснащенный видео-, аудиоаппаратурой;
  • инструменты и материалы: краски, кисти, сантиметровая лента, катушечные нитки, иголки, булавки, напёрсток, мел или мыло, линейки для занятий основами художественного моделирования; спортивная форма для занятий пластикой, удобная закрытая обувь (туфли на устойчивом, средней высоты каблуке) для занятий дефиле.

Для представления коллекции на подиуме нужно не только владеть дефиле, а также знать основы сценического движения, театрального мастерства, пластики, танца. Для достижения более успешного результата целесообразно введение вспомогательных по отношению к программе курсов: «Основы сценического движения», «Хореография», «Основы театрального мастерства». Если таковых возможностей нет, то необходимо использовать другие формы обучения: интегрированные занятия, участие в стажировках и т.д.

 

Первый год обучения

Задачи:

- формировать знания учащихся в области моды;

- обучить основам сценического движения;

- формировать навыки общения в коллективе;

- развивать образное пространственное мышление;

- воспитывать творческую инициативу, эмоциональную отзывчивость на художественный вымысел;

- развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение.

- содействовать осознанию себя как творческой личности, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к чужому труду;

- воспитывать бережное отношение к традиционной народной культуре.

 

Учебно-тематический план 1-го года обучения

Блок «Студия»

 

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

теоретия

практика

всего

  1.  

Вводное занятие

2

2

1.

Стиль. Имидж

2

6

8

2.

Цвет и его свойства

2

4

6

3.

Колорит и его использование в одежде

4

2

6

4.

Искусство и мода

4

8

12

5.

Создание эскизов коллекций одежды

2

8

10

6.

Снятие мерок. Типы фигур

1

1

2

7.

Коллективный творческий проект: создание авангардной коллекции

24

 

24

 

Итоговое занятие

2

2

 

Итого

17

55

72

 

 

Содержание программы

1-го года обучения

 

Вводное занятие (2 ч.)

Знакомство с коллективом. Обсуждение плана работы на год. Правила безопасной работы.

История и развитие моды. Теории возникновения одежды: «Климатическая», «Моральная», «Социальная». Современные тенденции и основные понятия моды. Одежда «прет-а-порте». Одежда «от кутюр». Кумиры моды. Чарльз Ворт.Дольче и Габбана.Кельвин Кляйн. Пако Рабан. Кристиан Диор. Габриэлла Шанель.Вячеслав Зайцев. Игорь Чапурин. Валентин Юдашкин. Отечественные дизайнеры.

Тема народного костюма в творчестве отечественных и зарубежных дизайнеров. История белорусского народного костюма.

  1. 1.                Стиль, имидж (8 ч.)

Основные понятия стиля и имиджа. Определение стилевых направлений. Роль внешнего вида в нашей жизни. Стиль Коко Шанель. Формирование гардероба человека. Классический стиль. Спортивный стиль. Фольклорный стиль. Авангардный стиль. Деловой стиль. Стилевые тенденции современной моды.

Практическая работа. Работа с журналами мод по определению стилей в моделях одежды по их деталям, силуэтным формам, элементам отделки и композиции в целом. Знакомство с модными образами известных моделей, поп- и шоу-звезд. Знакомство с эпизодами жизни известных людей и с их высказываниями о своих успехах в связи с модой. Изучение фотографий и их сопоставление. Определение собственного стиля путем тестирования. Работа с компьютерной программой «Модный стилист». Определение формы и типа лица. Определение черт лица. Психологические тесты на самопознание.

  1. 2.                Цвет и его свойства (6 ч.)

Цвет и его свойства. Понятие «цвет». Цветовой круг. Дисперсия света (спектральное разложение). Основные цвета. Производные цвета (дополнительные). Холодные и теплые цвета. Яркие и приглушенные. Насыщенные (глубокие) и ненасыщенные (неглубокие). Темные и светлые. Хроматические цвета. Черный, белый цвета. Оттенки. Серый цвет. Понятие «согласованности цветов», «цветовой тон». Гармоничное сочетание цветов. Контрастное сочетание цветов.Цвет – язык народа.

Практическая работа. Составление палитры способом разведения и смешивания красок. Получение производных цветов. Характеристика полученных цветов. Рисование настроения в цвете. Рисование музыки в цвете. Наблюдение за переходами цвета.

  1. 3.                Колорит и его использование в одежде(6 ч.)

Характеристики цвета, его влияние на состояние человека. Типы внешности. Теория времён года. Цветовые образы: женщина-весна, женщина-лето, женщина-осень, женщина-зима. Типы колорита: светлый, приглушённый, яркий, контрастный. Тайна цвета. Сила цвета. Секреты личного выбора. Цветовые символы и традиции.

Практическая работа. Создание презентации, содержащей следующие направления: «Что обозначает данный цвет», «Как он влияет на восприятие человека», «Примеры моделей, выполненных в этом цвете». Определение своего типа внешности и колорита.

  1. 4.                Искусство и мода (12 ч.)

Источники инсперации – живописное или графическое произведение, элементы дизайна, ландшафт, архитектура, предметы материальной культуры, музыка, природа, события, народные и исторические костюмы различных стран, растительный и животный мир, а также цвет, формы, текстура, техника мазков. Стили и направления в искусстве. Конструктивизм. Кубизм. Сюрреализм. Поп-арт. Оп-арт. Постмодернизм. Произведение искусства – результат ассоциативных представлений о предметах и явлениях реального мира, воссоздаваемых в памяти.

Культура родного края. Традиционный народный костюм: формы, покрои, декоративные элементы. Возникновение замысла и постановка задачи – озарение. Ассоциации - предметные, абстрактные, психологические. Ассоциативное мышление в творческом процессе. Преобразование предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические поиски решений объекта. Экологический дизайн.

Практическая работа. Посещение музеев, выставок, цирка, кино. Коллекционирование предметов, образцов тканей, фотографий, репродукций. Изучение найденных предметов, их цвета и формы. Фотографирование. Наблюдение за окружающим миром. Совмещение собственных креативных идей и последних модных тенденций. Интерпретация  идеи в оригинальном ключе. Открытие новых подходов в дизайне.

  1. 5.                Создание эскизов коллекций одежды (10 ч.)

Представления о красоте человека в разные эпохи у разных народов. Искусство (живопись, скульптура, графика) – способ запечатлеть эти представления в форме. Схематичное изображение фигуры человека. Пропорции человека. Форма. Силуэт (прямой, полуприлегающий, приталенный и трапециевидный).

Композиция костюма. Правила композиции костюма: контраст, нюанс, подобие. Композиционный центр. Иллюзии. Конструктивные и декоративные линии. Ассоциации.

Практическая работа. Создание эскизов коллекций одежды на определенную тему.

Техника коллажа. Способ передачи идей на бумаге, отражающих суть выбранной дизайнерской концепции.

Подготовка эскизов коллекции, выполненной в авангардном стиле с использованием нетрадиционных материалов: промышленных отходов и бытового мусора.

  1. 6.                 Снятие мерок. Типы фигур (2 ч.)

Правила определения размера. Линии снятия мерок. Понятие «фигура». Типы фигур. Понятия: «пропорция», «пропорционально сложенная фигура». Правило «золотого сечения». Формула пропорциональности. Соотношение роста и массы тела. Характеристика форм тела человека. Асимметрия тела человека. Классификация фигур (применительно к конструированию и моделированию одежды). Наблюдение за фигурами людей. Выделение типов фигур. Изучение своей фигуры. Выявление её особенностей.

Практическая работа. Измерение своей фигуры с занесением мерок в таблицу, запись их с помощью условных обозначений. Изучение таблицы размерных признаков. Определение своего размера. Определение типа фигуры. Подбор фасона и рисунка на ткани в соответствии с типом фигуры.

  1. 7.                Коллективный творческий проект: создание авангардной коллекции (24 ч.)

Практическая работа. Поиск образа и его воплощение. Изготовление коллекции на основе ранее созданных эскизов, с использованием промышленных отходов и нетрадиционных материалов. Работа над созданием единого образа коллекции. Подбор музыки. Изготовление аксессуаров.

Итоговое занятие (2 ч.)

Практическая работа. Презентация созданной авангардной коллекции из промышленных отходов, бумаги или других нетрадиционных материалов. Коллективное обсуждение и оценка творческого результата.

 

Учебно-тематический план 1-го года обучения

Блок «Салон»

 

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

 

Вводное занятие

2

2

1.

Что такое дефиле

2

2

4

2.

Классическое дефиле

0,5

5,5

6

3.

Прием «Нон-стоп»

0,5

3,5

4

4.

Демонстрация коллекций различных стилей и направлений

1

5

6

5.

Пластика

2

10

12

6.

Дидактические театральные игры и тренинги

2

8

10

7.

Постановка номеров, композиций

18

18

8.

Фотосессия

2

4

6

 

Итоговое занятие

2

2

 

Итого

12

60

72

 

Содержание программы

1-го года обучения

 

Вводное занятие (2 ч.)

История моды. Первые манекены – «Пандоры». Потомки старинных манекенов – фарфоровые куклы. Первые модели-манекенщицы. Первые журналы мод. Первое агентство моделей. Самые знаменитые модели XX века. Первая супермодель – Лиза Фонссагривс. Первая фотомодель – Дориан Ли. Особенности профессии.

Специализация моделей: манекенщица, фотомодель, «маленькая модель», модель «полная фигура», парт-модель, «глэймар», этническая модель, характерная модель. Словарь модельного бизнеса.

  1. 1.                Что такое дефиле (4 ч.)

Понятие «дефиле». Специфика дефиле как синтеза музыки, танца и моды (модного костюма, подиумного шага). Своеобразие дефиле. Осанка фигуры человека. Многообразие типов осанки. Факторы, влияющие на формирование осанки. Походка. Типы походок. Походка и здоровье. Правильная походка, критерии походки. Походка и возраст. Походка и настроение.

Практическая работа. Изучение собственной осанки и определение ее типа. Анализ. Фиксация положений своего тела при различных видах деятельности. Изучение поз контроля за правильностью осанки. Наблюдение за походками учащихся. Изображение разнообразных походок людей в импровизации. Демонстрация походок. Пластические этюды на изображение походок: походка и возраст; походка и настроение; походка и груз. Характеристика движений человека. Демонстрация подиумного шага.

2. Классическое дефиле (6 ч.)

Классическое дефиле – как «фундамент при строительстве крепкого дома». Главные составляющие классического дефиле - каблук, прямая и красивая осанка, изящно вытянутая шея, плавное движение рук, правильный изгиб силуэта. Классические позировки, повороты, паузы. Техника подиумного шага. Основная позиция в статике. Положение головы. Характеристика основного шага: интервал, согласованность, распределение пространства. Понятие «грации». Грациозность кошки, других животных. Просмотр видеозаписи движения манекенщиц.

Практическая работа. Разминка. Демонстрация основного шага и его отработка. Демонстрация и отработка поворотов. Демонстрация шага с выпадом и его отработка. Движение навстречу друг другу, обходя друг друга, и другие варианты. Формирование навыков техники движения на подиуме. Просмотр и обсуждение видеоматериалов показов ведущих модельеров мира. Постановка корпуса, рук, ног. Изображение движений человека, одетого в: длинное вечернее платье; деловой костюм; короткую узкую юбку; карнавальный костюм; спортивный костюм; рабочую спецовку. Показы на подиуме. Подготовка к дефиле. Законы подиумной динамики.

3. Приём «Нон-стоп» (4 ч.)

Возникновение приёма.Распределение сценического пространства.Варианты движения колонной, в затылок друг другу, линией по диагонали, массой в не­сколько рядов, в шахматном порядке.Распределение сценического времени.Понятие сценического времени, его плотность. Разнообразие движений на одном временном промежутке. Просмотр видеозаписи движения манекенщиц.

Практическая работа. Разминка.Отработка всех элементов шага в положении: колонной, по диагонали, массой, под музыку, с рукой. Освоение сцены.Отработка всех элементов движений по одному с интервалом времени (запаздыванием - «каноном»), по двое, группой, с музыкой. Создание иллюзии непрерывности движения.

4. Демонстрация коллекций различных стилей и направлений (6 ч.)

Отличительные черты представления на подиуме коллекций одежды, выполненных в различных стилях: этническом, деловом, спортивном, милитари, casual, ретро, авангардном, сафари, кантри, диско. Отражение стиля костюма в стиле шага и танцевальных элементах. Простые вариации. Композиция. Многофигурные композиции. Постановка композиций из основных элементов шага.

Практическая работа. Разминка. Комплекс танцевальных элементов аэробики.Импровизации (без музыки и с музыкой). Составление простых и сложных композиций в соответствии со сценическим замыслом демонстрации модели самостоятельно или с педагогом.

5. Пластика (12 ч.)

Пластика и костюм. Взаимосвязь пластики движений человека со стилем его одежды. Обратная зависимость. Понятие «эмоции». Виды эмоций. Пластика и эмоции. Выражение лица человека в зависимости от его внутреннего состояния. Мимика. Язык жестов. Жесты как способ выражения эмоций. Жестикуляция. Пластические композиции. Пантомима – синтез мимики и пластики жеста. Известные мимы и театры пантомимы.

Практическая работа. Пластика рук. Основные позиции рук. Специфика положений кистей рук манекенщицы. Комплекс упражнений для рук и плечевого пояса. Плавные движения рук «Волна», «Ленточки», «Крылья», «Ветерок». Пластика «мягких» рук. Пластика «ломаных» рук. Фантазийная пластика рук.

Пластика головы и шеи. Постановка головы. Изящество поворотов и наклонов. Комплекс движений для головы и шеи.

Пластика ног. Позиция ног в танце, отличие позиции ног манекенщицы. Виды танцевального шага: шаг с подскоком, приставной шаг, шаг галопа, переменный шаг, шаг польки шаг с притопом, припадание, «ковырялочка» с притопом. Комплекс ритмических упражнений для ног.

Пластика тела. Комплекс танцевально-ритмических упражнений. Разучивание движений. Соединение с дефиле. Ходьба под музыку с хлопком на сильную долю. Разучивание танцевальных движений. Стажировка в школе народного танца, эстрадного танца. Упражнение «Станцуй песню», «Танец с платками», «Воздушный бал», «Зеркало», «Тряпичная кукла».

6. Дидактические театральные игры и тренинги (10 ч.)

Понятие «образа», «характера» в актерском искусстве. Особенности создания сценического характера. Техника создания образа на сцене. Приемы пластической выразительности для достижения сценического образа и передачи характера.

Мышцы, их роль в актерском мастерстве. «Офантазирование» предметов. Понятие «внутреннего зрения». Групповое фантазирование. «Ощущение» мускульного напряжения при поднятии мнимых тяжестей. Действия групповой взаимосвязи.

Понятие о зрительном, слуховом, осязательном внимании. Групповое внимание. Публичное одиночество. Понятие о вере и сценической наивности.Темпо-ритм.

Практическая работа. Игры на расслабление, координацию.

Творческие задания: «Зеркало». «Скульптор». «Магазин». «Цветочный сад» и т.д.Мини-пьесы.Физические упражнения на освобождение мышц. Физические упражнения по освоению способов мгновенной ориентировки. Упражнения (тренинг) на выработку индивидуального и группового внимания, публичного одиночества.

Пластические этюды: «Птичья ферма», «Зоопарк», «Джаз», «Цирк», «Ожившие витрины», «Мастерская игрушек».«Ощущение» чувства ритма. Одновременное действие нескольких человек на одной сцене в разных темпо-ритмах.

7. Постановка номеров, композиций (18 ч.)

Практическая работа. Применение полученных  навыков.

Разучивание и постановка рекламных и концертных номеров. Выступления.

8. Фотосессия (6 ч.)

Правила позирования перед объективом.

Практическая работа. Позирование перед зеркалом. Выбор удачных ракурсов. Фотосъемка.

Итоговое занятие (2 ч.)

Анализ и оценка результатов освоения программы. Театрализованный показ изготовленной коллекции.

 

Ожидаемые результаты

По окончании 1-го года обучения учащиеся должны знать:

- тенденции современной моды;

- историю создания костюма;

- основные понятия и термины;

- основные стили одежды;

- законы сочетаемости цветов;

- основные приёмы демонстрации одежды;

уметь:

- снимать мерки с конкретной фигуры;

- применять полученные знания в отношении себя, своей внешности и фигуры;

- создать эскиз собственной модели, предназначенной для воплощения в костюме из промышленных отходов и бытового мусора или других нетрадиционных материалов;

- естественно и красиво двигаться, поддерживать правильную осанку.

 

Второй год обучения

Задачи:

- познакомить учащихся с общей характеристикой тканей, их видами и свойствами;

- обучить основным приемам конструирования и моделирования одежды;

- совершенствовать знания, умения и навыки сценического искусства;

- расширить знания по визажу;

- развивать аккуратность, последовательность в работе, умение доводить начатое дело до конца, видеть перспективу своего труда, формировать уверенность в себе;

- совершенствовать умение тщательно наблюдать за окружающим миром, совмещать собственные креативные идеи и последние модные тенденции при создании коллекции;

- приобщить учащихся к мировой культуре и общечеловеческим ценностям, к истокам культуры белорусского народа, народных традиций для осознания своей самобытности и восстановления утраченных связей с прошлым, со своими корнями.

- формировать творческий подход к использованию нетрадиционных методов художественно-декоративного оформления одежды;

- развивать способности к образному мышлению, тем самым расширить сферу видения и общения с народным искусством.

 

Учебно-тематический план 2-го года обучения

Блок «Студия»

 

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

 

Вводное занятие

2

2

1.

Основные сведения о тканях

2

6

8

2.

Основные швейные работы

2

12

14

3.

Приемы конструирования и моделирования одежды

2

14

16

4.

Коллективный творческий проект: создание коллекции с использованием народных мотивов

2

28

30

 

Итоговое занятие

2

2

 

Итого

10

62

72

 

Содержание программы

2-го года обучения

 

Вводное занятие (2 ч.)

Обсуждение достигнутых результатов за прошедший год. Планирование работы на учебный год. Правила безопасной работы. Оформление кабинета для занятий. Основные события в мире моды. Тенденции.

  1. 1.                Основные сведения о тканях (8 ч.)

Определение и общее понятие о тканях. Ткани в истории. Многообразие тканей и их общая характеристика. Нити основы и утка. Виды тканей (натуральные, искусственные, синтетические). Хлопчатобумажные ткани. Льняные ткани. Шерстяные ткани. Шелковые ткани. Варианты сочетания тканей. Строение и свойства тканей. Отделка тканей. Мех. Кожа. Народные мотивы при проектировании современных полотен.

Практическая работа. Экскурсия в магазин «Ткани». Изучение фактуры материалов ассортимента по образцам. Определение тканей по их свойствам. Распознавание направления нитей утка и основы. Составление цветовых сочетаний.Изготовление эскиза модели в виде аппликации. Дизайн рисунка ткани. Выбор источника для создания текстильного узора. Использование коллажа с целью определения цветовой палитры и формирования идеи дизайна ткани.

  1. 2.                Основные швейные работы (14 ч.)

Правила по безопасной работе, пожарной безопасности. Организация рабочего места. Ручные работы. Машинные операции. Операции влажно-тепловой обработки. Ручные стежки, их виды. Технология выполнения стежков.

Швейные машины. Назначение, принцип действия. Правила подготовки швейной машины к работе и правила работы на ней. Схема заправки верхней и нижней ниток. Машинные швы, их назначение и техника выполнения. Простейшие неполадки в работе машины и способы их устранения.

Практическая работа. Подготовка швейной машины к работе. Отработка навыка заправки верхней и нижней ниток. Освоение различных видов швейных работ на примере изготовления аксессуара – сумочки-косметички. Экскурсия в ателье.

  1. 3.                Приёмы конструирования и моделирования одежды (16 ч.)

Общие сведения о построении чертежей швейных изделий. Чертежные инструменты, приспособления. Выкройки. Порядок раскроя. Прибавки, необходимые при расчете конструкции. Муляжный способ.

Понятие «моделирование». Способы и приемы моделирования. Членениеформ костюма. Линии членения: горизонтальные, вертикальные и диагональные. Симметрия и асимметрия. Понятие художественной системы в моделировании: отдельные модели одежды, семейство, гарнитур, комплект, ансамбль, коллекция. Принципы составления коллекции. Композиция костюма, головной убор: форма, декор. Принципы использования элементов народной одежды в современном моделировании одежды.

Художественное оформление одежды. Понятие «отделка». Виды современных отделок. Приёмы декорирования. Осторожность в применении отделок: согласованность с композицией костюма. Неповторимое национальное своеобразие элементов декора народного костюма: вышивка, кружево и другое.

Практическая работа. Последовательность построения и расчет. Построение чертежа изделия. Техника переноса фасонных линий с рисунка на чертеж основы или на готовую основу.

  1. 4.                Коллективный творческий проект: создание коллекции с использованием народных мотивов (30 ч.)

Трансформация и преобразование источника из реальной действительности в коллекцию одежды. Источник вдохновения – традиционное народное творчество, народный костюм. Преломление народных традиций в современном искусстве создания вещей. Творческое переосмысление традиций народного костюма.

Практическая работа.Эскизный этап создания коллекции. Воплощение коллекции в материале, применяя знания народных традиций, техник, приемов. Разработка конструкций моделей и их изготовление. Работа над созданием единого образа  коллекции. Подбор музыки. Изготовление аксессуаров.

Итоговое занятие (2 ч.)

Презентация коллективного творческого проекта – стилизованной креативной коллекции одежды и аксессуаров с элементами национального костюма и народных промыслов, отвечающей последним тенденциям в мире моды.

Учебно-тематический план 2-го года обучения

Блок «Салон»

 

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

 

Вводное занятие

2

2

1.

Дефиле

4

22

24

2.

Приёмы визажа

4

4

8

3.

Визитная карточка модели – портфолио

2

 

6

 

8

4.

Правила питания

1

1

2

5.

Профессиональная этика

1

1

2

6.

Постановка номеров, композиций

24

24

 

Итоговое занятие

2

2

 

Итого

13

59

72

 

Содержание программы

2-го года обучения

 

Вводное занятие (2 ч.)

Обсуждение плана работы на год. Правила безопасной работы. Просмотр видеоматериалов показов ведущих модельеров мира и отечественных дизайнеров. Тенденции развития современной моды. Просмотр и анализ видеоматериалов собственных показов.

  1. 1.                Дефиле (24 ч.)

Различные приёмы демонстрации одежды. Классическое и французское дефиле. "Бельевой шаг". Авангардные решения в дефиле. Отработка навыка публичного выступления. Создание образа посредством различных методик. Преодоление комплекса «боязни сцены», создание «ситуации успеха». Самоорганизация. Пластика образа модели. Особенности создания сценического характера. Техника создания образа на сцене. Пластическая выразительность.  Варианты ухода с подиума.

Практическая работа. Разминка. Отработка подиумного шага. Композиции. Зависимость пластики движений от характера музыки и образности демонстрируемой модели. Пластические этюды. Пластические импровизации.Дидактические театральные игры и тренинги.

  1. 2.                Приёмы визажа (8 ч.)

Визаж – искусство украшения и оформления лица и тела. Визаж – образный макияж. Косметика и область её применения: показ мод, «живые» картины художников, рекламные проспекты. Понятие «косметика». История развития косметики. Искусство ухаживать за собой. Понятие «внешность». Черты лица. Формы и типы лица. Типы кожи. Принципы гигиены. Косметические процедуры. Необходимое оборудование, материалы. Принципы нанесения косметических средств.

Понятие «макияж». Макияж и декоративная косметика. История макияжа. «Естественный» макияж. Вечерний (дискотечный) макияж. «Гламур». Макияж для подиума. Уход за руками. Маникюр. Типы волос. Уход за волосами. Ароматы. Классификация запахов.

Практическая работа. Определение формы лица, черт лица и типа лица. Определение типов кожи. Изучение ассортимента декоративной косметики. Определение видов макияжа по фотоснимкам. Проработка техники макияжа: дневного и вечернего. Определение типа волос. Прически повседневные,  праздничные, прически для подиума. Индивидуальный выбор ароматов в соответствии с типом внешности, темпераментом, образом.

  1. 3.                Визитная карточка модели – портфолио (8 ч.)

Понятие «портфолио». Содержание портфолио. Требование к составлению портфолио.Правила работы перед камерой. Искусство перевоплощения. Характер движений. Знание специфики освещенности. Подготовка «рабочего места». Создание образа, акцентирование оригинальности модели.

Практическая работа. Фотосессия. Создание потфолио.

  1. 4.                Правила питания (2 ч.)

Влияние правильного питания на состояние фигуры, кожи, волос. «Три заповеди правильного питания». Углеводы. Жиры. Белки (протеин). Вода. Группы продуктов. Вредные продукты. Питание подростков. Примерное меню. Необходимые микроэлементы для подростка. Напитки. Важность завтрака. Сбалансированное питание. Рецепты. Советы от звезд модельного бизнеса.

Практическая работа. Домашнее задание: апробировать в домашних условиях один из предложенных рецептов.

  1. 5.                Профессиональная этика (2 ч.)

Изучение словаря моды, норм поведения модели в различных местах: подиум, кулисы, зал. Поведение на подиуме и за кулисами, характер общения с другими моделями и со зрителями. «Заповеди модели».

Практическая работа. Отработка навыков поведения на сцене, за кулисами.Культура речи. Упражнения по речевой деятельности. Составление коллективного рассказа.

  1. 6.                Постановка номеров, композиций (24 ч.)

Практическая работа. Применение полученных навыков.

Разучивание и постановка театрализованных представлений и концертных номеров для демонстрации изготовленных коллекции. Репетиции. Выступления на различных мероприятиях: концертах, выставках, конкурсах.

Итоговое занятие (2 ч.)

Театрализованный показ коллективно изготовленной коллекции. Коллективное обсуждение итогов показа, анализ и оценка.

 

Ожидаемые результаты

По окончании 2-го года обучения учащиеся должны знать:

- свойства и виды тканей;

- этапы проектирования коллекции одежды;

- национальное своеобразие, особенности традиционного народного творчества, народного костюма;

- основные швейные операции (ручные, машинные);

- способы передачи идей на бумаге;

- правила личной гигиены;

- влияние правильного питания на состояние фигуры, кожи, волос;

- правила по технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами, швейной машиной и электрическим утюгом;

уметь:

- точно и аккуратно выполнять все этапы создания костюма;

- свободно оперировать полученными знаниями в реальной жизни;

- производить простейшее моделирование;

- построить чертеж основы;

- разрабатывать самостоятельно эскиз модели, созданной в соответствии с основными требованиями композиции костюма;

- представлять движения в воображении и мыслить образами, импровизировать на основе музыки;

- составлять самостоятельные композиции из основных элементов шага;

- демонстрировать изготовленные изделия;

- подбирать косметическую продукцию в соответствии с ее назначением, с особенностями кожи и типом внешности, правильно накладывать макияж;

- интерпретировать идеи в оригинальном ключе;

- проявлять выдумку, фантазию при создании коллекций одежды, их обыгрывании (аксессуары, музыка, сюжет и т.д.).

 

Формы и методы реализации программы

Программа объединения театра моды «Эпицентр» построена на следующих дидактических принципах: доступности, занимательности, системности и последовательности, которые отражаются в её содержании.

При её реализации используются как традиционные методы обучения (словесные, наглядные, практические) так и методы, развивающие и активизирующие творческую деятельность учащихся, усиливающие интерес к профессии модельера и дизайнера (игровые, алгоритмические, взаимообучения, информационной поддержки, дизайн-анализ, мозговой штурм (творческий поиск идей).

Ведущим методом работы является проектный метод, в процессе которого учащийся-дизайнер создает образ — первооснову создаваемого изделия. Идея эскизного проекта стимулирует и активизирует процесс совершенствования и создания новых арт-объектов. Заставляет учащихся находить новые конструктивные решения, технологии, проявлять художественную фантазию как основу дизайнерской деятельности.

Использование разнообразных методов обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.

В процессе обучения применяются разнообразные формы занятий: групповые, индивидуальные, практические, семинары, конкурсы, показы.

Групповая форма работы привлекает участников возможностью лучше узнать друг друга и приобрести ценный опыт творческого взаимодействия, обеспечивает разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения задания в определенные сроки. От этого зависит успех работы всего коллектива.

При решении конструктивно-творческих задач при проведении обучающих и контрольных практических занятий, например, изготовление коллекционных моделей, наиболее эффективной является работа по подгруппам. При работе с малым количеством учащихся в значительной степени возрастает значимость индивидуальной помощи каждому учащемуся со стороны педагога, что в свою очередь обеспечивает эффективность образовательного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания материала и создаёт оптимальные условия для самореализации и саморазвития каждого учащегося.

Особую значимость имеет самостоятельная работа учащихся по совершенствованию индивидуального мастерства в ходе тренингов.

Полезной формой для развития учащихся в образовательном процессе являются коллективные обсуждения и выполнение творческих работ. В качестве наглядного дидактического материала в процессе обсуждения выступают проектные и другие творческие работы, которые не только пробуждают и расширяют познавательные интересы, но и помогают рассмотреть и обсудить ряд сложных вопросов и понятий.

Одним из средств, позволяющих разнообразить занятия, интереснее и доступнее преподнести новый материал, активизировать познавательную деятельность учащихся, является использование  теле-, видео-, музыкальной  аппаратуры, специальных компьютерных программ: «Космополитен», «Модный стилист».

В образовательный процесс следует включать экскурсии в художественные музеи, центры народных промыслов, центры моды, встречи с дизайнерами и мастерами декоративно-прикладного искусства, что способствует ускорению процесса познания и становления дизайнерского мышления, помогает учащимся приходить к правильному эстетическому суждению.

 

 

Формы подведения итогов и контроля

Для текущего и промежуточного контроля знаний и умений учащихся по итогам темы проводятся тестирования, опросы, контрольные задания, анализируется качество выполнения работы.

Итоговый контроль приобретенных практических умений и навыков осуществляется по качеству изготовленных коллекций, по результатам участия в творческих конкурсах, фестивалях, показах моды.

 

Литература для педагога

  1. Орлова, Л. В. Азбука моды / Л.В. Орлова. – М., Просвещение, 1989.
  2. Гольцева, И. Зеркало здоровья и красоты / И. Гольцева. – М.: Новость, 1993.
  3. Даброу, Т. Макияж за пять минут / Т. Даброу. – М., Экспресс, 2006.
  4. История моды/ http://www.fashion-history.ru.
  5. Коблякова, Е. Б. Конструирование одежды. / Е.Б. Коблякова. – М., Лёгкая индустрия, 1992.
  6. Методическое обеспечение учебного процесса / http://abc.vvsu.ru/Books/l_individ/default.asp.
  7. Пармон, Ф.М Рисунок и графика костюма / Ф.М. Пармон, Т.П. Кондратенко. – М.: Легпромбытиздат, 1987.
  8. Устинова, Е. Я сама делаю выкройки / Е. Устинова. – М., 1999. – 208с.
  9. Фелисити Э. Как стать привлекательной / Э. Фелисити. – М., 2000. – 114с.
  10. Шейко, Н.И. Книга женской мудрости / Н.И. Шейко. – М: Рипол-классик, 2007.

 

Литература для учащихся

  1. Актерский тренинг/ http://theater.siteedit.ru/page30.
  2. Библиотека легкой промышленности: книги, журналы, статьи, справочники /http://t-stile.info.
  3. Журнал «Трозо»/http://www.trozo.ru/tag/lotos.
  4. Иллюстрированная энциклопедия моды/http://fashion.artyx.ru.
  5. Театральная библиотека/http://www.theatre-library.ru/.
  6. Храмова, Л. Энциклопедия моды для девочек / Л.Храмова. – М.: Делия, 2007.
  7. trepsy.net/ http://www.trepsy.net/razvit/.
Яндекс.Метрика