Ошибка :

Показать отладочную информацию

Текстильный дизайн
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen

Текстильный дизайн

 

Котова О.Ю., педагог дополнительного образования учреждения образования «Национальный центр художественного творчества детей и молодёжи» Министерства образования Республики Беларусь

 

Пояснительная записка 

Дизайн (англ. design – проектировать, конструировать) — художественное конструирование предметов; проектирование эстетического облика промышленных изделий. Текстильный дизайн способен преобразить интерьер до неузнаваемости, обеспечить эмоционально-положительное восприятие условий жизни. Сочетание дизайна и текстиля меняют облик помещения, делая его комфортным, функциональным и уютным.

В область текстильного дизайна также включаются и изделия, выполненные в декоративных и утилитарных целях не только для интерьера, но и для украшения человека. Это художественно выполненная одежда, бижутерия, аксессуары и т.д.

Невнимание к текстильным деталям в интерьере и внешнем виде человека приводит к диссонансу и дисгармонии. Чаще всего эту проблему решают обращаясь к дизайнерам, стилистам. Но лишних затрат можно избежать, если научиться самим создавать гармонию с помощью текстильных изделий. Вещи, сделанные своими руками, в последнее время становятся особенно актуальными. Эта работа требует мастерства, чувства цвета и композиции, художественного вкуса.

Возможность обучения созданию дизайнерских вещей из текстиля предоставляют занятия в объединениях по интересам в сфере декоративно-прикладного творчества, в частности программа кружка «Текстильный дизайн». Программа имеет художественно-эстетическую направленность, объединяет несколько видов деятельности.

Войлоковаляние – создание войлока – нетканого материала, получаемого в процессе валяния из овечьей шерсти. Художественные качества войлока крайне широки, а изготовление различных декоративных и утилитарных изделий позволяет развить конструктивное и креативное мышление.

Батик – роспись по ткани красками на водной основе. Занятия батиком помогают развитию воображения, фантазии, пространственного мышления, а также формируют аккуратность.

Вышивка лентами – эффектный и быстрый способ вышивки, в котором вместо нити используются атласные ленты различной ширины, позволяет украшать бытовые предметы, развивая чувство прекрасного.

Пэчворк – лоскутная техника, которая дает возможность познакомиться с основами декоративно-прикладного искусства, приобщиться к народному творчеству, приучает к аккуратности.

Авторская кукла – часть современного декоративно-прикладного искусства, собирающая в себе многие его виды. Прежде всего учащиеся знакомятся с пропорциями человеческого тела и его стилизацией, учатся элементарным приемам кройки и шитья одежды на человека, использованию нетрадиционных материалов в создании кукол.

Изделия, выполненные в вышеперечисленных техниках, могут стать изюминкой в одежде человека или интерьере. Эти техники позволяют создать бесчисленное множество композиций, как по форме, так и в цветовых сочетаниях, предоставляя возможность экспериментировать.

Декоративно-прикладное искусство, работа с различными материалами –средство гармоничного развития учащихся, который дает углубленное знание о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству. Полученный учащимися объем знаний и умений может стать первым шагом на пути к новой профессии. Важность этого аспекта дополнительного образования особенно подчеркнута в Кодексе Республики Беларусь об образовании.

Актуальность программы кружка «Текстильный дизайн» в том, что стремление к новому и прекрасному естественно для любого человека, а для ребенка – это еще и способ творческой самореализации. Занятия различными видами декоративно-прикладного творчества ведут к развитию важных для ребенка физических и психических качеств: мелкой моторики, усидчивости, самостоятельности, культуры труда и прочих качеств, необходимых человеку в современном обществе. Именно в подготовке современного творческого человека, умеющего реализовать себя в разнообразных видах декоративно-прикладного искусства и состоит замысел предлагаемой программы.

Занимаясь в кружке, учащиеся не только приобретают навыки работы с текстилем, но и учатся находить новые, неожиданные решения при изготовлении элементов интерьера и одежды. Новизна данной программы в том, что учащиеся используют известные им материалы (текстиль) в новой интерпретации, познают ранее неизвестные им техники работы, а также изучают большой спектр изделий из текстиля – от украшений до арт-объектов.

В содержании программы предполагается знакомство с историей и культурой, использование культурологических, этно-художественных знаний, что позволяет приобщить учащихся к народному декоративно-прикладному искусству Беларуси, мировому культурному наследию и сформировать гармоничное отношение к окружающему миру.

Цель программы: формирование у учащихся эстетического вкуса и креативного мышления на основе традиционных и современных видов работы с текстилем; развитие у них художественных и творческих способностей.

Задачи:

  • знакомить с историей и традициями народных художественных ремесел;
  • обучить основным приёмам и техникам работы с текстилем;
  • развивать способность принимать нестандартные решения, искать новые сочетания материалов, цветов, фактур;
  • формировать гармоничное отношение к окружающему миру и декоративно-прикладному искусству в частности;
  • воспитывать аккуратность, бережливость в работе с материалами, усидчивость и умение доводить начатое до конца.

Программа объединения по интересам дифференцирована с учетом возраста и личностных особенностей обучающихся; имеющихся знаний, умений и навыков; готовности и способности каждого участника образовательного процесса к выполнению более сложных изделий. В связи с этим данная программа предполагает также выполнение творческих заданий повышенной сложности, что позволяет развивать и совершенствовать креативное мышление и мастерство, экспериментировать и создавать новые оригинальные изделия.

Кроме того, учащимся объединения по интересам, заинтересованным в более глубоком изучении искусства войлоковаляния, представляется возможность обучения по программе спецкурса «Войлок».

Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана на учащихся от 14 до 18 лет, предусматривает обучение в течение одного года.

Периодичность и продолжительность занятий: 9 академических часов в неделю по 3 часа, объем программы 324 часа в год.

Нормы наполняемости группы 12-15 человек.

Спецкурс «Войлок» рассчитан на обучение в течение пяти месяцев по 4 академических часа в неделю, объем спецкурса 80 часов.

Набор учащихся в кружок осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных знаний. Главным условием приема учащихся остается их собственное желание заниматься декоративно-прикладным творчеством. Группы кружка формируются в составе учащихся разного возраста и с разным опытом прикладного творчества.

Материально-техническое обеспечение

Кабинет для занятий должен соответствовать санитарным нормам и правилам, требованиям пожарной безопасности, правилам безопасной работы. В помещении должен соблюдаться режим проветривания, освещения, систематической уборки.

Материалы и инструменты

Для валяния: шерсть непряденая разных цветов, пленка для упаковки хрупких изделий с воздушными пузырьками (1 м на каждого учащегося), мыло детское, иголки для валяния, кипятильник (электрочайник для подогрева воды), полиэтиленовая пленка, простынь (мягкая ткань).

Для текстильных кукол и пэчворка: ткани различного качества, иголки, нитки, картон для выкроек, швейная машинка.

Для батика: краски для батика (4-5 цветов), ткань х/б (бязь, мадаполам), кисти мягкие, полиэтиленовая пленка, нитки, рамка (подрамник), кнопки.

Для вышивки лентами: ленты атласные различных цветов и ширины, ткань крупного переплетения, иглы с большим ушком, нитки, бисер.

Для кукол: ткань, полимерный пластик, инструменты для лепки, клей ПВА, клей «Момент», синтепон, краска акриловая для тонирования и росписи кукол, кисти, иголки, нитки. Ткань, бумага, прочие материалы для декорирования по выбору учащихся.

Учебно-тематический план

 

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. История текстиля и его роль в жизни человека

3

3

2.

Валяние войлока

3

66

69

3.

Роспись по ткани

3

24

27

4.

Вышивка лентами

3

45

48

5

Пэчворк

3

54

57

6.

Текстильные куклы

3

45

48

7.

Куклы из пластика

3

54

57

8.

Экскурсионная и выставочная деятельность

9

9

9.

Итоговая выставка работ

6

6

 

Итого

21

303

324

 

Содержание программы

 

1. Вводное занятие (3 ч.)

Текстильный дизайн: история, примеры. Роль текстиля в жизни человека, основные текстильные изделия. Изучаемые техники, технологии и материалы – краткое описание. Материалы и инструменты для работы. Правила безопасной работы.

2. Валяние войлока (69 ч.)

История войлоковаляния. Технология валяния: мокрое валяние, бесшовное валяние объемных изделий, нуно-фелтинг, войлочные шарики, сухое валяние.

Практические занятия. Изготовление панно на свободную тему по предложенным эскизам или собственному замыслу. Оформление работ. Валяные подушки-игрушки. Эскизы подушек. Технология цельноваляного (бесшовного) изделия. Цветовая гармония. Оформление подушки, детали. Грелки на чайник. Выполнение собственной модели. Войлочные шарики. Варианты применения войлочных шариков. Декоративная занавесь из шариков (коллективная работа). Сухое валяние. Эскизирование и изготовление мелких сувенирных игрушек.

* Работа повышенной степени сложности: выполнение батлеечных кукол в технике сухого и мокрого валяния.

3. Роспись по ткани (27 ч.)

         История росписи по ткани, виды и техники. Технология узелкового батика. Технология контурного батика. Цветовая гармония.

Практические занятия. Основные приемы завязывания узелков. Окрашивание. Сушка. Закрепление батика. Изготовление набора салфеток. Панно в контурной технике. Разработка эскиза. Закрепление ткани на раме. Перенос эскиза и нанесение контура. Окрашивание в несколько слоев. Закрепление батика. Оформление панно. Панно в технике свободной росписи. Подготовка грунта, нанесение рисунка, росписи.

* Работа повышенной степени сложности: соединение батика и войлока.

4. Вышивка лентами (48 ч.)

История вышивки лентами. Основные приемы вышивки лентами. Оформление окна – композиция, дизайн.

Практические занятия. Изготовление брошек, открыток, салфеток. Панно с использованием батика и вышивки лентами. Сувениры к Новому году. Рождественские сапожки, рамки для фото, ёлочные игрушки (шарики из войлока).

* Работа повышенной степени сложности: соединение войлока и вышивки лентами (сумочки, обложки для блокнотов).

5. Пэчворк (57 ч.)

История техники пэчворк. Виды узоров в технике пэчворк, основные приемы соединения лоскутков. Композиция и цвет.

Практические занятия. Игольница-звезда. Лоскутный мячик. Прихватки. Подушки (подбор узора, тканей, раскрой, сшивание и оформление).

* Работа повышенной степени сложности: соединение батика, войлока и пэчворка, создание панно.

6. Текстильные куклы (48 ч.)

Текстильные куклы в славянской культуре. Образ куклы-Тильды, разработка эскизов.

Практические занятия. Текстильные куклы «Тильды»: раскрой, сшивание, одежда, аксессуары.

* Работа повышенной степени сложности: создание текстильной куклы с элементами батика и пэчворка.

7. Куклы из пластика (57 ч.)

История и значение куклы в мировой культуре. Основы лепки из пластика, разработка эскизов куклы-фентези.

Практические занятия. Кукла-фентези из пластика: продумывание образа, лепка, изготовление туловища, изготовление одежды из ткани, бумаги, природных материалов с использованием техник, изученных за год.

* Работа повышенной степени сложности: создание куклы из нетрадиционных материалов.

8. Экскурсионная и выставочная деятельность (9 ч.)

Продумывание маршрутов и тематики экскурсий, выбор лучших выставок. Поход на выставку, изучение экспонатов, анализ выставки. Оформление и отбор выставочных работ для представления на выставках различного уровня.

9. Итоговая выставка работ (6 ч.)

Отбор лучших работ за год. Оформление выставки. Анализ работы за год. Рефлексия.

Ожидаемые результаты

По истечению года учащиеся должны знать:

  • историю развития текстиля и каждой изученной техники;
  • основные приемы и техники работы с текстилем;
  • основы цветовой гармонии;
  • технологии войлоковаляния, батика, пэчворка, вышивки лентами;
  • технологию создания художественной куклы;

 

уметь:

  • применять полученные знания в практической работе;
  • принимать творческие решения, искать креативные сочетания материалов;
  • создавать творческие дизайнерские работы в изученных техниках;
  • использовать и сочетать в работе различные материалы;
  • соблюдать правила безопасной работы;

приобрести навыки:

  • практической работы с различными материалами;
  • аккуратной работы с материалом;
  • совместной работы в коллективе.

Положительным результатом является устойчивый интерес учащихся к изделиям, выполненным своими руками с высокой степенью аккуратности. Учащиеся должны проявлять интерес к участию в выставках, ярмарках-продажах, фестивалях. Важно сформировать желание продолжать заниматься текстильным дизайном, повышать свой уровень мастерства, совершенствовать навыки и стремиться к новым знаниям.

 

Приложение

Учебно-тематический план

спецкурса «Войлок»

 

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. История, виды изделий и техники войлоковаляния

1

1

2.

Создание войлочной картины в технике по-мокрому

0,5

3,5

4

3.

Теплые шарфы: особенности раскладки и валяния

0,5

3,5

4

4.

Изготовление войлочных цветов-брошей и интерьерных цветов

0,5

7,5

8

5.

Создание бижутерии из войлочных бусин

0,5

3,5

4

6.

Шерстяные зверята: игрушки по-сухому

0,5

7,5

8

7.

Валяние на поролоне: птички и фрукты

0,5

3,5

4

8.

Простейшее изделие на выкройке: создаём декоративную подушку

0,5

7,5

8

9.

Валяние варежек: расчет выкройки и особенности создания

0,5

3,5

4

10.

Сумка из шерсти с элементами нуно-войлока. Особенности крепления ручек.

0,5

7,5

8

11.

Войлочные домашние тапочки: валяние на колодке

0,5

7,5

8

12.

Создание шляпы (берета) на выкройке, валяние на болванке

0,5

7,5

8

13.

Одежда из войлока: построение выкройки, особенности раскладки, валяние на манекене

1

7

8

14.

Экскурсионная деятельность. Посещение выставок

2

2

15.

Итоговое занятие. Выставка работ

1

1

 

Итого

10,5

69,5

80

 

Содержание программы

 

1. Вводное занятие (1 ч.)

Войлок. Краткая история, виды изделий и техники. Необходимые материалы и инструменты.

2. Создание войлочной картины в технике по-мокрому (4 ч.)

Теория.Особенности мокрого валяния: правильная раскладка шерсти, последовательность действий при мокром валянии, усадка изделия, использование декоративных волокон.

Практика. Эскиз к панно; создание панно в технике валяния «по-мокрому».

3. Теплые шарфы: особенности раскладки и валяния (8 ч.)

Теория. Особенности раскладки шарфов (прямой шарф, шарф с воланами); техника «нуно-войлок»; прорезание дырок; валяние бахромы; учет усадки шерсти.

Практика. Цветовой эскиз к шарфу. Раскладка шерсти и шелка для валяния. Выполнение шарфа в технике «по-мокрому» с использованием техник «нуно-войлока», дырок и бахромы.

4. Изготовление войлочных цветов-брошей и интерьерных цветов (8 ч.)

Теория. Виды войлочных цветов, особенности их выполнения особенности сочетания сухого и мокрого валяния.

Практика. Раскладка шерсти для броши и декоративного цветка. Валяние основы для цветка по-мокрому. Сборка цветка по-сухому в т.ч. на проволоке.

5. Создание бижутерии из войлочных бусин (4 ч.)

Теория. Эскиз бижутерии из войлочных бусин. Особенности работы с фурнитурой.

Практика. Изготовление войлочных бусин. Сборка бижутерии.

6. Шерстяные зверята: игрушки по-сухому (8 ч.)

Теория. Особенности сухого валяния. Особенности игрушки на проволочном каркасе.

Практика. Изготовление проволочного каркаса. Валяние игрушки по-сухому.

7. Валяние на поролоне: птички и фрукты (4 ч.)

Теория. Особенности валяния игрушек на поролоне. Эскизы игрушек (птички).

Практика. Изготовление поролоновой основы. Обваливание шерсти. Присоединение проволочных деталей.

8. Простейшее изделие на выкройке: создаём декоративную подушку (4 ч.)

Теория. Особенности бесшовного валяния на выкройке.Техника «резервирования»;эскизы подушек.

Практика. Подготовка выкройки,раскладка шерсти.Валяние по-мокрому с использованием новых и ранее изученных тем: нуно-войлок, дырки в войлоке, резервирование;завершение подушки (вшивание застежки).

9. Валяние варежек: расчет выкройки и особенности создания (4 ч.)

Теория. Особенности валяния варежек и митенок.

Практика. Выполнение варежек или митенок.

10. Сумка из шерсти с элементами нуно-войлока. Особенности крепления ручек (8 ч.)

Теория. Особенности валяния сумок;эскиз сумки.

Практика. Выполнение цельноваляной сумки с ручками.

11. Войлочные домашние тапочки: валяние на колодке (8 ч.)

Теория. Особенности валяния и виды тапок. Валяние на колодке. Варианты декорирования тапок. Эскиз тапок.

Практика. Построение выкройки.Выполнение тапок в технике по-мокрому. Выполнение декора тапок в виде многослойных цельноваляных цветов.

12. Создание шляпы (берета) на выкройке, валяние на болванке (8 ч.)

Теория. Особенности валяния шляп.Валяние на болванке.

Практика. Построение выкройки для шляпы.Выполнение шляпы или берета с украшением (из ранее изученных техник).

13. Одежда из войлока: построение выкройки, особенности раскладки, валяние на манекене (8 ч.)

Теория. Особенности цельноваляной одежды (жилета, сарафана, юбки).Эскиз изделия.

Практика. Построение выкройки;выполнение изделия;доработка изделия (вшивание застежки, выполнение декора).

14. Экскурсионная деятельность (2 ч.)

Посещение выставок. Продумывание маршрутов и тематики экскурсий, выбор лучших выставок. Посещение выставки, изучение экспонатов, анализ выставки.

15. Итоговое занятие (1 ч)

Выставка работ. Отбор лучших работ за год. Оформление выставки. Анализ работы за год. Рефлексия.

 

Ожидаемые результаты

По итогам обучения спецкурса «Войлок», учащиеся должны знать:

  • основные характеристики войлочного материала;
  • основные приемы и техники работы с шерстью;
  • основные понятия и технологии войлоковаляния;
  • методики выполнения основных изделий из войлока;
  • правила пользования инструментами и материалами;

 

уметь:

  • решать поставленную художественную задачу с помощью комплекса изученных технологий;
  • принимать творческие решения в работе с материалом;
  • создавать качественное войлочное изделие, имеющее художественную ценность;
  • соблюдать технику безопасности;

приобрести навыки:

  • валяния шерсти;
  • аккуратной и качественной работы с материалом;
  • совместной работы в коллективе.

Положительным результатом является устойчивый интерес учащихся к изделиям, выполненным своими руками с высокой степенью аккуратности. Желание учащихся принимать участие в выставках, ярмарках, фестивалях. Важно сформировать интерес к декоративно-прикладному творчеству, повышать свой уровень мастерства, изучать опыт других мастеров, совершенствовать навыки и стремиться к новым знаниям.

 

Формы и методы реализации программы

Для осуществления поставленных целей и задач важно обеспечить условия, способствующие формированию обучающей, развивающей и воспитывающей среды, творческого потенциала учащихся. К ним относятся следующие:

  1. Профессиональная подготовленность педагога, компетентного в технологии, любящего, понимающего учащихся и свое дело.
  2. Использование принципов успешного обучения:
  • эмоционально положительное отношение учащихся к деятельности;
  • учет индивидуальных особенностей учащихся;
  • последовательность освоения учебного материала – от простого к сложному, от учебных заданий к творческим решениям;
  • удовлетворение творческих потребностей учащихся через создание полезных и красивых вещей.
  1. Создание ситуации успеха, атмосферы увлеченности и положительного принятия результата, а затем и его практического применения.
  2. Использование эффективных форм и технологий образовательного процесса.

         Основными формами занятий являются:

  • комбинированное занятие (сочетает в себе объяснение и практическое упражнение);
  • практическая работа (изготовление текстильных изделий, предметов интерьера, украшений и т.д.);
  • мастер-класс (одновременное объяснение технологии, и показ ее на примере);
  • сувенирная творческая мастерская;
  • экскурсия, соответствующая изучаемой теме;
  • выставка;
  • презентация творческих работ учащихся.

         Основными формам организации деятельности учащихся являются:

  • индивидуальная (предполагает самостоятельную работу обучающегося; оказание помощи со стороны педагога, которая позволяет не ограничивая активности учащегося, содействовать выработке навыков самостоятельной работы);
  • фронтальная (предусматривает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся);
  • групповая (ориентирует учащихся на создание «творческих пар»; позволяет выполнять наиболее сложные и масштабные работы, помогает воспитанникам ощутить помощь со стороны друг друга, учитывая возможности каждого).

Обучающие занятия чередуются с общеразвивающими, в частности, с экскурсиями, т.к. именно с помощью экскурсий на выставки, соответствующих специфике изучаемых тем, можно сформировать эстетический вкус у учащихся, расширить их кругозор, познакомить с культурными ценностями. Также важны беседы с демонстрацией авторских произведений декоративно-прикладного искусства, готовых работ выпускников кружка, интерактивные формы работы (дискуссии, круглые столы, встречи с мастерами).

  1. Методы, применяемые в ходе обучения:
  • объяснительно-иллюстративный метод (показ примеров работ, объяснение);
  • практический метод (показ педагогом технологии и работа учащихся над своими произведениями).
  1. Комплектование и использование учебно-методической базы:
  • научно-методическая литература;
  • методические разработки, авторские методики и технологии обучения;
  • тематические методические папки по изучаемым техникам (мастер-классы, творческие мастерские);
  • разработка открытых занятий;
  • фонд выставочных работ.

Педагогические технологии реализации программы ориентированы на сотрудничество с учащимися, на создание ситуации успешности, на взаимопомощь в преодолении трудностей.

Отслеживание результатов освоения учащимися программы и подведение итогов работы осуществляется в виде просмотра работ после каждого пройденного раздела программы и полугодия обучения (промежуточный просмотр), и по завершению года. Творческие работы оцениваются по следующим критериям: оригинальность, творческий замысел, художественно грамотное исполнение, аккуратность.

Оценки выносятся преимущественно положительные, чтобы поощрить и вдохновить учащихся. Оцениваются собственные достижения и успехи в творчестве (развитие фантазии, творческого мышления, овладение технологией) по сравнению с исходным уровнем. Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования и поощрения учащегося за его труд, старания, прирост мастерства – что поддержит его стремление к новым успехам, закрепит положительную учебную мотивацию.

 

Литература для педагога

  1. Декоративно-прикладное искусство: программа для специальности 1-03 01 06 01 «Изобразительное искусство»; авт.-сост.Ж.М.Буева. – Гродно: УО “Гродненский государственный университет им. Я. Купалы”, 2004. – 29 с.
  2. Кокарева, И. Живописный войлок: техника, приемы, изделия / И. Кокарева. –  М.: АСТ-Пресс Книга, 2009. – 112 с.
  3. Красникова, Г. Всё о войлоке и фильцевании: практ. руководство / Г.Красникова, В. Бублик, М. Мамонова. – М.: ЗАО «Астрея», 2007. – 42 с.
  4. Миронова, Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: учеб. пособие / Л.Н.Миронова. – Минск., Беларусь, 2005. – 288 с.
  5. Программы для учебных заведений и учреждений внешкольного образования и воспитания / А.С. Желудков, О.П. Котикова, Л.С. Калистратов; под ред. А.С.Желудкова. – Адукацыя i выхаванне. – 1999.
  6. Сущенко, Т.С. Основы внешкольной педагогики / Т.С. Сущенко. – Минск.: Беларуская навука, 2000.
  7. Фронкс, Д.А. Новое в пэчворке и квилте: практ. руководство / Д.А. Фронкс: серия «Секреты мастерства». – М., Ниола-Пресс, 2007. – 96 с.
  8. Шинковская, К. Войлок. Все способы валяния / К. Шинковская. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2011 г. – 176 с.

 

Литература для учащихся

  1. Генсицкая, Н. История одной куклы / Н. Генсицкая. – М.: Слово, 2006. – 64 с.
  2. Давыдов, С.  Батик. Техника. Приемы. Изделия: энциклопедия / С. Давыдов – СПб.: АСТ-Пресс Книга, 2004. – 184 с.
  3. Денисова, Л.Ф. Изысканный лоскут. Техника, приёмы, изделия: энциклопедия / Л.Ф. Денисова. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2007. – 120 с.
  4. Журналы «Лена Рукоделие», «Анна», «Ручная работа», «Идеи вашего дома», «Кукольный мастер».
  5. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы / З.И. Зимина.  – СПб.: Ладога-100, 2007. – 68 с.
  6. Куклы. 50 мастер-классов: сб. – М.: РКД-Пресс, 2009. – 180 с.
  7. Терешина,  Г. Батик своими руками / Г. Терешина: серия «Ручная работа». – М., АСТ-Пресс Книга, 2007. – 88 с.
  8. Чиотти, Д. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия / Д. Чиотти; пер. с итал. Т. Сухановой. – М.: АСТ-Пресс, 2001. – 160 с.
  9. Юрина, Н. Куклы. Что есть что / Н. Юрина. – М.: Слово, 2002. – 48 с.