Ошибка :

Показать отладочную информацию

Вокально-инструментальный ансамбль
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen

Вокально-инструментальный ансамбль

Пояснительная записка

Вокально-инструментальный ансамбль представляет собой живой и динамичный способ творческого музицирования, возможность индивидуальной и коллективной импровизации и активного диалога с аудиторией. Самобытное вокально-инструментальное творчество тесно связано с молодѐжной песней и отражает динамику современности, еѐ стремительные и тревожные ритмы. Занятия в ансамбле способствуют самоутверждению и самореализации подростков.

 Правильно организованная и тщательно продуманная работа вокально-инструментального ансамбля (далее – ВИА) способствует подъѐму общей музыкальной культуры, развивает чувство ответственности, формирует нравственные и музыкально-эстетические взгляды, мировоззрение учащихся.

 Создание такого коллектива предполагает многостороннюю работу по изучению музыкальной грамоты, развитию вокальных данных, обучению игре на инструменте, выработке навыков ансамблевой игры, аккомпанирование, одновременного пения и игры на инструменте, беседы о музыке и  прослушивание музыкальных произведений.

 В    коллектив принимаются учащиеся, обладающие музыкальным слухом, вокальными данными, чувством ритма, музыкальной памятью. Желательно владение каким-либо музыкальным инструментом. Специфика работы ВИА, особенно на начальном этапе, предполагает, в основном, индивидуальную работу по обучению игре на различных инструментах и постановке голоса. Учащиеся, проявившие наибольшие способности, могут быть переведены в основной состав ансамбля, число которого не превышает 4-7 человек.

Дополнительно в таком ансамбле могут применяться трубы тромбоны, саксофоны, флейта, гитара-соло, скрипки, мелкие ударные: маракасы, трещотки, бубны, кастаньеты;

бонги, конги. Можно использовать и отдельные народные инструменты.

 Качественно-количественный состав может варьироваться от трѐх (ударный инструмент, бас-гитара, ритм-гитара) или (фортепиано или электроорган) до большего количества инструментов в зависимости от возможностей учащихся, знаний руководителя и технического оснащения кружка, но не более 7.

 Выбор репертуара вокально-инструментального ансамбля

 – наиболее трудная задача для руководителя. Однако именно правильно подобранный репертуар способствует духовному и техническому росту коллектива, а также определит его творческое лицо, позволит грамотно решать воспитательные задачи.

 Работа ВИА не ограничивается индивидуальными и групповыми занятиями с учащимися. Необходима также просветительская работа с родителями, постоянный контакт с ними, знакомство с успеваемостью учащихся, собрания и встречи с родителями.

 Учебно-воспитательная работа, проводимая в вокально-инструментальном ансамбле, направлена на углубление музыкальных знаний, полученных на уроках музыки, развитие творческой активности учащихся, интереса и любви к музыке. Она подчинена общим задачам музыкально-эстетического воспитания учащихся.

 По целевому назначению программа – профессионально ориентирования, по содержанию и видам деятельности – профильная, так как содержит одну образовательную область – ансамблевое исполнение.

 Программа рассчитана на 4 года обучения.

 Цель: воспитание гармонически развитой личности,развитие инструментальных навыков в процессе исполнения лучших образцов отечественных и зарубежных произведений, народных песен.

 Задачи Первый год обучения:

 Познакомить учащихся с ансамблевой музыкой и историей возникновения инструментов.

 Познакомить с элементарными музыкальными понятиями, обучая их простейшим практическим навыкам.

 Развивать чувство ритма, музыкальную память и слух. Содействовать первичному выявлению музыкальных данных. 

Обогащать музыкальные впечатления учащихся, знакомя их со звучанием различных музыкальных инструментов. 

Научить исполнению лѐгких пьес на инструментах. Научить слушать и понимать музыку. 

Второй год обучения: 

Содействовать развитию музыкальных способностей и эстетического вкуса. 

Способствовать освоению основных приѐмов игры на инструментах. 

Обучить правилам техники безопасности при работе с репетиционной аппаратурой. 

Третий год обучения: 

Научить основам сценической культуры. Познакомить с элементами импровизации. Совершенствовать вокальное мастерство. 

Четвѐртый год обучения:

 Совершенствовать исполнительское мастерство. Способствовать проявлению творческой активности через участие в конкурсах и фестивалях.

Учить самостоятельно работать в ансамбле. 

Данная программа предназначена для работы с учащимися в возрасте от 12 до 20 лет. Занятия проводятся с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей. 

Общее количество часов для первого года обучения – 72 часа в год, для второго – 144 часа, для третьего и четвѐртого – 216 часов. 

В одном составе ансамбля целесообразно организовывать работу не более чем с 7 учащимися. Это обусловлено стилевой спецификой данного направления. 

Групповые занятия по музыкальной грамоте и сольфеджио проводятся один раз в неделю. Знания, полученные на этих групповых занятиях, учащиеся закрепляют на индивидуальных занятиях по специальному инструменту. 

На выработку вокальных навыков учащихся на втором и последующих годах обучения отводится одно занятие в неделю. Основу обучения в это время составляет ансамблевая работа, поэтому целесообразно объединять учащихся в небольшие вокальные группы, сочетая при этом индивидуальную работу с вокально-ансамблевой. Это занятие может проходить и как групповое (3-4 участника ансамбля), и как индивидуальное (работа с солистом), что зависит от голосовых данных участников ансамбля. 

Индивидуальные занятия на инструменте на первом году обучения проводятся два раза в неделю. В конце II полугодия первого года обучения предусматривается камерно-ансамблевая работа. В связи с тем, что на клавишные инструменты учащиеся набираются только на основе музыкальной подготовки, набор на клавишные инструменты происходит в начале второго года обучения. Ансамблевым занятиям на втором году обучения отводится 4 часа в неделю. На третьем и четвѐртом годах обучения ансамблевые занятия являются ведущей формой работы. Репетиции проводятся 2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза в неделю по 2 часа. 

Занятия по сценическому движению начинаются со II полугодия второго года обучения. На эти занятия отводится по 0,5 часа один раз в неделю. 

Распределение учебного времени необходимо производить с учѐтом усвоения и понимания учащимися поставленных творческих задач. 

Занятия проводятся в чистом, просторном, хорошо проветриваемом помещении. Репетиции проводятся в аудитории с хорошей звуковой акустикой, как в профессиональной студии, без вреда для слухового аппарата участников ансамбля и руководителя. Для полноценной работы ансамбль должен быть оснащѐн следующей аппаратурой: 

полная ударная установка; два гитарных комбоусилителя (по 60 Вт);

 басовый комбоусилитель (100 Вт); панорамные сатилиты, сабвуферы с усилителями (1 кВт); вокальные микрофоны – 3 шт.; 

микрофоны для озвучивания ударных инструментов; микшерный пульт (16 каналов); мультикор; удлинители сети; 

общая коммутация: инструментальные, микрофонные шнуры; шнуры с контактами «эксэлэер»; 

приборы эффектов: «ревербератор», «делэй», «хорус», «компрессор», «энхайсер»; 

общий стереоэквалайзер (32 полосы); сценические мониторы для каждого инструмента. 

Руководитель должен постоянно следить за соблюдением участниками ансамбля правил техники безопасности. 

Первый год обучения Учебно-тематический план

 

Содержание и вид занятий

 

Кол-во

Теория

Практика

 

 

часов

 

 

 

 

 

 

 

1.

Вводное занятие

 

2

2

 

2.

Индивидуальные занятия

 

36

16

20

 

(камерный ансамбль II полугодие)

 

 

 

 

 

 

 

3.

Постановка голоса

 

9

2

7

 

4.

Основы музыкальной грамоты

 

18

16

2

 

5.

Беседы о музыке

 

3

3

 

6.

Итоговое занятие

 

2

2

 

Итого:

 

72

 

 

 

 

Содержание программы

 

 

 

 

119

 

 

 

 

Вводное занятие

 Знакомство с целями и задачами ансамбля, с программой первого года обучения. Правила поведения в аудитории. Правила техники безопасности и пожарной безопасности. Появление музыки. История возникновения инструментов. Уход за музыкальными инструментами и их хранение.

 Индивидуальные занятия на инструменте

 Шестиструнная гитара

Теоретические сведения

 Знакомство с инструментом: общие сведения, устройство и   настройка гитары. Посадка исполнителя, положение гитары, постановка правой руки, левой руки, извлечение звука (ногтевой и  безногтевой). Строй гитары, позиции. Нотный стан, запись нот, длительности.

 Практическая работа

 Игра небольших песенок, пьесок по нотам. Постановка правой и левой руки. Упражнения на беглость пальцев. Аккорды и   способ их извлечения. Баррэ, арпеджио. Гаммы, упражнения, каденции и пьесы в пределах I позиции. Изучение IV, V, VII, IX позиций.

 Приѐмы звукоизвлечения: легато, стаккато. Техника игры медиатором.

 Ударные инструменты

Теоретические сведения

Сведения об инструменте, его устройстве, уход за инструментом. Основы музыкальной грамоты. Нотация для ударных инструментов. Посадка за инструментом. Постановка рук.

 Практическая работа

Гимнастические упражнения для развития рук и ног. Простейшие упражнения на глухом барабане. Одиночные удары, «двойки», «двойки» с ускорением. Простые размеры.

 Сложные размеры. Пунктирный ритм. Триоли. Синкопа. Форшлаг. Крещендо и диминуэндо при игре на малом барабане. Изучение различных ритмов на ударной установке с переходами.

 Постановка голоса (индивидуальные занятия)

Теоретические сведения

 Ознакомление учащихся с основами вокального искусства, основными певческими навыками, гигиеной и охраной голоса.

Певческая установка (пение в положении сидя и стоя). Положение корпуса, рук, ног, головы, шеи во время пения.

 Основы певческого дыхания. Овладение навыками нижнерѐберного дыхания. Соотношение вдоха и выдоха в зависимости от характера музыки, длины музыкальной фразы. Упражнения на дыхание на одном звуке с постепенным увеличением его продолжительности.

 Понятие атаки звука как начала пения (мобилизация всего артикуляционного аппарата). Овладение навыком мягкой атаки.

 Практическое изучение механизма певческого звукообразования. Слуховой контроль, воспитание сознательного отношения к пению и развитие вокального слуха.

Практическая работа

 Артикуляция и артикуляционный аппарат (рот, губы, зубы, язык, челюсти, верхнее и нижнее нѐбо). Роль артикуляционного аппарата в вокализации и округлении гласных. Выравнивание гласных при пении упражнений на «и-э-а-о-у» в сочетании с различными согласными, а также выравнивание и округление их в конкретных вокальных произведениях.

 Пение нефорсированным звуком на удобных звуках (для мальчиков в мутационный период, в пределах до, ре – до1, ре1).

 Основы музыкальной грамоты и сольфеджио

 Теоретические сведения Сведения о музыкальном звуке и его свойствах (высота, сила, длительность, тембр). 

Нотная запись звуков. Октавы. Регистры. Ключи. Расположение нот на нотоносце в скрипичном и басовом ключах.

Длительности. Паузы. Знаки альтерации. Их обозначение. Значение точки около ноты. Лига как знак увеличения длительности   звука.   Лига  как  знак  связного  исполнения нескольких звуков и межтактовая синкопа. 

Сильные и слабые доли такта. Понятие о ритме, метре, размере. Такт и тактовые черты. Затакт. 

Понятие о простых (, ) и сложных () размерах. 

Ритм и особые виды ритмических делений (дуоли, триоли). 

Группировка (запись инструментальной и вокальной музыки). 

Тактирование на , ,.

 Практическая работа 

Запись несложных ритмических диктантов. Чтение нотных примеров с тактированием. 

Тон и полутон. Звукоряд. Цифровое обозначение ступеней звукоряда. Тоника как главная устойчивая ступень звукоряда. 

Понятие о ладе. Мажор и минор. Построение мажорного звукоряда. Пение мажорного звукоряда. 

Небольшие диктанты в мажоре. 

Определение на слух устойчивых ступеней лада. Минорный лад. Построение минорного звукоряда устно и письменно. Изучение натурального, гармонического и мелодического минора. 

Пение небольших примеров в миноре с тактированием. Запись диктантов.

Интервалы. Ступеневая и тоновая величина интервалов. Мелодические и гармонические интервалы. Обращение интервалов. Консонансы и диссонансы. Определение на слух интервалов. 

Построение интервалов устно и письменно от различных звуков и в ладу. 

Сольфеджирование мелодии до 4 ключевых знаков с тактированием. 

Запись музыкального диктанта в пределах пройденных интервалов и тональностей. 

Сокращение и упрощение нотного письма. Реприза. Вольта. Знак повторения тактов. Знак октавного переноса звучания. Мелизмы (трели, форшлаги, группетто, морденты). 

Термины обозначения темпа и динамики. 

Беседы о музыке

Теоретическая работа 

Темы для изучения:

  1. Роль и значение музыки в нашей жизни.
  2. Жанровое разнообразие музыки.
  3. Что выражает музыка. Музыкальный образ.

 Музыкальный язык. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, гармония, темпоритм, тембр, динамика).

    1. Музыкальные формы.
    2. Народно-песенные истоки музыки.
    3. Песня – искусство звучащего слова.
    4. Танцевальные традиции и ритмы современной музыки.
    5. Классическая, джазовая, эстрадная. (Выбор темы, круг образов. Сопоставление и анализ.) 

Практическая работа 

Слушание произведений или их фрагментов (произведения и песни подбираются в соответствии с возрастом учащихся и динамикой развития эстрадной музыки).

Итоговое занятие

 Итоговое занятие проходит в форме отчѐтного концерта (камерный состав должен исполнить 3-4 произведения разного характера).

 Второй год обучения Учебно-тематический план

 

Содержание и вид занятий

Кол-во
часов

Теория

Практика

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Вводное занятие

1

1

-

 

2.

Индивидуальные занятия

33

5

28

 

3.

Вокальная работа (индивидуально)

10

3

7

 

4.

Основы музыкальной грамоты

10

10

-

 

5.

Беседа о музыке

18

8

10

 

6.

Ансамблевая работа

60

10

50

 

7.

Основы сценического движения
(второе полугодие)                                        

10

1

9

 

 

 

 

 

 

8.

Итоговое занятие

2

-

2

 

 

Итого:

144

 

 

 

 

Содержание программы Вводное занятие 

Знакомство с программой второго года обучения. Правила поведения в аудитории. Правила пользования репетиционной аппаратурой и техника безопасности при работе с ней. История происхождения музыкальных стилей и направлений. 

Индивидуальные занятия на инструменте 

Электрогитара

Теоретические сведения 

Современная электрогитара, еѐ устройство, тембровые и динамические возможности. Техническая характеристика электрогитары, темброблока, усилителей и звуковых колонок. Правила подключения электрогитары, пользования и хранения инструмента. Положение гитары во время исполнения. Игра медиатором. 

Практическая работа Освоение различных видов техники: аккордов, арпеджио, 

легато, глиссандо, вибрато, подтяжки (bend), легато левой руки (hammer-on, pull-off). Буквенно-цифровое обозначение аккордов. Исполнение различных, ритмических рисунков в аккордовом изложении. Практическое изучение гамм, аккордов, каденций, пьес в различных позициях и тональностях.

 Бас-гитара

Теоретические сведения 

История создания, устройство, техническая и тембровая характеристика инструмента. 

Подключение к усилителю с колонкой и хранение бас-гитары. Функция бас-гитары в ансамбле, оркестре. 

Практическая работа 

Положение инструмента во время игры (игра в положении стоя и сидя), постановка рук, игра пальцами и медиатором. Аппликатура и позиции. Положение большого пальца (опоры). Штрихи: деташе, легато, стаккато, портато. Изучение басового ключа. Аккордовый и гаммаобразный типы басовой партии. 

Ударные инструменты

Теоретические сведения 

Изучение инструментов ударной установки, их устройство и расположение. Функции инструментов ударной установки. Нотная запись инструмента ударной установки.

Практическая работа

 Посадка за инструментом. Большой барабан, подвесные тарелки, хай-хет (педальные тарелки), томы. Координация рук и ног. Изучение танцевальных ритмов. Изучение ансамблевых партий. Работа с метрономом.

Клавишные электроинструменты

Теоретические сведения 

Современные клавишные инструменты. Техническая характеристика, принцип эксплуатации и подключения к усилительной аппаратуре. Заземление инструментов и правила техники безопасности. 

Тембровые и динамические возможности инструментов. Диапазон. Регистры. Мануалы (клавиши переключения). 

«Чистые» тембры, смешанные тембры: тремоло, вибрато, реверберация (глубина и продолжительность). Музыкальная оправданность применения различных эффектов. 

Место и роль клавишного электроинструмента в ансамбле, оркестре. 

Практическая работа 

Солирующая функция инструмента (тембровое разнообразие, громкость). Аккомпанирующая функция (гармония, ритм, динамика). Педальные задержания и их выразительное значение. 

Применение знаний в разучиваемых песнях и пьесах. Чѐткое, грамотное, эмоциональное исполнение нескольких песен и пьес в составе ВИА. Понимание функций и задач своего инструмента в коллективной ансамблевой игре.

 Вокальная работа (индивидуально)

Теоретические сведения 

Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции. Пение мягким нефорсированным и округлым звуком. 

Выравнивание регистров. Укрепление среднего регистра диапазона. 

Постепенная выработка певческого вибрато. Продолжение работы над чистотой интонирования. 

Практическая работа 

Вокально-ансамблевая работа. Выработка единообразных приѐмов пения (одновременное дыхание и атака звука, правильная вокализация гласных, единая подтекстовка). 

Унисонное пение вокальной группы. Упражнения и попевки на выработку чистого унисона (выравнивание, подстраивание всех голосов по силе и высоте звука). Пение отдельных звуков и мелодических интервалов, пение гамм и гаммаобразных упражнений с названием нот и на различные слоги ровными длительностями и в усложненной ритмической фигурации (триоли, пунктирный ритм). Элементы двух - и трѐхголосия. 

Пение гармонических интервалов (отдельные интервалы, небольшие последовательности, а также попевки, с использованием подголосков). 

Пение аккордов. «Выстраивание» отдельных аккордов и пение небольших цепочек в пределах T-T-S-D-T. 

Выработка дыхания. 

Разучивание нескольких песен индивидуально и в составе вокальной группы. 

Основы музыкальной грамоты 

Теоретические сведения Повторение и закрепление музыкально-теоретического материала предыдущего года. Новый материал. 

Кварто-квинтовый круг тональностей. Аккорды. Буквенно-цифровое и ступеневое обозначение аккордов и их состав. 

Трезвучие и его обращения. Главные трезвучия мажора и минора. 

Септаккорд и его обращения. Пять видов септаккордов. Простейшие каденции. 

Отклонение. Модуляция. Анализ произведений с использованием отклонений, модуляций. 

 Блюз. Гармония и форма. Блюзовые ноты.

Практическая работа 

Пение гамм в мажоре и миноре ровными длительностями и в усложненной ритмической фигурации (триоли, пунктирный ритм, другие сочетания). Сольфеджирование мелодии с тактированием. 

Запись диктантов в пределах пройденного материала. Построение аккордов устно и письменно. Гармонизация мелодии. Аккордовая гармонизация.

 Беседа о музыке

Теоретическая работа

Темы для изучения: 

  1. Музыка на рубеже XX века (краткий обзор). Появление джаза (Родина джаза, истоки возникновения джаза).
    1. Современный джаз.

 Поиски нового в музыкальном искусстве XX века. 

  1. Значение и усиление ритма в современной музыке. 
  2. Проникновение классической формы в популярную, джазовую, рок-музыку.
  3. Музыка 50-х годов. Возникновение рока. Слияние джаза и рока.
  4. Использование джазовой и рок стилистики в классической музыке.
  5. Появление электронных технологий в музыке. Произведения композиторов академической музыки в «новом» звучании (сопоставление и анализ). 

Практическая работа 

Слушание произведений или их фрагментов (произведения и песни подбираются в соответствии с возрастом учащихся и динамикой развития эстрадной музыки). 

Ансамблевая работа

Теоретические сведения

Понятие «аккомпанемент». Функция и роль каждого инструмента в аккомпанирующей группе. Соло и звуковой баланс между солистом и аккомпанементом. 

Практическая работа 

Повторение, закрепление и дальнейшее развитие ансамблевых навыков. Настройка ансамбля, чистота исполнения (строй), единство темпоритма. Подчинение индивидуального исполнения ансамблевому звучанию в целом. Поочередное вступление инструментов, инструментальные заставки и их выразительное значение. Звуковой баланс между инструментами ансамбля, динамическое выделение соло-эпизодов. Разучивание нескольких инструментальных пьес и аккомпанирование солистам-вокалистам, вокальному ансамблю, хору. Чтение нот с листа.

 Изучение ритмов, наиболее распространенных в современной эстрадной музыке.

 Основы сценического движения

Теоретические сведения

 Понятие о характере музыки, динамических оттенках, темпе, строении музыкального произведения (музыкальное вступление, различные части, заключение), понятие о длительностях, такте, различных музыкальных размерах (, , ). 

Разные виды синкоп. Особенности ритмов изучаемых элементов танцев.

 Практическая работа

 Упражнения на развитие ритмичности. Построение группы по кругу, шеренгой, «стайкой». Ходьба ровными четвертями, ходьба с хлопками (различные ритмические сочетания шагов и хлопков), ходьба различными длительностями с переключением скорости ходьбы четвертями на движение половинными и наоборот, движение половинными, бег восьмыми при одновременном отхлопывании четвертей.

 (На музыку необходимо реагировать непосредственно при выполнении ритмического упражнения, или после прослушивания музыки, как бы отвечая на реплику партнѐра, в роли которого выступает музыка.)

 Итоговое занятие

Отчѐтный концерт «Рок-весна». 

Третий год обучения Учебно-тематический план

 

Содержание и вид занятий

Кол-во

Теория

Практика

 

часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Вводное занятие

1

1

 

 

 

 

 

 

 

2.

Индивидуальные занятия

20

2

18

 

3.

Вокальная работа

15

2

13

 

4.

Основы сольфеджио и гармонии

10

8

2

 

 

 

 

 

 

 

5.

Беседы о музыке

5

4

1

 

6.

Ансамблевая работа

155

15

140

 

7.

Основы сценического движения

8

1

7

 

8.

Итоговое занятие

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

216

 

 

 

 

Содержание программы Вводное занятие 

Знакомство с программой третьего года обучения. Правила поведения в аудитории. Беседа «Профилактика электротравм». 

Индивидуальные занятия на инструменте

Теоретические сведения 

Уход за инструментом. Настройка мензуры (электрогитара, бас-гитара). Использование и настройка эффектов. Правила подключения и использования инструментов и оборудования. 

Практическая работа

Упражнения на различные виды техники. Чтение нот с листа. Гаммы и арпеджио. Навыки импровизации. Детальная работа над ансамблевыми партиями. Разучивание небольших сольных произведений, этюдов.

 Вокальная работа (индивидуальные или мелкогрупповые занятия)

Теоретические сведения

 Повторение и закрепление вокальных навыков (одновременное и цепное дыхание, единообразная манера округления и вокализации гласных, единая подтекстовка, фразировка, строй, ансамбль).

 Практическая работа

 Расширение певческого диапазона. Работа над качеством (тембром) звука. Чистое интонирование унисона.

 Пение двухголосных упражнений и попевок. Пение цепочек аккордов закрытым ртом и на слоги. Работа над эпизодическим трѐхголосием.

 Разучивание репертуара вокально-инструментального ансамбля. Понимание общих и частных задач в коллективном музыкальном исполнительстве.

 Основы сольфеджио и гармонии

Теоретические сведения

 Повторение и закрепление музыкально-теоретического материала предыдущего года. Новый материал.

 Строение мелодии. Мелодический рисунок. Мотив. Фраза. Цезура. Тема. Период. Каденция. Предложение. Кульминация. Виды кульминаций и их значение.

 Фактура изложения (мелодическая, гармоническая, ритмическая).

 Практическая работа Музыкальные диктанты в тональностях до четырѐх знаков.

Определение на слух интервалов, трезвучий.

 Пение интервалов трезвучий и их обращений.

 Сочинение мотива. Сочинение фразы. Основы импровизации.

 Секвенции. Диатонические и хроматические.

 Сочинение небольших музыкальных импровизаций на основе готовой схемы гармонической структуры.

 Беседы о музыке

Теоретическая работа

Темы для изучения:

 Краткий обзор современных направлений массовой музыкальной культуры. 

  1. Как понимать современность в музыке? Однозначны ли понятия «современная музыка» и «музыка, отражающая современность»? (историческая летопись в музыке на примере различных эпох); 
  2. Рождение  «биг-бита»  (творчество  ансамбля  «The Beatles»);
  3. Массовая песня (истоки и традиции);
  4. Песни наших дней (жанровое и тематическое разнообразие);
  5. Творчество современных композиторов-песенников;
  6. Краткий обзор творчества ведущих исполнителей и вокально-инструментальных групп;
  7. Перспективы дальнейшего развития жанра.

Практическая работа

Слушание     произведений     или     их     фрагментов (произведения и песни подбираются в соответствии с возрастом учащихся и динамикой развития эстрадной музыки).

 Ансамблевая работа

Теоретические сведения

Повторение и закрепление умений и навыков ансамблевой игры. Функция и роль каждого инструмента в ансамбле. Строй (ансамбль) и звуковой баланс в ансамбле. 

 Виды импровизаций. Практическая работа 

Разучивание песен и пьес концертного репертуара. Соединение собственного пения с аккомпанементом. Звуковой баланс между пением и сопровождением, между соло-эпизодами и пением. Подчинение индивидуального исполнения общеансамблевому, направленного на раскрытие художественного образа песни или пьесы. Работа над импровизациями. Игра по цифрованному басу. Сочинение небольших мотивов и дальнейшее его развитие. Чтение нот с листа.

 Основы сценического движения

 Теоретические сведенияОсобенности сценического воображения. Сценическое действие как действие в вымышленных условиях – в «предлагаемых обстоятельствах». Сценическая «неправда» как художественный вымысел.

Практическая работа

  1. Упражнения на внимание.
  2. Упражнения, показывающие необходимость подлинности и целенаправленности действий в «предлагаемых обстоятельствах» (оправданность действия: «Почему я это делаю?», «Зачем я это делаю?»).
  3. Этюды-импровизации в «предлагаемых обстоятельствах» (действие в условиях вымысла, действия с воображаемыми предметами). 

Итоговое занятие 

Фестиваль вокально-инструментальной музыки (к участию приглашаются коллективы учреждений образования). 

 Четвертый год обучения Учебно-тематический план 

Содержание и вид занятий

Кол-во

Теория

Практика

 

часов

 

 

 

 

 

 

1.

Вводное занятие

1

1

 

2.

Индивидуальные занятия

8

1

7

 

3.

Вокальная работа

30

10

20

 

4.

Основы гармонии и строение

12

6

6

 

музыкальных форм

 

 

 

 

 

5.

Беседы о музыке

6

2

4

 

6.

Ансамблевая работа

149

2

147

 

7.

Основы сценического движения

10

2

8

 

8.

Итоговое занятие

2

2

 

 

Итого:

216

 

 

 

 

Содержание программы Вводное занятие

Знакомство с содержанием программы четвѐртого года обучения. Правила поведения в аудитории. Правила пользования репетиционной аппаратурой и техника безопасности при работе с ней.

 Индивидуальные занятия на инструменте

Теоретические сведения 

Уход за инструментом. Настройка мензуры. Использование и настройка эффектов. Правила подключения и использования инструментов и оборудования.

Практическая работа 

Упражнения на различные виды техники. Чтение нот с листа. Гаммы и арпеджио. Навыки импровизации. Детальная работа над ансамблевыми партиями. Разучивание небольших сольных произведений, этюдов.

 Вокальная работа (индивидуальные или мелкогрупповые занятия)

Теоретические сведения 

Повторение и закрепление вокальных навыков.

Практическая работа 

Расширение певческого диапазона. Работа над качеством звука. Чистое интонирование унисона.

Пение двухголосных упражнений и попевок. Пение цепочек аккордов закрытым ртом и на слоги.

 Разучивание репертуара вокально-инструментального ансамбля.

 Пение под собственный аккомпанемент. Соединение пения с исполнением своей партии на музыкальном инструменте в составе вокально-инструментального ансамбля.

 Основы гармонии и строение музыкальных форм

Теоретические сведения

 Повторение и закрепление музыкально-теоретического материала предыдущих лет.

 Практическая работа Музыкальные диктанты в тональностях до четырѐх знаков.

 Определение на слух интервалов, трезвучий. Пение интервалов трезвучий и их обращений.

 Ритмическое развитие мотива (при сохранении мелодического рисунка мотивной линии).

 Запись и исполнение на инструменте секвенций на основе заданного или сочиненного мотива.

 Основные музыкальные формы

 Период. Квадрат (в современной музыке). Куплетная форма. Двух- и -трѐхчастная форма. Блюз.

 Куплетно-вариационная и вариационная формы. Вступление, изложение темы, разработочное или вариационное развитие, кульминация, реприза и кода.

 Анализ произведений классики и современной музыки с точки зрения выразительных средств, формы, кульминации,

 мелодической линии, солирующей партии и создания художественного образа в целом.

 Беседы о музыке

Теоретическая работа

 Темы для изучения: 

  1. ВИА 60-80-х («Ариэль», «Весѐлые ребята», «Песняры», «Поющие гитары», «Самоцветы»).
  2. Творчество классиков. И.С. Бах.
  3. Вклад белорусских композиторов в мировую музыкальную культуру.
  4. Творчество классиков. Л. Ван Бетховен.
  5. Современные стили и направления в музыке. 
  1. Влияние народной музыки на творчество классических композиторов и на творчество ВИА. 
  1. Блюз как основа новых стилистик XX века.
  2. Русские классики («Могучая кучка»).
  3. Обзор  творчества  популярных  исполнителей  и  рок групп.

Практическая работа 

Слушание произведений или их фрагментов (произведения и песни подбираются в соответствии с возрастом учащихся и динамикой развития эстрадной музыки). 

Ансамблевая работа

Теоретические сведения 

Повторение и закрепление умений и навыков ансамблевой игры. Функции и роль каждого инструмента в ансамбле. Строй (ансамбль) и звуковой баланс в ансамбле.

Виды импровизаций.

 Практическая работа 

Разучивание песен и пьес концертного репертуара. Соединение собственного пения с аккомпанементом. Звуковой баланс между пением и сопровождением, между соло-эпизодами и пением. Подчинение индивидуального исполнения

общеансамблевому, направленного на раскрытие художественного образа песни или пьесы. Работа над импровизациями. Игра по цифрованному басу. Сочинение небольших мотивов и дальнейшее их развитие. Чтение нот с листа.

 Основы сценического движения

Теоретические сведения

 Особенности сценического воображения. Целенаправленность, целесообразность, логика и последовательность, подлинность – важнейшие признаки сценического действия.

 Практическая работа 

  1. Упражнения на развитие образных представлений, сочинение небольшого рассказа на заданную тему и участие в нѐм в качестве главного героя и исполнителя.
  2. Музыкальные этюды-импровизации на темы шуточных и игровых народных песен.
  3. Знакомство с танцевальными ритмами, а также с элементами движений современных танцев. 

Итоговое занятие 

Фестиваль вокально-инструментальной музыки (к участию приглашаются коллективы учреждений образования). 

Прогноз результативности 

Первый год обучения

Шестиструнная гитара

В течение года учащиеся должны: 

1)        освоить мажорные гаммы до, соль;

2)        освоить  гаммы  ре,  ля  в  пределах  первой и  второй позиции; 

3) познакомиться с мажорными и минорными гаммами в пределах четвѐртой, пятой, седьмой и девятой позиций;

4)        разучить несколько этюдов на различные виды техники, пьес (различного характера);

 5)        уметь прочитать небольшой музыкальный фрагмент с листа; 

6)        исполнить на отчѐтном концерте 1-2 произведения соло и в составе камерного ансамбля. 

Ударные инструменты

В течение года учащиеся должны: 

1)        усвоить упражнения на все виды ударов с различными ритмическими фигурациями и соотношениями, а также несколько ритмических этюдов и упражнений; 

2)        исполнить на отчѐтном концерте 1-2 произведения в сопровождении фортепиано. 

Постановка голоса

Учащиеся должны: 

1)        овладеть навыками дыхания, мягкого нефорсированного звука, чистотой интонирования, основными правилами вокальной дикции;

2)        иметь сведения о гигиене голоса;

3)        выучить несколько песен различного характера; 

4)        на зачѐтном занятии грамотно, выразительно исполнить 1-2 песни. 

Второй год обучения

Электрогитара

Учащиеся должны: 

1)        уметь обращаться с электрогитарой;

2)        соблюдать технику безопасности;

3)        освоить технику игры медиатором; 

4)        выучить мажорные и минорные гаммы, аккорды, арпеджио в пределах пройденных позиций с усложненным ритмическим рисунком (движение триолями, пунктирным ритмом, комбинированные ритмические фигуры);

5)        выучить несколько этюдов на различную технику, пьес различного характера, песен в составе камерного ансамбля; 

6)        приобрести навыки чтения нот с листа и игры аккордов по буквенно-цифровому обозначению; 

7)        на отчѐтном концерте исполнить несколько песен или пьес в составе аккомпанирующего инструментального ансамбля, понимая свою роль и задачи в нѐм. 

Бас-гитара

В течение года учащиеся должны: 

1)        научиться пользоваться бас-гитарой;

2)        знать правила подключения и технику безопасности;

3)        освоить технику игры медиатором и пальцами; 

4)        выучить мажорные и минорные гаммы, арпеджио в пределах пройденных позиций в различных размерах и с различным ритмическим рисунком;

5)          приобрести навык чтения нот с листа;

6)          разучить несколько этюдов, пьес, песен; 

7)          исполнить басовую партию по буквенно-цифровому обозначению; 

8)        на отчѐтном концерте исполнить несколько песен или пьес в составе инструментального ансамбля, понимая свою задачу.

 

Ударные инструменты

В течение года учащиеся должны: 

1)        изучить все основные танцевальные ритмы;
2)        подготовить 8-10 песен или пьес для исполнения в ансамбле;
3)        усвоить чтение нот с листа.

 Клавишные электроинструменты

Учащиеся должны: 

1)        уметь пользоваться электроинструментом;
2)        знать   мануалы   данного   инструмента   (клавиши переключения);
3)        соблюдать правила техники безопасности;
4)        освоить «чистые» и смешанные тембры, тремоло, вибрато, реверберацию, понимать место и роль клавишного электроинструмента в ансамбле, несколько песен или пьес в составе инструментального ансамбля;
5)        на отчѐтном концерте чѐтко, грамотно, эмоционально исполнить ряд песен и пьес в составе аккомпанирующей инструментальной группы.

Вокальная работа

Учащиеся должны: 

1)        овладеть навыками ансамблевого пения (одновременное дыхание и атака звука, правильная вокализация гласных, единая подтекстовка); 
2)        уметь подстраивать свой голос к голосам других, выравнивая его по силе и высоте; 
3)        петь округленным нефорсированным звуком; 
4)        разучить несколько песен различного характера и содержания; 
5)        на отчѐтном концерте грамотно, выразительно, эмоционально исполнить несколько песен в сопровождении фортепиано или инструментальной аккомпанирующей группы. 

Ансамбль

Учащиеся должны: 

1)        освоить навыки ансамблевой игры (чѐткое вступление инструментов, соблюдение единого темпоритма, согласованное изменение силы звука);

2)        знать и понимать свою роль и место в ансамбле;

3)        освоить несколько песен или пьес; 

4)        на отчѐтном концерте грамотно аккомпанировать солистам-вокалистам, солистам-инструменталистам, вокальной группе, исполнить несколько танцевальных инструментальных пьес с учѐтом необходимой этого силы звука.

 

Третий год обучения

 Учащиеся вокально-инструментальной концертной группы должны: 

1)        овладеть навыками пения, аккомпанирования и сценической свободы при исполнении пьес и песен; 

2)        познакомиться с элементами импровизации. 

Четвертый год обучения 

Учащиеся вокально-инструментального ансамбля должны: 

1)        развивать навыки пения, игры на инструменте, импровизации; 

2)        принимать участие в концертах и конкурсах. 

Формы и методы реализации программы 

Основу образовательного процесса составляет изучение музыкальной грамоты, в процессе которого развиваются музыкально-слуховые предоставления, музыкальное мышление и память. 

Наряду с традиционными разделами элементарной теории музыки: расположение нот на нотоносце, длительности, размера, учащиеся изучают буквенно-цифровые обозначения, усложненный ритм, знакомятся с основами гармонии, учатся соединять главные трезвучия, «строят» простейшие каденции и секвенции в различных тональностях, изучают строение музыкальной формы. 

Для успешной деятельности ВИА очень важна самостоятельная работа учащихся, осознанный, упорный и кропотливый труд, необходимый для преодоления многочисленных трудностей. 

В процессе работы ансамбля принимаются авторские сочинения участников ансамбля, которые редактируются руководителем, чтобы произведения имели профессиональный композиторский уровень и аранжировку.

Работа ВИА будет не полной, если учащиеся не познакомятся с русской и зарубежной классической музыкой, с развитием популярной эстрады, джаза, рок-музыки, творчеством композиторов и исполнителей. На беседы о музыке и прослушивание произведений в программе ежегодно отводится 9 часов – одно занятие в месяц. 

В организации учебного процесса используются эвристические методы обучения (рассказ; беседа; лекция), иллюстрационно-объясняющие, репродуктивные. Предполагается работа с книгой, нотным материалом, упражнения для развития техники исполнения. Активно используются аудио - и видеоматериалы. 

По своему назначению используются следующие типы занятий:

  • комбинированное; 
  • первичного ознакомления с материалом; 
  • усвоения новых знаний; 
  • применения полученных знаний и умений на практике; 
  • закрепления, повторения; 
  • итоговое. 

Формы обучения: учебное занятие, занятие-концерт, занятие-экскурсия. 

Два раза в год проводится итоговое занятие в форме концерта.

 

Методическая литература

I. По постановке голоса 

  1. Огороднов, Д. Воспитание певца в самодеятельном ансамбле / Д. Огороднов. – Киев, 1980. 
  1. Ровнер, В. Работа самодеятельного вокального ансамбля / В. Ровнер. – Л., 1973. 

II. По индивидуальному обучению игре на инструменте 

Ударные инструменты 

  1. Галоян, Э. Ритмические этюды-вариации для малого барабана и тамтамов в ансамбле с большим барабаном / Э.Галоян. – М., 1977.
  2. Зиневич, В. Курс игры на ударных инструментах. Ч.
  3. Л. / В. Зиневич, В. Борин. – М., 1979.
  4. Ковалевский, М. Аппликатурные приѐмы игры на ударных инструментах в эстрадном ансамбле / Центральный научно-методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства / М. Ковалевский. – М., 1972.

 Фортепиано 

  1. Бриль, И. Практический курс джазовой импровизации / И. Бриль. – М., 1979.
  2. Джазовые и эстрадные композиции (для фп.). Вып. II. – М.,1981.
  3. Джазовые произведения для фортепиано. Вып. I. – М., 1982.
  4. Живайкин, П. Школа блюза, буги-вуги и рок-н-ролла (I, II тетрадь) / П. Живайкин. / Изд. Смолкин К. – М., 2001.
  5. Любимые пьесы / ЗАО «Ксения» – 1995.
  6. Игра на клавишных в рок группе / Изд. Смолкин К. – М.,2001. 

Гитара, электрогитара, бас-гитара 

  1. Агафошин, П. Школа игры на шестиструнной гитаре / П. Агафошин. – М., 1983.
  2. Ариевич, С. Практическое руководство игры на бас-гитаре /С. Ариевич. – М., 1983.
  3. Ариевич, С. Джазовые импровизации / Центральный методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства / С. Ариевич. – М., 1980.
  4. Бранд, В. Классическая музыка в переложении для электрогитары и фортепиано / В. Бранд. – М., 1982.
  5. Иванов-Крамской, А. Школа игры на шестиструнной гитаре / А. Иванов-Крамской. – М., 1980.
  6. Каркасси, М. Школа игры на шестиструнной гитаре / М. Каркасси. – М., 1978.
  7. Молотков, В. Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре / В. Молотков. – Киев, 1983.
  8. Манилов, В. Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре. / В. Манилов, В. Молотков. – Киев, 1979 (Мн., 2001).
  9. Импровизация на бас-гитаре и контрабасе Чак Шер (М. «Guitar College»). – 1997.
  10. Смирнов, В. Школа игры на бас-гитаре / В. Смирнов. – М.,2001.
  11. Кирьянов, Н.Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре (I-VI). / Н.Г. Кирьянов. – М., 1991.
  12. Хрестоматия гитариста подготовительный – 5 класс для музыкальных школ – Ростов н/Д: «Феникс», 2000.
  13. Самоучитель игры на шестиструнной акустической и электрогитаре – М.: «АСС-Центр», 1999.
  14. Николаев, А. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре / А. Николаев. – Санкт-Петербург, 2000
  15. Манилов, В. Популярные джазовые пьесы в обработке для шестиструнной гитары и ритм-группы / В. Манилов. – Киев,1980.
  16. Популярные джазовые произведения для электрогитары и ритм-группы. – М., 1984.

 

III. По теории музыки, сольфеджио, гармонии, анализу музыкальных произведений, композиции, импровизации

 

Теория музыки, музыкальная грамота

  1. Способин, И. Элементарная теория музыки / И. Способин. –М., 1979.
  2. Фридкин, Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. / Г. Фридкин. – М., 1982. 

Сольфеджио 

  1. Двухголосное сольфеджио (для учащихся II-VII кл. ДМШ).– Л., 1975. Калмыков, Б. Сольфеджио: учеб. пособие. Ч. I. Одноголосие / Б. Калмыков, Г. Фридкин. – М., 1982.
  2. Калмыков, Б. Сольфеджио. Ч. II. Двуголосие / Б. Калмыков,Г. Фридкин. – М., 1982.
  3. Гармония; анализ, джазовая импровизация Бриль, И. Практический курс джазовой импровизации / И.Бриль. – М., 1979.
  4. Дощечко, Н. Гармония в джазовой и эстрадной музыке: учеб. пособие / Н. Дощечко. – М., 1983.
  5. Можжевелов, Б. Мелодии для гармонизации / Б. Можжевелов. – Л., 1982.
  6. Сикейра Жозе. 14 уроков по гармонизации данной мелодии / Сикейра Жозе. – М., 1978.
  7. Способин, И. Музыкальная форма / И. Способин. – М., 1980.
  8. Чугунов, Ю. Гармония в джазе: учебно-методическое пособие. / Ю. Чугунов. – М., 1980. 

IV. По аранжировке, инструментовке, методике работы с ВИА 

  1. Киянов, Б., Руководство по инструментовке для эстрадных оркестров и ансамблей / Б. Киянов, С. Воскресенский. – Л.,1978. 
  2. Кузнецов, В. Работа с самодеятельным эстрадным оркестрами и ансамблями / В. Кузнецов. – М., 1981. 
  3. Брылин, Б.А. Вокально-инструментальные ансамбли школьников / Б.А. Брылин. – М., 1990. 
  4. Шахалов, Л. Курс инструментовки для эстрадных ансамблей/ Л. Шахалов. – М., 1974. 
  5. Шахалев, Л. Переложение музыкальных произведений для эстрадных ансамблей: учеб. пособие / Л. Шахалев. – М., 1978.