Ошибка :

Показать отладочную информацию

Республиканская декада методических мероприятий «Формирование психологической и правовой культуры у участников образовательного процесса учреждения дополнительного образования детей и молодежи»
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen
| 14.02.2022 в 09:59"Авторизация на Форуме"
Уважаемые коллеги!

Авторизация на Форуме идет в ручном режиме, после модерации.

Это занимает некоторое время. После модерации на Ваш почтовый ящик придет письмо что Ваша учетная запись активирована.

После этого Вы можете оставлять сообщения на Форуме.

Обращаю Ваше внимание, что Ваши сообщения на Форуме появятся только после проверки его администратором Форума.

Модерация сообщений происходит в рабочие дни с 9.00 до 17.00

По всем вопросам работы Форума обращайтесь на электронную почту info@nchtdm.by

С уважением,
администратор сайта
Полина Смоляная | 15.02.2022 в 14:19"О проведении республиканской декады методических мероприятий"
18–27 февраля 2022 года состоится республиканская декада методических мероприятий по теме «Формирование психологической и правовой культуры у участников образовательного процесса учреждения дополнительного образования детей и молодежи».
К участию в мероприятиях приглашаются педагогические работники учреждений дополнительного образования детей и молодежи.
В программе декады методических мероприятий:
1. Проведение открытого обсуждения вопросов по теме – интернет-форум в период с 18 по 27 февраля 2022 г. на сайте НЦХТДМ в разделе «Методический портал» в рубрике «Форум», https://method.nchtd...eskix_meropriytii2/
Для участия в интернет-форуме необходимо зарегистрироваться на сайте НЦХТДМ с указанием Ф.И.О., учреждения образования. После активации появляется возможность оставлять информацию/комментарии. Информация опубликовывается на сайте после прохождения модерации (проверки сообщения);
2. Работа дистанционной образовательной площадки по адресу https://drive.google...UPRu4uu7fIrJQATh142o;
3. Создание электронного информационно-справочного сетевого продукта – сборника «Формирование психологической и правовой культуры у участников образовательного процесса учреждения дополнительного образования детей и молодежи» (далее – Сборник).
К подготовке Сборника приглашаются педагогические работники учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Сборник будет включать разделы: «Формирование правовой культуры», «Формирование психологической культуры».
Просим направлять материалы по заданным разделам по электронной почте nchtdm@nchtdm.by с пометкой с пометкой «Декада–2022. Сборник» до 28 февраля 2022 года. Материал может быть представлен в виде текстового материала (формат файла – .docx или .doc), презентации (формат файла – .ppt, .pptx), видеоролика (продолжительность – до 5 минут, технические параметры: формат – .avi, .mpg, или .wmv.), буклета (формат файла – .docx / .doc или .pub). Материал должен содержать указание раздела сборника, наименование, Ф.И.О. автора, должность, учреждение образования.
Данные материалы по мере их поступления будут добавляться в Сборник, размещенный на сайте НЦХТДМ в разделе «Методический портал», в рубрике «Новости» https://method.nchtd...ravochnyj_sbornik3/;
4. Дистанционный семинар 25 февраля 2022 г. на платформе Zoom с 10.00 для педагогических работников учреждений дополнительного образования детей и молодежи по теме декады методических мероприятий.
Программа семинара включает выступления специалистов и практиков, по 1 выступлению из опыта работы от областей и г. Минска. Тезисы выступлений от регионов необходимо направить в адрес организаторов мероприятия до 20 февраля 2022 г.
Для участия в семинаре необходимо заранее перейти по ссылке, которая будет размещена на сайте НЦХТДМ в разделе «Методический портал – Новости» и по скайпу – для областных студий.
Елена Мидянчик | 17.02.2022 в 14:09"Организация совместной работы учреждения дополнительного образования и правоохранительных органов по правовому воспитанию"
На сегодняшний день важной задачей воспитания подрастающего поколения является правовое воспитание. Учреждения дополнительного образования ищут новые эффективные формы и методы работы. Одним из эффективных способов решения данной задачи является организация совместной работы учреждения дополнительного образования и правоохранительных органов, а именно прокуратуры. Только совместными усилиями можно добиться положительного и долговременного результата.
Формирование правовой культуры и воспитание молодых граждан в духе законности – наша общая задача.
Практика прокурорского надзора за исполнением законов убедительно подтверждает, что чаще всего подростки допускают нарушение закона не «по злому умыслу», а вследствие своей юридической неосведомленности. Другой проблемой является то, что в правовой пропаганде среди подростков превалируют проблемы уголовного и уголовно-процессуального права. В то же время недостаточное внимание уделяется проблемам других отраслей: основам трудового, гражданского, жилищного, семейного права.
Одним из способов создания среды общения в триаде ученик- учреждение дополнительного образования – прокуратура является создание виртуального образовательно - правового пространства. Необходимо пользоваться той средой, где подростки проводят много времени, а именно – социальные сети. И методы необходимо выбирать те, которые привлекут подростков. А это: совместное создание социальной рекламы и видеороликов, конкурсы, квесты, игровые формы правового просвещения и т.д.
Говоря об эффективности различных форм правовой пропаганды и профилактики правонарушений среди подростков, следует выделить те из них, которые позволяют сблизить общение подростков с правоохранительными, наладить тесные и доверительные отношения. Это возможно лишь при непосредственном общении, когда подростки слышат живое слово прокурора и следователя, могут задать им волнующие их вопросы и получить на них ответы, высказать свои предложения по обсуждаемой проблеме.
Ольга Бондар | 17.02.2022 в 16:32"Определение понятий "
Правовая культура личности – совокупность правовых знаний и способность к их полной и правильной реализации в различных видах деятельности. Правовая культура предполагает сочетание правовых знаний с нравственными идеалами и ценностными ориентациями личности.
Психологическая культура личности – это составная часть базовой культуры как системная характеристика человека, позволяющая ему эффективно самоопределиться в социуме и самореализоваться в жизни, способствующая саморазвитию, успешной социальной адаптации и удовлетворенности жизни.
Психологическая культура включает грамотность и компетентность в психологическом аспекте понимания человеческой сущности, внутреннего мира человека и самого себя, человеческих отношений и поведения, гуманистически ориентированную смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую рефлексию, а также творчество в психологическом аспекте человекознания и собственной жизни.
Людмила Данилина | 18.02.2022 в 14:52"Екатерина Ромуальдовна Данилина, методист УО «ГГОДТДМ» Профилактика противоправного поведения учащихся "
Особую значимость в деятельности центров творчества детей и молодёжи (далее – ЦТДМ) приобретают социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи учащимся, обеспечение максимальной занятости детей и подростков, состоящих на различных видах профилактического учёта. Работа по нравственно-правовому воспитанию, профилактике противоправного поведения учащихся осуществляется постоянно в соответствии с действующими нормативными правовыми документами.
Занятия в объединениях по интересам – одна из возможностей профилактики противоправного поведения, а также проведение лекториев, бесед, круглых столов, групповых занятий на правовую тематику. Так, популярность пользуются деловая игра «Азбука прав», занятие с элементами тренинга «Я и мои права», игра-практикум «Каждый правый имеет право», круглый стол «Подросток и закон». Перед ЦТДМ стоит задача по содействию правовому воспитанию несовершеннолетних, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания, а также чувства ответственности за свои поступки.
Во всех учреждениях дополнительного образования динамично вовлекаются в полезную деятельность учащиеся подучетных категорий. Так, например, в ГУО «Щучинский ДТДМ» учащиеся, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа посещают такие объединения как: «Контрасты MIX», видеостудия «Радуга», фотостудия «Мир вокруг нас», «Батлейка» и др.
Проводятся комплексы занятий, направленных на профилактику агрессивного поведения, на умение противостоять негативному влиянию окружающих, на формирование здорового образа жизни, индивидуальная работа на основании запросов педагогов и родителей.
В ЦТДМ «Спектр» г.Гродно профилактическая работа осуществляется через организацию работы клуба выходного дня «Подростку навстречу», подростковые всеобучи. Положительно зарекомендовала себя практика участия специалистов межведомственных структур, которые посетили более 50% заседаний клуба: инспектор по делам несовершеннолетних Стефанович Е. Т., священнослужитель Александр, что имеет эмоциональный отклик у участников клуба.
Галина Шалтан | 18.02.2022 в 19:04"Галина Шалтан "Реализация правового воспитания учащихся учреждения дополнительного образования детей и молодежи""
Шалтан Галина Ивановна,
заведующий учебно-методическим кабинетом
ГУДО «Дворец детей и молодежи г Новополоцка»

Дополнительное образование детей и молодежи относится к сферам наибольшего способствования развитию ребенка, так как оно является мощным средством формирования мотивации развития личности и социализации. В образовательном процессе высока вероятность создания ситуации успеха для каждого учащегося, что позитивно сказывается на укреплении его личностного достоинства.
Ребенок посещает творческие объединения учреждения дополнительного образования детей и молодежи по собственному выбору в соответствии с индивидуальными склонностями и образовательными потребностями, что способствует его открытости руководителю объединения и учебной группе детей. На основе общности интересов учащихся и педагога продуктивно идут процессы формирования гуманистических ценностных ориентаций и воспитания развитой и социально ответственной личности.
Обучение в объединениях по интересам государственного учреждения дополнительного образования «Дворец детей и молодежи г.Новополоцка» (далее ГУДО ДДМ) позволяет учащимся проявить себя в различных ситуациях; способствует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизации, навыков полезного досуга, умения противостоять негативным воздействиям окружающей среды. Учреждение играет важную роль и в решении задач правового воспитания подрастающего поколения.
Правовое воспитание учащихся – это организованное, систематическое воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки. Правовые знания должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия [1].
В качестве основных направлений реализации правового воспитания учащихся учреждения определены – образовательное, гражданско-правовое, патриотическое, профессионально-трудовое, культурно-нравственное.
Эти направления отражены в планах воспитательной работы ГУДО ДДМ на всех уровнях: учреждения, отделов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов комнат школьника, культорганизатора, ученического самоуправления.
Учреждение реализует 73 программы объединений по интересам, 17 индивидуальных программ дополнительного образования (на 01.02.2022), что позволяет удовлетворять меняющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей, подростков и учащейся молодежи города. Обучающиеся на занятиях объединений по интересам, воспитательных мероприятиях, массовых мероприятиях, акциях знакомятся и закрепляют знания о Конвенции о правах ребенка, Конституции Республики Беларусь, нормативных правовых актах; учатся отстаивать свои и уважать чужие права и свободы, права других на самовыражение. Методы и формы реализации правового воспитания выбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, возможностей педагогического коллектива, популярности их среди каждой возрастной группы.
Реализации правового воспитания способствует использование не только традиционных форм, но и разработка новых, современных, активных. Так членами городского Парламента детей и учащейся молодежи г.Новополоцка, куратором которого является заместитель директора учреждения, в 2020 году инициирован социальный проект, получивший грант Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь. Средства пошли на закупку необходимого оборудования, продукции с символикой и призов. Продуктом проекта стала обучающая, развивающая настольная игра «В движении», с помощью которой участники знакомятся с основными статьями Конвенции о правах ребенка и учатся пользоваться своими правами в жизни. Парламентарии-менторы проводят игры для учащихся: объединений по интересам, комнат школьника ГУДО ДДМ, учреждений образования г.Новополоцка.
Следует подчеркнуть особую важность правового просвещения и воспитания в отделе по работе с детьми и подростками по месту жительства ГУДО ДДМ, где ведется активная работа по профилактике безнадзорности и правонарушений.
В числе посетителей комнат школьника – дети и подростки, с которыми проводится профилактическая работа педагогами (в учреждениях среднего и профессионально-технического образования) и сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних города, поведение которых зачастую выходит за пределы моральных и правовых норм. Для этих молодых людей характерно неблагоприятное бытовое окружение, тяжелое материальное положение семей, непростые внутрисемейные отношения. Им недостает правовых знаний и положительного опыта правовых отношений.
Педагоги-организаторы комнат школьника помогают учащимся усваивать правовые законы, которые регулируют их жизнь и деятельность, уделяют внимание изучению обязанностей, личной ответственности за свое поведение, проводят мероприятия для родителей по поддержке их правовой компетентности, ориентируясь на официальные источники правовой информации. Правовое просвещение посетителей комнат школьника формирует правовую компетентность и правовое самосознание, а приобщение к правовой культуре обогащает духовную жизнь детей, подростков и законных представителей несовершеннолетних.
Таким образом, учреждение дополнительного образования детей и молодежи может многое сделать для преодоления распространения в молодежной среде негативных социальных явлений, для того, чтобы общечеловеческие ценности определяли поведение: формировали у учащихся чувство собственного достоинства и высокую правовую культуру.

ЛИТЕРАТУРА
1. Атагимова, Э.И., Горбачева, Е.И. Право знать право: методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса/ Э.И. Атагимова, Е.В. Горбачева. – Москва: ФБУ НЦПИ, 2016. – 76 с.: Серия «Правовое просвещение населения».
Полина Смоляная | 20.02.2022 в 16:14"20 февраля – Всемирный день социальной справедливости"
20 февраля – Всемирный день социальной справедливости (World Day of Social Justice) отмечается ежегодно, начиная с 2009 года.
Генеральная ассамблея ООН провозгласила об установлении этого праздника в специальной резолюции № A/RES/62/10 от 26 ноября 2007 года. Предпосылкой для возникновения новой даты – 20 февраля стала всемирная встреча на высшем уровне, которая прошла в Копенгагене в марте 1995 года, и на которой были провозглашены задачи социального развития современного общества.
Государства-члены Организации Объединенных Наций посвящают день 20 февраля проведению на национальном уровне мероприятий, способствующих укреплению социальной справедливости, которые каждый год посвящены определенной теме.
По замыслу организаторов, международная дата должна способствовать искоренению нищеты, обеспечению людей полной занятостью и достойной работой, достижению равноправия мужчин и женщин, а также установлению социального благосостояния и социальной справедливости для всех.
Людмила Данилина | 21.02.2022 в 08:54"Денисевич Ольга Леонидовна, заведующий отделом УО «ГГОДТДМ», Формирование психологической культуры подрастающего поколения"
Владение психологической культурой позволяет человеку ощутить осмысленность своей жизни. Психологическая культура позволяет учащемуся познавать свой внутренний мир, выбирать свой жизненный путь, а самое главное, получать удовольствие от жизни. Несмотря на то, что в системе дополнительного образования детей и молодежи Гродненской области ликвидированы социально-педагогические и психологические службы (так называемые СППС), работа по формированию психологической культуры подрастающего поколения ведется.
Педагогические работники дополнительного образования детей и молодежи проводят тренинги «Личность и индивидуальность», «Сопротивление психологическому давлению», деловые игры «Уверенность в себе», «Психологическое здоровье подростка», беседы, ток-шоу с психологами учреждений общего среднего образования, медицинских учреждений, онлайн-консультации психолога «Ты свидетель или жертва травли. Как поступить?», диалоги в открытом пространстве, занятия «Как подростку отстоять свою точку зрения в разных жизненных ситуациях» и др.
Особое внимание уделяется категории учащихся, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа и учащимся, находящимся в социально опасном положении. Для учащихся, склонных к противоправному поведению работают клубы «Диалог», «Подросток», «Ровесник» и др. С целью продуктивной организации досуга открываются новые объединения по интересам, организуется участие в различных мероприятиях: «Осенний марафон», День здоровья, антинаркотическая акция «Миссия – жить!», акция-концерт «Выбери жизнь без ВИЧ», «Мы нужны друг другу».
Неотъемлемой частью образовательного процесса, партнером учреждения образования в формировании психологически здоровой, нравственной личности ребенка являются родители. Для них также налажено просвещение. Информирование через сайт учреждения образования, социальные сети, мессенджеры, онлайн и личные консультации с целью повышения психолого-педагогической культуры родителей, повышения заинтересованности в организации совместного досуга с детьми, развитии их творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.
Татьяна Болотская | 21.02.2022 в 11:39"Татьяна Болотская Интегративность - условие успешной деятельности педагога по формированию правовой и психологической культуры учащегося"
В системе дополнительного образования детей и молодежи присутствует атмосфера комфортности и уюта, та самая «ситуация успеха» (по Л. С. Выготскому), партнерские отношения между педагогом и учащимися, которые, несомненно, способствуют гуманизации отношений, воспитанию и гражданскому становлению личности учащегося, формированию его психологической и правовой культуры. Задачи формирования психологической и правовой культуры подрастающего поколения не могут быть решены без интегративного развития индивидуальной психологической культуры учащихся, педагогов и родителей; навыков ответственного поведения, конструктивного разрешения конфликтов и предвидения последствий совершаемых поступков; без воспитания уважения достоинства личности и этико-правового просвещения. Культура - психологическая, правовая - «живет» в её носителях путём развития «культурного состояния и поведения», направленного на осуществление определенного усилия по изменению самого себя и каждого из нас, в первую очередь. Совершенно очевидно, что формирование психологической и правовой культуры личности ребенка - это целенаправленная совместная работа педагогов, родителей, психологов в специально организованных педагогических условиях, которая направлена на усиление позитивных тенденций личности учащегося, развитие её творческого потенциала и успешную социальную адаптацию. Упущенные педагогами и родителями возможности влекут у растущей личности отклонения в восприятии ценностных ориентиров, культурных норм общения и поведения, нарушения в самоорганизованности и саморегуляции собственных эмоций и поступков, адекватной самооценке. Всё это приводит к негативным последствиям в виде девиантного поведения, агрессивности либо инфантильности, утраты жизнеопределяющих ориентиров, что в совокупности с незнанием прав, законов, правовых норм и обязанностей влечёт за собой правонарушения, административную и уголовную ответственность.
Совершенно очевидно, что основой формирования психологической и правовой культуры растущей личности является целостная система интегративного и продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса с особыми гуманистическими отношениями и условиями, с использованием опирающихся на личностный опыт ребенка способов работы и с определенным содержанием, нацеленным на формирование функций самоуправления, саморегуляции и регуляции социального поведения.

Наталия Поддубная | 21.02.2022 в 14:28"формирование правовой культуры"
Поддубная Н.Г., Государственное учреждение образования «Центр дополнительного образования детей и молодёжи г.Ляховичи», методист.

Формирование правовой культуры
В последнее время созревание детей и подростков в физиологическом отношении ускорилось, чего нельзя утверждать в отношении тенденции социального созревания. Образуется своеобразный разрыв между физической и социальной зрелостью. Почти все правонарушения совершаются подростками в группах, возникающих самопроизвольно на основании различных признаков и для самоутверждения. Чтобы предотвратить правовые нарушения и асоциальное поведение, необходимо прививать подрастающему поколению правовую культуру, в рамках освоения которой входят: правовые знания, правовое поведение, уважение к закону.
Трудности правового воспитания обусловлены тем, что показатели физической, психической и социальной зрелости у учащихся одной возрастной категории различны. Поэтому перед тем как начать работу по формированию правовой культуры учащихся педагоги должны проводить диагностику уже имеющихся знаний и отношения к законодательству Беларуси по направлениям семейного права, уголовного права, трудового права, административного права, хозяйственного права, согласно возрасту учащихся. Это поможет создать эффективную систему правового воспитания учащихся дополнительного образования детей и молодёжи, так как формирование правовой культуры учащихся не сводится только к организации правовых мероприятий, а является систематическим и целенаправленным процессом. Важной составной частью процесса правового воспитания подрастающего поколения является участие их в активной деятельности, где происходит обучение учащихся практически применять нормы действующего законодательства в повседневной жизни и приобретать опыт использования их в борьбе против правонарушений.
Педагоги дополнительного образования продумывают меры по повышению правовой культуры родителей учащихся, согласно Конституции РБ, которые обязаны заботиться о воспитании своих детей, растить их достойными членами общества и нести ответственность за соблюдение их детьми морально-правовых норм.
Повышение правовой культуры родителей включает в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых видов правовой пропаганды среди родителей относятся: тематические юридические консультации с привлечением юристов, родительские университеты и лектории педагогических и правовых знаний, родительские собрания и конференции, совместные с учащимися праздники, викторины, конкурсы на лучшее знание государственной символики РБ, конституционных прав и обязанностей гражданина РБ, прав ребёнка, акции, встречи с представителями правоохранительных органов и т.д.
Систематически педагоги дополнительного образования разъясняют подросткам и их родителям права, обязанности и ответственность, которыми они обладают в соответствии с законодательной базой Республики Беларусь.



Алена Власюк | 22.02.2022 в 09:59"Формирование психологической культуры как средства развития личности в условиях дополнительного образования"
Власюк Алена Владимировна, методист ГУДО «Дворец детей и молодежи г.Новополоцка».

Низкий уровень культуры (в частности психологической) в современном обществе тормозит полноценную реализацию достижений и прогресса во всех областях жизни человека. Определённую ответственность за это несёт современная система образования. Появление понятия «психологическая культура» в образовательном процессе вызвано тем, что в педагогической среде сложилось осознание необходимости актуализации личностных ресурсов участников педагогического процесса. Психология вносит в общее понятие «культуры» понимание уникальности, сложности и ценности человека как такового.
В общем виде психологическую культуру можно определить как фактор развития личности, систему психических процессов и свойств человека, благодаря которым осуществляется понимание себя и других людей как личностей, позитивное воздействие на самого себя и других.
Психологическая культура – это способ самопознания и саморазвития личности. Это особый вид деятельности, следствием овладения которым являются становление позитивного чувства «Я» учащегося, повышение его эмоционального благополучия, самостоятельности, укрепления доверия к себе и к людям, снижение уровня тревожности, уменьшение агрессивных реакций и т.д. Исходя из этого, формирование психологической культуры можно рассматривать как средство развития личности.
В условиях дополнительного образования - это целенаправленная работа педагогов в специально организованных условиях, направленная на усиление позитивных тенденций личности, развитие ее творческого потенциала и ресурсных возможностей психики учащегося. Сюда идут мотивированные на творческую работу дети, здесь сотрудничество педагога с ребенком поддерживается родителями, а значит, оказывается более результативным.
В процессе целенаправленного и систематического освоения учащимися психологической культуры открываются новые возможности в развитии у них поведенческой, коммуникативной и личностной рефлексии, становлении их субъектности в деятельности, поведении, общении. Целенаправленность, как качественная характеристика работы педагога, означает применение им системы осознанных педагогических и психоформирующих воздействий в соответствии с определенной целью, задачей и проблемой. Результатом формирования психологической культуры личности является положительная динамика развития личности и «Я-концепции», конструктивность отношений и поведения, гуманизация ценностных ориентаций, актуализация личностных ресурсов.
Хочется заметить, что тему психологической культуры нельзя рассматривать отдельно от психологической грамотности. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями, умениями, правилами и нормами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т.д. Причем, речь идет не только о знаниях, но и умении применять их в жизни, в исполнении норм и правил на уровне ролевого поведения, социальных функций. Она может проявляться в эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения жизненного опыта, почерпнутого из средств массовой информации, общения с другими людьми и т. д. Педагог, стремящийся привить психологическую культуру, имеет зачастую перед собой не «чистый лист», а маленького человека, который каким-то образом к психологической культуре уже прикоснулся с помощью интернета, общественного мнения и т.д., а это немного усложняет задачу.
Таким образом, психологическая грамотность и представляет собой азы психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных и других особенностей.
Необходимость психологического образования с самого раннего возраста вызвана потребностью соответствовать интересам и запросам современного общества. Именно поэтому, при определении перспективных путей развития образовательных структур, необходимо учитывать их соответствие общественным потребностям настоящего времени.
Необходимыми условиями формирования психологической культуры обучающегося в условиях дополнительного образования являются:
- обучение способам социального подкрепления представлений о собственной ценности;
- формирование адекватных представлений об эмоциональных связях с другими людьми в процессе общения;
- формирование самостоятельности, ответственное отношение к своим поступкам и принятию решений.
Основными показателями сформированности психологической культуры учащихся являются:
- эмоционально-ценностное отношение к себе, другим людям, окружающему миру;
- положительные стремления, связанные с самоопределением, саморегуляцией, самоактуализацией;
- рефлексия своих качеств, поведения, деятельности, общения;
- гармоничность ценностно-смысловой сферы.

Литература:
1. https://knowledge.al...a89521216d27_0.html
2. https://nsportal.ru/...datsii-formirovanie
3. https://psylist.net/pedagogika/00174.htm
4. https://infourok.ru/...ocesse-1906606.html
Людмила Олесюк | 22.02.2022 в 12:28"Формирование правовой культуры"
Актуальность темы обусловлена актуализацией проблемы правового образования и воспитания детей и молодёжи на уровне государства. Сегодня деятельность педагогической общественности направлена на формирование правовой культуры, законопослушного поведения, понимания обучающимися ответственности за противоправные действия.
С целью профилактики правонарушений педагогический коллектив государственного учреждения образования «Гродненский районный центр творчества детей и молодёжи» принимает активное участие в формировании правовой культуры обучающихся через участие детей и молодёжи в акциях и мероприятиях по правовому воспитанию, дней правовой культуры «Безопасное и ответственное поведение – мой выбор», в профильных сменах ДНОЦ «Зубренок», конкурсах видеороликов «Правовой лайфхак», «Право на детство». Реализация социально-педагогической программы «Моё право», позволила сформировать правовую культуру личности, усвоить и приобрести навыки поведения, соответствующие правовым нормам. Педагоги разъяснили подрастающему поколению нюансы законодательства, чтобы молодые люди по незнанию не допустили ошибок. Работая с молодёжной аудиторией, мы используем в своей работе близкие ей форматы, такие как стримы и правовые квизы, привлекая молодых, успешных, юридически грамотных людей к совместной работе и творчеству. Считаем, что уже с юного возраста, когда молодёжь еще не имеет права голоса, необходимо объяснять, какая ответственность предусмотрена за те или иные действия.
Дети – это фундамент нашего общества, и уже сейчас необходимо направлять энергию подрастающего поколения в русло созидательной и конструктивной деятельности для укрепления ценностного отношения к своим историческим корням, для развития общества, формирования чувства гордости за Беларусь и ее достижения.
Правовая грамотность детей – это вклад в их будущее, и уделять этому достаточное внимание необходимо. Люди, обладающие «здоровым правовым смыслом», принимают грамотные решения, которые позволяют обеспечить не только личную безопасность и собственную защищенность, но и смогут внести вклад в развитие правового государства, способствовать устойчивому развитию сильной и независимой Беларуси.

Татьяна Король | 22.02.2022 в 15:04"Психокоррекционная работа с подростками"
Большое значения в формировании психологически здоровой личности подростка занимает психокоррекционная работа. Под коррекцией понимается система психолого-педагогических воздействий, направленных не только на преодоление или ослабление отрицательных качеств личности ребёнка, но и на формирование противоположных по отношению к ним положительных качеств.
В процессе коррекционной работы у подростка формируется рефлексивное отношение к собственному поведению, которое является существенной предпосылкой организации самовоспитания.
1. Помощь в осознании себя как личности, своих негативных и позитивных сторон.
2. Открытие в себе сильных сторон, т. е. таких качеств, которые человек принимает и ценит в себе, которые дают чувство уверенности.
3. Формирование позитивного самовоспитания, активной самооценки.
4. Нахождение способов личностного развития, работа по самосовершенствованию.
5. Снятие эмоционального напряжения, возбуждения, агрессивности; разрешение внутриличностных конфликтов.
6. Обучение навыкам релаксации.
7. Отработка навыков самораскрытия и получения обратной связи.
8. Принятие других людей, осознание ценности каждого человека.
9. Развитие умений сотрудничать и сопереживать.
10. Формирование морально-правовых представлений.
11. Коррекция поведения с помощью ролевых игр.
12. Развитие навыков и умений эффективного общения:
• обучение приёмам активного слушания;
• умение формулировать свои мысли, аргументировать своё мнение;
• умнеие отстаивать свою точку зренмя не оскорбляя других;
• обучение способам выражения своих чувств и эмоций, невербального общения;
• обучение способам поведения в конфликтных и критических ситуациях;
• обучение способам саморегуляции.

Наталия Поддубная | 22.02.2022 в 15:07"Современные формы работы по правовому воспитанию обучающихся"
Поддубная Н.Г., Государственное учреждение образования «Центр дополнительного образования детей и молодёжи г.Ляховичи», методист.
Современные формы работы по правовому воспитанию обучающихся
Цель организации деятельности учреждения дополнительного образования по формированию правовой культуры: создание эффективной системы правового воспитания учащихся, способствующей профилактике и снижению уровня правонарушений и преступлений.
В работе с учащимися используются разнообразные формы: индивидуальные, групповые, массовые, в том числе:
уголок правовой информации, где указаны телефоны инспектора по делам несовершеннолетних, участкового милиционера, чтобы учащиеся знали, куда можно обратиться, если нарушены их права;
«Неделя правовых знаний», в ходе которой предусмотрены беседы работников правоохранительных органов, военкоматов; беседы о правах и защите прав ребенка;
объединение по интересам правовой направленности;
экскурсия;
деловая игра;
настольная игра;
дидактическая игра;
правовая игра;
викторина;
решение правовых ситуаций, основанных на знании законодательства по правам ребенка, что способствует выработке навыков законопослушного поведения;
круглый стол;
полилог;
консультация;
лекция;
турнир;
урок-мудрости;
телемост;
правовой хоккей;
лекция-провокация;
правовой аукцион знаний;
правовое занятие-сказка;
занятие-спектакль;
клуб знатоков;
семинар;
конкурсы;
соревнования; олимпиады; дискуссии; показ мультфильмов и фильмов; обзор материала в интернет-пространстве;
тематические вечера;
«перевернутое» занятие и многие другие.
Практика показала, что очень важно научить ребенка использовать правовые знания в реальной жизни, помочь преодолеть трудности и не совершать правонарушения. Учащиеся узнают много о правовых отношениях в обществе: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина. Именно от заложенных знаний в учреждениях образования и в семье зависит гражданская позиция.
В результате системной работы учащиеся усваивают нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, образовании, основные положения гражданского и уголовного кодекса, законов.
Используя разнообразные формы работы, педагоги дополнительного образования:
знакомят участников образовательного процесса с правовыми актами государства;
прививают навыки законопослушного поведения учащимся, умение отстаивать свои права, согласно закона, не забывая о правах других;
воспитывают уважительное отношение к законам Беларуси и убеждают в обязанности их выполнения;
формируют умение применять в конкретных ситуациях полученные знания, поддерживая правосознание у себя и у других.
В результате правового воспитания у учащихся формируются:
нравственно-правовое мировоззрение, мышление;
система нравственно-правовых ценностей и принципов;
уважительное отношение к морали, праву, закону, органам представительной и исполнительной власти, суду, правоохранительным органам;
понимание личностного смысла («значение для меня») нахождения индивида в правовом пространстве, предпочтительности выбора юридических форм и средств поведения.
способность отличать правомерное поведение от неправомерного;
негативное отношение к правонарушениям.

Татьяна Король | 22.02.2022 в 15:10"Король Т,А "ГУО Дворец детского творчества г.Барановичи" Рекомендации для педагогов дополнительного образования по проблемам общения детей с девиантным поведением."
Рекомендации для педагогов дополнительного образования по проблемам общения детей с девиантным поведением
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребёнка или взрослого, педагога или учащегося), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Проблема отклоняющегося поведения связана с тем, что перед подростком стоят достаточно сложные задачи развития (самоутверждение в кругу сверстников, профессиональное самоопределение и др.). От того насколько успешно подросток сможет их решить, зависит его психическое самочувствие и поведение.
Девиантное (отклоняющееся, деструктивное) поведение – это система поступков человека, отклоняющихся от общепринятых культурных, этических, правовых и других общественных норм межличностных взаимоотношений, действий, поступков и высказываний.
Выделяются четыре типа девиантного поведения:
• десоциализированное (плохое отношение с ровесниками, равнодушие к другим, эгоцентризм);
• социализированное (привязанность к своим, однако враждебность к посторонним);
• агрессивное (насилие над другими);
• неагрессивное (устойчивая ложь, прогулы занятий, побеги из дома, наркомания).
Типичными причинами отклонений в поведении подростков являются:
• безнадзорность в семье;
• отсутствие единства в требованиях отца и матери;
• потакание капризам и прихотям ребёнка;
• применение физических мер наказания;
• психологическая изоляция в детском коллективе;
• отрицательная микросреда;
• другие факторы (генетические, социальные, психологические и т. д.).
В семьях всё чаще наблюдается отсутствие эмоциональной близости между родителями и детьми, доверительности, доброжелательности, взаимопонимания. В отдельных семьях дети растут с искажёнными представлениями о смысле человеческой жизни, истинных добродетелях и ценностях.
В ходе организации и проведения учебно-воспитательного процесса особое значение приобретает работа по выявлению подростков, склонных к отклоняющемуся поведению.
Часто признаком отклонений в поведении является отказ ребёнка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости и агрессивности, драчливости, повышенной склонности к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. Испытывают трудность в общении дети с двигательной расторможенностью. У некоторых детей появляется повышенная возбудимость, склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость.
Показателями благополучной для ребёнка являются:
• выраженное удовольствие от общения с близкими людьми;
• уверенность в своих силах, удовлетворение собой;
• умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих;
• ощущение свободы, автономности при общении с родителями.

Агрессивный ребёнок
Агрессивность – свойство личности. Целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения прямого или косвенного вреда тому или иному лицу.
Вспышка ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдается тогда, когда желание ребёнка по какой-то причине не выполняются. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или ограничения со стороны взрослого. Если вы вдруг заметили проявления у ребёнка агрессивности, необходимо тщательно проанализировать её причины, выявить трудности, по возможности устранить их, а затем формировать у ребёнка недостающие умения, навыки, а также установки в отношении других людей. Таков алгоритм работы с агрессивными детьми.
Внимательность и огромное терпение со стороны взрослых – обязательное условие успеха.
Если источником агрессивности ребёнка являются конфликты, то в этом случае взрослым необходимо не только изменить своё отношение к ребёнку, но и научить его бесконфликтно общаться с другими детьми.

Замкнутый ребёнок
Причины замкнутости ребёнка могут носить разносторонний характер. Замкнутость может возникнуть в результате физической или психологической травмы, являться особенностью темперамента ребёнка.
При общении с замкнутым ребёнком необходимо постоянно расширять круг его пассивного общения – например, разговаривать в присутствии ребёнка с кем-то незнакомым или малознакомым, при этом нужно постараться создать такие условия, в которых ребёнок чувствовал бы себя спокойно и безопасно, например, при разговоре держать его за руки или поглаживать по голове.
В процессе постепенного приобщения ребёнка к обществу у него постепенно формируется спокойное и адекватное отношение к общению, совершенствуется речь. Если такой ребенок присутствует в детском коллективе, то он должен стать предметом особого внимания педагога. Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя “принятым” детской группой. Можно незаметно включить его в микрогруппу, в которой он займёт позицию “ведомого”, использовать похвалу и поощрение для начальных форм самоутверждения ребёнка как личности.

Застенчивый ребёнок
Застенчивость – это особенность индивидуально-типологических особенностей личности.
Застенчивость характерна для очень многих людей – как детей, так и взрослых. Наверное, её даже можно назвать наиболее распространённой причиной осложняющей общение. Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее чем самая тяжёлая болезнь тела.
Быть застенчивым – значит бояться людей, от которых исходит, по мнению ребёнка, какая-то эмоциональная угроза.
Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. С возрастом у ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает отдавать себе отчёт в этом своём “недостатке”. Однако осознание своей застенчивости не только не помогает, а даже мешает её преодолеть. Ребёнок не в силах победить свою застенчивость, поскольку он не верит в свои силы, а то, что он фиксирует своё внимание на особенностях своего характера и поведения, ещё больше его сковывает.
Работа по преодолению застенчивости должна вестись согласованно, постоянно и терпеливо. Она требует от взрослых осторожности, деликатности, так как застенчивые дети могут отреогировать на вмешательство взрослых совсем не так, как вы ожидаете. По отношению к таким детям требуется особая тактичность педагога.

Конфликтный ребёнок
Конфликт – это осознаваемое противоречие между людьми, которое требует разрешения. Конфликт – явление, возникающее в результате столкновений, противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений различных людей.
С конфликтным поведением ребёнка можно и нужно бороться. Но в начале важно определить причины конфликтности. Их может быть несколько. Возможно, конфликтность является следствием эгоистичности данного ребёнка.
Если дома, он – безусловный центр всеобщего внимания и малейшее его желание сразу же выполняется, то, разумеется, ребёнок ждёт такого же отношения к себе в детском коллективе и от других людей и, конечно, не получает его. Тогда он начинает добиваться этого, провоцируя конфликты. В таком случае педагогу необходимо не только несколько изменить своё отношение к ребёнку, но и научить его бесконфликтно общаться с другими детьми. К каждому случаю конфликта необходим особый подход. Не следует ожидать момента, когда конфликт, по вашему мнению, сам себя исчерпает. Подобное ожидание может иметь серьёзные негативные последствия.

Безусловно, стратегии управления конфликтом потребуют от педагога постоянного совершенствования собственной коммуникативной культуры, целенаправленного осваивания технологии ненасильственного общения, в котором особенно нуждаются дети с ярко выраженной нестандартностью.
Педагогу при совершенствовании коммуникативных навыков надо придерживаться следующих психолого-педагогических установок:
1. Дети с трудными проблемами или трудные дети чрезвычайно чутко реагируют на фальшь, лицемерие, грубость, вот почему так важно быть предельно искренним и корректным в общении с ними, не давать им невыполнимых обещаний, никогда не лгать!
2. Учитывая обострённую чувствительность детей к восприятию их другими, педагогу дополнительного образования следует постоянно совершенствовать свой экспрессивный репертуар – мимику, жесты, пантомимику, учиться слышать свою интонацию, следить за доброжелательностью её тональности.
3. Среди приёмов, корректирующих поведение ребёнка, важно освоить те, которые будут повышать заниженную самооценку детей с отклоняющимся поведением. К таким приёмам относятся авансирование личности, проявление заботы, моральная поддержка и др.
4. Наказывать провинившегося надо крайне осторожно, руководствуясь правилом – из ряда возможных реакций на проступок выбрать ту, что несёт наименьший заряд насилия. Недопустимо наказывать чувством страха, нежелательно – чувством вины и стыда.
5. Необходимо научиться прощать и как можно больше любить детей.
Личность подростка не всегда формируется по восходящей линии. Поскольку он ещё не имеет устоявшихся взглядов, а существующие нормы и моральные правила поведения пока не стали собственными – его поведение часто определяется случайными обстоятельствами.
Татьяна Король | 22.02.2022 в 15:24"Король Т.А,педагог-организатор "ГУО Дворец детского творчества г.Барановичи". "Золотые правила общения" "
ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ
Уважаемые педагоги!!!
Мы добьемся значительно большего,
если будем относиться к любому человеку, будь то ребенок, коллега или родитель с пониманием, добротой, симпатией и спокойствием, приветливо и заинтересовано!
 Поддерживайте и одобряйте людей при каждой возможности. Похвалы никогда не бывает много.
 Никогда никого не унижайте.
 Если вы хотите, чтобы человек изменился в лучшую сторону, обращайтесь с ним так, как будто он уже обладает хорошими качествами. В этом случае он будет прилагать все силы, чтобы не разочаровать Вас.
 Не выпячивайте собственные сильные стороны. Признавайте свои слабости. Если вы хотите нажить себе врагов, демонстрируйте им свое превосходство.
 Если вы допустили ошибку, извинитесь. Если вы ожидаете порицания от кого-то, опередите его и сами признайте вину.
 Предлагайте идеи вместо того, чтобы отдавать приказы.С понимание относитесь к тому, что порой окружающие могут быть раздражены, уставшими.
 Говорите как можно меньше. Дайте другим шанс выговориться и будьте хорошим слушателем.
 Заставьте человека поверить, что идея принадлежит ему. Если идея хорошая, то не имеет значения, кто высказал ее первым.
 Не перебивайте говорящего даже в том случае, если вам кажется, что они не правы.
 Попробуйте оценить поведение человека с его точки зрения.
 Не доказывайте свою правоту. Даже если вы умнее не показывайте этого. Согласитесь, что вы возможно заблуждаетесь.
 Чаще делайте людям подарки, даже без всякого повода.
 Если вам возражают, сдержите свои эмоции. Найдите в его высказываниях моменты, по которым вы придерживаетесь одинакового мнения.
 Демонстрируйте свою готовность помочь людям.
 Улыбайтесь. Никто так не нуждается в вашей улыбке, как человек, которому в данный момент вовсе не хочется улыбаться.
 Обращайтесь к человеку, называя его только полным именем и никогда по фамилии.
 Постарайтесь, чтобы после беседы с вами (в том числе и по телефону) у человека улучшилось настроение, отношение к себе и к вам лично.
 Умейте прощать, не будьте злопамятными.
 Не скупитесь на комплименты.
Удачи Вам!
Людмила Данилина | 23.02.2022 в 08:46"Русецкая В.Ю., заместитель директора по учебно-методической работе «Формирование психологической и правовой культуры в образовательном процессе в ГУДО «Кореличский районный центр творчества детей и молодежи»"
Вступая в жизнь, молодым людям необходимо быть психологически и практически готовыми к происходящим в обществе изменениям с одной стороны, а с другой – к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах нравственных и правовых норм. В настоящее время у большей части современной молодежи наблюдается уровень психологической и правовой культуры, не соответствующий требованиям времени.
Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении уровня психологической и правовой культуры детей и молодежи, что будет способствовать формированию социально-активной личности, способной грамотно строить взаимоотношения с обществом, государством, другими людьми. Актуальность данной темы определяется особой доминирующей ролью правовой культуры в процессе социализации личности. В современном обществе правовая культура выступает важнейшим компонентом общей культуры человека. Важными целями дополнительного образования детей и молодежи должны стать формирование высокого уровня психологической и правовой культуры, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства, умение отстаивать свои права.
В процессе формирования правовой культуры речь идет о воспитании личности, характера ребенка. Недостаточно сказать ребенку, что он обязан уважать права человека. Необходима специальная тренировка, закрепляющая эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения.
В силу нашего отечественного менталитета и особенностей воспитания, права психологически отчуждены от личности ребенка и существуют для него как некая абстракция. Но уже в школьном возрасте ребёнок в состоянии понять, что, как и всякий человек, он имеет права, хотя пока не может осознать всю их глубину. Правовое образование обучающихся предполагает ознакомление с конкретными и понятными им правами:
-права на достойное существование, выживание, включающие право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство и т.д.
-права на развитие, образование, отдых и досуг;
-права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей-инвалидов и сирот;
-права на свободу слова, мысли и деятельности.
При формировании у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, при развитии уважения и терпимости к другим людям и их правам было важно не только давать детям знания, но и создавать условия для их практического применения. Правовое воспитание направлено на создание условий для приобщения детей к национальным и общечеловеческим ценностям.
Психологическая культура предполагает владение основными психологическими знаниями и умениями, использование их, умение фиксировать и анализировать свои поступки, своё состояние (рефлексия). У человека с развитой психологической культурой сформировано ценностное отношение к человеку, саморазвитию, творчеству и познанию.
Важнейшими компонентами психологической культуры являются:
-понимание ценности и неповторимости каждого человека;
-умение понимать других людей, уважительного отношения к желаниям и интересам других;
-умение владеть собой в различных ситуациях, быть сдержанным;
-умение творчески подходить к решению тех или иных задач.
Для более эффективной работы по формированию психологической и правовой культуры в объединениях по интересам нашего центра творчества детей и молодежи были организованны следующие условия:
- использование в комплексе разнообразных средств и методов воспитания, которые позволили детям глубже осознать гуманную сущность прав человека, его обязанностей, норм и правил поведения;
- создание атмосферы, стимулирующей проявление гуманных чувств и уважительных отношений к праву.
- разработаны и апробированы планы-конспекты разных видов игр, направленных на формирование правой культуры у детей.
- обеспечение преемственности воспитательных усилий педагога и родителей.
Неизменными помощниками в психологическом и правовом воспитании обучающихся являются родители. Только в сотрудничестве, построенном на взаимопонимании и взаимоуважении с родителями своих воспитанников, можно достичь доверительных отношений и положительных результатов.
С целью формирования правосознания родителей проводятся родительские собрания, на которых изучаются права и свободы ребёнка.
На занятиях объединений по интересам проводятся беседы, дискуссии, упражнения, способствующие формированию у детей позитивного образа семьи и семейных отношений (создание коллажей «Вместе интересно!», оформление фотовыставки «Моя семья», конкурсы рисунков «Портрет моей семьи», «Мои друзья», «Настроение» и др.).
Формируя у детей представление о себе, как о полноправных гражданах, воспитывая уважительное отношение друг к другу, окружающим людям, педагоги дополнительного образования нашего центра используют игровую деятельность (подвижные игры, как «Кто позвал?», «Свободное место», «Слушай свое имя и беги куда скажу», дидактические игры «Я знаю 5 имен мальчиков (девочек)», «Подрастающие имена», «Выбери право», «Назови по имени», сюжетно-ролевые игры «Как тебя зовут?», «Радио», «Путешествие», «Знакомство», «Назови ласково», театрализованные игры «Мы – разные», «Мой портрет», «Кто на кого похож», квесты и др.)
Людмила Данилина | 23.02.2022 в 10:22"Инна Ивановна Кузина, заведующий кабинетом учебно-методическим, ГУО «Щучинский дворец творчества детей и молодёжи», «Формирование психологической культуры у родителей в школе раннего развития «Любознайка»"
Одним из актуальных направлений в системе дополнительного образования детей и молодёжи является формирование психологической культуры у родителей, повышение их педагогической компетентности, психологическое сопровождение развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения. Особенно остро встает этот вопрос в преддверии подготовки детей к школе. Отношение к учреждению образования и мотивация к обучению у ребенка зависят не только от усилий педагогов, но и от установок, которые передают ребенку их родители. В этом случаев в выигрышном варианте предстает обучение в Школе раннего развития «Любознайка». Важной положительной стороной такого обучения является то, что в определенной степени снимается тревожность и ребенка, и родителей, так как они постепенно привыкают к процессу обучения и к общим правилам поведения в учреждении образования. Особая функция отводится психологическому просвещению родителей, которое предполагает создание условий для повышения психологической компетентности и формирования психологической культуры. В школе раннего развития родителям предоставляется возможность познакомиться с закономерностями и психолого-педагогическими условиями развития детей дошкольного возраста. Работая над психологическим просвещением родителей, ставится ряд задач:
- познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста;
- создать психологические условия эмоционального благополучия в семье;
- сформировать у родителей потребность в психологических знаниях, желание использовать их в интересах развития ребенка и детско-родительских отношений;
- формировать психологическую культуру родителей, обучая правилам общения, сотрудничества и совместной деятельности со всеми участниками образовательного процесса.
Для формирования психолого-педагогической компетентности родителей используются разнообразные формы. Это консультации, родительские практикумы, мастер-классы, познавательные беседы, открытые занятия. Тематическое планирование направлено на формирование умений и навыков, которые помогают самостоятельно дать ответ на поставленный вопрос, быть гибким в поведении. Информация для просвещения родителей доступна и интерактивна, содержит ответы на поставленные вопросы. Широко практикуется проведение расширенного родительского собрания с участием различных специалистов - логопеда, врача-педиатра, педагога-психолога. Для формирование психологической культуры используются активные методы воздействия: тренинговые занятия, деловые игры, практические занятия с детьми.
Эффективной формой восприятия и усвоения информации для родителей стал семинар-практикум. Семинары-практикумы помогают решать проблемы детско-родительских отношений, способствуют повышению уровня родительского самосознания, рефлексии. Они проводятся по запросу родителей, желающих посетить семинар. Тематика семинара планируется заранее, исходя из пожеланий родителей. Родители обсуждают свои проблемы, ищут решение разногласий, которые возникают в семье при воспитании ребенка, сопоставляют реальные возможности, слушают мнение каждого участника семинара.
Популярны формы работы психологической просвещенности родителей в онлайн режиме. Это странички в социальных сетях, родительские чаты. На сайте учреждения размещены психологические памятки, статьи, ссылки на полезные интернет-ресурсы. Проводятся онлайн – опросы, ведется сбор вопросов и комментариев. Размещается информация о мероприятиях для родителей, публикуются фотоотчёты прошедших мероприятий.
Такие формы работы помогают избежать снижения неграмотного планирования процесса самой подготовки ребенка к школе, помогают ориентироваться в необходимости тех или иных занятий и программ для развития ребенка, а также способствует лучшему пониманию психологических особенностей ребенка в определенный возрастной период.
Полина Смоляная | 24.02.2022 в 15:37"Структура психологической культуры"
Психологическая культура, как особый «срез» общей культуры, имеет свою структуру. В ней сконцентрирован общественно выработанный опыт постижения человека как субъекта, личности.
В структуре психологической культуры личности можно выделить следующие компоненты: 1. знания и умения; 2. психологическая компетентность; 3. ценностно-смысловой компонент; 4. рефлексивно-оценочный компонент; 5. культуротворческий компонент.
Данные компоненты целостно характеризуют культуру человека, в них отражены и в субъективной форме представлены все элементы объективно существующей психологической культуры общества.
Первый компонент культуры человека, включающий психологические знания и умения, представляет собой освоенный язык культуры. Этот компонент можно условно назвать «психологическая грамотность», что означает овладение необходимым минимумом знаний, средств, приемов, способов деятельности, которые определяют осведомленность человека.
Психологические знания и умения входят в более сложный компонент – психологическую компетентность, под которой понимается такой тип организации психологических знаний и умений, который позволяет принимать эффективные решения, адекватно применять полученные знания, использовать прошлый опыт. Компетентность позволяет на основе знаний и умений эффективно решать проблемы, включать знания и умения в жизненную практику.
Ценностно-смысловой компонент психологической культуры представляет собой систему личностно ценных ориентации, стремлений, убеждений, идеалов, позиций, составляющих основу внутреннего мира человека. Ценности психологически культурного человека характеризуются, прежде всего, ценностным отношением, интересом к внутреннему миру человека, психологическому опыту.
Рефлексивно-оценочный компонент представляет собой осмысление и оценку себя, своей деятельности как субъекта психологической культуры. Благодаря рефлексивному механизму человек переходит на новые уровни своего развития, культуры. Рефлексия является обязательным компонентом процессов саморегуляции, самоопределения, самоактуализации, самовоспитания и т.д.
Следующий компонент культуры человека – творческий, который означает, что человек является «творением и творцом культуры». Психологическое культуротворчество имеет множество граней: от нахождения нестандартных решений задач до проектирования собственного жизненного пути.

Литература
Романов, К.М. Психологическая культура личности: учебное пособие / К.М. Романов. – Москва: Когито-Центр, 2015. – 313 с.
Марина Андросова | 24.02.2022 в 15:47"Cоциально-эмоциональное обучение: модное слово или новая концепция в образовании?"
Я предвижу время, когда обычной практикой в системе образования станет развитие наиважнейших человеческих способностей – самопознания, самоконтроля и эмпатии. Когда людей будут обучать умению слушать, улаживать конфликты, поддерживать сотрудничество.

Дэниел Гоулман
«Эмоциональный интеллект»

О важности эмоционального воспитания говорили еще древние философы, и в нашу эпоху оно тоже вышло на передний план. По мнению некоторых специалистов, ребенок до двенадцатилетнего возраста должен научиться трем базовым вещам: умению приспосабливаться, умению работать с информацией, находить точки соприкосновения с любым человеком. За эту функцию и отвечает эмоциональный интеллект, который нужно тренировать.
Понятие «эмоциональный интеллект» – одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. В 2020 году он внесен экспертами Всемирного экономического форума в топ-10 наиболее важных навыков. Активность в изучении эмоционального интеллекта вызвана также процессами, что происходят в настоящее время в сфере образования: в современный образовательный процесс все чаще вводятся такие понятия как эмоционально-интеллектуальная образовательная среда, эмоционально-инклюзивная школа, социально-эмоциональное обучение, эмоциональная компетенция, эмоциональная креативность и эмоциональная одаренность [1].
Социально-эмоциональным обучением (SEL) принято называть приобретение учениками навыков распознавания и управления эмоциями, развития сопереживания и заботы о других, принятия ответственных решений, установления позитивных отношений и эффективного решения возникающих сложных жизненных ситуаций [3].
SEL – не учебная дисциплина, а технология обучения. Ее не стоит выделять в качестве отдельного предмета, как, например, психологию или обществознание. Социально-эмоциональное обучение внедряют в целый учебный план, задача педагога в этом случае – установить крепкую связь с учащимися и спроектировать занятия так, чтобы они стали более личными.
Главная миссия SEL – создание благоприятной социально-эмоциональной обстановки для учащегося и обучение его грамотной работе со своими эмоциями и взаимодействию с другими людьми.
Образовательная технология SEL более продуктивна в контексте безопасной комфортной обучающей среды, поскольку ключевым фактором такой среды являются доверительные и позитивные отношения между учащимися и педагогом, которые способствуют качеству обучения, социальному и эмоциональному развитию и поведенческой компетентности. Поэтому необходимо обучение эмоциональной грамотности.
Одним из важных понятий технологии является эмоциональная компетентность. Российские практики по эмоциональному интеллекту С. Шабанов, А. Алешина дают следующее определение «Эмоциональная компетентность – это набор следующих навыков: умение осознавать свои эмоции, умение осознавать эмоции других людей и умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей» [4].
Выделяется пять основных компетенций, которые учащийся должен развить в процессе социально-эмоционального обучения:
Самосознание. Способность понимать и анализировать собственные эмоции, мысли и ценности, а также то, как они влияют на поведение в различных контекстах.
Самоконтроль. Способность контролировать эмоции и мысли в разных ситуациях, а также умение управлять ими, чтобы достичь поставленных целей.
Социальная осведомленность. Способность понять другого человека и проявлять к нему эмпатию, даже если ваши взгляды, культура и воспитание совершенно отличаются друг от друга.
Отношения с другими людьми. Способность установить и сохранять тесный, здоровый контакт с людьми.
Ответственное принятие решений. Способность принимать конструктивные решения и вести себя соответствующим образом в разных ситуациях.
Одна из главных причин, по которым критикуют SEL, – отсутствие конкретики и четко проработанной методики преподавания, конечные результаты которой очень сложно объективно оценить.
В интернете можно найти немало советов, как сделать классный SEL-урок, и статей о том, как сама методика позволяет педагогам раскрыть свой креативный потенциал.
В контексте занятия при формировании социально-эмоциональных компетенций хорошо зарекомендовали себя следующие методы:
1. Метод вопросов, направленных на осознание собственных эмоций, понимание их причин и последствий. Здесь же обсуждаются мысли, намерения и чувства другого человека.
2. Метод аффективной индукции, заключающийся в описании героя, попавшего в трудную ситуацию. Он побуждает проявлять сочувствие.
3. Метод моделирования, когда герои получают положительную оценку за просоциальное поведение. Через идентификацию с ними усваиваются образцы поведения.
Учащиеся также могут формировать просоциальное поведение через благодарность и уважительное отношение. Например, написав письма родителям, бабушкам и дедушкам со словами признательности за уроки игры в шашки, за поездку на море, за добрые слова или вкусные завтраки. Эмпирические исследования показывают, что более активную социальную позицию занимают именно благодарные дети.
4. Метод социальных проблемных ситуаций предполагает, что с детьми сначала обсуждаются эмоциональные переживания героя, потом находится способ решения проблемы.
5. Визуальные методы формируют способность распознавать эмоциональные состояния других людей. При этом можно обсуждать репродукции, кадры кинофильмов не только в стенах учреждения образования, но и на выставках.
6. Ролевые игры, позволяющие детям «прожить» переживания другого человека, отработать навыки эмоциональной поддержки.
При этом обучать эмоциональному интеллекту должны педагоги, которые сами владеют развитым эмоциональным интеллектом. Практика показывает, что для образования педагогов наиболее эффективны форматы сессий, онлайн-обучения, выездов для обмена международным опытом. Говоря о важности эмоционального интеллекта, нельзя не отметить, что педагоги с развитым эмоциональным интеллектом лучше справляются со стрессами и менее подвержены профессиональному выгоранию.
В идеале в процессе создания эмоционально-интеллектуальной образовательной среды должны участвовать три стороны: дети, родители и учреждения образования. Вовлечение родителей в этом случае – залог эффективности.
Список использованных источников:

1. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с.
2. Гоулман, Д. Г. Эмоциональный интеллект \ Д. Г. Гоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой. – 2018. – 544 с.
3. Наймушина, Л. М. Социально-эмоциональное обучение как новое направление развития педагогической науки и практики / Л. М. Наймушина. – М., 2019. – С.41-48.
4. Шабанов, С. Эмоциональный интеллект: российская практика / С. Шабанов, А. Алешина. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 426 с.

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять сообщения на форуме!