Ошибка :

Показать отладочную информацию

Республиканская декада методических мероприятий по теме «Социализация учащихся в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи»
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen
| 17.02.2021 в 14:55"Авторизация на Форуме"
Уважаемые коллеги!

Авторизация на Форуме идет в ручном режиме, после модерации.

Это занимает некоторое время. После модерации на Ваш почтовый ящик придет письмо что Ваша учетная запись активирована.

После этого Вы можете оставлять сообщения на Форуме.

Обращаю Ваше внимание, что Ваши сообщения на Форуме появятся только после проверки его администратором Форума.

Модерация сообщений происходит в рабочие дни с 9.00 до 17.00

По всем вопросам работы Форума обращайтесь на электронную почту info@nchtdm.by

С уважением,
администратор сайта
Тамара Шеремет | 18.02.2021 в 10:24"Шеремет Т.П. О проведении декады методических мероприятий "
19–28 февраля 2021 года Национальный центр художественного творчества детей и молодежи проводит республиканскую декаду методических мероприятий по теме «Социализация учащихся в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи». К участию в мероприятиях приглашаются педагогические работники учреждений дополнительного образования детей и молодежи.
В программе декады методических мероприятий:
1. Проведение интернет-форума в период с 19 по 28 февраля 2021 г. по обсуждению вопросов по теме мероприятий. Форум будет проводиться на сайте НЦХТДМ в разделе методический портал, в рубрике Форум, http://method.nchtdm.by/talks/.
Для участия в интернет-форуме необходимо зарегистрироваться на сайте НЦХТДМ с указанием Ф.И.О., учреждения образования. После активации появляется возможность оставлять информацию/комментарии. Информация опубликовывается на сайте после прохождения модерации.
2. Создание электронного информационно-справочного сборника «Социализация учащихся в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи» (далее – Сборник).
К подготовке Сборника по определенному содержанию в разрезе областей приглашаются педагогические работники учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Просим направлять материалы по заданным разделам по электронной почте nchtdm@nchtdm.by с пометкой «Социализация. Сборник» до 28 февраля 2021 года. Материал может быть представлен в виде текстового материала (формат файла – .docx или .doc), презентации (формат файла – .ppt, .pptx), видеоролика (продолжительность – до 5 минут, технические параметры: формат – .avi, .mpg, или .wmv.), буклета (формат файла – .docx / .doc или .pub). Материал должен содержать указание раздела сборника, наименование, Ф.И.О. автора, должность, учреждение образования.
Данные материалы по мере их поступления добавляются в Сборник, размещенный на сайте НЦХТДМ, методический портал https://method.nchtdm.by/, в рубрике «Горячие новости». Всем желающим предоставляется возможность его изучения.
3. Дистанционный семинар-практикум для педагогов дополнительного образования «Реализация программ объединений по интересам в системе дополнительного образования как фактор социализации учащихся». Для участия в семинаре-практикуме просим направлять материалы из опыта работы в адрес оргкомитета по электронной почте nchtdm@nchtdm.by с пометкой «Семинар: социализация» до 28 февраля 2021 года. По мере их поступления материалы размещаются на виртуальном диске https://drive.google...cc-5NbZHT0hJz4wB8bO7 и всем участникам семинара предоставляется возможность их изучения.
Марина Андросова | 22.02.2021 в 12:27"Условия успешной социализации личности учащихся на занятиях в объединениях по интересам"
Сфера дополнительного образования детей и молодежи рассматривается сегодня как территория перспективного, успешного и безопасного детства, как фактор социальной идентификации личности и механизм ее нравственного самоутверждения и самореализации. Занятия в объединениях по интересам формируют личность учащегося, готовят его жить в меняющемся мире, в эколого-информационном обществе, учат современным формам общения, способствуют максимальному раскрытию задатков и развитию способностей личности. Для некоторой части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, дополнительное образование практически выполняет функции «социального лифта», предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений, компенсируя недостатки общения, взаимоотношений, самореализации.
Задача педагога дополнительного образования заключается в создании на занятиях объединения по интересам условий для успешной социализации учащихся: передачи им социального опыта, приобщения их к историческим знаниям, привлечении к анализу ситуаций, требующих разрешения в соответствии с общечеловеческими ценностями и духовными потребностями нравственной личности. Необходимо мудро и системно включать учащегося в процесс усвоения социальных норм и культурных ценностей в неразрывном единстве с реализацией его активности, саморазвитием и самореализацией.
Такой опыт работы демонстрируют педагоги Мозырского центра творчества. Например, большая практическая работа ведется в объединениях по интересам «Патриот», «Когорта» по воспитанию активного гражданина, способного к социальному творчеству, чувствующего ответственность за судьбу страны, патриота родной культуры. В объединении по интересам «Полесские сувениры» педагог дополнительного образования знакомит учащегося с родной для него, а затем и с другими культурами. Изучение других культур помогает учащимся распознавать и уважать «образ жизни» отличный от собственного.
Игровая направленность занятий в объединениях по интересам «Мир увлечений», «Мастеринка» позволяет в режимных моментах использовать малые фольклорные формы: народные музыкальные произведения; народные песенки, потешки, частушки, загадки, игры; сказки, притчи, скороговорки; мероприятия, направленные на приобщение детей к народным традициям.
В клубах по месту жительства, ориентируясь на педагогические возможности, проводятся занятия по краеведению, организуются постановки мини-спектаклей по народным обычаям, беседы, посещение музеев и выставок. Все это в значительной мере способствует патриотическому воспитанию учащихся, формированию представлений об особенностях своей культуры, ее традициях.
Условиями, способствующими успешной социализации на занятиях объединений по интересам, являются также: ориентация на уровень развития, социальный опыт и потребности каждого учащегося; расширение сфер детского самоуправления, партнерский стиль взаимоотношений между педагогом и учащимися; воспитание в духе толерантности и общечеловеческих идеалов; тесная связь с родителями, общественными организациями, так как в процессе социализации принимает участие все окружение индивида.
Наталья Боровская | 22.02.2021 в 12:39"Районный проект «Мосты. by: сообщество юных блогеров» как эффективная форма социализации учащихся"
Боровская Наталья Валерьевна, методист государственного учреждения образования «Мостовский районный центр творчества детей и молодёжи»

Районный проект «Мосты. by: сообщество юных блогеров» как эффективная форма социализации учащихся
Шестой школьный день предоставляет широкий спектр возможностей для участия детей и подростков в разнообразных формах работы, способствующих формированию таких важных социально-значимых качеств личности, как социальная активность, направленность на самореализацию в деятельности, инициатива, самостоятельность, способность к творчеству и самодеятельности. Эти качества в современном мире востребованы, помогают личности достигать максимально высоких результатов в своем развитии. Эффективной формой социализации подростков в Мостовском районном центре творчества детей и молодежи стала реализация районного проекта «Мосты. by: сообщество юных блогеров» (сентябрь 2020 года – май 2021 года).
Деятельность учащихся в рамках проекта направлена на создание продукта, имеющего значимость для других людей. В сети Instagram был создан аккаунт молодежного сообщества «Moсты.by» (https://www.instagram.com/mosty.by/).
Творческие группы всех учреждений общего среднего образования Мостовского района подключились к участию в проекте. Учащиеся, получая рекомендации педагогов Центра, учатся вести блог, наполнять его полезным контентом. Каждый месяц тематическая суббота посвящается одной из составляющих направлений Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Определяются актуальные темы, которые наиболее ярко характеризуют историю развития родного края, людей, уклад жизни.
В постоянной рубрике «Государственная символика Республики Беларусь» молодежного сообщества «Moсты.by» ежемесячно выполняются задания по изучению государственной символики. Так, был проведен фотомарафон «Символы страны в моей семье».
Проводя «Профориентационный селфи-забег», творческие группы изучили информацию о предприятиях и учреждениях своей местности, попробовали себя в роли любой профессии. Радует то, что к участию в проекте подключились родители. Многие творческие группы обратились к своим родителям, узнали о тонкостях их работы. Интересными фактами о посещенных предприятиях (учреждениях) учащиеся делились в своих аккаунтах.
Использование информационных технологий в работе с учащимися мотивирует их к саморазвитию, самообразованию, самореализации и адаптации в постоянно изменяющихся условиях, способствует формированию у учащихся гражданских и нравственных качеств, соответствующих общечеловеческим ценностям.
Полина Смоляная | 22.02.2021 в 14:02"Социализация. Сферы социализации"
Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому принадлежит.
На разных возрастных этапах и в разных сферах жизнедеятельности социализация имеет свои специфические особенности. Поэтому при более углубленном изучении социализации возникает необходимость определить такие понятия, как «сферы социализации» и «стадии социализации». В числе основных сфер социализации выделяют:
1. Социализация в сфере «индивид и деятельность» осуществляется в учреждениях образования, начиная от детского сада, где идет подготовка к школе, включая школы, колледжи, лицеи, ВУЗы, курсы повышения квалификации.
2. Социализация в сфере «человек-природа» также осуществляется в семье и школе, где учат бережно относиться к окружающей среде, не засоряя и не разрушая ее. В семье ребенок участвует вместе с родителями в уборке своей территории, в уходе за домашними животными, цветами, растениями на даче и в приусадебном участке, путешествует, выезжает на природу, учится видеть ее красоту
3. Важной сферой социализации является «индивид и самосознание». В течение всей жизни человек познает не только окружающий мир, но и самого себя, свои способности, потребности, склонности, мотивацию тех или иных поступков.
Социализация в сфере «индивид и общество» заключается в усвоении социальных норм и ценностей, которые регулируют поведение людей, как в семье, так и в обществе. При этом важно, чтобы усвоенные нормы и ценности были интериоризированы, т.е. переведены в систему внутренних психологических механизмов, регулирующих социальное поведение.
Галина Шалтан | 22.02.2021 в 17:14"Деятельность учреждения дополнительного образования детей и молодежи по расширению социального опыта учащихся "
Формирование лидерских качеств учащихся, Г.И.Шалтан,
заведующий учебно-методическим кабинетом
ГУДО «Дворец детей и молодежи г.Новополоцка»

Учащимся государственного учреждения дополнительного образования «Дворец детей и молодежи г.Новополоцка» присущ свой взгляд на окружающий мир и на существующие проблемы, которые именно им предстоит решать в будущем. В соответствии с приоритетами государственной политики Республики Беларусь в области воспитания подрастающего поколения, актуальной задачей практической деятельности учреждения является помощь обучающимся раскрыть свой потенциал, найти достойное место в жизни, ярко проявить себя в общественной деятельности, в обучении и культуре.
В учреждении постепенно осуществляется формирование лидерских качеств у учащихся, начиная с возраста начальной школы, когда ребята в стенах Дворца детей и молодежи вступают в октябрята и становятся участниками творческого проекта «Мы теперь не просто дети».
Далее учащиеся могут пройти несколько ступеней самоуправления: организатор определенного мероприятия отряда, дружины, член школьного актива, городской школы детского актива, школы краеведческого актива «Летописец», пионерского штаба «Алые паруса»; Парламента детей и учащейся молодежи.
Работу названых формирований организуют, осуществляют или курируют педагоги нашего учреждения. Ведь формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе воспитания и обучения.
Участвуя в работе структур самоуправления, учащиеся включаются в активную общественно полезную деятельность, проявляют самостоятельность, инициативу и творчество, развивают организаторские способности, самореализуются, раскрывают и формируют позитивные личностные качества. Главный принцип их работы – личность развивается и формируется в деятельности.
К настоящему времени во Дворце детей и молодежи сложилась определенная система работы: опосредованная – через подготовку педагогических работников, и непосредственная – обучение лидеров детских объединений и организаторов различных видов деятельности.
В активе «добрых дел» учащихся учреждения: шефство над воспитанниками социального реабилитационного центра, участие в волонтерских акциях для пожилых людей, озеленение и благоустройство городских территорий, участие в профилактических и патриотических акциях, реализации социальных инициатив.
Таким образом, поднимаясь по «лестнице взросления», учащиеся проходят социализацию, учатся искусству общения, нахождению подходов к каждому человеку.
Дворец детей и молодежи г. Новополоцка стремится к социальной адаптации учащихся через разнообразные формы работы объединений по интересам, массовые мероприятия, привлечение к исследовательской, проектной и трудовой деятельности.
В настоящее время в учреждении работают 8 отделов, 65 педагогов дополнительного образования организуют образовательный процесс в объединениях по интересам разных профилей. Более 2100 учащихся занимаются не только в самом Дворце, но и в 6 комнатах школьника, а также на базе учреждений образования города. Учащиеся получают разнообразные умения и навыки, учатся играть различные социальные роли. Это дает им прекрасную возможность адаптироваться в обществе и получить необходимые знания.
Ольга Бондар | 23.02.2021 в 11:51""Гендерная социализация""
Социализация личности не может быть осуществлена в полной мере без усвоения индивидом культурной системы взаимоотношений мужчин и женщин, свойственной для общества, в котором он живет, а также осознания гендерных ролей и своего места в этой системе.
Гендерная социализация – процесс усвоения и воспроизводства социокультурных представлений о роли, особенностях, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Гендерная социализация включает две взаимосвязанные стороны:
а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов;
б) воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привить ему определенные правила и стандарты поведения, социально приемлемые для мужчин и женщин. Усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, они становятся частью личности и подсознательно направляют ее поведение.
Общество начинает прививать определенные стереотипы поведения детям буквально с рождения: одежда для мальчиков производится преимущественно в голубой гамме, а девочек – в розовой. Подарки для мальчика – конструкторы, машинки, игрушечные пистолетики, девочкам же в основном дарят – украшения, кукол, косметику. У мальчиков приветствуются увлечения робототехникой, спортивными единоборствами, футболом, точными науками и т.д. Девочкам стараются привить интерес к танцам, пению, театральному искусству, рукоделию.
В дальнейшем, глядя на родителей и окружающих их людей, ребенок впитывает те стандарты, которые проходят перед его глазами в процессе взросления.
Тамара Шеремет | 23.02.2021 в 12:46"Шеремет Т.П. О классификации ключевых компетенций "
Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе. (Социализация // Большой психологический словарь / Сост.: Мещеряков Б., Зинченко В.)

Классификация ключевых компетенций
(академик Международной педагогической академии г. Москва А.В.Хуторской)

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира
3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
4. Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
5. Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
6. Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Ключевые: предполагают формирование способностей у учащегося находить и применять нужную информацию; работать в команде; быть готовым к постоянному учению и переучиванию.
Полина Смоляная | 24.02.2021 в 11:36"Стадии социализации"
В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие стадии социализации:
1. Дотрудовая стадия, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода:
а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу;
б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого слова (обучение в школе, ССУЗе, ВУЗе и т.д.).
2. Трудовая стадия включает весь период трудовой деятельности человека.
3. Послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте, с прекращением трудовой деятельности.
Татьяна Болотская | 25.02.2021 в 12:06"Социализация учащихся в системе дополнительного образования детей и молодёжи"
Спасибо, уважаемые коллеги, за своевременно рассматриваемую в рамках Республиканской декады методических мероприятий актуальную тему. Дополнительное образование детей и молодёжи - это уникальная гибкая и открытая система, главной функцией которой является социализация и воспитание подрастающего поколения, формирование будущего социально ответственного поколения граждан и обеспечение персонификации развития личности учащегося. Наша система вносит существенный вклад в успешную социализацию учащихся, обеспечивая раскрытие творческого потенциала учащихся, их адаптацию к жизни в обществе, педагогическую поддержку процессов субъективизации и инкультурации. Изучив и проанализировав материалы коллег, можно утверждать, что каждое учреждение дополнительного образования комплексно и целенаправленно решает задачи социализации современных детей через занятия творчеством, поливоспитательные мероприятия и социально значимую деятельность. Принцип добровольности в комплектовании детских объединений создает предпосылки к успеху, а активность и интерес к деятельности в сотрудничестве с взрослыми благотворно влияют на изменения в личности учащегося. Личностно ориентированный подход, положенный в основу сотрудничества педагога и учащихся, позволяет удовлетворить образовательные и социокультурные запросы различных категорий детей разного возраста, используя потенциал свободного времени. Разнообразие творческой деятельности позволяет раскрыться всем без исключения – застенчивым, пассивным, с заниженной самооценкой. Через участие детей и подростков в разнообразных формах работы в учреждении формируются такие социально важные качества личности, как инициатива, самостоятельность, способность к творчеству и саморазвитию. Эти качества в современном мире востребованы, помогают личности достигать максимально высоких результатов в своем развитии. Победы и достижения наших учащихся в конкурсах, выставках соревнованиях, их личностные результаты и успешность являются свидетельством результативной деятельности по социализации детей и подростков, воспитания у них необходимых социальных качеств. Мы с вами делаем важное и общее дело – воспитываем творческую, активную, социально успешную молодёжь!
Болотская Татьяна, Волковысский ЦТДиМ
Марина Андросова | 25.02.2021 в 15:10"Условия успешной социализации личности учащихся на занятиях в объединениях по интересам"
Ситуация успеха может стать главным условием воспитания, которое
способствует проявлению и развитию активности учащихся, их
самопознанию, самообучению и самоформированию. Подбадривать за
малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой
или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была
нравственной. Своевременная похвала за успехи и достижения во всех видах
деятельности, особенно сделанная публично, является источником
внутренних сил, рождающим энергию для преодоления трудностей.
Испытывая успех, ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее
удовлетворение.

P.S. К вопросу о гендерной социализации (очень интересно)
Многие образовательные учреждения, к сожалению, ориентированы на адаптивные формы гендерной социализации и воспроизводят гендерные стереотипы, соответствующие понятиям о «мужском» и «женском»: распределение семейных ролей, различия в характере и содержании профессиональной деятельности, увлечений и пр. Не считаете ли вы, что такой подход к гендерному воспитанию преувеличивает различия между полами и впоследствии приводит к беспрекословному следованию этим стереотипам в повседневной жизни?
Ирина Жук | 25.02.2021 в 16:34"Социализация как социально-педагогическое явление. Цели, задачи социализации учащихся."
Один из парадоксов современного мира состоит в том, что в условиях развития новых информационных технологий детям становится всё труднее получить навыки, необходимые для жизни. Всё чаще дети и подростки заменяют «живые» диалоги со сверстниками и взрослыми, игры и занятия, даже друзей на виртуальную жизнь в социальных сетях и мессенджерах, проводя всё свободное время в интернете. Это значительно затрудняет процесс социализации, так как дети и подростки становятся более оторванными от реальности и взаимодействия с окружающими.
В то же время в современных условиях особо значимыми качествами для людей становятся самостоятельность, готовность принимать решения и нести за них ответственность, инициативность, стрессоустойчивость, умение преодолевать ситуацию неуспеха, профессиональная мобильность. Человек сталкивается с различными жизненными и профессиональными ситуациями, которые ему приходится разрешать как творческие. Но готовность к творчеству и ответственность не могут возникнуть сами по себе, они складываются в условиях активной социализации и воспитания.
Социализация – это процесс становления личности, её обучения, усвоения социального опыта, ценностно-нравственных ориентаций и образцов поведения, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе. Как правило, в детстве и юности преимущественно происходит процесс адаптации человека как биологического существа к жизни в обществе, усвоения социальных норм и культурных ценностей. Дальнейший процесс формирования личности, её развитие в процессе освоения и воспроизводства культуры происходит на всех возрастных этапах жизни человека.
Основная цель социализации – формирование социально активного и ответственного гражданина, нравственно и физически здорового человека, способного планировать свою деятельность в социуме и изменять действительность самостоятельно и в сотрудничестве с другими людьми.
Социализация выполняет три основные задачи:
1) интегрирует человека в общество, а также в различные социальные общности через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия и выполнения ими социальных ролей;
3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.
Ребенок социализируется и приобретает собственный социальный опыт в процессе разнообразной деятельности, выполнения различных социальных ролей, общения с людьми разного возраста.
Дополнительное образование является частью социального пространства, одна из важнейших функций которого заключается в социализации подрастающего поколения. Здесь растущий человек имеет многообразные возможности для самореализации, мотивации на познание, обретает индивидуальность, добивается признания, чувствует себя социально значимым, учится взаимодействовать со сверстниками, педагогами, родителями.
Занятость детей и подростков в объединениях по интересам содействует укреплению их самодисциплины, развитию организованности и самоконтроля, появлению навыков и образцов содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умения противостоять негативному воздействию окружающей среды, способствует снижению вероятности вовлечения ребенка в асоциальные группировки.
В ходе занятий в объединениях по интересам у подрастающего поколения формируется собственное мнение и индивидуальное мировосприятие окружающей действительности, развивается культура общения и практические навыки сотрудничества и сотворчества, необходимые для жизни в социуме, происходит стимулирование активности и творческой инициативы детей.

Ирина Петровна Жук, заместитель директора по УМР ЦДОДиМ г.Березы

Ольга Бондар | 26.02.2021 в 10:36"Социализация. Гендерные стереотипы"
Гендерные стереотипы – это некие общие представления о роли каждого пола в обществе. Эти роли, чаще всего, не являются положительными или отрицательными, они лишь приблизительно обобщают мужские и женские качества. Но, так как мы все абсолютно разные, не похожие друг на друга, то в конкретных ситуациях стереотипы чаще всего оказываются не верны. Да и общество не стоит на месте, развивается, меняются представления о том, что могут или не могут делать представители разных полов.
Однако, несмотря на происходящие изменения, традиционные гендерные стереотипы продолжают существовать и оказывать свое стойкое влияние. Сложность смены старых стереотипов связана, по мнению А.В. Меренкова, с «законом сохранения стереотипов», при действии которого традиционные гендерные стереотипы воспроизводятся «через такие элементы духовной жизни, как традиции, обычаи, система образования, воспитания даже тогда, когда материальные условия жизнедеятельности человека, их породившие, уже существенно изменились».
Представления о гендерных ролях мы получаем в родительской семье, в учреждениях образования на протяжении жизни, они часто навязываются нам через СМИ, рекламу, художественную литературу и т.д.
Опасность влияния стереотипов в системе дополнительного образования в том, что они могут создавать препятствия для развития внутреннего потенциала, которым наделен каждый человек вне зависимости от пола. Важно, чтобы решающим моментом для выбора объединения по интересам для ребенка была его внутренняя мотивация, интерес, желание заниматься каким-то видом деятельности, а не принадлежность к определенному полу.
Одним из путей ослабления жестких стереотипных установок в отношении полов является формирование в обществе толерантности, терпимости к разнообразию.
Тамара Шеремет | 26.02.2021 в 10:44" Формы гендерной социализации"
Формы гендерной социализации
В процессе гендерной социализации индивид усваивает, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, которые становятся частью его личности и на подсознательном уровне направляют его поведение. Вся информация, касающаяся дифференцированного по¬ведения, отражается в сознании человека в виде гендерных схем.
Выделяют две формы гендерной социализации: адаптивная социализация и интериоризация.
Смысл адаптивной формы социализации можно выразить следующим образом. Индивид лишь внешне подчиняется тендерным нормам и ожиданиям, в то время как внутренне он может их не разделять и не принимать. Он приводит свое поведение в соответствие с ними, чтобы избежать наказания и получить одобрение.
Интериоризация — это внутреннее принятие мужских или женских ролей, гендерных отношений и ценностей и следование им в практике повседневной жизни. Под действием информационного давления, то есть постоянно предоставляемой информации о гендерных нормах и ролях, индивид не только подчиняется этим нормам, но и безоговорочно верит в них. Как правило, интериоризированные стереотипы, нормы и модели поведения в меньшей степени поддаются трансформации, даже при столкновении с опровергающей их информацией.
Источник: https://forpsy.ru/wo...ya-sotsializatsiya/
Виктория Борисова | 26.02.2021 в 11:36"Виктория Борисова, "Процесс социализации учащегося в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи""
Под социализацией принято понимать усвоение человеком социального опыта и ценностно-нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе. Сегодня важны идеи значимости детства, сотрудничества, самореализации и самоопределения личности.
Дополнительное образование имеет широкие познавательные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени детей и подростков, развивает общую культуру личности, оказывает позитивное влияние на ее индивидуальность. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает в профессиональном самоопределении, способствует реализации сил учащихся, знаний, полученных в базовом компоненте. Чем больше ребенок сможет усвоить дополнительных знаний, навыков, тем легче ему будет определиться в жизни, в профессии, тем менее он будет уязвим в нашем современном мире.
Главная идея в работе с учащимися ‒ это идея успеха. Учреждение дополнительного образования – это место, в котором каждому ребенку хорошо, комфортно и интересно. Успех осознается ребенком в процессе приобретения социального опыта и достигается им за счет приложенных усилий и стараний. Достижение успеха в какой-либо деятельности всегда способствует самоутверждению личности, появлению веры с себя, в свои возможности.
Каждый день педагогической работы должен возвышать детей духовно и нравственно, развивать всесторонне и гармонично. Для этого:
необходимо научиться включать каждого учащегося в совместные действия на общую радость и пользу, в выбор и открытие лучших средств решения важных задач, в практическое использование приобретенных знаний и умений;
всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к учащемуся. Для такого отношения характерно единство уважения и требовательности, вера в творческие силы, возможности ребенка, понимание сильных и слабых сторон, стремление раскрывать и развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости;
воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную, формировать знания, взгляды, убеждения, идеалы; укреплять высокие стремления и чувства;
использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия ‒ прямое и опосредствованное, незаметное и открытое, но использовать непременно творчески, не допуская формализма и однообразия. Тогда учащиеся не чувствуют себя лишь объектом воспитания. Они, прежде всего, участвуют в творческом решении общих с педагогами жизненно важных практических задач.
Воспитательная деятельность в учреждении дополнительного образования ведет учащихся к их успешной социализации и, как следствие, решает такие глобальные проблемы, как: снижение вероятности вовлечения ребенка в асоциальные группы; препятствие развитию вредных и опасных привычек; укрепление здоровья учащихся.
Елена Дулевская | 26.02.2021 в 11:56"Клуб «Подростку навстречу» – эффективное средство социализации подростков с девиантным поведением"
Решение проблем девиантного поведения подростков, их социализации в обществе приобрело в настоящее время особую актуальность. В учреждениях дополнительного образования, в том числе в ГУО ЦТДиМ «Спектр» г. Гродно (далее – ЦТДиМ «Спектр») рассматривается вопрос о качестве и эффективности работы по профилактике преступлений и правонарушений среди подростков, т.к. подростковый возраст - особый этап развития личности, в ходе которого происходят качественные изменения в самосознании, являющиеся определяющим условием для формирования ценностно-моральной сферы личности подростка.
Диапазон проблем, решаемых специалистами учреждений образования, достаточно широк. Предупреждение противоправного поведения учащихся, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа (далее – ИПР), и признанными находящимися в социально опасном положении (далее – СОП) – первое необходимое условие для их успешной социализации в обществе, поэтому работа осуществляется в системе адекватных воспитательных мер, способствующих созданию условий, при которых подросток хотел бы изменить свое поведение. Ведь, как правило, вначале девиантное поведение молодых людей немотивированное. А так называемые «трудные» подростки проявляют сопротивление воспитанию вследствие наличия значительных по степени устойчивости и разнообразных по форме проявления отклонений в нравственном развитии и поведении, обусловленных недостатками воспитания. Поэтому в ЦТДиМ «Спектр» в работе, направленной на социализацию несовершеннолетних, с которыми проводится ИПР, и находящих в СОП, сделан акцент на уход от использования методов «прямого воздействия» на несовершеннолетнего и его семью, а результаты работы оцениваются не количеством мероприятий, проведенных субъектами систем профилактики, а теми изменениями, которые происходят в поведении, деятельности подростка, в его семье.
Таким образом, с целью успешной социализации в обществе несовершеннолетних данной категории работа в ЦТДиМ «Спектр» направлена на формирование их устойчивой мотивации к освоению моделей позитивного, ответственного, законопослушного поведения через организацию работы клуба выходного дня «Подростку навстречу»: проведение тематических подростковых всеобучей; онлайн-консультаций, а также вовлечение подростков в организованный досуг, в том числе в объединения по интересам.
Востребованными формами среди данной категории детей являются интерактивные, ситуационные, ролевые игры, занятия-челленджи, спортивные тимбилдинги, творческие воркшопы, профориентационные встречи с интересными людьми в новых форматах, семейные веб-квесты и т.д. Каждое заседание клуба направлено на формирование навыков несовершеннолетних, содействующих освоению моделей личностного развития и ответственного поведения.
Работа с родителями данной категории детей налажена через онлайн-проект «Территория смыслов или контрольная для взрослых» ( https://spektr-grodn...olnaja-dlja-vzroslyh).
Усиление взаимодействия с инспекцией по делам несовершеннолетних, Белорусской Православной Церковью, Белорусским Обществом Красного Креста, отделом по наркоконтролю и профилактике торговле людьми позволило осуществить переход к практике социального партнерства в качестве совместной выработки решений и сбалансированной, разделяемой ответственности по успешной социализации в обществе учащихся на основе развития у них ценностных ориентаций, влияющих на выбор социально-ценностного поведения в соответствии с принятыми в обществе нормами.
Для продолжения работы клуба в условиях сложной эпидемиологической ситуации разработан проект «Спектр» с вами дома онлайн» (https://spektr-grodn...s.by/pages/stayhome), который является логичным этапом развития клуба выходного дня «Подростку навстречу» и включает в себя положительный опыт формирования социально значимого жизненного пространства для самовоспитания и самореализации подростков, с которыми проводится ИПР, и находящихся в СОП.
Светлана Емельянова | 26.02.2021 в 17:38"Ситуация успеха – успех социализации"
Социум – это реальный мир отношений между людьми, мир разных социальных ячеек, в которых люди общаются по принципу общих интересов или необходимости.
Социализация – сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определённой роли в практической деятельности.
Социальная проба – такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознаёт опыт своего социального взаимодействия.
Что нужно развивать, какие характеристики личности формировать для успешной социализации? Во-первых, целеустремленность и настойчивость (зачем? для чего? для кого?), во-вторых, работоспособность и готовность к выбору самостоятельного решения. Задача педагога дополнительного образования – формировать такой опыт и направлять воспитание на поддержку успешности социализации. Эффективным моментом в решении этой задачи является создание на занятиях в объединениях по интересам условий для успешной социальной пробы «я – учащийся», создание учащимся ситуации успешности, включение их в ту деятельность, где они могут проявить себя, почувствовать свою значимость для других, испытать радость от собственной активности. Здесь педагогам необходимо правильно понимать смысл учебной деятельности, а именно: усвоение знаний, приобретение умений – это не цель, а важное средство развития личности. На занятиях в объединениях по интересам эффективным будет создание педагогических ситуаций, при которых учащийся получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные способности, ситуации, когда ребёнок достигает реакции коллектива, от которой он (учащийся) чувствует себя удовлетворенным, ситуации, способствующие переживанию эмоционального подъема и другие технологические операции, обеспечивающие ситуацию успеха.
Мария Самусенко | 27.02.2021 в 16:16"Мария Самусенко «Использование виртуального пространства для социализации личности, в условиях работы учреждения дополнительного образования детей и молодежи»"
Сегодня процесс получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе, в значительной степени осуществляется в виртуальной реальности. Это накладывает свои отпечатки и в отношения между педагогами и учащимися, требуя внедрения новшеств в систему образования как важнейшего элемента социализации. Работа в этом направлении является одной из приоритетных задач дополнительного образования.
Поскольку дополнительное образование – это свободный выбор учащихся, основанный на творческих предпочтениях, потребности в саморазвитии и самоопределении, то проблема социализации является особенно важной и актуальной.
С одной стороны, использование интернет-платформ и социальных сетей при организации образовательного и воспитательного процессов и в дополнительном образовании, усложняет работу педагога, поскольку живое общение и обмен опытом ничто не заменит, но, с другой стороны, открывает новые возможности и пути взаимодействия. Теперь перед педагогом стоит нелегкая задача объединить детей и родителей, преобразовать фундаментальные, жизненно важные понятия и проблемы в интересный и понятный продукт, используя интернет пространство.
Так на базе ГУДО «Центр творчества «Эверест» г. Могилева», реализуется ряд проектов, таких как: «Армии воин – славы достоин», «Безопасный Интернет – детям», «Новое поколение», «Будущее – это МЫ!», «Азбука правового воспитания», в рамках которых осуществляется работа по социализации учащихся, в том числе через интернет-ресурсы. Основными задачами проектов являются: защита прав ребенка, пропаганда семейных ценностей, гражданское и патриотическое воспитание, воспитание интернет-безопасности, здорового образа жизни, основ общение и т.д
Безусловно, такие сложные задачи нельзя решить только через онлайн мероприятия, но ситуация последнего времени обязала нас искать новые пути взаимодействия со всеми категориями учащихся и их семьями. Используя социальные сети Вконтакте, Инстаграм, платформу ZOOM, мы проводим онлайн-мероприятия, беседы, викторины, интересные встречи, привлекая узких специалистов, готовых не просто донести до учащихся информацию, но и выслушать, окунуться в проблему, ответить на вопросы, и, самое главное, помочь и подсказать правильный выход из сложившейся ситуации. Особенно важно такое взаимодействие с детьми, оказавшимися в социально опасном положении. Ребята должны понимать, что существует другое общение, другие люди, открытые, опытные, дружелюбные. При реализации проектов используются различные формы проведения мероприятий: интерактивная викторина, спортивно-познавательная онлайн игра, мастер-класс, семинарское занятие, военно-патриотическая викторина, заочное интернет-путешествие, занятие с элементами тренинга, профилактическое мероприятие, урок мужества, инста-школа, интернет-исследование и др. Разнообразна и тематика мероприятий: современный кинематограф, мультипликация, природа Беларуси, спорт, искусство, саморазвитие, история, - словом, всё, что является неотъемлемой составляющей понятия социализации. Положительные стороны такого формата работы в том, что в мероприятии могут участвовать ребята со всех уголков не только города Могилева, но и всей Беларуси. Они имеют возможность оставлять комментарии и высказывать свое мнение, так формируются группы по интересам.
Еще один важный проект, реализуемый в онлайн-формате на платформе ZOOM на базе Центра – «Школа дружбы». В рамках этого проекта учащиеся объединения по интересам «Английский язык» один раз в квартал создают телемост с учащимися из Австралии. Ребята общаются на английском языке под руководством педагога, обмениваются знаниями, знакомятся с культурой народов Австралии и Беларуси. Многие из них впоследствии продолжают общаться через социальные сети, таким образом, создавая целые межконтинентальные микрогруппы по интересам, что немаловажно не только для социализации, но и для личностного развития и познания мира.
Тамара Шеремет | 04.03.2021 в 13:30"ИТОГИ республиканской декады методических мероприятий «Социализация учащихся в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи»"
ИТОГИ
республиканской декады методических мероприятий
«Социализация учащихся в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи»

Национальным центром художественного творчества детей и молодежи в целях повышения профессиональной компетентности педагогических работников дополнительного образования детей и молодежи в вопросах комплексного и целенаправленного решения задач социализации учащихся в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи в феврале 2021 года проведена республиканская декада методических мероприятий «Социализация учащихся в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи».
Республиканская декада включала:
1. Обсуждение тем и вопросов на сайте Национального центра художественного творчества детей и молодежи в рубрике Форум, http://method.nchtdm.by/talks/. Педагогическими работниками учреждений дополнительного образования детей и молодежи на сайте НЦХТДМ оставлено 17 сообщений, более 500 просмотров;
2. Создание электронного информационно-справочного сборника «Социализация учащихся в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи» (далее – Сборник). Поступило 55 материалов, которые размещены в Сборнике на сайте НЦХТДМ по ссылке: https://method.nchtd...opolnitelnogo_obraz/;
3. Проведение дистанционного семинара-практикума. В адрес дистанционного семинара-практикума поступило 70 материалов. Данные материалы размещены на виртуальном диске по ссылке https://drive.google...cc-5NbZHT0hJz4wB8bO7
Всего в декаде методических мероприятий приняло участие более 125 педагогических работников учреждений дополнительного образования детей и молодежи.
По результатам проведения республиканской декады методических мероприятий планируется подготовка и издание бюллетеня, а также предоставление сертификатов участникам мероприятий (в электронном виде).
Тамара Шеремет | 04.03.2021 в 13:37"Итоги республиканской декады методических мероприятий"
Количественный состав участников и материалов
электронного информационно-справочного сборника
в рамках республиканской декады методических мероприятий
«Социализация учащихся в условиях учреждения
дополнительного образования детей и молодежи»
19-28 февраля 2021 года

Область Количество материалов Количество участников
Брестская 10 10
Витебская 7 8
Гомельская 6 7
Гродненская 7 7
Минская 6 6
Могилевская 12 14
г. Минск 4 4
НЦХТДМ 3 3

Итого 55 59



Количественный состав участников и материалов
дистанционного семинара-практикума для педагогов дополнительного образования «Реализация программ объединений по интересам в системе дополнительного образования как фактор социализации учащихся»

Область Количество материалов Количество участников
Брестская 12 11
Витебская 13 9
Гомельская 6 7
Гродненская 12 13
Минская 5 5
Могилевская 15 15
г. Минск 5 6
НЦХТДМ 2 3

Итого 70 69

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять сообщения на форуме!